К палаткам, друзья! Ведь завтра в поход!

Пишет RiskADV, 26.05.2015 18:00

Весна потихоньку передает эстафету лету, а значит все больше людей проводят уикенды в походах. Кто-то предпочитает тихий пикник на берегу озера, а кого-то тянет в горы. Но и тем, и другим нужна палатка. С многообразием моделей нам помог разобраться инструктор по горному туризму, эксперт PRO магазина "Спортмастер" Владимир Музланов.
К палаткам, друзья! Ведь завтра в поход! (Путешествия, спортмастер, палатки, кемпинг, треккинг, как выбрать палатку, новичкам)

- Все палатки можно разделить на два больших типа: кемпинговые (предназначены для длительных стоянок на одном месте) и трекинговые (горный туризм, трекинг), - говорит Владимир. - Кемпинговые палатки предназначены для длительных стоянок на одном месте. Они наиболее просторные и тяжелые, из-за чего не подходят для пеших походов.

Трекинг же подразумевает длительное путешествие в более жестких условиях. Выходя на уровень выше зоны леса, мы попадаем под серьезные ветровые, дождевые и снеговые нагрузки. Палатка становится снаряжением, которое позволяет нам выживать в этих экстремальных условиях. Тут уже каркас должен обладать повышенной прочностью. Ни о каком стеклопластике речи не идет, только алюминий. Водонепроницаемость тента должна быть не ниже 3 000 мм (у дна еще выше, порядка 10 000). Может случиться, что людям придется жить в палатке безвылазно в течение нескольких дней, всякое бывает. Поэтому полезный объем и жизненное пространство должны позволять это делать с максимально возможным комфортом. Обязательное требование – наличие тамбуров. Если "за бортом" снег, ветер и дождь, то именно туда переноситься вся активность: готовка, ремонт снаряжения. В спальном пространстве манипуляции с горелкой, острыми предметами небезопасны.

Разберем несколько моделей палаток обоих типов. Начнем с кемпинговых вариантов.

КЕМПИНГ

NordwaySky 3

Эта модель подойдет даже для походов, не только для кемпинга. Установку можно произвести в базовом лагере в спокойной местности, куда вы будете возвращаться после радиальных походов на вершину. Палатка предназначена для максимально комфортного отдыха. Производитель заявляет ее как трехместную, однако тут и четверо туристов будут себя вполне вальяжно чувствовать. Тамбур настолько большой, что может использоваться как полноценное жилое пространство, дополнительное спальное место можно организовать на раз. Однако есть и ряд минусов. Из-за того, что палатка высокая, ее сопротивляемость ветру крайне низкая. Устанавливать нужно в безветренном месте. Главное тут – удобство. А с этой характеристикой полный порядок: водонепроницаемость 5000 мм, хорошая вентиляция (два отверстия в тамбуре и дыхательное окно в спальном пространстве), масса карманов, крючков для размещения снаряжения. Приличный вес совсем не страшен. С такой палаткой идут обычно большой компанией.

NordwayRoyalHouse

Очень популярная модель для кемпинга. Собирается за 5-10 минут. Это даже не палатка, а тент, но чрезвычайно удобный, просторный. Компания в 8-10 человек в ней спокойно разместится. Можно поставить столы, стулья, шезлонги. Неплохо защищает от дождя. Сетчатый тент во время ливня закрывается откидными стенками. Все швы проклеены. Прочная металлическая конструкция.В походе может использоваться в качестве командирской палатки, столовой, кухни.

MerellImatra 5

Вариант посерьезнее. Я бы ее посоветовал тем, кто отправляется на кемпинг с детьми. Для них в палатке есть отдельная спальная зона. Еще одна рядом – для взрослых. Огромный тамбур можно использовать в качестве столовой. Качественные материалы каркаса и тента. Высокие потолки в полный рост. Продуманная система сборки и установки. Знаю, что Imatra используют многие дайверы. Есть где переодеться, оставить баллоны, экипировку. Места предостаточно.

ТРЕКИНГ

VaudeSpaceL 3P

Перейдем к моделям посерьезнее. Это классическая 3-местная трекинговая палатка. Яркий пример усиленного каркаса: четыре дуги, перекрестная точка сверху. Есть несколько дополнительных ветровых оттяжек (петель), что вкупе с вышеобозначенным обеспечивает неплохую ветроустойчивость. Дуги сделаны из алюминия. По ТТХ альтернативы этому материалу нет. Его преимущество над стеклопластиком – ремонтопригодность и вес, дуги из алюминия они легче. Элементы каркаса соединены резиновой стяжкой. Ее достаточно развязать и заменить сломанную часть на новую. В комплекте идут ремонтные трубочки. Опытные команды просто носят с собой дополнительную стойку. Очень хорошо продуманы карманы для дуг, на установку палатки уйдет не так много времени. В условиях сильного дождя можно поставить сначала внешнюю палатку и лишь потом, по сухому, под ней установить внутреннюю. Материал тента – нейлон, усиленный системой ripstop (в структуру материала вплетаются нити большего сечения – прим. ред.). Если вдруг в тенте будет прокол, порез, он не будет расползаться. Сверху тент покрыт слоем силикона для лучшей защиты от влаги. Это более технологично, силикон лучше выдерживает воздействие ультрафиолета, сопротивление снегу и воде резко возрастает. С огнем нужно быть очень осторожным. Готовка должна производиться в тамбуре. Тут у вас снежное или земляное покрытие, бутылку с водой рядом нужно поставить. На всякий пожарный.

Сам тамбур относительно большой. В нем можно неплохо существовать и выполнять все необходимые работы. Не менее важное значение имеет конфигурация выхода. Случается, что палатку надо покидать в аварийном режиме. В Space L 3P с этим полный порядок. Здесь 2 выхода, оба широкие, открываются как сверху, так и снизу. Три человека с двух сторон смогут из нее беспрепятственно выскочить. Внутри множество карманов, крючков, полезных отсеков для удобного хранения всего необходимого.Вентиляция приличная. Дыхательные отверстия дублируются и на внутренней палатке. Весь конденсат уйдет наружу, а внутреннее жилое пространство останется сухим и комфортным. Относительно легкая – 3,7 кг, в собранном виде – компактная. Эльбрус с ней покорять я бы не стал, там нужна усиленная штурмовая палатка с 6 и более дугами. Но для легкого и среднего трекинга она подойдет идеально.

OutventureHorten 4

Применяется для несложного трекинга. По конструкции очень схожа с Space L 3P: перекрестные дуги с силовой точкой, наличие усиливающих оттяжек. То же устройство тента: можно устанавливать сначала внешнюю, а затем внутреннюю палатку. Здесь также два выхода, правда, расположенные уже не перпендикулярно, а вдоль оси, что не отменяет возможности быстрого и безболезненного экстренного покидания. Открывающиеся и закрывающиеся дыхательные отверстия, оборудованные жесткой распоркой. Внутри карман для очков и бьющихся предметов, крючок для осветительного прибора. Единственное отличие – качество материалов. Тент из полиэстера покрыт не силиконом, а полиуретаном. Соответственно водонепроницаемость палатки несколько падает, хотя плетение ripstop присутствует. Каркас из алюминия, легкий. Цена с аналогом от Vaude разнится более чем в два раза, что радует.

У Horten целых два тамбура: один - большой для готовки, второй у другого выхода – поменьше для хранения вещей. Не нужно все складывать в спальном пространстве или на улице. Дно выдерживает приличные нагрузки. Но на него, как и в любой палатке, нужно стелить карематы (туристические коврики из вспененного материала). Полезная штука. Помимо тепла получите хорошую амортизацию. Без них спать нельзя!

OutventurePeak 2

Очень интересная модель, штурмовая. Нетривиальная конструкция каркаса -от центральной дуги расходятся две стойки, и одна поперечная дуга идет по верху. Быстро собирается, без множества кармашков. Невысокая. Очень ветроустойчивая палатка, но при этом невероятно легкая (2 кг). За счет усиливающих оттяжек можно прочно прикрепить ее к земле, льду, снегу. Тент выполнен из нейлона, покрытого силиконом. Каркас алюминиевый с защитным покрытием. Есть два широких выхода, расположенных перпендикулярно оси. Неплохая система вентиляции (два дыхательных окна). Крючок для осветительных приборов. Внешний слой накидывается сверху. В данном случае комфорт вообще на втором месте. Маленький тамбур, но достаточный для горелки. Минимум карманов и внутренних навесов. Зато ни ветер, ни дождь ей не страшны. А оранжевый цвет хорошо заметен с вертушки в случае спасательной операции.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Думаю вам, опытным туристам, не стоит напоминать, что перед походом палатку нужно обязательно проверить, подготовить: осмотреть дуги, петли, тент на момент разрывов. После похода ее нужно просушить. Ну а если вы только покупаете экипировку, отнеситесь с должным вниманием к выбору снаряжения.