Суровая крымская весна
Что чувствует человек, очутившись после неожиданно солнечной московской весны посреди по-питерски промозглой осени? Когда, продравшись сквозь сплошную пелену тумана, слышишь: "дамы и господа, наш самолет приземлился в аэропорту "Симферополь", погода хорошая, температура +1".
Каково это: после теплой Москвы очутиться в зябкой дождливой Ялте, где, не важно, какая куртка на тебе надета, и сколько градусов на термометре: нет солнца - сырой холод продирает сквозь одежду до костей. А если редкое солнышко и появится, то ледяной ветер тут же обдаст снежной крупой, мол, не расслабляйтесь! Лохмотья свинцовых облаков мочалят заснеженные кулуары Крымских гор, сизо-зеленые волны пытаются расколоть парапет набережной, ливень, не дождь, именно ливень, залпами налетает в обнимку с ветром на озябших прохожих, выворачивая зонты и срывая капюшоны. Что думает, что ощущает глядя на всю эту стихию человек, приехавший в Крым лазать? Оказывается, ничего. В отпуск - как по будильнику на работу: звонок - подъем и вперед. Без чувств и мыслей - они придут потом, важно лишь двигаться, не поддаваться соблазну уныния.
Удивительно, но в самые жуткие моменты ялтинской непогоды в 20 минутах езды, на Никитских скалах может быть вполне себе комфортно. Комфортно, по меркам крымской весны: почти сухо, слегка солнечно. Ветер не в счет – как говорится, продувает «до самых кишОк», когда веревка дугой, когда чуть не сбрасывает с ключа!
В такие "погожие" дни важно тщательно и долго разгонять кровь, особенно в пальцах. Лазать приходится по-боулдеринговому быстро, что бы страхующий не околел, перебирая веревку стылыми руками. Пострахуешь, намерзнешься – твой черед: ввязываешься, обуваешь тапки (впервые в жизни - на носки) и, сняв с себя теплую куртку, отдаешь ее вместе с остатками тепла напарнику, тому, кто будет страховать – задача не дать ему остыть быстрее, чем вылезешь трассу (зависы – страшный сон страхующего)! Итак, пара хлопков в ладоши – и вперед! Без куртки чувствуешь себя голым. Холодные стартовые зацепки. Дубовые пальцы ног и рук. Три перехвата – и становится теплее. Первая оттяжка. Вторая. Уф! Жарко! Дальше! Еще пара перехватов – и ты за рамками «тепловых ощущений», категорий «тепло-холодно», ты в объятьях высоты – лучшего способа забыть о заботах.
На стене ощущения странные: камень вроде ледяной, а пальцы горят! Но это когда нормально разогреешься - пока пальцы холодные, рельеф не чувствуется, ощущаешь лишь боль, и не важно, мизер или ручкан, не понятно, сорвешься или удержишься!
Начинаешь мыслить о погоде новыми, непривычными категориями:
- Снег! Ура! Снег это лучше дождя - сухо!
- Ветер! Класс! Просушит стену после дождя!
И немного завидуешь тем, кто на соседнем секторе ИТОшит в перчатках...
И удивляешься, КАК в этом холоде могли распуститься деревья!
Лазать можно - было бы сухо. Да и когда дождить лишь только начинает, стена еще долго остается сухой (если, конечно, это не совсем лежащее пузо) - капли вместе с потоками воздуха обтекают скалу, летя вдоль стены, не касаясь ее. Стоишь вплотную к стене, смотришь, как со всего неба на тебя летят отчетливо круглые капли, летят и не попадают, лишь жалко смотреть на то, в какой «каше» лежит мокрая веревка.
А уж если повезет, то в редкий день солнечного безветрия скала становится теплой, пальцы не немеют, и лазать становится настолько комфортно, не хочется даже слезать! Уж если выпадает солнечный день - какой живой становится стена! Какими яркими становятся краски и эмоции! Как жужжат шмели, спариваясь на лету по трое! Снуют и кричат птицы! Играют тени! Радуется глаз! И Камень реально Красный! И море – синее и небо голубое... Так и рисовалась крымская весна в предвкушении отпуска. Жаль, таких дней на наш длинный отпуск выпало максимум 5. Но ведь они были – значит, поездка не зря!
А еще удалось выкроить маленький кусочек полноценного боулдеринга: спасибо ялтинскому магазину Геккон за «прокат» мата! В Гекконе нам также дали гайд-бук по району «Уч-Кош». Но пощупали мы камни на горе "Крестовая" (от остановки «Ореанда» идешь к камням вдоль бесчисленных бочек винзавода под «а капелла» церкви Ай-Никола). По стечению обстоятельств нижнюю дорогу размыло, и ехать пришлось через Гаспру. Место красивое! Камни классные! Маршруты пронумерованы – с ходу по гайду находим разминочный камень (спасибо Сергею Ковалеву за гайд "Крымские хитрушки").
Единственное – теперь на Крестовой очень грязно: кругом битое стекло, окурки, даже обрывок куртки и обломок кресла. Когда видишь всю эту помойку под чудесными камнями, на моря и фоне красивейшей Ай-Николы, становится грустно. Особенно удручает количество стекла – под некоторые камни мат не положить! И весь этот апокалиптический эффект усиливает постоянное фоновое пение псалмов из соседней церкви. Красивое пение! Но не для боулдеринга!
В Никитах удивили станции на единственном шлямбуре: нет привычных цепей, хотя, конечно, хочется верить, что засверлены они очень глубоко. Раньше в мою память глубоко врезались «крымские шлямбуры» – «консервные» подернутые ржавью железочки Морчеки, в которые втиснется не всякий карабин. Теперь, наверное, запомнится "никитские станции" – со спусковым карабином на одном единственном шлямбуре.
А под Красный Камень могут неожиданно нагрянуть МЧСовцы: с палатками, сценой и показательными выступлениями: учения! Везде палатки, машины. На въезде – стог одеял и подушек. По склону ползает ВЕСЬ автопром: и старинный Зил-Колун, и десантный Газик-Шишига, выкрашенный белой краской прямо поверх врожденной хаки, и чистенькие новомодные пожарные мерседесы. Из двух пожарных машин одна может застрять, а вторая сломаться – но это не беда: Зилы легко чинятся, а Мерседесы – легко вытягиваются тросом. Такое неожиданное развлечение для детей! А еще дурманящие тушоночно-гречневые запахи походно-полевой кухни, очень заметные, если лазать весь день без обеда…
Красный камень удивил порядочностью встреченных там людей – забытые скальники, вместо того, что бы быть украденными, были аккуратно спрятаны в расщелину. Спасибо тебе, незнакомец!
В общем, это одна из тех поездок, которые планировались пройти совсем по-другому. Но погода без сантиментов напомнила всем нам о месте человека во вселенной. И хотелось было уже окончательно расстроиться, пожаловаться на судьбу и сказать «да чтоб я еще сюда поехал!», как под конец отпуска все-таки выглянуло долгожданное солнце. Вся наша компания разъехалась, страховать некому – и тут опять выручил магазин «Геккон» – там встретился напарник, с которым мы отлично полазали. И этот последний, прохладный, ветреный, но такой солнечный день поменял весь вектор впечатлений об отпуске. Крым – спасибо тебе за весну!