Каждый год мы с друзьями ходим на зимний Эльбрус

Пишет Nesterova Elena, 19.03.2015 18:03

Каждый год мы с друзьями ходим на зимний Эльбрус (Альпинизм, экспедиция, кка)

«Каждый год мы с друзьями ходим на зимний Эльбрус. Если наступил конец февраля, и мы на большой снежной Горе, значит, все нормально, год начался и можно спокойно жить дальше. Да по нам гуси скоро сверяться начнут – о, краснодарцы на Эльбрус поехали, скоро и нам лететь на юг, весна близко!

Хорошая традиция. Новички впервые знакомятся с высотным альпинизмом, бывалые проверяют свои пороховницы. Для начинающих, конечно, февраль не лучший вариант знакомства с Эльбрусом, летом все-таки помягче, но народ не хочет ждать до лета. А мы и не против. Кто проходит через суровое начало и остается, еще больше укрепляется в своей любви к горам. Наша задача – сделать это начало безопасным, а дальше горы сами все сделают с душами этих доверчивых и ничего неподозревающих наивных новичков.

Раньше (впервые члены клуба стали участвовать в этой традиции в 1994г, когда клуб еще был в Армавире) Эльбрус стоял в годовых планах клуба только в феврале. Летом все силы тратились на сборы в более сложные горы. А зимний Эльбрус всегда рассматривался как подготовка к будущим мечтам. Сейчас же альпинизм в клубе все увереннее скатывается к более любительскому уровню, и эльбрусские программы становятся все более востребованными. Для многих людей Эльбрус представляет конечную цель своей альпинистской жизни, а кто-то с него начинает и дальше продолжает, не сильно повышая техническую сложность своих восхождений. И это нормально, у каждого своя дорога. Мы добавили пару летних Эльбрусов в клубную программу. Но так как мы не хотим превращаться в фирму по коммерческому альпинизму, то у нас эта гора или зимой, или летом с севера. Мы хотим ходить на нее в свое удовольствие, хоть и много раз. Восхождение летом с юга удовольствие сомнительное, если есть с чем сравнивать и ты не впервые на Горе.

В этом году нас было девять – пятеро новичков и четверо с различным опытом восхождений. Праздники удачно расположились, и мы удобно втиснули экспедицию от выходных до выходных, захватив и эти самые выходные. На этот раз я решил немножко изменить привычную тактику. Большей частью раньше мы гнали всю ночь из Краснодара, утром приезжали на Азау и сразу забрасывались на Бочки. Иногда одну ночь ночевали внизу для более щадящей акклиматизации. На этот раз я решил совместить оба эти варианта: на Бочки не поехали, но и внизу не остались. Забросились с утра на Старый кругозор и поселились в «Чипере». Уже не внизу, но еще не так высоко. И для акклиматизиции лучше, и последняя ночь с душем и туалетом перед бочками.

На следующий день забросились на Гара-баши, в домик Махо, и уже 6 ночей базировались там.

Каждый год мы с друзьями ходим на зимний Эльбрус (Альпинизм, экспедиция, кка)

По дням наш график выглядел следующим образом (возможно, кому-то пригодится при планировании):

20 февраля – в 22.30 выехали из Краснодара;

21 февраля – в 7.00 приехали на Азау, забросились на Старый кругозор (3000м) в отель «Чипер», поспали, после обеда сходили пешком до Мира (3500м) и обратно, кто-то скатился на лыжах-борде;

22 февраля – забросились на Гара-баши (3750м), после чаепития вышли на акклиматизацию и поднялись до конца гряды выше Приюта-11 (4400м);

23 февраля – поднялись до середины Скал Пастухова(4600м), устроили ледовые занятия;

24 февраля – день отдыха, ходили пешком на Мир и обратно, катались на лыжах-бордах;

25 февраля – поднялись на Скалы Пастухова и прошли метров двести вверх (примерно 4900м);

26 февраля – день отдыха, бездельничали на Гара-баши, я сходил на Западную вершину;

27 февраля – восхождение, три человека вышли примерно 1.30, пятеро в 2.30, в 13.00 Роман Лукьяненко, Алексей Шишкин и я были на Восточной вершине, Коля Мешков к тому времени уже давно убежал вниз после вершины, Катя Дейкина и Андрей Федосов поднялись в седло и прошли чуть выше хижины Red Fox, Никита Ушаков с середины Косой полки повернул, Лена Жежель замерзла еще ночью под Скалами Пастухова и ушла вниз.

28 февраля – спустились на Азау, душевно пообедали в «Когутае» на Чегетской поляне и к полуночи были в Краснодаре.

Скажу без ложной скромности, этот график близок к идеальному на этой Горе. Он позволяет любому среднеразвитому человеку набрать акклиматизацию и подготовиться к восхождению. А там уже, как говорится, кто как в школе учился :)

Каждый год мы с друзьями ходим на зимний Эльбрус (Альпинизм, экспедиция, кка)

Нам крупнейше повезло с погодой – целую неделю ясно и солнце. Не часто так выпадает на зимнем Эльбрусе. И именно погода не редко нас заставляла ломать график акклиматизации и выходить раньше срока на восхождение, а зачастую вообще не выходить. Поэтому мы уже привыкли относиться к зимнему Эльбрусу философски – важен сам факт экспедиции, иначе год не начнется, а вершина вполне вероятный, но не обязательный бонус в этой игре.

На этот раз погода нас баловала, и где-то даже обманула своим великолепием, а вот в день восхождения решила проверить на крепость. Обманула погода своей несуровостью Лену, которая решила, что у нее такие теплые «пластики», что химические грелки можно не использовать. И повернула вниз из-за того, что ноги замерзли.

В день восхождения был очень сильный ветер. Накануне, когда я ходил на Западную, ветер начался только в седле, а тут он дул с самого низа. Я даже, подходя к Косой полке, подумал, что сегодня не наш день, к сожалению.

Уже рассвело и встало солнце, но я лично не мог согреться. У меня отличные Zamberlan Denali 6000, но мои отмороженные пальцы даже с химическими грелками посылали мне отчетливые сигналы, что может «ну его нафиг». Было обидно, т.к. я видел, что ребята неплохо идут, и прошли уже самую психологически трудную часть. А надо заметить, что шли мы пешочком, без ратраков, как нынче модно. Я ожидал, что альпинисты, которые вышли с Приюта-11 и шли впереди нас начнут поварачивать с Косой полки из-за мороза, но этого не происходило. Мы только еще ночью под скалами встретили пару человек, повернувших вниз. Как ни странно, парень сказал, что он сорвался выше скал на льду и пролетел какое-то расстояние. А странно потому, что дорожка шла по хорошему фирну, и делать на льду сбоку было нечего. Наверное, в темноте ошибся.

В общем, народ с Косой не поворачивал, а мы уже подошли к началу полки, и надо было определяться. Я видел, что мои-то не очень хотят вниз. Меня это настораживало и слегка беспокоило, т.к. команда всегда должна чувствовать себя хуже, чем их лидер, а тут какой-то бунт из хорошего настроения, желания и сил идти дальше. У меня был только последний аргумент в этой ситуации – новенькая пуховка Red Fox Ultra Light 2, вся такая голубенькая, аккуратно сложенная в мешочек в рюкзаке за спиной. Все к тому времени уже шли в пуховках, один я в мембране. «Может одеться?» - подумал я. И, о чудо, и солнце стало как-то лучше светить, и Косая показалась уже не такая крутая, и после чаепития мы решили «прогуляться» дальше. Во время отдыха я увидел, что мы можем сделать замечательную иллюстрацию к пуховкам Red Fox, профессиональный интерес и использование ситуации ведь никто не отменял . На нас были четыре разных модели - Extreme Pro, Extreme XX, West Face и Ultra Light 2. Общее было одно – все себя чувствовали комфортно и в тепле. Среди нас был один «перебежчик» в North Face, ему и выпало делать этот кадр.

Каждый год мы с друзьями ходим на зимний Эльбрус (Альпинизм, экспедиция, кка)

Вообще, помню эти разговоры, когда появились мембранные куртки, что теперь пуховки свое отжили, т.к. с ветром эти куртки отлично справляются, а тепло под ними буду сохранять различные утеплители из флиса. Оказалось, с хорошим ветром не справляются никакие мембраны с утеплителями. Их не продувает, но ты мерзнешь, и тебе не до формулировок.

Хорошая пуховка в арсенале альпиниста должна быть. Я всегда последние годы на зимний и летний Эльбрус носил с собой Everest Micro Light. Это такая небольшая курточка, можно сказать свитер, специально сделанный для Гималаев и Каракорума, в кулак сжимается в свернутом состоянии. Зачастую именно носил, а не одевал. Почему-то всегда до последнего использую polar и мембрану, а пуховку держу уже на совсем реальный дубарь. И тогда натягиваю бедную мою пуховочку поверх всего. И в городе тоже в ней хожу всю зиму, у меня их две. Но вот в ноябре померзли мы шедеврально на Казбеке, и решил я, что надо чего-то серьезнее иметь в рюкзаке. Ну как серьезнее? Хотя бы грамм на 150 пуха побольше чтоб было. Носить без дела тяжелую вещь в рюкзаке я не такой сильный, поэтому выбор пал на Ultra Light 2. А выбирать было из чего!

И вот согрелись мы в своих пуховках и пошли дальше. Пришли в седло, а там уже нас в руковицах не удержишь. Холодно, конечно, было, но там уже надо терпеть. На вершине сделал несколько снимков Ромы с Алексеем и прихватил реально пальцы. До седловины не мог согреть руки в руковицах. И сейчас уже по приезде три пальца на правой руке так и не отошли до конца – немеют и слегка болят. Но это уже и привычно как-то стало.

Каждый год мы с друзьями ходим на зимний Эльбрус (Альпинизм, экспедиция, кка)

Таким у нас получился этот зимний Эльбрус. Солнечным, веселым, морозным и удачным. Жили у Махо в тепле и уюте. Набрали с собой фильмов и смотрели каждый вечер по 2-3 штуки. Варили глинтвейн после восхождения. Постоянно хвастались вконтакте где мы, куда ж без этого. Строили планы на будущее. А больше всего я завидовал тем, кто впервые побывал в Приэльбрусье и на самом Эльбрусе. Горы, быт, акклиматизация, восхождение, рассказы и байки бывалых – все такое новое и интересное, все впервые, это супер. Это запоминается на всю жизнь, и у многих это лучшие воспоминания молодости.

Вольно было бы предположить, что всем участникам команды понравилась эта небольшая экспедиция, и это действительно так. Теперь все ждут летний Эльбрус с Севера. Ну что ж, лето не за горами!»

Олег Афанасьев, Управляющий магазина «Red Fox – Краснодар», Президент «Краснодарского клуба альпинистов «Стремление»

Спонсоры «ККА «Стремление» - Red Fox, Zamberlan, Rock Empire.