Dawn Wall: немного подробностей
14 января в начале четвертого дня Томми Колдвелл вщелкнул оттяжку в станцию 31 веревки (или 32 для него) маршрута Dawn Wall. Всего 12 метров простого лазания III категории, которые отделяли счастливого Колдвелла от 25 человек, ожидавших команду на вершине. Тем не менее, он терпеливо прождал еще 16 минут, которые понадобились Кевину Йоргесону, чтобы пройти этот участок категории 7b. Они обнялись. Ведь они смогли ЭТО сделать.
©Corey Rich
Под ними простирался сложнейший бигволл мире. Около 900 метров и 32 веревки (31 для Кевина Йоргесона), из которых две подряд имеют категорию 9а. Маршрут проходит по Mescalito, а также по New dawn с отклонениями, связанными с поиском наилучших вариантов для прохождения свободным лазанием. Это восхождение уже вошло в историю, не только из-за рекорда, но и почти беспрецедентного внимания со стороны прессы. Сравниться с ним может, пожалуй, только самое первое восхождение по этой стене, совершенное в 1970 г. Уорреном Хардингом и Дином Колдвеллом по Wall of early morning light.
История вопроса
Идея проекта Dawn Wall появилась Томми Колдвелла (которому сейчас 36 лет) в 2007 году. К тому моменту он уже вылез свободным лазанием четыре маршрута на Эль-Капитане (Lurking Fear, Dihedral Wall, West Buttress и Magic Mushroom). Томми сразу понял, что предприятие простым не будет, и проект невозможно сравнить с чем-то, что он делал до сих пор.
В 2009 году к проекту присоединился Кевин Йоргесон (сейчас ему 30 лет), у которого не было опыта стеновых маршрутов. На тот момент все его достижения были связаны с боулдерингом. Он сразу же был покорен Рассветной стеной (так можно перевести с английского Dawn Wall).
С тех пор не проходило ни одной осени, чтобы два скалолаза не посвящали этому проекту какое-то время с достойной восхищения настойчивостью. Можно сказать, что они сражались со стеной, и эта война не обходилась без ранений. В 2011 году Кевин Йоргесон травмировал связки лодыжки при срыве на 16 веревке (Dyno Pitch). В 2013 году Томми повредил ребро, когда на него сверху упал плохо закрепленный на станции баул весом почти 15 г.
И что в итоге?
Долгожданный успех пришел в сезон 2014-2015. На этот раз Колдвелл и Йоргесон смогли пробыть в Йосимити гораздо дольше благодаря необычайно благоприятным погодным условиям. Ведь обычно снегопады и холод сгоняли скалолазов со стены в декабре и даже в конце ноября.
Заключительная попытка была начата 27 декабря и продолжалась 19 дней. Первую треть маршрута Томми и Кевин преодолели быстро. 7 веревка стала первой из полудюжины участков категории 8b+ и выше. С ней они справились без проблем, как и с более требовательным 10 участком (также 8b+). Но уже на 8 веревке парни сообщили, что острые зацепки сточили в ноль кожу на пальцах, и это обстоятельство в итоге сыграло ключевую роль.
Наиболее проблемными для Колдвелла и Йоргесона стали веревки с 12 по 16, которые представляют собой длинные траверсы влево. 12 участок, получивший название Molar Traverse, имеет категорию 8с (четвертый по трудности участок на Dawn Wall).
Затем все внимание скалолазов сконцентрировались на ключе: 14, 15 и 16 участках. Оптимизм взлетел до небес, когда они играючи вылезли самую трудную 14 веревку, которую окрестили First Traverse (9а). Именно тогда Томми и Кевин впервые на маршруте работали ночью, после чего это стало для них обычным делом.
Томми на участке The First Traverse, страхуемый Кевином
©Tommy Caldwell/FB.com
Однако эйфория быстро улетучилась на 15 веревке (вторая 9а), которая завершает секцию Grand Traverses. Томми Колдвелл легко вылез ее, но у Кевина дело застопорилось, в чем он винил плохое состояние кожи на пальцах. Ему понадобилось семь дней на то, чтобы справиться с этим участком.
Кевин на 15 веревке
©Corey Rich
В течение этих дней Томми не бездельничал, а работал на оставшихся сложных участках маршрута вплоть до Wino Tower. 16 веревку, знаменитую Dyno Pitch с двухметровым супердинамичным движением, он вылез по варианту Loop Pitch, который заключается в том, чтобы немного приспуститься, обойти этот участок и выйти на основную линию выше. Этот вариант добавил веревку 6с+ к маршруту и понизил категорию 16 участка за счет исключения динамичного движения категории 8с+.
Когда Кевин, наконец, вылез 15 участок, он без колебаний принялся за Dino Pitch и сумел справиться с ним со второй попытки. Стряхнув невероятное напряжение, которое накопилось за дни простоя на 15 веревке, Йоргесон быстро пролез участки, отделявшие его от отметки, которой сумел достичь его напарник.
С Wino Tower Томми и Кевин потратили всего два дня на то, чтобы преодолеть одиннадцать веревок категории до 7с+, остававшихся до выхода на вершину. Без сомнений, они торопились, опасаясь ухудшения погоды, - единственного, что могло помешать им достичь цели.
Критика…
Первопрохождение Dawn Wall вызвало много споров. Ряд местных скалолазов критиковали излишнее внимание прессы и настоящую осаду, которой подвергся Эль-Капитан.
Также критике подверглась логистика проекта: действительно, Томми и Кевин провели на стене 19 дней, но при этом команда поддержки доставляла им припасы и снаряжение, а также забирала отходы и мусор.
Наконец, много разговоров велось касательно тактики или стиля восхождения. Колдвелл и Йоргесон практиковали стиль, характерный для Йосимити. Он заключается в том, что все веревки пролезают свободным лазанием оба члена связки: как лидер, так и второй номер. При этом нет необходимости пролезать все участки первым номером, как требуют пуристы. Любой срыв обязывает скалолаза вернуться к предыдущей станции и повторить участок с самого начала.
Маршрут: 1 – 7b, 2 – 7c+, 3- 8a+, 4 – 7b, 5 – 7c, 6 – 8a+, 7 – 8b+, 8 – 8b, 9 – 8a+, 10 - 8b+, 11 - 7b, 12 - 8c (Molar Traverse), 13 - 7c, 14 - 9a (The First Traverse), 15 - 9a (второй из The Grand Traverses), 16 - 8b+ (Loop Pitch Томми Колдвелла в две веревки 6c+ y 8b+) или 8c+ (Dyno Pitch Кевина Йоргесона), 17 - 8a+, 18 - 8a+, 19 - 8a+, 20 - 8b, 21 - 7b+, 22 - 5c, 23 - 6c, 24 - 6c, 25 - 7a, 26 - 6c+, 27 - 7b+, 28 - 7b, 29 - 7b, 30 - 7c+, 31 - 7b.
Источник: Desnivel.com
Перевод: Евгения Андреева
- не совсем "на него". Баул был привязан за другой конец веревки к обвязке Томми, и улетел со станции когда Томми был еще на ней же или немного выше - не помню уже деталей. В итоге Томми получил жесткий рывок за обвязку вниз и по-моему вывих ребра.
Насчет "торопились закончить опасаясь ухудьшения погоды" - врядли так, просто лезли в своем темпе по-моему. Наверняка могли бы и быстрее если бы не усталость. Прогноз был прекрасный с запасом в несколько дней.
История с 15-й веревкой немного длиннее. Это была последняя веревка которую до сих пор пролезть не удавалась, все остальные веревки и Томми и Кевин пролазили в предидущие приезды. Фактически 15 веревка стала ключом ко всему маршруту. Только в этот приезд Томми сумел ее вылезти, в процессе еще подготовительной работы. Кевин не вылез, но нисмотря на это парни решили попытаться пройти маршрут сверзу донизу за один подход, спустились вниз и после короткого отдыха полезли. Поэтому задержка Кевина на ней на самом деле не очень удивительна.
С кожей на пальцах проблемы были в основном у Кевина и начались буквально на второй день подьема, Томми оказался сделан из более гранитоустойчивого иатериала.
И еще такая маленькая деталь. За несколько дней до окончательной попытки Томми сбегал с Хоннальдом на Эль Коразон за день - "прогулятся". На другой день жаловался что мышцы побаливают ))
Оказывается, это он столкнул караульного со скалы, после чего заложникам удалось бежать.
С топо наверное понятнее.
Похоже что оригинал статьи писал человек очень далекий от нашего спорта. С какого будуна вместо того чтобы страховать партнера Томми должен был куда-то убегать? Да и вряд ли знал что там толпа собралась. Как Кевин вылез, они переобулись в нормальную обувь, собрали барахло и веревки и спокойно ушли наверх.
На сложных участках после срыва развеску не снимали - просто возвращались на станцию и продергивали веревку. Поэтому при финальном пролазе точки могут быть уже на месте.
А так эти ребята страхуются не слишком часто. Не пугливые. Про Кевина особо не знаю а у Томми давно такая репутация.
Писано про это все давно и много, подразумевается что все кому интереснои давно в курсе ))
Внимание к проекту довольно пристальное: http://www.elcapreport.com