Скончался Жан Афанасьефф, альпинист и режиссер

Пишет veterok-veterok, 15.01.2015 21:21

10 января в Париже, в возрасте 61 года, после продолжительной болезни скончался Жан Афанасьефф. Он родился во французской столице в 1953 году в семье русских эмигрантов и посвятил свою жизнь горам и кино. С одной стороны, он считался одним из лучших французских альпинистов своего поколения, а, с другой, снял более пятидесяти документальных фильмов, многие из которых получили широкую известность за пределами Франции.

Скончался Жан Афанасьефф, альпинист и режиссер (rip)
©jean-afanassieff.c.la

Его спортивная карьера началась очень рано. Он начал лазить в возрасте 14 лет, а уже в 18-20 лет совершил первые соло восхождения в Альпах, среди которых особое место занимает восхождение на Пунто-Кроз (4.110 м) в массиве Гранд-Жорас (1973 г.). В 20 лет Жан Афанасьефф стал горным гидом и членом престижной Ассоциации горных гидов Шамони. Другим его значимым успехом стало первовосхождение с Патриком Кордье на гору Росс (1850 м), высочайшую точку островов Кергелен в Индийском океане вблизи Антарктиды (1975 г.).

В 25 лет Жан Афанасьефф через главные ворота вошел в историю французского альпинизма: 15 октября 1978 года он вместе с Николя Жегером, Пьером Мазо и Куртом Димбергером совершил первое для Франции восхождение на Эверест. Согласно легенде, Жан Афанасьефф, заядлый курильщик, закурил сигарету на вершине крыши мира, где пробыл полтора часа. Затем вместе с Жегером он совершил исторический спуск на лыжах с отметки 8.300 метров.

Жан Афанасьефф дважды побывал на Фицрое, совершив также первопрохождение на эту вершину по северной стене вместе с братом Мишелем, Ги Абером и Жаном Фабром. Боливийские Анды, Нанга-Парбат, Эверест с севера были другими местами, где переживал свои приключения французский альпинист. Его послужной список включает К2 с Яником Сеньером, а также Броад-Пик и Макалу без кислорода.

«Одни считают меня альпинистом, другие – режиссером, я был альпинистом в прошлом, а сейчас, хотя я иногда для удовольствия лазаю и катаюсь на лыжах, моя профессия и страсть – кино», - написал он на своем сайте. На обоих поприщах достижения Жана Афанасьеффа получили признание на самом высшем уровне: после восхождения на Эверест он был награжден орденом «За заслуги», а в 2003 году стал кавалером ордена Почетного легиона за достижения в кинематографе.

Жан Афанасьефф открыл для себя мир кино благодаря съемочной группе одного из французских телеканалов, сопровождавшей экспедицию на Эверест. Он снимал свои следующие экспедиции в Гималаи на 16-милиммитровую камеру, а затем обратился и к другим сюжетам: горы, спорт, природа, общество, культура, история. Многие из своих фильмов он снял в России. Жан Афанасьефф получил призы за свои фильмы «Арал, море жажды» (1999 г.), «Судьба Курска» (2002 г.), а также за серию «Гималаи: Великобритания-Германия, Эверест-Нанга-Парбат» (2005 г.) сериала «Великие спортивные дуэли», снятого для канала Arte.