Лужбинские каникулы / скитур по-сибирски (фоторепорт)
Да, Лужба зацепила, определенно… не могу удержаться, чтобы не рассказать про это место.
Невероятное место. Разнообразие спусков, кондиция снега, мега-елки, сочный скитур, атмосфера, жизнь в приютах. Все это стоит тех неудобств, с которыми связана поездка туда.
Сначала нужно прилететь (Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово), попасть на жд-вокзал Новокузнецка, потом на электричках с пересадкой ехать более трех часов. Ну или на поезде «Новокузнецк-Абакан». И еще не проскочить ст. Лужба и успеть соскочить с электрона (остановка 0.5 минуты).
…
Ближайший кластер приютов находится в километре от станции. Разделяет их река Томь. Если она еще течет, переправляются на катамаранах, если уже встала, то пешком (на скитуре, снегоходах). Главное не попасть на ледостав, в эти дни никак переправиться нельзя. Ледостав в районе станции Лужба происходит в период с 15 ноября по 15 декабря, в зависимости от года.
Раньше здесь находился поселок геологов (геолого-разведочная партия) Амзас. От него нынче осталось всего 4 дома, Тальковый карьер, да еще что-то. Последние два-три десятка лет, это место известно по летним пешим походам и по лыжным зимним. Кстати, соседняя станция Казыр, в советское время была намного более известна с точки зрения туризма. Именно там высаживались толпы туристов, а вовсе не в Лужбе. Но сейчас все строго наборот.
Станцию со всех сторон окружают отменные сопки, с крутыми склонами и сочными кулуарами (почти все — естественные лавинные прочесы).
Можно катать прямо возле станции пару недель, не перемещаясь в глубь района. Многие так и делают. Для формата «знакомства с Лужбой» — идеал. Живи себе у станции в Кузбасском или Кармановском приюте и ходи-катай.
Но «бодрые пацанчики», те кто заряжен на глубокое погружение и при этом готов к более серьезному скитуру, перемещаются дальше от станции, в один из следующих приютов. Там уже часто нет ни телефонной связи, ни электричества.
У Михаила Шевалье и его команды 22 приюта: 9 у станции и 13 разбросаны на территории в несколько тысяч квадратных километров. Приоритет всегда для детских туристских групп, но если приют свободен, то можно договориться о том, чтобы там остановиться.
Попадая на дальние кардоны, поближе к хребту Поднебесные Зубья, отрываясь от цивилизации, начинаешь по-другому ощущать время и пространство. Постепенно, день за днем уходит суета и озабоченность сиюминутными «проблемами» привезенными из города.
Охотники здесь до сих пор ходят на самодельных лыжах, подбитых естественным камусом, шкурой зверя.
До приютов, которые не у станции, от 6 до 40 километров (если считать по «буранке»). То есть, от нескольких часов ходьбы, до 2-3-х дней. В зависимости от того, на чем идти (туринговые беговые лыжи, сплитборды, скитур, пешком).
Оптимально забрасывать вещи на снегоходах до нужного приюта, а идти своим ходом. Местные снегоходчики райдеров за собой на фалах не возят. Максимум — посадят 1-2-х человек позади себя, и то, если снега не много, буранка пробита и груза в санях нормальное количество.
Так что сильно рассчитывать на переброску людей к приютам не стоит. Иначе заброска будет «золотой». 1-2 снежика для грузов и «баста карапузики». Хардкорные лужбинцы со стажем все, как один попадают в приюты самоходом, отмахивая по 20-30 км на беговых лыжах (берут их специально для быстрого перемещения по следу снегохода).
…
Домики все похожи друг на друга. Больше половины вообще сделана по одному проекту. Они не без недостатков, но зимой главное что? Крыша над головой, да печка. Остальное — не важно.
Нижний этаж хозяйственный, с печкой, кухней и общим столом. Часто на стенах развешаны различные туристические артефакты, а также фотографии титульных меценатов строительства того или иного приюта (за что им огромное спасибо!).
Верхний этаж — просто пространство, где можно разложить 10-15 туристических пенок-ковриков и, расстелив спальники, ночевать. Здесь достаточно тепло, даже ночью, когда печь уже остыла и при этом много места.
Разные приюты разного размера, но, в среднем, 8-10 человек помещаются с комфортом. Больше — далеко не везде, да и уровень удобства при этом резко понижается. Поэтому расчет размера группы, важный момент.
Носить воду, топить печь, готовить и т.п. Все это приходится самим, никто за тебя тут этого не сделает. Давно забытые операции. Живя в городах мы отвыкаем от этого. Но как же здорово, вот так, по-простому, сходить к ручью и набрать воды за 100 метров от дома… а потом, наколов дрова, растопить баньку.
…
…
…
…
С утра порой сложно себя вытащить из спальника, одеть частично недосохшую экипировку (особенно внутренники ботинок) и выйти в космос окружающего мира, где запросто может быть -30 и снега по самые помидоры.
Но нужно лишь минут 15 и вот уже ты расходился и кровь прилила к конечностям и стало тепло и хорошо!
Масштабы местных сопок и гор не поражают. Вместо одного подъема и спуска за день здесь переходишь на формат «до обеда 2-3″, а потом столько же. Но, на сколько же разнообразный рельеф!
На том же Белокуровском стане, где перепад вообще смешные 120-140 метров, испытываешь наслаждение от каждого метра. Постоянно какие-то волны, пупыши, помпоны, надувы…. едешь и глаза разбегаются, от куда прыгать-то.
Скатился и снова забежал к точке старта за 20 минут.
Но есть и вполне приличные линии. С того же пика Дураков спуски по 2-3 километра. И это тоже спуски с огромным количеством микрорельефа (под снегом — курумы средней крупности), ни разу не унылые положняки.
Разве что последние метров 300-400 приходится докатывать до снегоходки на портянках (на фото).
«Лавин в Лужбе нет». Ага.. недаром о прокладке железной дороги через эти горы лавинщики целые главы писали.
Самые опасные склоны в большинстве здешних катальных мест — юго-восточных и восточных экспозиций. Именно они и самые вкусные для фрирайда (крутые и подветренные).
На фото: справа наверху фигурка человека, для масштаба.
Лужба, спасибо тебе. Это были волшебные 2 недели. Настолько волшебные, что почти половина команды, почти не сговариваясь, сразу подписалась и на следующий год, причем уже на 20 с лишним дней… а это о чем-то да говорит.
Уже определены даты и собрана компания, остается дождаться следующего сезона.
Ночью, выходя на улицу распаренным из бани, при -25 и ощущая себя живым… Как же это здорово. Тоже ведь часть Лужбы.
И это тоже)).
…
P.S. Не судите строго, это всего-лишь небольшая нарезка с пары ГоПро)).
* * *
Автор репортажа: Алекс Кузмицкий
Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова
Спасибо!