Ингушетия
Источник: extremgeo
Ингушетия, Джейрахский р-н, отправная точка нашей поездки по Кавказу. От Екатеринбурга до Джейраха 2800км, в дороги провели четверо суток, проблем ни каких не было. На бензин потратили 7500 рублей, ночевали в мотелях, койка с общим душем 300рублей, средний чек в кафе 150 рублей. Джейрах встретил отличной погодой. Наша задача пройти акклиматизацию и совершить тренировочные прыжки со знакомых скал. Под катом фотографии и описание поездки...
Гора Мят-Лоам, первая скала с которой был совершен прыжок в Ингушетии, в феврале 2013 года бейсджампером Глебом Вореводиным. Я собираюсь пролететь здесь новую линию над правым плечом. Для команды это отличная возможность расходиться и проверить технику в экстремальных условиях.
Храм святилище Мят-Сели, его возраст больше 1000 лет. Старейшины проводили здесь сборы и приносили жертвоприношение. Храм расположен в 500 метрах от экзита, в нем можно передохнуть и подготовиться к прыжку, а виды какие здесь очуметь. Одно из самых красивых мест на планете.
Мят-Лоам
Вингсьют - костюм специальной формы, позволяющие преодолевать большие расстояние по горизонту в свободном падение
Высота экзита 2292 метра, время полета около 45 секунд
Во время путешествия по Ингушетии мы посетили башенные комплексы Вовнушки и Эрзи. Ингушские башни – каменные башни, возведенные в период между X и XVII веками нашей эры. Ингуши как этнос ментально неразрывно связаны со своей башенной культурой. Данный факт, лучше всего подчеркивается самоназванием ингушей – ГIалгIай, которое переводится как люди башен. Башня – по-ингушски “ГIал”. Во время путешествия по Ингушетии мы посетили башенные комплексы Вовнушки и Эрзи.
Выделяются три основных типа башен: жилые, полубоевые (в некоторых источниках – полужилые) и боевые. В жилых башян для проживания использовались второй и третий этажи башни, на первом этаже обычно содержался домашний скот. Полубоевые башни обычно имели площадь основания меньше, чем у жилых башен. Боевые башни конструктивно отличались от жилых и полубоевых: они были заметно выше и уже. Вход в боевую башню находился на втором этаже, что лишало потенциальных врагов возможности применения тарана. Обычно боевые башни состояли из пяти-шести этажей и возвышались над землей на 25-30 метров. Такая высота подвергала угрозе каменные стены даже при небольшом землетрясении. Передвижение между этажами осуществлялось посредством внутренних приставных лестниц. Первый этаж использовался в качестве склада для хранения продуктов и предметов первой необходимости, там же имелись изолированные каменные помещения для содержания в них пленников. Третий и последующие вплоть до последнего этажи использовались как в хозяйственных, так и в оборонительных целях. На верхнем этаже, называемым «сокол башни», хранились камни, луки, стрелы, ружья. Довольно большие бойницы по всем четырем стенам снаружи прикрывались каменными щитами. Так же башни имели сигнальное значение, во время напедения врага сигнал из одной башни передовался в другую.
В Ингушетии существовали целые «тейпы» (фамилии), специализировавшиеся на возведении башенных строений. Они были известны и за пределами Ингушетии – в Чечне, Осетии и Грузии.
В селе Гули мы встретились с самым пожилым человеком России занесенным в Книгу рекордов Гиннеса, Аппазом Алиевым его возраст 117лет. Старик сохранил ясность ума до приклоных лет, видимо потому что живет в горах, правильно питается и ведет активный образ жизни. Всю жизнь Аппаз Илиев занимался сельским хозяйством, некоторое время работал трактористом. Каждый день он совершает прогулки по своему селу. 117-летний старейшина воспитал 8 детей, 17 внуков, есть правнуки и даже праправнуки. Я пожал руку Аппаз Илиеву и почувствовал сильную энергию.
В средние века, в каждом ингушском селении был «город мертвых». «Солнечные могильники» располагаются недалеко от жилых сооружений, «дабы человек размышлял о мире вечном и совершенствовал свою душу». Удивило, что это все сохранилось не смотря на то, что стены сломаны в некоторых местах.
Склепы были фамильные, и сейчас в современное время у каждого ингушского рода есть свое родовое кладбище. Во время эпидемий, заболевшие уходили жить в «солнечные могильники» вплоть до своей кончины, либо полного выздоровления. Сородичи передавали им ищу на длинных шестах. До принятия ислама, загробная жизнь у ингушей представлялась продолжением земной, только солнце для мертвых светило в то время, когда оно скрывалось от живых. Как пишет известный ингушский этнограф Чах Ахриев, после жатвы в ингушских “семьях устраивали специальный ужин — «Марс — порр», на котором хозяйка дома, дотрагиваясь до кушаний щипцами, приговаривала: «Да будет пищей (такому-то покойнику)». Обойдя, таким образом, все яства, она выливала из чаши, находившейся у нее в руках, брагу около очага, затем уже все члены семейства принимались за угощение. Это богатый материал для исследователей, в каждом могильнике по 20-30 черепов. Празднества прекратились в начале XX в. в связи с принятием ислама.
Таинственная Гора Цей-Лоам, в переводе с ингушского “красивая гора”. По легенде ингушей здесь был распят Прометей. Первый бейс прыжок был совершен в феврале 2013 года Глебом Вореводиным, за несколько секунд до прыжка камень на котором стоял Глеб обвалился, чудом задержавшись на соседний выступ Глеб не упал. Через три месяца здесь погиб наш товарищ Максим Маланчук. В 2002 году в тумане со скалой столкнулся Ми-8, погибло десять человек. Так же было несколько несчастных случаев среди альпинистов. Мы встретились со старейшинами чтобы узнать подробнее про гору Цей-Лоам. Абах 117 летний ингуш который родился и вырос в селе Гули, рассказал, что язычники устраивали на горе сборы и приносило жертвоприношения, его предки говорили что это хорошая гора, несчастные случаи среди экстремалов связаны с большим риском их занятия, как говорится сами лезут наражон. Но есть и другое мнение среди ингушей кто-то считает эту гору закалдованной. Как бы там не было мы собираемся совершить восхождение на гору, я хочу пролететь скальный бостион на соседней горе, в предыдущие два прыжка мне это не удалось.
Проснулись в пять утра, позавтракали пюре быстрого приготовления, бутербродами с маслом и сыром и начали подъем в гору. На середине пути отстал оператор Денис, он спал ночью один час, ему приснился плохой сон и у него сейчас плохое предчувствие. Мы продолжили подниматься дальше вдвоем Женей.
На высоте трех километров увидели скальный навес и под ним выложенную кладку из камней, там мы нашли рога животных а под слоем земли был пепел. Скорее всего здесь делали жертвопринашения, ну или жарили шашлыки, после этой шутки я наступил на свои солнцезащитные очки и сломал их.
Здесь язычники устраивали сборы и делали жертвоприношения, высота 3000 метров. Идеально для мидитации, в этом месте легко отбросить всю шелуху жизни и сосредоточиться на великом.
Продолжили путь дальше, Женя рассказывает о своих ощущениях во время восхождения – «место не уютное, загадочное, мне слышались голоса, ощущение высоты километровой пропасти, лишь бы выбраться обратно.»
Мы на экзите. Одеваю снаряжение, подхожу к краю камни шатаются, карниз не внушает доверие. В полете хочу пролететь скальный бастион, в предыдущие два прыжка мне это не удалось я успел отвернуть от скалы, чувствую что сейчас у меня получится это сделать.
Отделяюсь от скалы, на 4-5 секунде чувствую не привычную болтанку отдаю ноги и лечу прямиком к полке, на пол пути появляется желание отвернуть оцениваю ситуацию и перебарываю в себе это желание, продолжаю лететь дальше. Полка восхитительна вижу каждый камень, снег на краях, ощущения схожи с экстазом, ныряю и оказываюсь в темноте. Часть горы за полкой находится в тени, через секунду глаз меняет экспозицию и я вижу перед собой две огромные скальные пирамиды, полет фантазии можно лететь куда хочешь, по ощущениям это полет в космосе. Углубляюсь в глубь каньона под мной течет река, пирамиды по правой стороне, слева огромная стена, даю газ на полную и вылетаю из каньона пролетев еще километр раскрываю парашют, приземляюсь рядом с древними башнями.
Только вот "наражон", "бостион" и "мидитация" не порадовали :(
И музыка к видео хорошо подобрана.