ЧЕРНОВИК! Да-да-да это Кавказ, да-да-да горный пейзаж! Горная 3-ка с элементами 5-ки в Безенгах.

Пишет Роман Кривенков, 04.12.2014 23:27

Фото 1. Дыхтау и Безенгийская стена с Коргашильского хребта

Статья описывает горный поход 3-й с элементами 5-й категории сложности по Центральному Кавказу. Маршрут проходил по вершинам и склонам Коргашильского хребта, общаядлина маршрута составила ??? км и 12 дней. Маршрут пройден полностью. Также были сделаны первопрохождения перевалов ориентировочно 2А, 2Б и 3А категорий сложности. Участниками был получен опыт прохождения технических перевалов до 3А к.с., и подтверждена готовность группы к более сложным маршрутам.

Состав группы

1) Роман Кривенков, 26 лет - руководитель
2) Саша Саушин, 25 лет - ремонтник
3) Вова Лагунов, 27 лет - участник
4) Егор Ардашев, 2? год - медик
5) Никита Слотин, 17 лет - участник
6) Эльвира Ахмерова, 20 лет - завхоз
7) Наташа Тебенькова, 16 лет - участник

Участники группы в разное время ходили в горные походы от 2к.с. до 3к.с., кроме Никиты, который не имел горного опыта. Разрядов ни у кого нет, т.к. я когда-то давно не озадачился этим, а сейчас мы простые маршруты почти не ходим.

Введение

После похода 2013 года (горная двойка с элементами тройки) в районе Архыза возникла мысль сходить значительно более сложный маршрут. Идея была достаточно амбициозной: сходить тройку с элементами пятерки. До нового года она так и висела в воздухе, я изучал тематику, смотрел видеоотчеты. К этому времени остро встал денежный вопрос xD, т.к. почти у всех участников не было денег на самолет в Азию, и остался единственный достаточно сложный и дешевый по заброске район - Центральный Кавказ.

Конкретное место я выбрал очень быстро: про ущелье Безенги никто ничего толком не знал, но все слышали. Самый высокий район Кавказа - практически магическая фраза. А вот дальше дело зашло в тупик, маршрут никак не строился, и созрел он только к апрелю. Здорово помогла в составлении маршрута статья Андрея Лебедева “Планирование горных туристических маршрутов” и другие его материалы.

“Максимально сложный маршрут за наименьшее количество дней и километров” - под таким лозунгом мы ходили в горы последние 5 лет. Более подробно его можно описать так:
- маршрут проходит по гребням хребтов, либо максимально близким к ним и сложным перевалам
- обязательное наличие первопроходов
- ночевки на максимальной высоте
- нет больших перепадов высот, кроме первых и последних дней конечно
- правильная пилообразная акклиматизация

Карта маршрута

Традиционный район Безенги состоит из высоких (часто выше 5000м) и сложных хребтов, для которых у нас не было нужного опыта и снаряжения. И вдруг на глаза попался ортогональный Коргашильский хребет, который сразу подошел почти по всем пунктам.

На картах и фотографиях этого хребта царит невероятная путаница. Перепутаны названия вершин и перевалов, их категории и высоты, многие перевалы дублируются.. При составлении карты маршрута я руководствовался описанием с сайта caucatalog.narod.ru и здравым смыслом :)

На карте запланированная линия маршрута показана синим цветом, отклонения от нее голубым, зеленые точки - ночевки, синие - препятствия. Первая часть маршрута до заброски была задумана как акклиматизационная, но на ней предполагался первопроход перевала 2А. После заброски сразу-же начиналась техническая часть маршрута и подряд шли первопроходы перевалов 2Б и 3А, и далее восхождения на вершины по маршрутам до 2А альп. к.т.
Фото 2. Карта маршрута

Нитка маршрута:
альплагерь Безенги 2150м - заброска еды в сторону пер. Столбовой 2-й на 3150м - трансфер к пос. Шикису 1700м - пер. Шилдиген 1А 3100м - г. Мукалтебе 3607м - в. 3634м - пер. Ширмар 1Б 3614м - г. Коргашинлитау 3813м - пер. Ракит Сев. 1Б** 3700м - первопроход пер. Ракит Центральный 2А 3792м - пер. Коргашиль Сев. 1А 3417м - пер. Столбовой 2-й 2А 3714м - первопроход пер. Куршоган 2Б 3916м - в. Куршоган 3926м - первопроход пер. Звездный (Джорашты Северный) 3А 4050м - пер. Тютюргу Вост. Верхний 1Б 4067м - пер. Шаурту Вост. 2А 4150 - пер. Спортивной Дружбы 2Б 4126м - п. МВТУ 4294м - п. Актау 4352м - ледник Безенги - альплагерь Безенги 2150м

Маршрут такой сложности для всех, включая меня, был чем-то новым, и до похода были опасения, что мы не справимся. На этот случай были продуманы варианты схода с маршрута в сторону пос. Булунгу, а также вариант обхода в.Коргашинлитау и первопрохода 3А. Также были варианты спуска в сторону пос. Безенги с пер. Столбовой (2А) и пер. Подольский (3А).

Если бы нам не хватило маршрута, то был проработан вариант выхода через пер. Шаурсал 2Б с заходом на г. Шаурту 4350м.

Отличия между планируемым и пройденным маршрутом

На первую ночевку мы сильно ушли к югу, положившись на слова пастухов о том, что до перевала там уходит серпантинами тропа. В реальности же тропа переваливала гребень значительно ниже нужного нам перевала, и на этом было потеряно примерно 2 часа ЧХВ.

В ряде мест мы незначительно отклонялись от запланированного маршрута, что никак не повлияло на его сложность.

После трудного первопрохода 3А было решено отказаться от восхождения на в.Джорашты в пользу дневки. Также на это решение повлиял вид подъема на вершину через огромный бергшрунд (см. Фото 3), который на фотографиях других групп (2002 и 2009 годы) выглядел намного проще (см. фото 2).
Фото 2. Вершина Джорашты в 2009 году
Фото 3. Вершина Джорашты в 2014 году

С пер. Шаурту Восточный 2А было решено пройти через п. МВТУ по С-З гребню 2А альп. к.т. и спуститься с другой его стороны на пер. Спортивной Дружбы. Это позволило нам догнать отставание от графика после вынужденной отсидки в непогоду, и не повлияло на сложность всего маршрута.

Дорога

Утром 8-го августа мы сели на поезд Киров - Кисловодск. Следующие 2 суток были заняты распихиванием по рюкзакам раскладки, заодно несколько раз переделали ее распределение по людям.
В моем купе всю дорогу стоял рюкзак Егора, и мешал всем ходить) Со всех сторон что-то шили, пересыпали и упихивали.. Проверка свежекупленных кошек показала, что у нас проблемы) У одной пары кошек мешал упор на пятке, и мы разогнули его на перроне Волгограда) Время пролетело незаметно, и днем 10-го поезд вдруг прибыл в Минводы.
Фото 3. Куем металл в Волгограде

Фото 4. На перроне в МинВодах

Тут-же выяснилось, что я забыл записать телефон водилы альплагеря, и мы с Вовой начали бегать вокруг вокзала и искать бесплатный WiFi. Он там есть, но ловит только рядом с платным залом, и нужно ждать подключения минут 5. Водила был очень недоволен нашим опозданием) По пути заехали в Нальчик, чтобы оформить документы и закупиться. На это нам отвели 1,5 часа, и мы в них уложились, чем сильно удивили водителя. В Нальчике над рынком на втором этаже есть хорошая столовая, кормят недорого, много и вкусно) Жаль на обратном пути туда не попали.
Фото 5. В альплагере

Нормальная дорога закончилась, как только проехали пос. Кашхатау, а после пос. Безенги стала совсем плохой. К альплагерю доехали к 6 часам по местному (далее везде указано местное время). После дикой жары МинВод было очень холодно. Погода хмурилась, горы были в тучах, но иногда открывались красивые виды.

Зашел к начальнику лагеря Алию Анаеву, и он меня порадовал тем, что пока еще никто таким маршрутом не ходил. Обсчитали с ним проживание на 2 дня, камеру хранения для городских вещей и тд. Цены можно посмотреть на сайте альплагеря. Затем я отправился к бухгалтеру, и она встретила меня такими словами (дословно): ты же умный человек, по тебе сразу видно, сможешь починить файл в Excel? Сразу вспоминается анекдот про "тыжпрограммиста". Файл я починил, за что получил большую тарелку мантов, которые мы вспоминали весь поход)

В это время группа осваивала новые горелки и ставила палатки. К вечеру облака немного раздуло, и стало видно горы вокруг.
Фото 6. Безенгийская стена из Альплагеря

Фото 7. Отрог пика Брно при свете луны

День первый. Заброска и подходы под г.Шилдиген
Утром мы поделились на 3 группы. Я и Саша пошли относить заброску в сторону пер. Столбовой 2-й, остальные прогулялись вдоль ледника для акклиматизации, Егор остался в лагере поддерживать связь и готовить обед.

Начало подъема оказалось довольно тяжелым, наш путь практически совпал с красной линией на рис. 8. По пути подъема через каждый 100м перепада высоты были шиты от 200 до 1000. На самом деле они стоят как-попало, и не перепады высот не соблюдаются. Но очередная отметка морально придавала сил, хотя к высоте 800м мы сильно устали. На большом привале нас начала доставать горнячка, сначала Сашу, а потом и меня. Прямо над нами на скалах расположились горные козлы и смотрели на нас, а мы на них. Отметка в 1000м была последней, около нее мы в расщелине над обрывом спрятали заброску (опасались грызунов). По-видимому идея была удачной, и к нашему приходу заброска оказалась нетронутой.

Путь наверх занял 3,5 часа, вниз - 1,5 часа. По-пути мы связывались по рации с Егором в лагере, и второй группой на леднике. Я был "Пионер", они "Хорьки", а Егор "Ижевск") Связь с ледником плохая, мы их слышим, а они нас нет, ретрансляция через альплагерь очень помогала.

В нижней части я рекомендую идти по краю осыпного кулуара, по траве оказалось труднее. Далее примерно на отметке 600м к кулуару слева подходят скалы, нужно пройти под ними и забираться на гребень. Там можно найти слабую тропу, она проходит по самому простому пути подъема, и обходит все скалы. На высоте примерно 3300 тропа исчезает. Спускаться нужно тем-же путем, но можно раньше выйти в кулуар и съезжать глиссером почти до дороги.

На подъеме в хорошую погоду подойдут трекинговые палки. У нас же иногда моросил дождь, и без ледоруба та делать было нечего (нужен именно классический длинный ледоруб). В плохую погоду местами придется одевать и кошки.