О рокере или все хорошо в меру
Сейчас уже нет ни одной компании, которая бы не использовала рокер в конструкции лыж, причем во многих случаях рокер стал использоваться даже в моделях для катания по трассам или – что еще радикальнее, в моделях группы race. Конечно, есть рокер и есть… другой рокер. Вариантов много, но оставим за рамками этих заметок смысл применения рокера в моделях, для подготовленных трасс, посмотрим на рокер в лыжах All-Mountain и внетрассовых.
Известно, что у современных лыж передняя часть рулит, задняя – обеспечивает скорость. То есть заход в поворот начинается с носка лыжи, а если хочешь ехать быстро – баланс нужно сместить немного назад. И когда мы закантовываем лыжи, носки лыж с рокером в мягком снегу (пусть он даже глубиной буквально десяток сантиметров, мокрый, плотный, раскатанный…) начинают поворот гораздо более охотно – ведь их носки гораздо сильнее направлены в сторону поворота, а сопротивление снега помогает повернуть еще быстрее. Да и на снегу с настом модели с рокером ведут себя более предсказуемо. Так что чем больше рокер в носке, тем меньше усилий требуется, чтобы лыжи начали поворачивать. Помимо этого, у лыж с рокером меньше контактная длина канта и скользящей поверхности – и, соответственно, выше маневренность. Короче говоря, «рокернутые» модели более дружелюбны по отношению к лыжнику, требуя от него меньших затрат сил.
Так что же – рокер – панацея, и чем он больше, тем лучше? Нет, конечно. И производители лыж это прекрасно знают, выпуская внетрассовые модели с самыми различными вариантами рокера. Для чего?
Судите сами: берем очень жесткую модель с небольшим рокером. В мягком снегу такая модель потребует очень высокой скорости и активной загрузки, только при таких условиях она будет во-первых, прогибаться, а во-вторых – поворачивать. Противоположный случай – очень мягкая лыжа с большим рокером. Даже на высокой скорости лыжи прогнутся и повернут – отлично! Однако при росте скорости лыжи будут прогибаться слишком сильно, то есть поворачивать станут только очень шустро. Вдобавок быстро и сильно загибающаяся вверх слишком мягкая зона носка при определенном состоянии снега и скорости начнет работать не как крыло, поднимающее лыжника из снега, а скорее как нож бульдозера – тормозить.
Истина, как и всегда, лежит посередине. Именно поэтому и выпускается такое разнообразие лыж с различным распределению жесткости в продольном направлении и с рокером различного размера. Боле легкие и относительно мягкие модели – для тех, кто катается не слишком агрессивно и быстро – тех лыжников, кто отличается низким весом или заметным возрастом. Наиболее жесткие – для скоростных райдеров. И масса промежуточных вариантов, с различным соотношением жесткости носка и пятки и, естественно, с различными рокерами.
Заметно, что на плотном снегу модели с рокером иногда начинают «хлопать носками» при плоском ведении или небольших углах закантовки. Такое поведение характерно для многих лыж с прямой зоной носка, рокером и часто использующимся в последние годы тейпером – геометрией бокового выреза с пятью точками. Особенно если носок мягкий… Почти полностью избавлены от таких «аплодисментов» модели с супер-широкими носками, типа Salomon BBR и Stockli Y (рокер, кстати, у них небольшой), которые даже при небольшой закантовке прижимаются кантами к склону практически от носкового загиба – но это уже частный случай. Так же как и поперечный рокер, который предлагает Elan.
Мы уже не представляем себе универсальных или внетрассовых лыж (то есть All Mountain, Freeski, Freeride, Backcountry, Off-Piste, Back Side…) без рокера в носке. В большинстве ситуаций они реально заметно упрощают катание и позволяют сэкономить силы. Ну а выбор, как и всегда, штука сложная. И хорошо бы, чтобы снег был мягким и глубоким…
А по поводу талии - в последнее время для катания по подготовленным склонам (я катаюсь в пределах курортов, по любому снегу) предпочитаю лыжи от 80 до 90 в талии. Может быть потому, что 90% времени провожу на трассах. Обратил внимание, что где-то в районе 86 мм проходит (для меня) граница между лыжами, которые не прощают ошибки в свежем снегу и на которых успеваешь исправить ошибку и не упасть. Зависит от снега, конечно.
По поводу талии для подготовленных склонов - 80мм при моем весе 80 кг, действительно, вполне хватает. Долгое время Fisher Watea 80 был моим любимым универсалом, но в каше они конкретно вязли. Открытием для меня стали лыжи с талией от 95 и выше. Они не вязнут, легкость управления в пухляке и раскисшем снегу не сопоставима с 80-кой. При этом, ширина талии не влияет на эффективность закантовки на жестком крутом склоне.
Спасибо!
:)
Вопрос - некоторые берут лыжу с большим рокером, но зарание длиннее чем надо. Ваше мнение?
Звучит, как молитва!
Тоже самое, кстати, и в отношении ростовки действует, причем независимо от ширины талии. Даже на отлично подготовленном склоне для коротких поворотов - 165, для средне-длинных уже 175, а если брать универсал - то ОТ 175.
Тем более, советовать, не зная ни веса, ни роста, и не видя, как человек катается - советовать что-то в отношении ростовки и модели, как мне кажется, вообще неправильно. Можно какие-то общие вещи сказать, не более того.
Но в принципе неплохо работает "средняя по больнице" рекомендация.
Широкие модели часто выпускаются всего в трех ростовках (а то и в двух). Если вес средний (по отношению к росту, примерно!!!) - берете среднюю :-) Ну а со следующими лыжами уже такой вопрос вряд ли возникнет.