Казбек-2014. Школа правильных решений.

Пишет Nesterova Elena, 12.11.2014 17:01

Казбек-2014. Школа правильных решений. (Альпинизм, альпинизм, стремление)


1-7 ноября состоялась экспедиция на Казбек Краснодарского клуба альпинистов "Стремление".
Рассказ руководителя Афанасьева Олега.
«На Казбек наш клуб поднимался в рамках Южного Трипа в 2012-м году, на обратном пути из Турции, после Арарата. Тогда мы впервые познакомились с Грузией. Нам очень понравилось. И в 2013-м году мы решили провести на ноябрьские праздники отдельную экспедицию на Казбек со стороны Грузии. 14 человек тогда стояли на вершине. Этой осенью мы задумали повторить этот опыт. Возможно, осенний Казбек станет нашей новой традицией.
На этот раз 10 человек на трех машинах отправились в Грузию – Татьяна и Роберт Рахимовы из Саратова, Александр Федотов из Геленджика, Евгений Парамонов и Василий Завгородний из Славянска-на-Кубани, Геннадий Долгов из Майкопа и краснодарцы Валерий Новохатский, Сергей Валуйский, Катя Дейкина и Олег Афанасьев. Состав очень разнообразный получился.

Казбек-2014. Школа правильных решений. (Альпинизм, альпинизм, стремление)

Выехали вечером 31 октября и всю ночь гнали через Армавир, Невинку, МинВоды, Нальчик, Владикавказ. Планировали утром быстро пересечь границу в Верхнем Ларсе, приехать в Степанцминду и после обеда выдвинуться в горы. Но Родина так быстро нас не отпустила. 6 часов на российской границе и 20 минут на грузинской. Еще произошло маленькое приключение с моим боксом, который мы переставили на машину Гены Долгова. Глядя задумчиво на всю эту очередь на границе и наши машины, я вдруг понял, что ключи от бокса вместе с моей машиной остались в Майкопе, там мы пересели на машину Гены. Такое приключение у нас было уже по пути в Норвегию в 2011-м – в Питере мы нашли магазин Thule, и нам там высверлили и поменяли замки за очень небольшие деньги. Тут же был вариант только ломать бокс. Мы стали разрабатывать жуткие планы, как нам обмануть наших пограничников. В результате, когда бдительная зеленая женщина потребовала открыть бокс, мы засунули в него посторонний ключ и стали делать вид, что не можем открыть плотно закрытый бокс, но через несколько попыток он…открылся, и мы с видом «какие проблемы? смотрите!» продемонстрировали доверху набитый снарягой бокс.

Приехали в Степанцминду (бывший Казбеги) поздно и уже решили не дергаться, а заночевать внизу.
2 ноября на Ниве и Делике наша группа после регистрации в офисе спасателей (недавно появился) и оплаты проживания на метеостанции доехала до церкви над селом и выдвинулась на перевал Соберце. С нами увязался пес, возможно даже, тот же, что и в том году сопровождал нас. Мы давали ему разные имена, но наиболее популярное – барбоскин Лари.
В этом году снег начался уже от церкви. Видимость была плохая. На перевале жуткий ветер. Был план пройти за день весь путь, но на ночевки после перевала Соберце мы пришли буквально за 2 часа до темноты, поэтому было решено не рисковать, а заночевать в палатках, как и планировалось. Мы только из-за границы остались без резервного дня. Ночь была холодной, утро соответственно с инеем и мокрыми спальниками – нормальное зимнее утро в горах. Солнце светило, мороз крепчал, мы выдвинулись на метеостанцию. Барбоскин отказывался от хлеба.
На метеостанции мерзлое царство. Внутри днем -14 градусов. На кухне флаги и эмблемы всех государств Европы и Азии, есть эмблемы клуба «Стремление» и Red Fox. Барбоскин пропал.

4-го вышли на акклиматизацию. Троп не видно, турики стоят, приходилось немного заниматься ориентированием. Хорошо, что перед восхождением сходили и проложили себе тропу, не пришлось потом в темноте искать дорогу. Барбоскин нашелся и прошел всю акклиматизацию с нами до 4100м, правда, вверху скулил. В этот день все почувствовали, что такое сильный мороз с ветром. Катя Дейкина подморозила пальцы и кисти рук, и долго потом согревалась на метеостанции. Вечером был совет, и решено идти двумя четверками. Катя и Валерий приняли решение не рисковать.
5-го в 4.50 вышли на Гору. Обычно, выходят пораньше, так как подход достаточно большой получается, но ввиду сильного холода и ветра, я решил, что мы замерзнем вообще наверху - маршрут северный и подъем к вершине идет все время в тени. Если выходить не поздно, можно захватить солнце и идти немного согреваемым им. Но это диктует требование идти быстрее, чем обычные группы, а в 17.00 уже темнеет.

Казбек-2014. Школа правильных решений. (Альпинизм, альпинизм, стремление)

Нижнюю часть маршрута мы довольно бодренько прошли без всяких происшествий. Потом связались и вышли на закрытый ледник. Там через некоторое время я улетел в трещину. Трещина примерно 20 метров глубиной и длиной метров 30. Я пролетел 5 метров и завис. Вылез быстро. Нас это не задержало, но бдительность пришлось усилить. И эти закрытые трещины заперли нас в жесткие условия – идти только в связках и только с тем, кто может организовать оперативное вытаскивание из трещины (таких у нас было двое – Гена Долгов и я). Собственно логично все поделились на две четверки. На высоте 4400м Таня почувствовала, что это пока предел возможностей, и вся четверка во главе с Геной пошла вниз, оставаясь на радиосвязи с нами. Сергей Валуйский, Женя Парамонов, Вася Завгородний и я двинулись к вершине. Было холодно и сильный ветер, тень немножко застали, но довольно неплохо дошли до 4750м. Там выяснилось, что Женя уже идет не так чтоб сильно бодро. До вершины было уже очень близко и очень заманчиво. Но, взяв Женю на вершину, мы бы сильно сбавили темп, потратили бы его последние силы, и ночью на спуске мы оказались бы в ситуации, когда он идти не может, а мы ему помочь не в состоянии, и все медленно замерзаем ночью на морозе. Отправить его одного вниз по трещинам или заставить ждать нас на сильном морозе – такие же очень рискованные варианты. Поэтому было принято единственно правильное в этой ситуации решение – всем вместе идти вниз. Да, обидно… Это альпинизм. Школа правильных решений.

Казбек-2014. Школа правильных решений. (Альпинизм, альпинизм, стремление)

Оказалось еще, что на спуске в Гену прилетел камень, и сломал надвое BD-шную палочку вместо ноги. Как говорится, спасибо, Господи, что взял снаряжением!
Мы пришли в сумерках на метеостанцию. Нам предстояла еще одна холодная ночь. Потом утром спуск вниз. По пути встретили трех итальянцев и двух девчонок из Франции и Канады, которые шли на метеостанцию. Затем опять Нива и Делика, быстрый душ и шикарный обед в ресторане на площади. Каждый очень плодотворно заглянул в VineHouse и оставил там определенное количество лари. Барбоскин потерялся среди своих друзей и подруг. На границу не спешили, т.к. день назад обе стороны стали работать круглосуточно. 10 минут у грузин и 15 минут на российской стороне – и мы дома. Почти… Ночная дорога прошла без особых происшествий. 500 руб за ремни задних пассажиров на осетинской границе ведь не считаются?
Вот таким выдалась эта экспедиция. Было много полезного. Уж точно все научились правильно одеваться для движения в сильный мороз и ветер. Почти все в команде использовали одежду и снаряжение Red Fox»

44


Комментарии:
1
Жаль, что не зашли. Нужно было растянуть по времени, сходить что ни будь менее высокое перед основным восхождением.
Но все равно интересно.
Спасибо за рассказ.

0
Приятный лаконичный рассказ, а главное решение о спуске правильное! Удачи Вам в следующий раз!

0
Хороший рассказ, но фоток мало :)
А в каком месте улетели в трещину? Сразу после камнепада напротив большого серака ?

1
Когда прошли все кресты, потом где обычно стреляет справа и вышли на первый подъем на ледник. Там связываются. Первый подъем крутой, потом как по плато ровному шли. Метров двести прошли и без всяких выраженных обычных примет для больших трещин - вдруг провалился по колену, потом по пояс и дальше уже ломая мост полетел вниз вместе с рюкзаком.

0
Спасибо, понятно что ледники текут и меняются, но тем не менее неприятно слышать, что там есть треpщины, летом там много народу без связок ходит.

1
Молодцы! Тем, кто не смог подняться в этот раз, всегда можно попытать счастья снова. Горы стояли и будут стоять, а жизнь одна. Все правильно сделали, ребята! И ваше восхождение, действительно, можно назвать "школой правильных решений". Умение отказаться от восхождения и во время уйти вниз - высший пилотаж. Удачи вам!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru