Ближе к телу

Пишет KARIM, 03.11.2014 20:45

Как врачу и стороннику здорового образа жизни, мне отрадно наблюдать мужчин и женщин с рюкзаками на спине. Даже считаю, что европейский туризм и альпинизм, это неплохая попытка синтезировать практики тела и духа, своего рода «наша йога». Только в отличие от Индии, мы находимся в начале пути.

Физические нагрузки на фоне природы, а вернее по её преодолению могут быть чрезвычайно полезными для здоровья, если соблюдать простые правила физиологии. Для удобства разделю их на группы:

ДЫХАНИЕ
Чрезвычайно важно сознанием контролировать ритм дыхания. Оно не должно быть спонтанным и хаотичным. Внимание мысли на вдохе и выдохе даёт прекрасный эффект «рабочей лошадки» - состояние спокойного и равномерного расходования сил. Эта «ходячая медитация» позволяет энергии тела расходоваться плавно в направлении заданной цели. Отсчитывайте каждый шаг.
Пример 1 (при спуске, горизонтальном ходе, подъёме не более 12 градусов): вообразите 7тактный режим дыхания, где на вздох приходится 1 шаг, на удержании воздуха 4 шага и 2 шага на выдох.
Пример 2 (при подъёме более 12 градусов): вообразите 4тактный режим дыхания, где 2 шага на вдох и 2 шага на выдох.
Конечно необходима коррекция на высоту нахождения и вес рюкзака. Её можно осуществлять темпом движения.

ПИТАНИЕ
Пищевые привычки, складывающиеся годами, тянутся за нами в горы. Неуместной наивностью станет предположение о радикальных изменениях в рационе. Но надежда умирает последней и я верю, что какие-то советы будут востребованы.
- никаких консервов;
- отказ от мяса и рыбы (в пользу вегетарианства);
- больше мёда, орехов, сыров (твёрдые сорта), растительные масла (холодного отжима), топлёное масло;
- разнообразие сладких сушёностей – изюм, курага, инжир и пр.;
- побольше специй;
- широкое использование «подножного корма» - грибы, ягоды, травы, корни;
- не возбраняется в меру употребление спирта (особенно на высоте), но только после нагрузки или в дни отдыха. Будьте аккуратны, ведь алкоголь приводит к раскоординации движений.
Основным гарниром остаются крупы и мучное.
Желательно разделять питание и питьё, т.е. твёрдые или полутвёрдые фракции от жидких. Проще говоря: есть и пить раздельно.
Пример: если хочется чая, то до еды за 30 минут или после еды через 2 часа.
Старайтесь, чтобы самый плотный и обильный приём пищи приходился на утро. Стоит подождать как минимум час до нагрузок для спокойного переваривания.
Не объедайтесь на ночь, вместо отдыха организм загружается работой по усваиванию пищи. К тому же это приводит к отсутствию аппетита утром следующего дня.
Чрезвычайна важна роль сознания. Концентрируйтесь на еде и пережёвывании. Отставьте разговоры и ассоциации. Не отвлекайтесь. Помните: «когда я ем, я глух и нем».

БИОРИТМОЛОГИЯ ИЛИ ХРОНОМЕДИЦИНА – РЕЖИМ СУТОК
Лучшее время пробуждения это 05:00. На это две причины:
- в 06:00 заканчивается стихия ветра (такой отрезок суточного биоритма, когда все процессы в теле устремлены к движению). Если его проспать (встать после 06:00), то тело будет тормозить, станет сонливым, вялым, рыхлым;
- с 05:00 до 07:00 активен толстый кишечник. Его опорожнение в это период позволит вам правильно выстроить режим питания на текущие сутки.
Пример: завтрак в период с 06:00 до 07:00. Выход на маршрут в 09:00. Четыре часа ходу. С 13:00 до 14:00 часовой отдых с чаепитием. С 14:00 до 18:00 рабочий ход. В 19:00 ужин. Отход ко сну в 21:30.
Обращаю внимание читателя, что после приёмов пищи проходит не менее двух часов средней активности тела, другими словами, организм не усердствует, но и не отдыхает.
Таким образом, сутки делятся на 3 части:
- 8 часов на сон;
- 8 часов на лагерь;
- 8 часов на ход.
Приветствуется пятиминутный отдых в конце каждого ходового часа.
Хорошо 2 дня идти, а на третий отдыхать.

ЗАКАЛИВАНИЕ / ОМОВЕНИЕ
Полезной привычкой является ежедневное окунание в природный источник воды (океан, море, озеро, пруд, река, ручей, водопад, прорубь). Это следует делать до еды, не ранее часа после пробуждения и не позже часа перед отходом ко сну, во избежание излишнего возбуждения. Обязательно мочите голову. Вытирайте только волосы, тело же должно высохнуть самостоятельно. По этой причине не торопитесь одеваться, дождитесь сухости кожи.
Желательны горячие процедуры (баня, сауна, ванна). В тёплом климате раз в неделю, в холодном два.

СЕКС
Игнорировать эту область жизнедеятельности будет ханжеством, ввиду могущества либидо. Если человек (особенно мужчина) в возрасте от 15 до 50 находится на маршруте более месяца, вопрос сексуальной разрядки может встать перед ним в полный рост.
Механизмы оргазма у мужчины и женщины различны. Последняя не теряет энергии, но приобретает. Мужчина же с эякуляцией (выброс семени) обесточивается, слабеет. В каком-то смысле для него это мини-смерть. Такое последствие может иметь удручающий финал – на подъём не хватит сил. Поэтому я рекомендую пройти между Сциллой и Харибдой: получать интимное удовлетворение, воздерживаясь от эякуляции, но не избегая оргазма. По причине объёма и сложности данной темы, я откажусь от подробностей и просто отошлю заинтересовавшихся к первоисточникам: «Совершенствование мужской сексуальной энергии» (автор – Мантэк Чиа) и «Совершенствование женской сексуальной энергии (автор – Мэниван Чиа).

Путешествуйте на здоровье!

*...получать интимное удовлетворение, воздерживаясь от эякуляции, но не избегая оргазма...*

Когнитивный диссонанс... Это примерно как - "хохочу в полный голос, не открывая рта".
И еще, по опыту, насчет "...В туризме и альпинизме рекомендую полноценный, двухразовый приём пищи с лёгким перекусом вместо обеда." - у меня обычно с завтраком и обедом - наоборот: спросонок, если наесться плотно, тяжеловато идти, даже поташнивает, поэтому - немного легкой каши, или перекус со сладким чаем - перед выходом.

Сколько не пробовал - утром в горах ничего не лезет, сладкий чай и мелочевка какая нибудь. Обед, если на маршруте или подходе, не знаю что такое обед. В лучшем случае перекус. Ужин - нормальный приём пищи. Алкоголь - только не спирт/водка, коньяк - лучше всего!

Все очень сильно индивидуально. Для меня нет дня без завтрака, пусть даже это овсянка на воде и пара бутербродов, хоть в час, хоть в четыре. С другой стороны, многие люди не могут есть по утрам. Аналогично с алкоголем и мясом. Кто к чему привык, может и не оптимально, но на переучивание организма требуется скорее всего гораздо больше времени, чем на выработку привычек.

Насчёт дыхалки,всегда стараюсь прислушиваться к внутреннему состоянию и пытаюсь прокручивать в голове детские считалки (типа "этики беники -ели вареники" и тому подобное). Звучит вроде несерьёзно,но тем не менее отвлекает от того "как мне тяжело" и идётся быстрее.

РЕЖИМ СУТОК для альпинизма не подходит. Для секса придуманы дни отдыха. За реабилитацию алкоголя (особенно на высоте) спасибо, могу добавить, грамм на килограмм живого веса (лучше не спирт а коньяк, виски, самогон....

Елена Малышева уже на Риске?...

Ирония, это хорошо, но вопрос интересный!