Уже СОРОК лет прошло…

Пишет phph-1, 07.08.2014 07:29

Стариков Г.А., Москва, старший инструктор (1978).
40 лет отделяют нас от грандиозной трагедии на пике Ленина (7134м) с женской группой Э.Шатаевой – инициатора восхождения. Они мечтали пройти обязательно траверс массива со спуском не по пути подъема – впервые в мире на такой высоте большой женской группой. Благополучно взошли на вершину 5 августа к 17-оо, поставили палатки, надеясь продолжить путь на следующий день, но при начавшейся с утра непогоде пережидали, а ОНА ужесточалась 6.08, проявилось заболевание двоих участниц. При вынужденном и беспорядочном спуске на высоте порядка 7000м умерли все 8 женщин. Все закончилось к 21-зо 7 августа 1974 года.
Публикую свои личные фото участниц женской группы. В книге В.Н.Шатаева “Категория трудности”, 2001 г. подробно описано это событие, помещены фото всех восьми участниц (с.158-161).
Мне пришлось ходить с четырьмя из 8 женщин на разные небольшие восхождения, остались они памятны, и поэтому привожу несколько фото.
Эльвира Шатаева в Царицыно (апрель 1971), фото 1.
Уже СОРОК лет прошло… (Альпинизм, женское восхождение...)

На вершине пика Комсомола, 2А в Заилийском Алатау – Эля, Алик Вселюбский, Гена (1 мая 1970), фото 2 (снимал моим ф\ап В.Шатаев).

Володя с Элей в Туристе (февраль 1972), фото 3 (на судействе лыжных альп. сорев.).

В Туристе (февраль 1972) – Володя, Эля и П.П.Захаров, фото 4.
Уже СОРОК лет прошло… (Альпинизм, женское восхождение...)

В машине по памирскому тракту к с.Зугванд, ЮЗ Памир – внизу слева Валя Фатеева, справа Нина Васильева (июль 1971), фото 5.

(С Валей и Ниной, еще двумя разрядниками, 16.07 сходили на в.Донбасс, 3Б)
Васильева Нина на ЮЗ Памире при траверсе вершин Чюрлениса-Донелайтиса, 4А (июль 1971), фото 6.
Уже СОРОК лет прошло… (Альпинизм, женское восхождение...)

Васильева Нина в Домбае (апрель 1973), фото 7.

Мухамедова (Элла) Ильсиар и Гетман Игорь у вершины Б.Игизак, 1Б (май 1972), фото 8.

…О 35-летии была моя заметка

40 лет, оказывается, пролетают довольно быстро..., и многое помнится. Ураган 1974 года накрыл нас на небольшой высоте на ребре Буревестника под п.Коммунизма, но вынуждены были спуститься. На поляне Сулоева - тяжкое известие, как глыба отчаяния по голове, неверие в случившееся, Элла и Таня - близкие мне люди.
На следующий год вновь Буревестник, Джиргиталь, ночной грузовик в Ачик-Таш, сплоченные команды, объединенные святым делом. Пещеры по центру Северного склона, выход на Запятую по пояс в снегу, девушки в полной экипировке, даже в кошках. На высоте бывал часто, но такого состояния не испытывал более никогда, то ли кошмарный сон, то ли такая-же действительность. Они остались в горах не только территориально, но и в том времени, и в памяти те же, как и сорок лет назад.
Рассчитывал в этом году приехать на поляну, восстановить фотографии на камнях, но не удалось...
Виктор Айзенберг.

Валентина Фатеева с разрядниками а/л "Джан-Туган" на в. Виа-Тау примерно в 1973 г.

Фотографии из семейного архива Виктора Фатеева, младшего брата Валентины (младшего, хотя ему уже за 60).

На месте МАЛа очень чтят память о погибших девушках.Ухожены обелиски.Чего не скажешь о погибших парашутистах.Нужно привести в порядок и их памятные знаки.