Будущее лыжного туризма
фото: Анрей Громов, Восточный Памир
Где-то 5 - 6 лет назад группа горных туристов поднималась на пик Революции (6700 ), что на Восточном Памире, это был то ли 30-ый, то ли 28-ой день нашего похода, тогда мы так на него и не взошли, но зато я здорово там померз, напялив на себя все что есть и подложив под пенку все что можно и нельзя, я банально не мог спать от холода на протяжении 3-х дней.
Где-то 5 - 6 лет назад группа горных туристов поднималась на пик Революции (6700 ), что на Восточном Памире, это был то ли 30-ый, то ли 28-ой день нашего похода, тогда мы так на него и не взошли, но зато я здорово там померз, напялив на себя все что есть и подложив под пенку все что можно и нельзя, я банально не мог спать от холода на протяжении 3-х дней.
После подобным образом проведенного лета я решил, что в лыжный поход я точно больше не пойду. Так оно и было, только ледорубы, якорные крючья, закладки и т.д., но никаких лыж и лыжных походов, Боже упаси..
Но 2 года назад мне показали кайт - ты встаешь на горные лыжи, тебе дают в руки планку кайта и теперь ты, как парусное судно рассекаешь снежные просторы со скоростью порой в 50 км/ч и выше (если совсем нет головы или больно уж хорош собой). Ветер, который ты раньше ненавидел, теперь наполняет твой кайт, ты ждешь его с не терпением. Ветер, ветер, ветер, в твоей голове теперь только ветер и зима, поскорее бы зима.
Через год Леша Тимошенков и Дима Чижик сходили в свой первый кайтовый поход, прошли по Таймыру около 390 км за 10 дней. Мне приятно было сделать для них ролик о походе, именно тогда ко мне пришла мысль, что вот оно, будущее наступило. Стало возможным проходить огромные расстояния за минимальное время и тратить при этом гораздо меньше усилий, чем в лыжном походе. Только представьте себе: 1000 км за 30 дней ! Примерно столько прошла команда Корбута по Ямалу в 2013 году.
Особенность кайтовых походов в том, что порой ты едешь на расстоянии 200 - 600 метров от напарника и тут главное всем не разъехаться кто-куда, надо постоянно держать друг друга в пределах видимости. В какой-то из первых дней мы ехали в сплошном молоке, где небо, а где поверхность отличить было не возможно - ты стоишь в метре от метрового наддува и не видишь его, пока не наедешь, настолько был рассеянный свет. Это было опасное каталово, о том что впереди снежный трамплин, ты узнаешь в воздухе, оставалось только материться, ноги как на стиральной доске отрабатывали все ямы и наддувы автоматически, ставя тебя в известность постфактум - "наддув успешно пройден" или не успешно, когда ты летишь кубарем и лыжи "отстреливаються" в разные стороны, а 70-ти килограммовые сани позади добавят еще, чтобы мало не казалось. С кайтами зевать нельзя, чуть не так довернешь и в хороший ветер тебя поднимет на пару метров и приземляйся как умеешь. Да, предстоит еще многому научиться, прежде чем взять кайт с собой в горы, как полноценное средство передвижения.
В первые дни ветра было очень мало, нам приходилось разгонять кайты, делая ими в воздухе восьмерки и down loop-ы, это очень надоедало, но благодаря этому мы проходили в день в среднем по 30 - 50 км при ветре в 3м/с - это слабый ветер, очень слабый, раньше в такой ветер я сидел дома и не рыпался.
Было еще пара штилей, но потом раздуло как надо, чистое удовольствие, это было на середине щита в 300 км от побережья, такая была скорость! Наддув в 30 см превращался в неплохой такой трамплин, прыжок за прыжком, вот это был восторг! К концу дня ветер усилился еще и началось уже выживание, надо было удержать нужный курс и не слиться по ветру, но я все чаще начал сливаться. На одном из привалов, мы совместными усилиями с Димой запутали стропы моего кайта, я с легким сердцем взял штормовой кайт Naska, чтобы не тратить время на распутывание строп. Вообще, тема спутанных строп довольно острая в кайтинге, они периодически путаются по всяким глупостям. На следующий день я неплохо запутал стропы Лехе, проехавшись по ним. Никогда так не делайте, ездить по чужим стропам - это дурной тон.
На щите практически ничего нету, абсолютное ничто на протяжении 500 км, там наверное только микробы живут и пейзаж всегда один и тот же, ровный горизонт снега, меняется только погода. Люди пересекают Гренландию на лыжах за 30 дней, находясь в этом снежном вакууме. Довольно не привычно и надоедающее должно быть. Особенно много там норвегов, создается впечатление, что для них это дело чести, пересечь Гренландию, как когда-то впервые это сделал их земляк Ф. Нансен.
Но что-то, там все же есть, в 150 км от западного побережья находиться заброшенная американцами радиолокационная станция. Пятиэтажное сооружение покинутое в 1987 году. Это называется почувствуй себя сталкером, мы бродили по ней часа 4, пока не успокоились и не заночевали в бильярдной.
От туда много чего вывезли те, кто впервые вскрыл ее двери, сейчас там только замерзшее пиво, молоко и куча документации. В России наверняка есть что-то подобное, возможно даже еще не вскрытое, пока еще в консервации...
Сливаясь по ветру от станции мы встретили несколько групп пересекающих ледяной щит навстречу нам. Они добирались сюда около 9 дней и на их вопрос - когда вы планируете доехать до западного побережья, мы не подумавши ответили, что если все будет окей, то к завтрашнему обеду. Они были очень удивленны и я понимал, что мы сказали несколько фантастичный вариант. Но так оно и случилось. Ветер нам в спину, черт подери! Это особое ощущение - ехать по ветру, ты мчишь с большой скоростью, а вокруг тишина и безмолвие, ощущение полного штиля, но ты движешься со скоростью ветра и стоит тебе остановиться, как вокруг тебя разыгрывается буря ветра и поземки, это незабываемо.
Мы гнали до 3-х утра, пока не уперлись в ледовые каньоны и трещины западного побережья Гренландии. Там мы и поужинали, чтобы через два часа снова двинуться в путь к краю ледника, оставалось каких-то 5 км. Но пошли мы их уже пешком, в тот момент очень хотелось кошек и ледоруба. Вокруг ледяные сбросы и трещины, проехать по которым на кайте возможно, но нужно быть довольно хорошим фрирайдером.
Да, у кайта не мало ограничений, по лесной зоне на нем не пойдешь, но для этого можно сложить его в сани и воспользоваться скитуром. Классические горно-лыжные походы будут всегда и кайт не заменит их, но там где есть необходимый простор, сноункайтинг возьмет свое! Подняться на кайте в гору, на перевал, только представьте! Или хотя бы добраться до этого перевала, если он выше 1б категории, это ли не будущее лыжного туризма?
Если вы уже уверенно стоите на горных лыжах, то вам понадобиться не много времени чтобы освоить азы сноукайтинга, у меня ушло на это 2 года не расторопного катания зимой, при этом я плохо стоял на горных лыжах, приходилось уделять много времени не столько движениям кайта, сколько движениям ног, что бы не навернуться. Каждый год выходят новые модели кайтов, производители постоянно их улучшают и порой новая модель на голову выше предыдущей, они достаточно быстро устаревают и поэтому несколько теряют в цене. Но это не дешевое удовольствие, хороший новый кайт стоит от 50 000 рублей ( в зависимости от площади крыла ) и в будущем они должны подешеветь, хотя понятно, что топовые модели кайтов всегда будут стоить довольно дорого. Время покажет, но уже сегодня можно купить не плохой штормовой кайт за 7 000 рублей, которого хватит на первое время. Часть Гренландии я пересек именно на нем.
Сейчас сноукайтинг сильно развивается, становиться модным, но это развитие однобоко, все ограничиваются покатушками на выходные. В нем фактически нету людей из горного туризма, альпинизма, команд способных автономно передвигаться на большие расстояния на кайтах можно посчитать на пальцах одной руки. Потому что сноукайтинг все еще очень молод, сейчас как раз то время, когда маршруты пройденные сегодня, завтра будут классикой. Сейчас время больших первопроходов. Взгляните на русскую Арктику, ее огромные, неисследованные пространства, сноукайтинг делает ее более доступной и близкой для нас!
Каиты вам в руки и ветер в голову!
Экспедиция экипирована современной высокотехнологичной одеждой от НПФ БАСК
и превосходными кайтами от фирмы SkyCountry NaSCa и OSCar.
Интернет — магазин Subfood обеспечивает сублиматами ресторанного качества, благодаря чему быт экспедиции существенно облегчиться.
Партнер экспедиции фирма Relieff
Ледолазное снаряжение предоставленно фирмой Petzl
Спутниковая связь Satellite Rent
118
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Впрочем, я - очень предвзят.
Мода - зло. В любом кайтинге (сноу-, летний) доля путешествующих людей много меньше количества прыгающих, пытающихся прыгать, "трамваящих" и просто тусующихся. Кайт-марафоны по Рыбинке, Имандре, Ладоге, Рижскому заливу, - все это было и пять, и двенадцать лет назад. Энтузиасты дальних походов не победили вертлявую вейк-стайл моду. Несколько проще научиться делать зверский трюк с мегалупом (ну - при наличии бесстрашия и страховки), чем придумать развлечение с доставкой себя и груза под какие-нибудь стены на Баффиновой Земле. А о-о-очень долгий hangtime в Кировске (снег, солнце, фото, дэвушки) - не ровня заезду по закрытому незнакомому леднику. Вот куда мода не придет никогда. Конечно, техника развивается, становится удобнее, надежнее, безопаснее, но таких как Вы/вы - всегда немного :)
P.S.На тему строп:
Вообщем, все на кайты )
Мокрый горнолыжный ботинок в -25... брр.. Он разве не замерзает внутри льдышкой?
Косой парус дает возможность идти под углом к ветру. Насколько я понимаю, кайт позволяет двигаться только по ветру.
Картинки из инета
При здоровом упитанном свежем организме, кайт зимой режется больше 30 градусов к ветру. Компактность, легкость и гибкость решений (несколько куполов разной площади) - основные его преимущества. Плюс - "узкая колея", аммортизационные и прыгучие возможности кайтера-путешественника при прохождении сложных участков рельефа. А еще в него можно завернуться :)
Да, в пустыни, полях и пляжных песках на них тоже катают, используя багги, как на последней картинке
Какой то фильм о бардах на 16 мм пленке с Галичем в эпизоде...
Оказывается не мы одни такие
И напрягает то что расстояние между жилыми островами 700 км
Есть чумовые...