Сарыч и Парус. Крымский олд-скул.
Автор статьи Сергей Корженевский
Только что мы вернулись из Крыма, куда ездили в основном с целью отремонтировать маршруты на Сарыче и Парусе. С этими скалами у меня связаны самые "теплые" воспоминания. Именно сюда, нас давным-давно привозил наш тренер, и каждый раз здесь совпадала адская жара со скользкими скалами, страшными пролетами, старыми крючьями и скрытыми зацепками, которые можно увидеть только уже когда сорвешься: «лежачка, сэр».
Только что мы вернулись из Крыма, куда ездили в основном с целью отремонтировать маршруты на Сарыче и Парусе. С этими скалами у меня связаны самые "теплые" воспоминания. Именно сюда, нас давным-давно привозил наш тренер, и каждый раз здесь совпадала адская жара со скользкими скалами, страшными пролетами, старыми крючьями и скрытыми зацепками, которые можно увидеть только уже когда сорвешься: «лежачка, сэр».
Однако, с этими же скалами связаны одни из лучших воспоминаний о скалолазных маршрутах вообще. Например, Эфа и Конгломерат, оба 7b (если брать Конгломерат в старой пробивке до 11 крюка) – это просто сказка какая-то. Оба требуют дикого времени на он-сайт (мы с Юрой лезли Эфу примерно по 40 минут!), чтобы разобраться во всем этом хитросплетении мелких зацепок. Нитка маршрута вьется вокруг крючьев как змеиный след, при этом пробивка настолько грамотная, что ничуть не мешает лезть, а на спуске просто удивляешься, какая ровная линия из оттяжек получилась. При этом зачастую ты просто не понимаешь, на чем ты стоишь, за что ты держишься, но каким-то чудом лезешь дальше. И пролеты – не для слабаков!
Степа лезет классику Сарыча – «Кленовый лист» - 7а.
В прошлом году я снова попал на эти скалы, и удивился что, несмотря на долгие годы тренировок, эти маршруты не стали легче, скорее даже наоборот. Например – Дымоход, который нам тренер давал под видом 6с, а мы его все-таки подняли до 6с+, вылился в жестокую борьбу на грани возможностей. Разминались мы порой на так называемых "легких" маршрутах в правой части главной стены Сарыча. И каждый раз я наталкивался на совсем непростые маршруты, скользкие, с огромными пролетами и ржавыми крючьями. Кроме того, большая часть станций на нижнем Сарыче и Парусе представляли собой ржавые скобы или сварные кольца, закрепленные на одном крюке. Все это не вызывало чувства уверенности при спуске. Так и родилась мысль перебить все эти старые маршруты.
Конечно, на меня повлиял и мой тренер (Саша Чепрастов), пробивший кучу маршрутов на скалах предгорий Кавказа, в Крыму, а также Сергей Ковалев, в частности замечательное интервью с ним «Не хочу быть потребителем в спорте». Вот здесь: http://www.risk.ru/users/robinsya/8650/
Понятно, что такие мысли появляются уже после того как понимаешь что в спорте тебе особо ничего не светит, но если такое занятие приносит некое удовлетворение, то надо за него браться.
На новогодние праздники в Турции, я случайно обмолвился об этой идее, и услышал от Степы Костусева (Киев), что он тоже хочет поучаствовать в этой затее. А совсем незадолго до поездки, у моего напарника, Юры Такжанова, не получилось поехать на соревнования в Европу, и он тоже быстро переиграл планы и рванул в Крым. Кроме того, вызвалась поучаствовать Катя Мельникова с Вовой Воробьевым, и Сева Васильев. Вот и компания появилась!
Почти вся компания, идем в Форос. Степа снимает на Зенит-Е.
Итак, собрав кучу барахла для пробивки, вечером в пятницу 20 июня мы выехали из Ростова, и долго ли коротко, но пробились-таки через паромы, и утомленные приехали на Сарыч. Там нас уже ждали Степа и Юра, а также довольно сильные проливные дожди с грозами. Таких дождей на Сарыче я никогда не видел, этот район у меня четко ассоциировался с жарой, можжевельниками и цикадами, в общем - пустыня. На следующий день пошли оценивать объемы работ.
К моему удивлению, оказалось, что перебивать все подчистую не требуется. На большей части маршрутов крючья во вполне нормальном состоянии. Начали с очевидного, с замены станций. Это оказалось довольно простой задачей, и к концу Сарыча мы меняли станции уже с огромной скоростью. Потом начали искать наиболее очевидных претендентов на перепробивку. Это были Динозаврик (6b), Спокойной ночи (6а), Цукерка (частично) и Зеркало души (6b+). Кроме того, прошлись по нижней части остальных маршрутов, и где по нашему мнению было небезопасно, вклеили нижний крюк. Но в остальном пытались сохранить спортивный характер пробивки.
Параллельно с этим, вовсю работали секатором и ножовкой. Дело в том, что скалы посещаются нечасто, и за ними особо никто не следит. В итоге, подходы к некоторым маршрутам начисто заросли шиповником, другими колючками и деревьями. Теперь есть доступ ко всем маршрутам.
Просыпались мы около 7.30, а уходили со скал зачастую уже в сумерках. В обед если была погода и настроение, шли на море, которое поначалу хотелось назвать Южным ледовитым океаном. Через 2 дня ходили в Форос за продуктами, по пути Степа показал нам замечательный дикий пляж недалеко от Форосского санатория.
В один из дней пошли на часть стены за остановкой, где полностью заменили крючья и станции на Турбо (7а) и Кровавой Мэри (около 8а в текущем состоянии) Кстати, крайне рекомендую Турбо, отличный боулдеринг на 5 оттяжек! Заменяя станции на Летучем Голландце и соседней Подножке, увидели отличный на вид маршрут "Экстрем стиль" – длинный и крутой.
Замена крючьев на Турбо и Кровавой Мэри
К моему удивлению, довольно много сил и времени отнимало срезание старых крючьев. Дело в том, что они чаще всего сделаны со шпилькой, довольно большой и срезать их сбоку невозможно. Приходилось придумывать и резать во много заходов, бить зубилом, снова резать, снова бить, а уже потом – срезать заподлицо со скалой оставшийся торчать шпенек. Шрамы от срезанных крючьев тут же замазывали сикадуром. Получилось довольно аккуратно. Резали все старые расплющенные крючья, до которых дотягивались.
С помощью друга Севы, Виктора и его машины, в два захода перевезли все вещи на Парус. Немного напрягшись, подняли все это под стену, и нашли неплохое место для лагеря чуть ниже южной стены. С утра начали работы, первым делом заменили станции на Форели, Мхе и Ерше, и перебили крючья на Якоре (кто лазал там, помнит старую пробивку). В тот же день успели заменить станцию на Медузе, и начали осматривать западную стену.
Катя Мельникова за работой
Здесь уже маршруты подлиннее, и времени на них уходило больше. Первым делом мы пролезали маршрут, чтобы наметить линию лазания, места вщелкивания, расстояния между крючьями. К слову сказать, за редким исключением получалось так, что старая пробивка сделана оптимально, так что как мы ни мудрили, в итоге ставили крестик в 15 см от старого крюка. На Абалаковце и Шпагате показалось разумным добавить нижние крючья, лазанье там тяжелое.
Западная стена Паруса
Сева Васильев взял на себя пробивку нового маршрута. Странно, что его не было там раньше, но по слухам там бегали скорость с верхней. Линия начинается от Галлеи и продолжается вверх, с примерно ровной сложностью. Длина – около 22 метров, сложность – 6а. Название в продолжение подводной тематики – «Марлин». Такого разминочного маршрута на этой стене не хватало. Получилось неплохо.
На этой стене срезание старых крючьев заняло около 1,5 дней. Болгарка одна, а крючьев много, плюс еще старые на Галлее. В процессе срезания, стало понятно, что хотя эти шпильки с ржавым гвоздиком выглядят старыми и ненадежными, на самом деле держатся они о-го-го как! Металл такой толстый, что в надежности сомнений нет. Однако вщелкиваться в них чаще всего неудобно, и один из главных бонусов наших новых – через любой из них можно в случае чего спуститься на землю, а это позволяет смело пробовать любой маршрут.
Вова Воробьев срезает старые крючья.
Но долго ли коротко, последний крюк был срезан, и наша компания начала разъезжаться. Я решил отдохнуть еще денек, а потом мы со Степой лазали на Парусе.
Степа Костусев
Почти все маршруты здесь – это классика крымского лазания – техничные, требующие располагаться на рельефе, с хитрым поиском зацепок, с тонкой работой ног, и практически все заставляют напрягаться от начала и до конца. Таковы: Якорь (6с), Бумер (7а+), Мох (7а), Форель (7b), Медуза (7а+), Остеохондроз (6b+), Шпагат и Абалаковец (7b+), Гешон (6с). Если кто помнит – вверху Абалаковца ключ по клеенкам, так вот эти клеенки, когда на них приходишь, просто жутко режут пальцы острой кромкой. Юра немного обстучал кромку, и теперь клеенки такие, как должны быть. Абалаковца я пролез со второй попытки, сильно напрягся, и, на мой взгляд – это один из лучших маршрутов Крыма, сравнимый например, с Катапультой (Красный Камень).
Итак, что сделано:
Так было:
А так стало:
Новые станции
Технические подробности
В 2012 году мы купили на клубные деньги около 300 крючьев, таких же, какими пробили наш местный скалолазный район (Жирнов) (см отчет). www.baurock.ru/zhirnov10/zhirnov.htm
За несколько прошедших лет крючья показали себя с лучшей стороны, внешний вид остался таким же, как и во время пробивки. Крючья согнуты из 12 мм прутка, ушко загнуто кольцом и приварено, клеили сваркой вверх. Покрытие – оцинковка, на вид довольно качественная. Продаются они под видом крюка для крепления строительных лесов, и длину можно выбрать в довольно широком диапазоне. Мы купили крючья длиной 120 мм (это длина стержня до ушка). Цена за 1 штуку получалась около 17 рублей. Часть стержня без резьбы из-за оцинковки плохо смачивается клеем, поэтому на ней было сделано 5 круговых бороздок на отрезном круге, глубиной примерно 0,5-1 мм.
Клуб "Планета", в который входит наша скалолазная секция, выделил деньги на покупку клея "Sikadur-31 Normal". Клеем этим мы пользуемся не первый раз, и работать с ним очень удобно. После высыхания поверхность приобретает цвет близкий к естественному камню.
После недолгого поиска стало ясно, что лучшее соотношение цена-качество у станций «Венто». Их и купили в количестве 23 штук. Станция стоит 352 р, клеили на два болта М12х110, это еще 26 р, тоже выходит довольно бюджетно.
Ко всему этому нужен генератор, ведь хотя аккумуляторные перфораторы и хороши в плане автономности, на этом их плюсы заканчиваются. Генератор позволяет не отвлекаться на зарядку батарей, а кроме того – использовать болгарку, чтобы срезать старые крючья. В итоге я купил генератор немецко-китайского производства DDE DPG 2051i. Стоит такой 8500р, весит 17 кг (пустой), и выдает 1,2 кВт. В итоге оказалось хорошая штука, хоть и с мелкими недостатками. Одновременно можно было сверлить двумя перфораторами, а вот на болгарку с перфоратором уже срабатывала защита. На все время хватило около 16 литров бензина.
Для прочистки отверстий от пыли раньше мы использовали палку-ковырялку, сделанную из куска арматуры.
Палка-ковырялка и щетка
Приходилось 3-4 раза проходить палкой-ковырялкой по всей внутренней поверхности отверстия, вычищая т.н. буровую муку, попеременно выдувая пыль клизмой. Довольно тяжело и неудобно. Потом где-то в сети я натолкнулся на специальные ершики для прочистки отверстий к химическим анкерам. На вид должно было быть удобнее в разы. Однако оказалось что они редкие и дорогие (около 300-350 р за штуку). Выход нашелся в охотничьем магазине, в виде ершиков для прочистки стволов пистолетов (35 р за штуку). Стираются они довольно быстро, все-таки медь, но работают отлично, удобство и скорость выросли значительно.
Стадии умирания ершика.
Примерная смета перепробивки:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/82876070/Sarich_money.xls
По результатам всех изменений выкладываем последнюю версию нашего гайд-бука по Крыму. Туда же вошли изменения в маршрутах Зуба Морчеки и много всего по-мелочи.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/82876070/Crimea_guide.pdf
Послесловие
В дальнейших планах – отремонтировать маршруты на скале Рыжая (Ласпи). Там тоже есть замечательные трассы, некоторые из них мы еще и не пробовали, но тренер настоятельно советовал. Состояние их возможно еще более плачевное, чем на Сарыче и Парусе. Кроме того, нужно пролезть и проверить все сложные маршруты Сарыча (в том числе в каньоне) и возможно что-то поправить. А еще хочется перебить некоторые маршруты на наших почти родных скалах Минвод – на Острой. Некоторые маршруты там сделаны из каких-то чудовищных уголков и пришли, чуть ли не из позапрошлого века.
За последние несколько лет мой взгляд, наверное, замылился и Крым начал мне надоедать. Но в этот раз, что-то случилось, я наслаждался его видами, его запахами, непрерывно. Как будто открыл его заново. И я всем желаю открыть его так же. Все эти можжевельники, кипарисы, разогретые воздухом, дикие пляжи с прозрачной водой, белой галькой, все эти скалы, такие разные и такие классные, эти закаты с мягкими полутонами неба и звездное небо над головой.
Парус с запада
И огромное спасибо, всем, кто участвовал во всей этой поездке. Жене Дорошко, за то, что помог привезти все наши вещи, а сам тут же поехал домой, Кате Мельниковой за здравый ум, умелую работу секатором и за лучшие вклеенные крючья, которые я видел. Вове Воробьеву, за умелые руки, фигурную резьбу по дереву и вообще. Ане Асоцкой – просто за компанию. Севе Васильеву – за то, что нашел транспорт для наших вещей, за то, что был моим зеркалом и за "День Победы". Виктору – за то, что помог отвезти вещи домой. Степе Костусеву – за свет, который от него исходит, кучу новых троп и родников в Крыму, за отзывчивость и работоспособность. Юре Такжанову, моему лучшему напарнику, за столь многое, что и не перечислить. Саше и Карине Шейкиным – за отличное время в Крыму. Еще спасибо фирме Petzl (Москва), за два отличных скальных молотка Tam-Tam, думаю, они еще не раз послужат на благо скалолазного общества. Также хочется поблагодарить фирму «Открытый мир» (Ростов) за оперативно выполненный заказ и скидку на станции «Венто».
Корженевский Сергей, Ростов-на-Дону. 19.07.2014
225
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
"Солнышко" мы лазали в прошлом году, там такое обилие вариантов маршрута и шлямбуров, несколько линий идут совсем рядом, пересекаются... поначалу даже разобраться во всем этом было непросто:) Но все шлямбура выглядят довольно надежными, поэтому мы ничего менять не стали. Были более очевидные кандидаты на перепробивку.
За большую, полезную и малоблагодарную работу спасибо.
А что с местными не связались, это зря. Помогли бы и с транспортом, и чем угодно на святое дело.
Скрипниченко. Андрей. +38 095 5388400
Кстати, насчет ершика... Существует два мнения, одни фирмы делают ершики металлические. Другие (Хилти например:) ) -делают ершики ,,волосатые,, Хилти считает что металлический слишком сильно зашлифовывает отверстие :) Короче в случае использования ,,волосатого,, есть совсем дешёвый вариант - постричь ерш для мытья бутылок ;)
Для нормальной работы крюка + клеевой смеси диаметр отверстия под крюк должен быть на 2-3 мм больше чем диаметр тела крюка. То есть более 12 мм. Глубина отверстия для известняков 90-100 мм. Размеры щетки 190 мм длина, ширина пластмассы со щетиной 13 мм х 16 мм (в сторону щетины). С небольшой подрезкой боковых кромок, щетка идёт на ура. Можно прямо в магазине подобрать щетку подходящюю по габаритам и жесткости. Хватает на несколько линий. Потом естественно замена щётки. Но её стоимость, по сравнению со стоимостью фирменного ершика минимальная. Попробуйте, сравните... ну и выводы на стол.
Стёпа! Рад видеть тебя живым и здоровым, и волосатым.
Спасибо!
Насчет ,,нержавейки,, А2 вообще ну её нафиг... То же и с ушами... Петцль, Фиксе, Метолиус, Раумер ведут себя замечательно... Конг начинает ржаветь уже в первый год. Как впрочем и химия - Конг ржавеет, правда они сразу пишут что это А2... Раумер - стоит отлично...