Остров Крым в апреле 2014
Учебная ночевка на Зубе и вид на стену Морчеки
В конце апреля завершился мой самый любимый крымский курс, BigWall + ИТО, шестой по счету.
Пройденные маршруты:
ДЛС. Рухленко Дима и Курбанов Игорь, СПб.
Центр. Николаев Дмитрий и Гусев Александр, Пермь.
Бровь. Горбачев Максим (Москва) и Малахов Петр (Нижний Новгород).
Мачомбо. Баранов Дима и Анчуков Дима, СПб.
Змейка. Маркевич Костя (Москва) и Нефедов Сергей (Спб - Крым).
Каждый отхватил столько опыта, сколько смог вытянуть трекшеном из недр обстоятельств в рамках двухнедельного погружения в мир серого известняка и лояльной дисциплины всеобщего движения к совершенству. О чем и рассказ.
Дорога
Остров Крым - потому что в этот раз мы могли туда попасть только на самолете или на корабле.
Раньше я ездил на машине из Петербурга через Псков, Беларусь, Киев, Херсон. Всего 2300 км. Всегда укладывался в два дня, даже если рулил в одиночку, ночевали полноценно в палатке или у российско-украинской границы (по пути в Крым), или у друзей в Киеве (по пути обратно). Качество дороги варьировалось от "везде отремонтировали" до "полный ужас, после зимы" - причем менялось все это достаточно быстро, в течении полугода. Езжу аккуратно, можно сказать медленно, почти всегда обходился без единого штрафа.
Теперь пришлось ехать через Москву, Ростов на Дону, Керчь - уже 2700 км. Разница существенная, особенно по ощущениям, так как из-за описанных ниже усложнений, проскочить в два дня стало тяжело. В этот раз в каждой машине мог вести только один человек, и мы сделали по две ночевки в каждую сторону.
Чем отличается новый для меня путь в Крым, чего не было в принципе на дороге через Киев:
- Пробки. В Москве и на подъезде к ней, даже если уходить по большим объездным кольцам.
- Круглосуточные заторы из грузовиков даже на трассе, не у Москвы, между двумя столицами.
- Платные участки. На трассе Дон, 5 отрезков, всего около 300 рублей с легковой машины.
- Много камер видео наблюдения. Почти по всему пути, даже с моей осторожностью я нахватал три штрафа в сумме на 2000 руб.
- Паром. Стоимость составила 1670 рублей с машины с тремя людьми на борту.
- Возможное время ожидания парома во время нашей поездки - до 30 часов, но нам повезло, в обе стороны проехали без очередей, в то время как в обратном направлении оба раза стояли пробки на 15-20 часов.
Из плюсов стоит отметить только более стабильное качество дорожного покрытия, стоимость бензина ровная по всей дороге, по Украине приходилось ехать с существенно более высокими ценами.
Итак, самолетами и с нами на автомобилях (подсели в Москве), в Крым приехало 9 участников.
Начались занятия.
Погода - солнце, холодный ветер, иногда сверху затягивает туманом, иногда очень пригревает. Дождя еще не было.
Вечером - феерический вид на звездное небо, полную луну, игру облаков над морем и горами, подсвеченные изнутри фонариками платформы на стене и наше костровое место в лагере с тлеющими углями. Тишина.
Но это - для меня и девятого участника. Остальные вешают на стену палатки.
Чтобы время не терять, нам к комфорту - привыкать.
На рассвете мы с Димой, чья очередь была оставаться внизу, хорошо посмеялись - на скале был развешен мирно посапывающий инкубатор по взращиванию альпинистов. Выглядело именно так.
Дмитрий Николаев в шикарном двухместном номере BD Clif Cabana Double Fly Deluxe. Ключи от номера - жумар и кроль. Туалет на улице.
Другой вечер, другие краски.
Когда появлялось свободное время, я вкладывал его в скалолазные маршруты Зуба. В этот заезд акцент был на "сервисных" работах - где-то поставить дополнительный шлямбур и уменьшить пролет, где-то новую цепь и сделать самостоятельный финиш, и много чистки незавершенных и не до конца очищенных линий, будущих линий.
Спасибо фирме Венто за предоставление "железа".
Проклеил под нижнюю страховку два детских маршрута "Бухта Барахты" и "В Контакте" - крючья идут через метр или чаще, категория около 3-4 по французской системе. Изменения в гайдбук я еще не успел внести.
Хай на скале Куба-кая от SlackLabs
Между двумя большими камнями около Зуба, проклеены крючья на установки хайлайна. Один край находится на топе трассы "Бухта Барахты". Длина 14-20 метров, высота - около 8 метров. Еще не хоженый. По 4 точки на каждой стороне. Идея о пробивки этой линии поступила от Михаила Козлова из Донецка. Еще больше линий в Крыму!
Карьер начал срубать ближайшую к Зубу террасу, техника ездит на том же уровне, что и скала. Лучше лазать по выходным, хотя зачастую рабочие заканчивают в 14-15 часов дня. Это не относится к южной стороне, там всегда тихо.
Кто-то свинтил 14 нижних шлямбурных ушек. Явно не подростки, те смогли бы забрать в два раза больше. Кажется, дядька с пузом и гаечным ключом. Вандализм неистребим, я навинтил новые уши и расклепал болты. Начал расклепывать и цепи.
Люди лазают. Помимо того, что нас - 10 человек, прокачиваюших время от времени на спортивных дорожках Зуба мышцы - антагонисты и.т.о., на несколько дней приехали 7 скалолазов из Донецка. Была полная скала народа.
Тренировка по установке точек страховки.
Когда пролетают очередные 3 дня занятий, это означает, что наступил день отдыха.
Ночью был шторм, сильнейший ветер и дождь, первый раз за неделю. Ночевавших в платформах изрядно потрепало. Наутро опять солнце, все спускаются в Симеиз. Программа стандартная: душ-кафе-рынок-интернет-магазин Кошка-кафе-рынок.
Курс валют скачет чуть ли не каждый день, путаница с рублями и гривнами, одна продавщица впервые в жизни увидела 5000-рублевую купюру и даже ходила по соседям узнавать, существуют ли такие. Цены на еду заметно выросли.
В Крыму энергетически ощущается пустота, яма, затишье, но неспокойное.
Искривление судеб, нелепость, хаос, пускай под маской "все тихо".
Апрель всегда был такой спокойны, но не таким спокойствием.
История идет по кругу, по спирали. Новые технологии, но люди, типажи, реакции все те же. Утром дочитал "Мы" Замятина.
Единственное, что мы можем сделать, это работать со своим сознанием и духом. Остальное - пыль.
На следующий день тренировки продолжаются.
Почти факультативное занятие для тех, кто успел всё остальное.
После десяти дней подготовки к итоговому восхождению, альпинизм прочно засел у всех в голове.
И не только на голове.
Компания подобралась очень душевная. У нас на курсе было четыре Дмитрия, три человека - левши.
Заброска снаряжения под стену. Картинка гладкой стены примелькалась, но все равно поражает своей монолитностью.
Просмотр маршрутов - заранее, как и изучение нетривиального пути спуска.
Из-за того, что Костя улетает домой преждевременно, и чтобы достойно завершить курс и поставить точку над i, мы прошли с ним маршрут Змейка за один день, без платформы и ночевки, без баула и так далее.
Я давно не страховал в роли не сменного второго номера на длинных маршрутах, было ощущение, что я провел выходной день на автобусной остановке. Я часами ждал нужный номер транспортного средства, потом проезжал одну остановку, выходил и ждал на пересадке следующий, на котором опять же очень недолго был пассажиром. Я спал на автобусной остановке, не как спят люди ночью, а как спят уличные продавцы семечек на морозе, торгуя весь день в тихом переулке у забора, вроде они здесь, а вроде нет. Просыпаясь, я не сразу вспоминал, где я и зачем. Иногда припекало солнце, иногда дул прохладный ветер. По команде "страховка готова!" я ехал свою остановку, где-то 6а, а где-то и 6с, выбивал ужасные якоря, загнанные во внутренние углы, и быстротечно добирался до следующего пункта, где через 5-10 минут сознание отключалось опять.
На предпоследней станции, на скальном пузе в 250 метрах над землей, полочки под ноги не было, как и удобного баула или рюкзака, чтобы сделать скамейку, и я завис в обвязке боком к скале, полу скрестив и поджав ноги, чтобы меньше переживались мышцы от ремней страховочной системы, и смотрел на почти закатный берег Крыма, на свежие весенние леса, красивое море, шумную дорогу, санатории, уютные деревеньки. В какой-то момент времени я поймал себя на мысли, что сижу на йога коврике в тихом месте, почти в уединении, и отдыхаю. Беглый взгляд вниз, на маленькие деревья внизу, и никаких эмоций от высоты. Под задницей у меня ничего не было, кроме 250 метров пустоты, выступающая часть скалы делала меня подвешенным в вертикаль.
Остальные ребята в это время проснулись в очередной раз в платформе, собрали их, и затем снимали все перила для ночевок на Зубе, сходили на ознакомление с путем спуска с вершины Морчеки и обработали первую веревку своих итоговых маршрутов.
Завтра - день отдыха перед восхождениями.
Дима Баранов оценивает свою готовность к предложенному маршруту.
Всем - старт.
Игорь Курбанов на ключевом участке маршрута ДЛС.
Когда я полтора года назад впервые выпустил связку на "самый сложный" маршрут Морчеки (не считая Уголка с его особенностями), это был в некотором роде революционный шаг. Те ребята никогда такие маршруты не ходили, да и альпинистами в классическом понимании их было не назвать. Но по тому, что и как делают люди на предшествующих тренировках, довольно точно можно сказать, на что они способны и какой маршрут будет для них по силам, или чуть-чуть сложнее, но в рамках преодолимого.
Это - уже третье прохождение "ДЛС" в рамках школы, теперь это эволюция курса.
Связка на Брови.
Обязательная ночевка на маршруте.
Соседняя связка.
Чем ценен альпинизм - простотой цели. Ты или дошел до вершины, или не дошел.
Петр Малахов на вершине Морчеки.
В качестве подарка восходителям - такая красота.
Очень приятно, когда все так хорошо заканчивается.
Команда тех, кто решил ехать обратно на машине, а именно четыре человека, решили вернуться под стену, чтобы пролезть еще по маршруту.
Отдыхаем в любимой деревне под Бахчисараем, чтобы сменить картинку и атмосферу.
Мы с Димой Рухленко прошли полтора первопрохода на стену. "Рукопись" - первую веревку прошли загодя, а оставшиеся участки - примерно за 9 часов.
"Остров Крым" - сколько успели за один день. Потом погода испортилась, и мы поехали в Бахчисарай лазать спортивные дорожки и прыгать. Долезем потом.
Если честно, это мой первый опыт ито-первопроходов в Крыму, занятие довольно унылое и лично для меня уже, увы, не спортивное. Очень тяжелое физически, но усталось не приятная, как после лазания, а похожая на ту, что настигает человека после целого дня копания ямы лопатой. Категории А3 я давал в сравнении с тем, что называют такими цифрами на соседних маршрутах. Кое-где есть переходы на рельефный скайхуках и ненадежных якорях. Самые интересные веревки, скорее всего - первые. Подробное описание будет готово позже, картинки с линией лежат в бортовом журнале под стеной.
Дима Баранов и Игорь Курбанов прошли в это время маршрут Центр.
В будущем я хочу отрисовать свое топо стены на фотографии высокого разрешения, с категориями свободного лазания на каждый участок, вариантами соединения разных маршрутов. Существующие в интернете картинки уже не содержат все последние изменения и новые маршруты, есть ошибки, и нигде нет лазательных категорий. Я буду рисовать не сплошные линии, а скорее всего пунктирные, чтобы не заслонять рельеф, различимый на фотографии. Это описание будет обновляемым, как и все другие в этом списке.
Авторы фотографий: Максим Горбачев, Николаев Дмитрий, Александр Гусев, Игорь Курбанов, Сергей Нефёдов, а так или иначе - почти каждый из нашей группы где-то да нажал на кнопку одного из фотоаппаратов.
Расписание обучающих программ, их описание можно увидеть на сайте http://sergeynefedov.com/
Ближайшее мероприятие - довольно интересная программа на скалах Карелии и Финляндии (Олхава). Есть место для связки (2 человека).
Микроблог ВКонтакте, в том числе анонсы программ - на страничке https://vk.com/sergey_nefedov
Спасибо за поддержку:
.
289
Комментарии:
irik, 22.05.2014 13:23
Большое спасибо пост со спортивным уклоном.Представляю что мог написать по этой теме Leb.
k_d, 25.05.2014 23:45
Не иначе что Госдеп подло дырявит скалы Крыма))
shvets, 22.05.2014 23:24
Хороший язык!
Barabachka, 23.05.2014 23:56
Видно, позновательный курс. А как народ - косо не смотрит на то, что делаете много дырок в стене?
Nefedov Sergey, 25.05.2014 22:17
В камне.
Лапшин Михаил, 24.05.2014 20:43
Знание-сила) Народ выражает огромнейшую признательность за качество пробивки Зуба Морчеки и созданные линии!
panz, 30.05.2014 20:25
ну, знаете, три левши-это уже перебор
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий