Даешь Детский Трэд!

Пишет XBOCT, 14.05.2014 13:23

20 апреля на Столбах прошли детские соревнования "Открытие сезона 2014"

Даешь Детский Трэд! (Скайраннинг, столбы)

С небольшим опозданием выкладываем впечатления организаторов об этом эпохальном событии.

Олег Хвостенко, главный судья

Прогноз погоды на тот воскресный день был не очень благоприятным - пасмурно, дождь сильный ветер. Тем не менее к 11 утра в Абалаковском цирке Такмака начали собираться юные скалолазы. Программа соревнований состояла из двух видов: индивидуальное лазание и связки.

Идея детских связок вызревала уже давно. Конечно это никакая ни новинка. В прошлом веке в скалолазании была дисциплина Домбайские связки. Дети и взрослые тренировались, соревновались, выполняли разряды, становились мастерами и чемпионами по связкам.

Мне самому в детстве доводилось участвовать в Домбайских связках. Трассы были полностью оборудованы точками страховки и промаркированы. Упор тогда больше делался на быструю работу с веревками, выполнение технических элементов таких как дюльфер, маятник. В тех местах, где трудно было пролезть, вешались веревочные петли. Второго участника нужно было тянуть изо всех сил связочной веревкой, он мог хвататься руками за оттяжки, использовать все, что угодно. Получалась своеобразная смесь из лазания, ИТО, маятников и дюльферов, где все решали секунды. С тех пор многое изменилось.

Даешь Детский Трэд! (Скайраннинг, столбы)

Сегодня эталоном высочайших достижений в альпинизме можно считать прохождение сложных маршрутов свободным лазанием с натуральной страховкой. Когда лидер связки устанавливает точки, организует станции страховки, а его напарник снимает снаряжение. После прохождения маршрут остается в первоначальном виде, для следующих восходителей.

Понятие чистоты стиля прочно вошло в повседневный обиход альпиниста и является одним из определяющих в нашем виде спорта, поэтому возрождать детские соревнования связок на естественном рельефе мы хотим в соответствии с этим трендом. Только свободное лазание, никакого ИТО, никаких перильных веревок и жумаров, точки страховки должны устанавливаться и сниматься самостоятельно. Прививать любовь к хорошему стилю нужно с детства!

Здесь, конечно, возникает вопрос безопасности. Многие участники скорее всего впервые возьмут в руки альпинистское снаряжение. Проконтролировать надежность каждой точки, устанавливаемой на маршруте, невозможно. Пилотный вариант детского трэда решили проводить с верхней судейской страховкой. Трассы выбрали не очень сложные, но с хорошими щелями под стоппера и френды. На скале мелом отметили предполагаемые места установки точек. Протяженность трасс 25 метров, контрольное время 30 минут. Маршрут проходится в один питч, без смены лидера. Один судья контролирует правильность страховки внизу, другой находится на верхней станции. На второй трассе участники меняются ролями - каждый должен поработать первым. За срыв, нагружение точки, выпадение точки страховки, потерю снаряжения предусмотрены штрафы.

Соревнования прошли весело. В течение дня погода постоянно менялась: шел дождь, светило солнце, дул ветер. Скала намокла, потом опять высохла. Все юные альпинисты показали себя очень достойно, все боролись за победу. Были и срывы с повисанием на страховке, и проблемы с выбором нужного размера закладок. Не все уложились в контрольное время. Но главное, что всем очень понравилось - участникам, судьям и зрителям. А значит детские соревнования связок будут жить и развиваться. Нужно думать о перспективе, подыскивать новые трассы, более сложные и разнообразные. Возможно, переходить в будущем на фестивальный формат и избавляться от судейской страховки. Даешь детский трэд!

Даешь Детский Трэд! (Скайраннинг, столбы)

На трассах связок свои силы попробовало 6 двоек, половина из них была смешанными. В индивидуальном лазании также развернулась упорная борьба. Здесь итоги подводились в двух возрастных категориях, отдельно среди мальчиков и девочек.

Спасибо всем, кто помогал делать эти соревнования!

У альпинизма не детское лицо

Полина Галацевич, помощник главного судьи
Даешь Детский Трэд! (Скайраннинг, столбы)

По правилам соревнований и совершения восхождений в горах, классическим альпинизмом (восхождения на горные вершины) можно заниматься с 14 лет, с согласия родителей и под руководством инструктора, проводившего предсезонную подготовку.

Но любой спорт развивается, и альпинизм не исключение. Он ветвится на разные направления: скальный, технический, высотно-технический, высотный классы; скайраннинг, ледолазание и ски-альпинизм. Границы опасности и нормы безопасности в этих направлениях тоже различны. Поэтому и планка возраста в отдельных классах альпинизма понижается.

Многое в отечественном альпинизме начиналось на Столбах. Мы решили поддержать славу новаторов и провести в этом году "первые в мире" соревнования по альпинизму в скальном классе среди детей 10-16 лет.

Полигоном для этого мы выбрали всеми любимый Абалаковский цирк Такмака. Конец апреля, все активно открывают скальный сезон – почему бы нам заодно не осуществить наш «пилотный проект» – детские соревнования связок. Чтобы обеспечить массовое количество детей, проводим его в рамках традиционных столбовских соревнований «Открытие скального сезона». У взрослых это было фееричное костюмированное действо в субботу, ну а нам досталось воскресенье.

Даешь Детский Трэд! (Скайраннинг, столбы)

Железа набрали два комплекта. Снаряжение хорошее, современное – камалоты, стоппера, новые динамические веревки. Всё лучшее – детям. Накануне выбрали две несложные, хотя довольно крутые, «трэдовые» щели. Олег Хвостенко разметил мелом примерные линии установки точек страховки. Повесили дюльфер и верхнюю судейскую страховку для первого.

Трассы и снаряжение готовы, дети будут. А с погодой – как повезет. Всё ж таки альпинизм!

С утра было пасмурно, ветрено, но сухо. Дети пришли – юные столбисты с родителями, юные туристы с руководителями, несколько юных скалолазов. Впрочем, многие наши «столбята» относятся сразу ко всем перечисленным категориям.

Не всех детей предупредили, что можно будет полазить с железом. Самые сознательные прочитали об этом на сайте, но большинство удивились. Конечно, обычная для открытия сезона трасса с верхней страховкой на скорость тоже была, в отдельном зачете. Заодно на ней можно было размяться перед связками.

Перед стартом я провела небольшой мастер-класс по пользованию френдами и закладками. Дети с энтузиазмом расхватали у меня все железо и рассовали его по всем окрестным камням. Удивительно, что мы все вытащили без экстрактора.

Даешь Детский Трэд! (Скайраннинг, столбы)

И вот стартовали две первые связки. Правила просты и суровы: не нагружать, не срываться, точки не должны вылетать. Жумарить тоже нельзя, второй участник идет лазанием, с командной страховкой, вынимает точки. Спуск во время прохождения трассы не входит. На втором маршруте смена лидера. Трэд – чистый стиль, «идеальный» альпинизм. Только с верхней страховкой для первого – чтобы нам, организаторам, спалось спокойно.

На правой трассе связка Балюк Настя – Южаков Кирилл проходит, уложившись в контрольные полчаса. Спускаются. На левой еще работает первой Геля Непрокина. И тут налетает шквал! Ледяной порывистый ветер с дождем и снегом вызывает нежную, до дрожи в спине, ностальгию по большим горам. Некоторые дети вместе с родителями поспешно ретируются. Жаль! Было бы больше связок. Моим «пострелятам» деваться некуда, поскольку я организатор, поэтому они все остаются и пересиживают бурю под большим куском полиэтилена, захваченным в клубе. Думаю про Гелю и Лешу. Вот кто хлебнул сегодня настоящего альпинизма! Спускаются Геля с Лешей, и наш несчастный судья с верхней станции, отогреваем их всех горячим чаем. Ветер стихает, и даже солнце выглянуло! Скала быстро подсыхает. Можно лазить дальше.

Первые две связки отдыхают, полезли две другие. Теплую компанию туристко-краеведческого клуба «Стрела» разбавляет связка скалолазов Лера Антоненко – Марк Хвостенко. Причем, составляет нам сильную конкуренцию: на левой трассе они чуть-чуть не укладываются в контрольное время, зато правую пролетают со свистом за 15 минут! Время лидирующей связки, Кирилла с Настей, на обеих трассах около 25 минут.

Всего в соревнованиях участвовало шесть связок. Одна связка, Морозов – Тюрюмин, шла вне зачета, так как Эдик Морозов лазил и в другой связке, с Женей Вейтолом.

Даешь Детский Трэд! (Скайраннинг, столбы)

Интересно было посмотреть на альпинистский дебют этих детей. Большинство из них мне хорошо знакомо – я сама приобщила их к спорту, привела на Столбы, пробудила в них соревновательного «джинна», который творит чудеса. Они лезли, преодолевая свой страх, сжимая волю в кулак. Были и срывы, и слезы, и почти паника! Странно, что не было ни одной засаженной намертво точки, все вытащили. Выпавших точек тоже было мало, всего одна или две на все связки.

Заканчиваем. Дети хвалятся друг перед другом исцарапанными руками. Олег подсчитывает результаты по своей секретной формуле. Я подписываю грамоты и распределяю призы. В них недостатка нет – постарались наши партнеры: красноярский Центр Путешественников и сеть специализированных спортивных магазинов "ТРИАЛ-СПОРТ". Спасибо им огромное!

Проводим награждение. Снимаем веревки, дети их маркируют. Идем домой, счастливые и удовлетворенные. Что будет дальше? Посмотрим. Во всех видах спорта есть подрастающее поколение, и нам тоже нужно выращивать себе смену. Многие известные отечественные альпинисты, начиная с легендарных братьев Абалаковых, начинали со Столбов. Может быть, и эти дети впишут свою страницу в историю нашего спорта, поедут в большие горы. А мы их к этому подготовим.

Фотоальбом А. Кичкайло

Отдельное огромное спасибо нашим партнерам: