Йосемиты (Yosemite). Особенности. Назойливые советы.

Пишет Vakula, 16.04.2014 11:51

Часть 4

Йосемиты (Yosemite). Особенности. Назойливые советы. (Бэккантри/Фрирайд, el capitan, эль капитан, big wall)

Карниз The Roof, маршрут The Shield. Автор фото Tom Evance.

Маршрут Щит - The Shield, VI 5.8 A3 или C4, 30 верёвок. 5 звёзд. Супер. В верхней части стена Эль Капа действительно напоминает выпуклый щит.

Начало мы ходили 10 верёвок по Free Blast без баулов. На следующий день подняли воду и вещи по фиксированным верёвкам до Heart Ledges. Следующим утром пролезли ещё одну верёвку 5.10а до Mammoth Terraces.
От Mammoth Terraces до верха 20 верёвок. Пролезли 4 верёвки и провесили ещё 1,5, ночевали лёжа на Gray Lelges на двух разных полках.

4-ая верёвка С2 или 5.12d

4-ая верёвка С2 или 5.12d. Вверху виден карниз Shield Roof и над ним выпуклый Щит.

Американский фотограф Tom Evance, я о нём уже рассказывал, любезно подарил нам диск со своими фотографиями нашего восхождения, он, как обычно мониторил Эль Кап для www.elcapreport.com. Ну и нас тоже фотографировал и помещал картинки в отдельную папку «Russkies» - и откуда он знал, что мы «такие»? Похоже, «цыганское радио» у них тоже неплохо работает.

4-ая верёвка С2 или 5.12d. Автор фото Tom Evans.

Обработка с Grey Ledges 5-ой верёвки С1 или 5.11с

На следующий день на верёвке 7 на траверсе под карнизом C3 или A2 крючьями я не пользовался. У меня с собой было только 2 офсетных Элиена, их экономил, пользовался обычными Элиенами и Камалотами. Один раз вылетел френ - улетел маятником, чуть дальше опять вылетел френд - маятник, на маятнике вылетел ещё один френд – полетел дальше ещё большим маятником.

7ая верёвка траверс С3 или A2

Долезли до карниза Shield Roof, поменялись, при этом я забыл отдать Алексею конец баульной верёвки. Вот ведь как бывает, не только у старух, но и у стариков. Можно было попробовать примотать скотчем баульную верёвку к страховочной и протянуть через карабины, могло бы и получиться. Но если вместо головы – задница, то «что там думать – трясти надо!» Сказано – сделано. Подняться, чтобы донести баульную верёвку, спуститься для выпуска баулов маятником со станции и поднялся ещё раз. Том Эванс не понял, что это мы такое делаем и на всякий случай написал в комментариях к снимку: «Second clearing the Shield Roof». Мудрено было понять манёвр этих «russries».

Начало 8ой верёвки карниз Shield Roof А0 по шлямбурам.

Продолжение 8-ой верёвки, после карниза Shield Roof сложность С3F или А2. Автор фото Tom Evans

Карниз Shield Roof. Автор фото Tom Evans

Подъём через Shield Roof.

9-ая верёвка С1.

Переночевали в висячем положении на вертикальной стене без полок на пункте страховке 9 прямо перед началом The Groove, Канавки. Я в гамаке, который подвешивается как платформа на одну точку, а к гамаку идут 4 оттяжки, регулировкой достигается горизонтальное положение гамака без провисов. Алексей спал на импровизированной полке. Для этого подвесили параллельно 2 баула на одной высоте, потом подтянули их нижние части вверх и состегнули их днища – получилась горизонтальная полка.

На следующий день лезли Shield Headwall – это похожая на щит слегка нависающая выпуклая гладкая часть стены. Первая верёвка была А3, The Groove - самая страшная.

Сопливые точки в начале 10-ой верёвки The Groove A3.

Shield Headwall, 10-ая верёвка The Groove A3. Автор фото Tom Evans

Потом пролезли ещё и 2,5 верёвки А2. У нас не было ни коперхедов, ни специально обрезанных V-образных крючьев Sawed Angels, которые можно руками вставлять в дырки от крючьев pin scares. В основном на этих верёвках использовали фифы и якоря, кое-где удавались поставить френды или офсетные закладки, Эти закладки приходилось подбивать молотком, иногда довольно сильно, благо, не жалко, ведь в офсетные они превратились после доработки напильником старых и ненужных образцов.

Shield Headwall, начало 11ой верёвки Triple Cracks C3F или A2.

Shield Headwall, это же место, только с другого ракурса, начало 11-ой верёвки Triple Cracks C3F или A2. Автор фото Tom Evans

Shield Headwall, продолжение 11-ой верёвки Triple Cracks C3F или A2. Лезем по 1-ой щели, чуть выше переход вправо во 2-ую щель, вверху кадра переход в 3-ю щель. Автор фото Tom Evans

Shield Headwall конец 11-ой верёвки Triple Cracks C3F или A2. Автор фото Tom Evans

Shield Headwall, вид сверху на 11-ую верёвку Triple Cracks C3F или A2

Shield Headwall, 12ая верёвка C4F или A2. Левее видна полка 6х0,6 м с камнем The Canoe. Через правый угол идёт маршрут Flight of Albatross. Автор фото Tom Evans

Ночевали лёжа на хорошей полке чуть в стороне от маршрута между 12 и 13 пунктами страховки.
Дальше было чуть попроще, хотя и А2, на этих участках забили даже несколько обычных крючьев.

Конец Shield Headwall, короткая 14-ая верёвка C2+ или A2 exp. до Chickenhead Ledge. Автор фото Tom Evans.

17-ая верёвка C2+ в направлении карниза Magic Mushroom. Автор фото Tom Evans

18-ая верёвка С2+, траверс под карнизом Magic Mushroom.

После карниза Magic Mushroom остаются ещё 2 верёвки свободным лазанием. К вечеру вылезли наверх, там заночевали вместе с тремя французами, они прошли Нос с одной или двумя ночёвками.

Впечатления от маршрута замечательные, яркие. В верхней части Эль Капа Shield Headwall и Salathe Headwal – это гладкие нависающие выпуклые стены из прочного ярко-жёлтого гранита. Ощущения при нахождении на них какие-то нереальные, выпуклые стены отрезают боковые виды и вид вверх, если не смотреть вниз, то кажется, что вокруг только небо. Или космос. Но второй раз на этот маршрут не пошёл бы - второй раз такой яркости впечатлений уже не будет, хочется сохранить и не разбазаривать те, что есть.

Расскажу ещё о трёх маршрутах, которые я не ходил, но считаю для себя привлекательными.

Mount Watkins South Face VI 5.8 C2, 19 верёвок. Находится на левой стороне ущелья, почти напротив Half Dome, только ещё дальше, подход 3 часа. Крис Макнамара характеризует этот маршрут как два поставленных друг на друга маршрута на South Face на Washington Comumn , но при этом рекомендует взять на него насколько крючьев, хотя рейтинг С2.

Mount Watkins ссылка:

Mt. Watkins South Face
Фото Nabeel Atique, ссылка:

Очень популярен маршрут Zodiac VI 5.7 A2 или С3F, 16 верёвок. Для многих он является первым маршрутом на Эль Капитане.

Большей частью нависающий маршрут, легко тянуть баулы. Почти так же популярен, как и Нос, желающих очень много. В 2 раза короче Носа, но технически гораздо сложнее. Свободного лазания очень мало, сложность лазания на ИТО почти такая же, как на The Shield, но используемые приёмы и снаряжение разнообразнее. Для ночёвки нужна платформа - скорее всего все ночёвки будут висячими.

На маршрут обязательны скайхуки и кэмхуки, они есть в магазине в Долине. Для знаменитой верёвки Nipple Pitch - Сосок, 30-35 метровой нашлёпки в виде женской груди, для прохождения собственно соска необходимо не менее двух Камалотов №5, лучше даже трёх, или пользуйтесь деревянной прокладкой. Маршрут ходили Егор Козлов и Макс Нечитайло, по-моему, Макс лез эту верёвку первым на двух полностью раскрытых Камалотах №4 – эму очень понравилось бояться!

Nipple Pitch - Сосок. Автор фото Tom Evans http://www.elcapreport.com/sites/default/files/images/2%20Leading%20the%20Nipple%20pitch.jpg

Nipple Pitch - Сосок. Автор Tom Evans http://www.elcapreport.com/sites/default/files/2%29%20%20CIMG_2542.JPG

Обычно можно обойтись без коперхедов, хотя, парочку лучше иметь. Желательно иметь хотя бы несколько тросиковых петель, rivert hangers, для накидывания на головки торчащих вместо шлямбуров заклёпок. Эти петли можно купить в долине, есть удобные модели, которые надёжно затягиваются на головках и не соскакивают. Можно обойтись тросиками от мелких закладок, но вы можете при этом прийти в неописуемый восторг, когда на нависающей стенке встанете на скайхук и увидите, что на дорожке из заклёпок под вами 5-10 петель от закладок просто слетели с головок этих самых заклёпок.

Полки на 1 человека есть только на 7 и 13 пунктах, они могут быть заняты, ночевать надо в платформе. Если не обрабатывать и не оставлять верёвки, то чаще всего получается 3 ночёвки на стене и последняя на вершине, там просто шикарная ночёвка!

Ещё один отличный маршрут – это Mescalito VI 5.8 A3, 26 верёвок. Очень разнообразное ИТО. Мы рассматривали этот маршрут как объект для восхождения, но не пошли, поскольку туда очень желательна платформа, у нас её не было. Пошли на The Shield, который стоит в рейтинге чуть ниже. К тому же после страшных каминов 5.7 на Salathe Wall никому из нас совсем не хотелось лезть на Mescalito камин-офвидз на участке The Bismark. Если лазанием, то там есть кусок 2,5 метра 5.10a и нужен один френд на 7 дюймов, а для ИТО нужны ещё френды на 7 дюймов и один френд на 10 дюймов, это 30 сантиметров. Напоминаю ещё раз, что 6 дюймов – это Camalot №6, самый большой в линейке BD.

Сергей: Ну, хорошо, а всё-таки чем же восхождения в Йосемитах больше всего отличаются от других восхождений в других местах?

Игорь: Отношению к воде и к дерьму! Поверить в серьёзность этих тем нелегко, а привыкнуть ещё труднее!

Тема воды

Вопросы о воде уже обсуждал, несколько дополнительных рекомендаций. Главная рекомендация – воды возьмите много, если холодно, то по 2-2,5 литра на человека в день, если жарко – то не менее 3, лучше 3,5. После того, как мы чуть не подохли от обезвоживания в 37-грудусную жару на Носу Эль Капа, я стал очень серьёзно относиться к этой теме.
Выбросите все добавки, изотоники и прочую хрень, пить от них хочется сильнее, не надо пытаться обмануть природу! Пейте чистую сырую воду, она там замечательная!

Вечером очень рекомендую разбавленное пополам с водой красное вино. На Shield взял только для себя всего 3 или 4 литра такого напитка, это почти ничего из общих 30 литров воды. Алексей Кушнир сказал, что он будет потреблять только чай и воду. В результате пришлось сильно экономить – Алексей решил составить мне компанию, и вечерами напиток шёл на ура. Брать крепкие напитки бессмысленно, ведь воду всё равно несёшь с собой, а в жару вино приятнее.

Обматывать серым скотчем бутылки для воды не надо, расход огромный, масса увеличивается значительно, а толку почти никакого. Но нужно для страховки обязательно привязать под пробки петельки из хорошего шнура, иначе не только можно лишиться воды, но и кого-нибудь убить этой бутылкой. За ручку 4-6 литровую бутылку не привязывать, ручка может легко порваться!

Кстати, американцы очень любят серый скотч, Duct Tape. Он у них хороший, им можно ремонтировать одежду, обувь, баул, палатку, повреждение оплётки на верёвке, можно приклеивать скайхуки к стене, если их хочется оставить в качестве хоть какой-нибудь промежуточной точки страховки. Можно соединять скотчем какие-нибудь виды снаряжения, чтобы ими куда-то дотянуться. Желательно, чтобы скотч был не только в бауле, но и у лидера в кармане.

Как потреблять воду. Казалось бы, очень простой вопрос. Представьте, что очень жарко, вы лезете 3 часа верёвку, потом второй ещё 20-40 минут поднимается по перилам, а вы в это время не отдыхаете, а тянете баулы. Когда к вам приедет с баулами вода, вы не сможете нормально восстановить её потери. Сразу много пить бессмысленно, не усвоится, да и вредно для организма. Вы попили немного и опять полезли, и так целый день, ну полдня, до смены лидера. Обезвоживание гарантировано.

Очень рекомендую первому с собой нести воду, особенно, если он лезет на ИТО, при свободном лазании на прохождение верёвки так много времени не тратится. Способ переноски – по вашему желанию.

Я делаю так. Беру грудную развеску для снаряжения Metolius Multi-Loop Big Wall Gear Sling. У неё на спине есть карман с молнией, в него влезает полная литровая фляжка Platypus Soft Bottle Push-Pull Cap, она мягкая, складывающаяся, с пробкой «тяни-толкай», которая открывается-закрывается вверх-вниз. Повис на очередной точке, скинул развеску с одного плеча, открыл зубами пробку, сделал 1-2 глотка, закрыл пробку, надел развеску. Пробка при этом конечно должна торчать из кармана наружу, а молния её фиксировать в этом положении.

Перед тем, как проглотить воду, желательно долго и тщательно прополоскать ею рот, это не только хорошо увлажняет слизистую, но, по-видимому, ещё позволяет части воды всасываться в кровь прямо через язык, но, может, это мои домыслы

Multi-Loop Big Wall Gear Sling, 50 долларов – такая в парке почему-то обычно не продаётся.

Обычно в парке в продаже бывает Big Wall Gear Sling, но мне такая не нравится - невозможно распределить разные виды снаряжения, всё будет съезжать в одну точку и путаться.

Фляжка Platypus Soft Bottle Push-Pull Cap, 9 долларов.

Эта развеска имеет ещё одно преимущество. На станции быстро снимаешь эту развеску с железом, подвешиваешь и начинаешь тянуть баул, при этом без прерывания процесса можно время от времени прикладываться к соску с живительной влагой. Маршруты Nose и Salathe я ходил в грудной обвязке, она была связана с беседкой динамической полуверёвкой, соответственно, и самостраховка была из неё же. Но снять грудную обвязку было практически невозможно, для этого нужно было развязать узлы, а снимать с неё снаряжение очень долго. Поэтому 100-150 приседаний для вытягивания баула приходилось делать вместе со всем висящем на мне железом. Потом купил развеску и вздохнул с облегчением, решилась куча проблем, смена лидера стала значительно быстрее.

В развеске есть один, но существенный недостаток по сравнения с грудной обвязкой - развеска при свободном лазании болтается сама по себе, да и снаряжение на ней болтается сильнее, чем на обвязке. Но, тем не менее, теперь грудной обвязкой не пользуюсь.

Рассуждения о привязывании верёвки, переворачивании при падении – это ерунда. Об этом есть куча статей. Центр тяжести тела человека обычно находится чуть ниже солнечного сплетения, выше этой точки верёвку привязать всё равно невозможно, так что на переворот обвязка влияет достаточно сомнительно, при падении и перевороте действуют сочетания других, прежде всего, динамических факторов. Даже если верёвку привязывать к беседке, а под обвязку или блокировочную петлю просто пропускать, то всё равно это всё вытянется и будет низко. Но при этом будет ещё один недостаток – верёвки будешь тянуть не тазом, а плечами, 2 верёвки по 3 кг, плюс трение – это то же самое, что лезть с дополнительным рюкзаком. Я пользовался самодельной грудной обвязкой с кучей удобных и продуманных петелек почти 30 лет, всё не было повода перестать это делать. В Долине обычно продаются грудные обвязки Yates, но они мне не нравятся.

Некоторые используют питьевые системы с трубочками, для второго это нормально, но для лидера дополнительная трубочка явно лишняя, и так слишком много всяких петелек и верёвочек, которые путаются. Сверху баула лежит ещё одна такая же наполненная бутылка, ею очень легко заменить опустевшую.

Дерьмовая тема

Может это и смешно, но надо отнестись к ней очень серьёзно. На стене гадить в «свободном стиле» нельзя! Это не просто дурацкий закон, это выстраданное опытом обязательное правило, иначе все стены будут просто загажены, да и на голову кому-то дерьмо может прилететь. И не надо даже пытаться придумывать всякие "восточные хитрости" типа: "А я метну вниз со стены пакетик в темноте, когда никто не видит!"

Существуют разные способы.

Можно купить специальные одноразовые пакетики за 3 доллара, в них вложен большой полиэтиленовый мешок с абсорбентом, который превращает жидкость в гель, отдушкой, маленький кусочек туалетной бумаги и маленькая салфеточка для рук, чтобы как в известной шутке «из-под ногтей вычищать».

Всё это можно купить отдельно значительно дешевле. Берётся большей мусорный мешок, надевается сзади на задницу – вместилище «скверны» готово. Это не сложно сделать даже в висячем положении на абсолютно гладкой стене.
Весь вопрос в том, что дальше делать с этим мешком. Если нет герметичной ёмкости или большого количества абсорбента, то желательно перед «большим делом» отдельно, не в мешок, сделать «малое дело», иначе у вас это потом всё протечёт. Но и это надо делать осмотрительно.

Когда у нас на маршруте The Shield была висячая ночёвка перед началом The Groove, кто-то из нас начал «малое дело», а пятью верёвками ниже на Gray Ledges, прямо у нас под ногами, ночевали американцы, мы их в темноте и не видели. Так вот они стали сразу орать: «Эй, вы писаете прямо на нас, писайте в бутылку!» Когда дошло до «большого дела», то боялись уронить, поскольку купили не стандартные большие мешки, а маленькие, 30 на 30 сантиметров, но при этом они имели хорошую систему для закрывания Zip Lock, на неё-то мы и купились. Вот только использовать этот мешок в висячем положении оказалось не так просто, пришлось его даже пристраховать и тщательно целиться, чтобы парни внизу не получили сверху подарок. Вот так вот.

Кстати, бутылками мы не пользовались, но для некоторых маршрутов они явно нужны, диаметр горлышка только лучше иметь побольше.

После «большого дела» мешок с содержимым можно поместить ещё в один, правда, помогает это не очень. Далее «это» помещается в рoop-bag , в просторечье он называются и shit-bag. Принципиально есть два варианта.

Первый вариант shit-bag ещё называют shit-tube. Это классика - кусок пластиковой канализационной трубы диаметром 110 или 150 мм, длиной в 1 метр, с двух сторон заглушки, правда, у нас я таких не видел, по-моему, они резьбовые, верёвочки, серый скотч. Труба подвешивается снизу баула или параллельно мешку с платформой, иногда ниже него. Недостаток такой системы в том, что труба может застревать в щелях, иногда она даже отрывается и тогда превращается в смертельную торпеду.

Второй вариант shit-bag - мешок из баульной ткани, фактически мини-баул. Можно подвешивать его под баулами, на Salathe Wall у нас для этого использовался гермомешок для туристов-водников. На маятнике из-под карниза The Roof он оторвался, хорошо, что никого внизу не убил, на стене висела куча людей, ни в кого не попал.

Четвёртый день восхождения по маршруту Salathe Wall, пункт страховки под карнизом The Roof. Под левым баулом висит shit-bag, это его последняя фотография; когда с этого места баул с ним отпустят маятником, этот мешок оторвётся и улетит вниз.

Можно прятать shit-bag в баул, на маршрутах The Nose и The Shield мы так и делали, но воняет, зараза, потом вещи из баула тоже пованивают.

Третья ночёвка, полка на El Cap Tower, маршрут The Nose, мешок с дерьмом и мусором имеет уже немалый объём.

Всё дело в том, что полиэтилен не спасает от запаха, можно запаковать это хоть в 10 мешков, будет диффузия газов через стенку. Чтобы этого избежать, можно использовать пакеты с металлизацией. Например, тонкий слой алюминия в металлопластиковых трубах служит именно для того, чтобы воздух не проникал через стенки труб и не завоздушивал системы отопления или холодоснабжения. Подобные пакеты с металлизацией бывают внутри картонных пакетов с вином.
Можно также использовать другие виды пластиков, поперечно сшитый полиэтилен высокой плотности или полиэстер, из которого делают флис типа Polartec и пластиковые бутылки для напитков. У нас полиэстер называется лавсан – сокращение от «Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии Наук.

Изготовление контейнера для дерьма из бутылки Jim Beam Whiskey. Dinner Ledges, Washington Column

Можно попробовать найти какие-нибудь ёмкости с завинчивающейся крышкой и носить их внутри баула, думаю, это будет отличное решение. Только горлышко желательно иметь с диаметром не менее 50 мм. Некоторые американцы используют для этого 10-15 литровые вёдра от краски, все обвязанные верёвочками и скотчем, их подвешивают под баулом.

Ведро из-под краски в качестве shit-bag. Маршрут Salathe Wall, верхушка нашлёпки The Ear со страшным камином под ней. Шведы для обхода следующего участка 5.13b уходят на Freerider, траверс 5.11d, потом ужасный 7-дюймовый оффвидз Monster Crack 5.11a ow.
Фото Tom Evans http://www.elcapreport.com/sites/default/files/images/10The%20Big%20Swede%20making%20the%20power%20move%20to%20the%20Monster%20Crack.preview.jpg

Чаще всего можно видеть у людей и на фотографиях оранжевый мешок на 8,2 литра Metolius Waste Case, 60 долларов, продаётся, продаётся вместе с 6 одноразовыми пакетиками. Это просто мини-баул для дерьма. Будет пованивать.

Metolius Waste Case http://www.metoliusclimbing.com/waste_case.html

У правой ноги страхующего виден Metolius Waste Case. Последняя верёвка Носа.
Фото Tom Evans. http://www.elcapreport.com/sites/default/files/5%29%20%20CIMG_7707.JPG

Игорь: Вот, собственно, и всё. Удачи всем!