Йосемиты (Yosemite). Особенности. Назойливые советы.

Пишет Vakula, 13.04.2014 21:14

Часть 3

Йосемиты (Yosemite). Особенности. Назойливые советы. (Бэккантри/Фрирайд, el capitan, эль капитан, big wall)

Сергей: Теперь посоветуй маршруты в долине для тех, кто хочет походить на ИТО.

Игорь: Забавный маршрут Lost Arrow Spire Tip III 5.7 С2, 2 верёвки, Верхушка Шпиля Забытой Стрелы, находится прямо рядом с водопадом, он представляет из себя восхождение на палец, который вверху отстоит от стены на 24 метра.

Поднимаетесь по отличной тропе прямо от Camp 4 наверх к месту начала падения водопада Yosemite Fall. Проходите чуть дальше по «яйле» вдоль края стены до места спуска. Связываете 2 веревки, крепите верхний конец на дереве, спускаетесь на 75 метров на перемычку между пальцем и основной стеной.

Затем связываетесь третьей верёвкой, начинаете лезть. Второй цепляет к себе нижний конец связанных верёвок, которые закреплены на дереве, и поднимает за собой. В конце маршрута вы оказываетесь не верхушке пальца и организовываете из вытянутой верёвки тирольский траверс. По нему перебираетесь к дереву и продёргиваете верёвку, конечно, у каждого должен быть как минимум один жумар, поскольку верхнее дерево значительно выше верхушки пальца.

Экстремально популярная забава, иногда люди даже ночуют на «яйле», чтобы утром быть первыми в очереди. Естественно, среди желающих много, мягко говоря, не очень квалифицированных, часто они сильно тупят, очереди можно и не дождаться. Между верхушкой и стеной часто натягивают слэклайн, для этого там есть шлямбура. Но оставлять верёвку надолго часто бывает запрещено, защищают молодых орлов, которые учатся летать и могут с ней столкнуться. Поэтому для возвращения надо рассчитывать только на свою верёвку.

Я ходил этот маршрут с американским другом Дэвидом. Всего за день до этого я научил его пользоваться жумаром и ходить грудь-нога по перилам. Ни о каком тирольском траверсе не могло быть и речи, он даже через узел на связанных дюльферных верёвках не смог бы пройти.

Дэвид

Мы повесили и оставили 2 верёвки для спуска; я с трудом нашёл на спуске промежуточный шлямбур для перестёжки. Потом на двойной верёвке, перила и страховка, мы залезли наверх, потом спустились на перемычку, 60 метров хватило. Шлямбура наверху рассчитаны для продёргивания верёвки после тирольского траверса, поэтому верёвки шли вниз через перегиб почти в 90 градусов, их удалось сдёрнуть только после того, как я по одной из них поднялся в стременах наверх метров на 10-15. Только после этого она поехала вниз вместе со мной. Может, конечно, Дэвид наверху что-то напортачил.
Потом по своим перилам вылезли наверх, для Дэвида я делал верхнюю страховку. Это приключение его полностью шокировало, он впервые болтался на стене, когда под ногами более 700 метров, да ещё и могучий водопад прямо рядом.

Водопад, а правее виден отдельный шпиль, который накладывается на стену и отбрасывает тень правее себя – это Lost Arrow Spire – Шпиль Забытой Стрелы. Вот на самый кончик и идёт маршрут. После непогоды склоны запорошены снегом, 28 мая, а год назад примерно в это же время было 37 градусов жары.

На вершине Lost Arrow Spire.

Команда на вершине Lost Arrow Spire готовится к тирольскому траверсу. Видна верёвка, она идёт вправо вверх к основной стене.

С: Это ты рассказал о забавном приключении, каком-то опереточном маршруте. Давай теперь про настоящие.

И: Очень порекомендовал бы сходить на Washington Column суперпопулярный маршрут South Face V 5.8 C1.

Конец мая, после снегопада, Washington Column – это бастион, который виден в профиль в центре кадра, слева вверху North Dome, справа - Half Dome.

Washington Column вблизи.

Чтобы мы на маршруте были первыми, американские соседи по кэмпсайту подвезли нас на машине задолго до рассвета. К рассвету мы подошли под маршрут, полезли по скалам к началу и разбудили спящего в подвешенной среди ветвей дерева платформе солиста. Он слегка был недоволен ранним подъёмом, но всё-таки стал собираться лезть на соседний маршрут The Prow V 5.6 C2F, тоже очень популярный.

Мы пролезли 3 верёвки до Dinner Ledge, места ночёвки для нескольких групп, оставили там вещи и провесили 2 верёвки выше. Для этого маршрута лучше иметь 2 динамические верёвки, одну верёвку и одну полуверёвку: баул не тяжёлый, тянуть его всего 3 верёвки, можно это делать и динамикой, а лезть наверх и спускаться на Dinner Ledge лучше с двумя мягкими динамиками.

На следующий день сходили до верха, спустились на полку, забрали вещи и вернулись в лагерь.
Часть маршрута – отличное лазание, часть – ИТО С1. Камин 5.8 на седьмой верёвке совсем не страшный. Последнюю верёвку, десятую, лучше бы вообще не ходить, уж очень разрушенная. Были случаи, когда оттуда сбрасывали камни на Dinner Ledges, они травмировали и даже убивали людей. Лучше попробовать спуститься с конца девятой верёвки. Чтобы при спуске не мешать поднимающимся, желательно пытаться уйти от маршрута подъёма вправо, там достаточно много спусковых станций.

4-ая верёвка, подход под первый карниз Kor Roof, вид с ночёвки на Dinner Ledge.

4-ая верёвка, первый карниз Kor Roof, вид с ночёвки на Dinner Ledge.

Второй карниз, начало 5-ой верёвки.

6-ая верёвка ИТО С1 по щели.

Крис Макнамара рекомендует для тех, кто хочет в будущем сходить Нос Эль Капитана, для людей, которые вообще не знакомы с ИТО, сначала походить маршруты на 1 верёвку, потом 2-3, потом сходить South Face на Washington Column, потом Regular Northwest Face на Half Dome.

Итак, Half Dome, Regular Northwest Face VI 5.12 или 5.8 С1 23 верёвки.

The Regular Northwest Face.
Фото Mark Kroese, ссылка:

Half Dome после непогоды

Настоятельно рекомендую его сходить – маршрут супер. Один из лучших маршрутов, которые я ходил, мне он напомнил маршрут Архипова на Парандас в Фанах. Остальные маршруты на Half Dome по этой стене суровые, непрочные, требуют платформу.

Надо понимать, что Half Dome – самое холодное и мокрое место в долине, гнилой угол, если уж и приходит какая-нибудь непогода, то, прежде всего, туда. Да и стена солнцем практически не освещается.

Первый вариант подхода Slabs Approach, 2-4 часа, полный ужас, навешенных верёвок может не оказаться, придётся с грузом иногда лезть по плохим скалам со сложностью до 5.5-5.6. Недавно там был грандиозный обвал. Нормальным людям после одного раза этого приключения хватает, повторять его не ходят. Второй вариант подхода по отличной красивой тропе 12 км, 4-6 часов, далее вокруг горы ещё полчаса и по полке под стеной к началу маршрута.

Весной под стеной есть снег и вода, но осенью может не быть, проконсультируйтесь в Camp 4. Лучше для воды использовать фильтр, продаются насосы с фильтром и фляжки со встроенным фильтром, но через фляжку пропускать много литров воды тяжело, получается медленно. Последняя гарантированная вода будет наверху второго водопада, это часа 2-2,5 ходьбы снизу, далее тропа уходит от реки в сторону. Весной вода ещё есть в ручье, который пересекаете перед тем, как начать обход вокруг горы.

Фото из Интернета, слева внизу виден подход, да и то не весь. Второй вариант подхода по тропе 12 км, далее вокруг горы и по полке под стеной к началу маршрута.

Многие группы ходят маршрут за 1 день, это серьёзное достижение, 23 верёвки. Внизу может быть очередь, одновременно по маршруту может лезть несколько групп. Много косых верёвок. Если не можете уверенно лезть со своими точками хотя бы местные 5.10a - 5.10b, то, скорее всего, потребуется от 1 до 3 ночёвок. Все пункты страховки на маршруте удобные, может, за исключением одного или двух.

Хорошая ночёвка на 4 человека только одна, Big Sandy Ledge, после 17-ой верёвки, мы там и ночевали. Три хорошие полки были заняты тремя американцами, у них это была уже вторая ночёвка. Они обработали одну верёвку выше полки. Мы использовали их верёвку и обработали ещё полторы верёвки.

Потом мы спустились на самую нижнюю узкую и наклонную полку, сплели паутину, подвесили баул на краю полки, чтобы не сваливаться, сварили еду, угостили соседей горячим чаем и виски. Они от этого слегка офигели: было очень холодно, чуть выше нуля, но с очень сильным ветром, а они запивают холодной водой из трубочки любимую еду американских скалолазов - бутерброды с арахисовым маслом, peanut butter jelly hamburger. Бр-р-р… А масло-то в пищеводе от холодной воды застывает, застывает… Потом, когда эти американцы уезжали, то специально нас нашли в Camp 4, чтобы отдать оставшиеся продукты.

На маршруте есть ещё две плохие ночёвки. Первая представляет собой наклонную полку на двоих после 6-ой верёвки. Вторая - это узкая полка после 11-ой верёвки, она представляет собой верх нашлёпки шириной сантиметров 20-30, между ней и стеной щель сантиметров 20. Видимо, мне везёт... В эту щель недавно кто-то гадил, места для того, чтобы нормально присесть не хватало, узко, дерьмом была испачкана и стенка под шлямбуром, и полка. Семёрка на Канте, Camp 6 на Носу, Half Dome…

На траверсах с 8-ой по 11-ую верёвку часто бывают пробки, они также могут они быть и в каминах с 12-ой по 15-ую верёвку. На всех этих участках надо грамотно сопровождать баул, особенно в каминах. Нависающий камин 5.7 на 14-ой верёвке вас приятно удивит. Дна у него нет, страховки нет, лазание спина-ноги, снаружи на правой стенке есть дежурный крюк.

Один Camalot №5 лучше с собой на маршруте иметь, несколько раз он будет полезен, но у нас его не было. Фифа и 1-2 якорных крюка на 18-ой,19-ой и 20-ой верёвках могут пригодиться, но легко можно и обойтись без них. Алексей Кушнир использовал фифу 1 раз на 22-ой верёвке, в описании об этом месте написано: «Tricky cam hook or offset nut move».

Маршрут The Nose. Это лучший маршрут из всех, которые я когда-нибудь ходил. Настоящий маршрут 5 звёзд, каждая верёвка - супер! Исключением для меня был только участок камин 5.8 при подъёме на Texas Flake на 15-й верёвке, очень было страшно. Об этом маршруте я рассказывал подробно в своей статье «Как читать американские описания. Нос Эль Капитана».

Маршрут настолько хорош, что я сходил бы ещё и ещё раз. Вот Hans Florin, например, ходит Нос уже более 20 лет, за это время сходил его 76 раз, из них 46 раз за день, несколько раз быстрее 3 часов, несколько раз в одиночку, пролез свободным лазанием почти всё, за исключением 13 метров, скорее всего, это на участках 5.13 Great Roof и Changing Corners.

Маршрут Salathe Wall хорош, но есть несколько опасных страшных участков типа мокрых верёвок и каминов без страховки. Как минимум, нужны один Camalot №5 и один №6, один зелёный Big Bro. Желательно иметь ещё один №7, такого в линейке BD не существует, можно купить, например, зелёный Wild Country. У нас были два или три Camalot №4, один №5, один №6, две деревянных прокладки и один синий Big Bro. Синий слишком большой для этого маршрута, лучше зелёный, но не было в продаже. Всё это пригодилось, и не один раз.

Схема маршрута Salathe Wall.

В первый день мы сходили 10 верёвок по Free Blast без баулов и спустились. Переждали непогоду с дождём и снегом. Потом подняли воду и вещи по фиксированным верёвкам до Heart Ledges, на следующий день опять поднялись туда же и полезли выше.
Первой страшной верёвкой оказалась 12-ая, с Heart Ledge до Lung Ledge, по ней текла вода, Алексей Кушнир лез её почему-то лазанием, а это 5.11c, динамическая верёвка не протягивалась из-за перегибов, ему пришлось страховался статической.

Начало 12-ой мокрой верёвки 5.11с

Конец 12-ой мокрой верёвки 5.10b

Знаменитая ужасная верёвка Hollow Flake 5.9 ow или 5.8 lb меня абсолютно не впечатлила, можно лезть, двигать френды по очереди. Неоднократно использовал один №5 и один №6 Camalot, потом их оставил вместе с деревянными прокладками. Поставил также синий Big Bros, но он слишком большой, поставлен на минимуме диапазона. При хорошем уровне лазания и хорошем очке для этой верёвки достаточно иметь по одной штуке №5 и №6, а также один зелёный Big Bros.

Начало 14-ой верёвки Hollow Flake 5.9 ow или 5.8 lb.

14-ая верёвка Hollow Flake 5.9 ow или 5.8 lb.

Конец 14-ой верёвки Hollow Flake 5.8 squeeze

Следующая ужасная верёвка 15-ая. Это сильно расширяющийся наружу камин без страховки, всего 5.7, но до первой сопливой петельки, завязанной за застрявший камень, метров 10-15, а внизу острые камни. Обычно этот камин лазают правым плечом в камин. Я этого не знал, недостаток техники. Наклонные камины можно лазать двумя способами: лицом к лежачей стене – камин психологически получается «лежачим», лицом к нависающей стене – получается «нависающим». Мне раньше казалось, что более высокое трение туфлей на более пологой стенке камина должно помогать, поэтому в большинстве случаев я старался превратить камин в «лежачий», но при этом спина-то соприкасалась с нависающей стенкой. Американцы чаше всего лазают «нависающие» камины, похоже, что это требует меньших затрат энергии, можно отдыхать, лёжа на спине, а не стоя на ногах. К сожалению, я понял это позднее.

Вот он, этот камин 5.7 на 15-ой верёвке, начало с торчащими камнями.

Алексей Кушнир лезет офвидз в начале 16-ой верёвки, лицом к нависанию, как «нависающий» камин.

Самая страшная верёвка - 18-ая, The Ear, камин 5.7. Это нашлёпка, которая снизу и справа не прикреплена к стене, действительно, Ухо.

Подлезаешь по нависающей щели в зазор между нашлёпкой и стеной. В этой щели я оставил несколько Camalot №3 и №4. Далее лезешь лазанием или на ИТО по этому зазору траверсом вправо метров 6-8, под ногами щель расширяется в пустоту без дна, вверх сужается, каска заклинивает. При этом стенки были ещё и мокрыми, в мае это часто бывает.

Размера Camalot №6 хватает только до середины щели, его ставишь над головой, лучше иметь ещё и №7, но дальше надо поставить зелёный Big Bros, иначе после того, как вы вылезете на верхушку нашлёпки, ваши френды верёвка затянет дальше вверх, вы их не достанете, придётся их оставить. Таких оставленных френдов там много, дотянутся до них невозможно. А сверху нашлёпки до них не доберёшься, щель забита камнями. А если френд затянет очень глубоко, то второму придётся отвязываться от верёвки и продёргивать её через карабин на френде. Но второй-то в этом месте скорее всего идёт на жумарах по перилам, для него это будет хорошим развлечением!

Вот такой вот камин 5.7, не просто ужас, а ужас-ужас-ужас! Баульную верёвку, естественно, надо пускать снаружи камина.

На верхушке этого Уха, внутри горизонтальный траверс по камину слева направо, вылезаешь в 2 метрах ниже человека в красном.
Фото с сайта www.elcapreport.com

На маршруте есть забавное место ночёвки – El Cap Spire. Это отделённый от стены шпиль с плоской вершиной.

На вершине El Cap Spire, левее человека в белом видна щель - 21ая верёвка.
Фото с сайта www.elcapreport.com

Вершина El Cap Spire.
Фото с сайта www.supertopo.com

Вверх по щели с El Cap Spire, 21-ая мокрая верёвка 5.11с или С1

Алексей лезет на фифах 23-ю верёвку Teflon Corner 5.12a или C1

Будет ещё несколько мест, где нужны будут большие френды. Самое плохое из них даже специально отмечено в описании, «worst pitch of climb», Sewer 5.10c или С2, переводится как «сточная, канализационная труба».

Мы лезли после непогоды, но, видимо, и в другое время весной не подарок. Прямо по линии лазания текут ручьи и водопады, щели скользкие, могут быть забиты грязью, травой, мхом. Первый промок насквозь. Я поленился надеть Gore-Tex, промок тоже очень сильно.

Ещё одно неприятное место было на 34-ой верёвке 5.9 squeeze, Алексей залез в щель в ширину тела, поставил френд, потом спустился и вышел маятником влево на стену. Вторым по перилам мне вообще не удалось туда залезть, выкидывало, да и так тесно, что жумар двигать невозможно, пришлось отцепиться от перил и подняться по баульной верёвке. Алексей потом спускался и лазанием опять залезал в щель, чтобы достать френд.

А в остальном… В общем на этот маршрут во второй раз мне идти не хочется, хоть он и 5 звёзд..
Но при этом великолепные впечатления оставили участки подхода к карнизу The Roof, прохождение этого карниза и далее Salathe Headwall. Круто, замечательный прочный жёлтый гранит, просто супер!

28-ая верёвка 5.12b или С2, подход к карнизу The Roof

Автор фото Tom Evans, фото с сайта www.elcapreport.com.
Это место The Roof, после него начинается Headwall, человек в зелёном висит на пункте, где на моей фотографии висят баулы и Алексей с Кириллом. Это развилка, направо через карниз и далее выше по выраженной щели, её начало видно выше и чуть левее человека в синем, идёт Salathe Wall, а налево, где человек в красном, уходит Freerider.

29-ая верёвка The Roof 5.12a или C1+

Пункт страховки под карнизом The Roof

Перила через карниз The Roof

Взгляд снизу на Salathe Headwall

30ая верёвка Salate Headwall 5.13a или С1

Ночёвка на Long Ledge

32-ая верёвка С1+, уход с ночёвки Long Ledge, место, где часто ломают лодыжки.