Хибины 2014. Приключения продолжаются!

Пишет Nefedov Sergey, 21.03.2014 16:12

Хибины 2014. Приключения продолжаются! (Альпинизм, курбанов игорь, школа микста, солнечное ущелье, скальное ущелье, городская щель, бастион вудьявра, новые маршруты, пробивка, сергей, la sportiva, 23 км, юкспор, нефедов, grivel, sivera, школа альпинизма, кировск, драйтулинг, микст, ледолазание)

"... И все же я считаю, что Хибины - это рай для свободного технического зимнего лазанья (микст, драйтулинг, спорт и тред), и у района большое будущее в этом плане. Это будет крупнейший район в России. Сейчас, пожалуй, это скалы Ленинградской области в сумме нескольких районов, где лазанье с инструментами исторически прижилось и не запрещено..."

В Хибинских горах я одиннадцатый раз, но крайние три поездки кардинально отличаются от предыдущих.
Приоритетом стали создание новых маршрутов и сложное лазанье с "ледовыми инструментами".
Я подробно писал об этих поездках на Риск'е:

2013 год. Статья Трасса М18. Микст на Русском Севере

Пока я бил маршруты и лазал их, Макс Сотник и Игорь Бобров (мы жили в одной квартире) добавили четыре новых линии на бастионе. Только не верьте Максу ;), что все линии 2012 года сильно проще. Он лез третьим, восприятие совсем другое. Этому мы находим подтверждение каждый раз, когда второй "взлетает" там, где минутами раньше трясущийся от страха и напряжения лидер стенал "внимательно" и грозился улететь вниз вместе со всеми своими острыми когтями, торчащими в разные стороны.

2012 год. Статья В поисках зимнего лазанья.
О том, как все начиналось.

Итак, а что же происходит в этом году? (По мотивам блога ВКонтакте)

С моим другом Ёсом мы долетели до Кировска из Петербурга за 14.5 часов, по сухому асфальту.
Город:

Добро пожаловать в форпост человечества на крайнем севере - в Хибины. Городок посреди лавиноопасных гор, зажатые в трехметровых сугробах улицы и тропинки, живущий за счет добычи полезных ископаемых и чуть-чуть за счет "туристов". Если вы смотрели фильм Аватар, то при определенных усилиях воображения, база землян, окруженная густыми зарослями джунглей - это Кировск. Вместо страшных чудовищ, противник - холод, ветер и лавины. Земляне безжалостно орудуют своими механизмами, коверкают планету, добывая одним им понятные для чего ископаемые, убивая живой организм биосферы. Заведомо лишенное возможности быть автономным, поселение подпитывается "шатлами" с "большой земли" - топливо для обогрева, продовольствие, другие товары. Умрет дОбыча - умрет форпост.

Карьер, дна на фотографии не видно

16 марта. Ночь на выспаться, и с Игорем Курбановым мы идем на разведку с желанием заодно полазать в Скальное ущелье.

Игорь, молодой перспективный победитель Шуйского Микста

Погода не упускает случая напомнить, где мы. Питер и Москва со своим теплом сильно меня избаловали за последние три недели, которые я провел там после двух месяцев в Таиланде (это вообще, было ли со мной?).

Ветер гнал поземку под ногами, но иногда она поднималась во весь рост.

Скальное ущелье выпало из поля моего внимания в прошлом году, я видел его покрытые изморозью стены мельком в 2012-ом. Но сейчас я полностью осознал его масштабы!!! Лазать не получилось, слишком холодно и ветрено, и мы не сразу нашли нужный заход, потеряли много времени. Попробуем завтра. Погода должна устаканиться. Потенциал для зимнего лазанья великолепный, в 2-3 раза больше, чем у Юкспора и Щели вместе взятых.

Здесь можно проложить более сотни маршрутов, многие из которых для лазанья со своими точками. Минус в том, что в основном все скалы в тени, и может быть ОЧЕНЬ холодно. Вообще в Хибинах сильную роль играет солнце, ветер, потом уже температура, а еще есть температурная инверсия, когда внизу холоднее чем вверху (холодный воздух стекает в понижения), и разница может быть очень существенной. Начинаю запоминать где и когда будет солнце на разных массивах, и строить под это планы.

Для масштаба, одна из многочисленных стенок Скального, справа внизу кадра - Игорь

17 марта. Я рад тому, что мне и друзьям досталась честь "открывать" такие скалы, как Юкспор, Городская щель, Бастион Вудъявра для современного winter climbinga'a и сделать здесь первые маршруты, продолжать их делать год за годом.

Со Скальным, Солнечным ущельями и другими стеночками поменьше это может быть более 200 подготовленных маршрутов (полноценные дорожки и топовые цепи на тредовых линиях для спуска). Я раскатываю губу и понимаю, что такими наездами на 10-40 дней на Скальное уйдет лет пять.

Лезем одну из трех найденных нами пробитых трасс в Скальном, хотя обещано было наличие восьми. Сколько глядели, остальные не нашли.

Для летнего скалолазания здесь слишком короткий сезон, большая сырость и часто мокрые скалы не успевают просохнуть даже в окна сухой погоды, мхи держат влагу и выдают ее медленно и с неохотой. Перспектива не увлекающая, но адепты в Апатитах все же существуют и тоже начали делать маршруты. Нашли мы не все, полазали по одному.

Стенка высокая, около 30 метров. Справа - настоящий потолок и даже (о!) с системой трещин. Снизу и со стороны его наличие не очевидно, но вблизи, все встает на свои места. Здесь будет очень интересный маршрут!

Под конец дня поставили две станции и я начал бить вниз новую дорожку.

19 марта. У Ёса на 25 км. утром термометр показывал -25, но мы все равно пошли в теневое Скальное ущелье. Выбора нет, мы там прикопали в снегу веревки и основное снаряжение.

Вокруг светит яркое солнце, греет стуженый заполярный мир, пришла весна, а мы все время в тени.

Мы принялись за тредовые микстовые первопроходы, пролезли онсайтом три линии, и на половине четвертой я понял, что без 5 или 6 камалота я сильно рискую. Психика к этому моменту была уже выморожена, так что я сдался, собрал станцию из двух сопливых эксцентриков, двух инструментов и гексы, которая не будучи оттянутой инструментом в сторону, работала на вырыв, дюльфернул вниз.

Тем не менее, до конца дня мы поставили 8 шлямбуров с кольцами для финишей разных тредовых маршрутов.

Автор на маршруте Боевое крещение

"Исследования Пентагона показывают - наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности!"

Одна трасса уже точно имеет свое название - "Боевое крещение", это почти Offwidth в верхней части маршрута, где я продвигал свою левую половину задницы вверх, шкрябая одной ногой по почти гладкой стенке снаружи, а другой за что-то цепляясь пяткой внутри. Внизу крайняя точка - застрявший замороженный в щели камень, с накинутой на него петлей, все удалялась и удалялась. Когда я вылез, наверху не оказалось спасительного смерзшегося мха, и я чуть не родил, выползая на снежную полку, вспотел до испарины и дышал как паровоз. Мне было очень плохо, потому что по пути я пережил болезненный приток крови в пальцы рук, после их сильной заморозки, а от перенапряжения на фоне общего заморожения организм был в шоке. Вы спросите, а причем здесь исследования Пентагона? Я отвечу, что я прочитал эту статью накануне, и теперь думаю, что она не последняя виновата в том, что я выбрал на РАЗМИНКУ именно эту щель.

Будет шрам на память

Но я рад тому, что случилось, потому что после большого перерыва у меня никуда не делось ни чувство инструмента, ни способность хладнокровно класть свои точки и уходить в неопределенные долазы. Да я просто не "зассал" и вылез, вот что меня на самом деле радует!
А "Боевое крещение" - потому, что за все эти годы тяпко-лазания я первый раз словил вылетевший инструмент в лицо.

Справа и внизу под страхующим, широкая к верху щель - "крещение". На ту же станцию мы вылезали и маршрутом левее.

Игорь заборол вторую веревку, чем и меня и себя сильно порадовал. Выход из камина на плато - очень интересен. И за перегибом там - СОЛНЦЕ!!!

Завтра пойдем туда, где оно гарантированно будет. А сегодня опять возвращаемся по темноте, по пятам надвигается космический ночной холод.

20 марта. Ходили греться в Городскую щель. Ровно в три часа дня под скалой появилось первое пятнышко света, и мы тут как тут, его оккупировали.

Делаем облаз будущей трассы "Русский мир" с верхней страховкой

Встретили наконец-то других микстолазов, они съезжали по щели на лыжах, увидели шлямбура на скале, нашли описание в интернете и пришли лазать.

В итоге, мы пробили две новые трассы, на трех старых перевинтили уши из нержавейки на оцинкованные (чтобы были и ухо и болт оцинкованные, исправляем ошибки прошлых лет), немного полазали сами, тут и там. Игорь "заборол" самую силовую трассу Щели "Записки Психопата", сделав ее еще более силовой, пропустив две "сопливые" зацепки, и отдал должок "Правой Валентинке".

Я пролез с нижней одну из новых трасс и назвал ее "Оттепель". После пережитого холода в последние два выхода в Скальное, мы просто жарились в Щели, иногда хотелось даже снять капюшон и ходить без шапки. До этого в Щели было две простых разминочных трассы, Оттепель - третья.

Вид из Городской щели. Близость к жилью и магазинам, к СПб, каталка и другие прелести. Отличного качества прочные и монолитные, нависающие и вертикальные, высокие скалы делают Кировск очень удобным местом. На той стороне по центру кадра - видны верхушки скал Скалистого ущелья

21 марта. На улице метель, мы выжаты как лимоны. Встречаю Антона Кашевника и двух первых участников Школы Микста, возвращаюсь домой и ложусь досыпать недоспаное. В воскресенье старт школы.

Однозначно - день отдыха. Очень удачно совпало.

Поддержка:

Отдельная благодарность компании Венто за стабильную поддержку инициатив по созданию новых маршрутов общего пользования.