Полоска белая, полоска чёрная

Пишет tanyusha, 06.03.2014 01:07

Полоска белая, полоска чёрная (Скалолазание, юбилей новиковой нины, скалолазание ссср)

Свой юбилей празднует 7 марта 2014 года замечательная спортсменка г. Санкт-Петербурга Новикова Нина Тимофеевна.
«Скалолазка от Бога» - так очень часто про неё говорили и говорят. Талантливость и долголетие в любимом виде спорта – скалолазании Нины Новиковой вряд ли кто-либо будет оспаривать. Многократная чемпионка СССР, чемпионка первенств ВЦСПС и ЦС ДСО «Буревестник», чемпионка г. Ленинграда, многократная чемпионка международных первенств среди ветеранов. Возможно, весь послужной победный список можно ещё долго продолжать.
Накануне празднования юбилея замечательного человека, доцента Общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета, мамы двоих сыновей, я решила взять краткое интервью у Нины Тимофеевны, моей боевой подруги и моей спортивной соперницы.

Март 2014 года. С Ниной Новиковой

Маленькая уютная кухня на улице Верности, вкусный чай, заваренный заботливыми руками хозяйки, атмосфера непринуждённости – всё располагает к задушевной и дружеской беседе. Однако моя подруга выглядит немного опечаленной.

- Нина, я сейчас буду брать у тебя интервью. Приготовься к каверзным вопросам. Во-первых, скажи, пожалуйста, как бы ты сама хотела озаглавить краткое эссе, которое будет написано, о твоей спортивной и около спортивной жизни?
- «Полоска белая, полоска чёрная».
Так уж устроена наша жизнь, мирись ты с этим или не мирись. Вся жизнь любого спортсмена, или человека, который живёт активной творческой жизнью, это взлёты и падения. Значительные и еле заметные. Вот и сейчас, вроде торжество на носу, а у меня рука сломана. В настоящее время я обладатель бесплатной титановой конструкции в руке. Знать полоска черная. А ведь только месяц назад я была в великолепной спортивной форме, готовясь к соревнованиям «Ветераны Санкт-Петербурга», надеялась выиграть, уверенно шагая по белой жизненной полосе. И вот, одно неосторожное движение, и я на время полностью исключёна из азартного активного жизненного процесса.

- Расскажи пару слов о своём детстве. Что было до скалолазания?
- Все школьные годы я жила в Краснодарском крае. С раннего детства увлекалась гимнастикой. Особенно любила делать акробатические элементы на траве. Когда у мамы подруги спрашивали, где же Нина. Мама отвечала: «Да там на полянке. Где ноги вверх из травы торчат, там и Нина». После окончания школы, я поступила в институт в г.Майкопе, где тоже занималась гимнастикой. И после второго курса решила перевестись в Ленинград. Первые 2 года учебы в Ленинградском государственном университете на математико-механическом факультете были ещё одной черной жизненной полоской, очень трудно было учиться, потому, что была огромная разница в программах обучения, и надо было сдать экзамены по 5 предметам, и не запустить текущую учебу. Мне было не до спорта. В 1965 году в Ленинграде я и нашла свою мечту – скалолазание. Хотя, может быть, мне иногда так кажется, мечта сама выбрала меня.
на скалах Карелии, озеро Ястребиное

- Занимаясь скалолазанием, наверняка, в памяти остались какие-нибудь курьёзные случаи из первых занятий этим видом спорта. Пару слов об этом.
- Немного неожиданный вопрос. Вот первое, что вспомнилось моментально, это занятия с первым тренером Егоровым Виктором Павловичем. Это был замечательный педагог. Он учил не только спортивным навыкам, он учил умению правильно организовать тренировки, педагогическому мастерству, дружбе и сплочённости в коллективе. Помню, будучи новичком, когда мы бежали за городом достаточно длинную дистанцию, я просто уже умирала от усталости, горло пересохло, казалось, я сейчас упаду и не встану. Егоров, который бежал рядом, видимо почувствовал моё состояние, и таким бодрым восторженным голосом на бегу спросил: «И кто это научил тебя так хорошо бегать?». Далее последовала ласковая заботливая улыбка. У меня неожиданно выросли крылья. Открылось второе дыхание. И мы уже спокойно закончили вместе дистанцию. Помню, как я провалилась в полынью, когда весной после выезда на восьмое марта на шхеры, мы шли по Ладожскому озеру. Скалодромов тогда не было, а на шхерах снег сходил со скал раньше всех других мест под Ленинградом. Я убежала вперёд и провалилась в полынью, и просто чудом не ушла под воду, потому что большой рюкзак зацепился за ледяной край, подвесив меня в холодной воде. Через некоторое время, после криков о помощи, меня спасли. Но переодеваться было не во что. И меня насильственным образом мокрую гнали бегом до электрички, чтобы я не замёрзла и не заболела. Пожалуй, это первое, что всплыло в памяти о курьёзных случаях самых первых шагов в скалолазании.

- Нина, я знаю, что ты не просто профи в скалолазании, но и достигла определённого спортивного уровня в альпинизме. Кандидат в мастера спорта по альпинизму – это неплохой уровень твоей квалификации. Скажи, пожалуйста, в тот период, когда ты занималась и скалолазанием и альпинизмом достаточно увлечённо, к чему больше тяготела душа?
- Несмотря на то, что скалолазание практически на моих глазах превратилось из одной из составляющих технической подготовки альпиниста в самостоятельную спортивную дисциплину, это несравнимые виды. Альпинизм занимает в моей судьбе особое место, как и альплагерь Уллутау. Я благодарна руководству этого лагеря в лице Ружевского В.В. и Порохни Ю.И., которые в те годы воспитали меня, как альпинистку, где я стала инструктором альпинизма и работала инструктором. Я и работала практически только в лагере Уллутау, в котором ко мне прекрасно относились. И, конечно, романтика гор, экстремальность горовосхождения, необыкновенные особенные чувства, которые я переживала на вершине горы, разве это можно с чем-либо сравнить? А вот жизненный выбор, перед которым мы стоим каждую минуту в нашей жизни, подводит нас к тому, что что-то должно быть приоритетно. После первых больших успехов в скалолазании, после первых побед на первенстве Советского Союза я решила сосредоточиться на тренировках, связанных с лазанием, совершенствованием своих технических навыков. И в моей жизни появилась параллель двух видов: альпинизм и скалолазание, которые я любила и уважала одинаково в равной степени. Однако, позднее, скалолазание стало для меня более приоритетным.
на фоне Эльбруса

- Ещё один каверзный вопрос. Вспоминаю, когда я уже сама активно занималась скалолазанием и метила попасть юниоркой в сборную команду города Ленинграда, ты, проболев достаточно продолжительный период времени и абсолютно не тренируясь, неожиданно просто ворвалась в первый состав команды города и успешно выступила на всех чемпионатах того периода. Поползли слухи, что ты пользовалась какими-то хитрыми идеомоторными тренировками, которые без лазания по скале позволили сохранить и даже улучшить спортивную форму. Раскрой свой секрет, развей сложившиеся мифы.
- Да, действительно это было всё так. Вернёмся к белым и чёрным полоскам. После головокружительных побед 1971 года – яркой белой жизненной полосы, я заболела ангиной, и мне пришлось делать операцию. После операции, как это ни прискорбно (вот она чёрная полоса), я получила осложнение на ноги и буквально еле ходила. Суставы на ногах болели, так, что двигаться я вообще не могла. А душа просила лазания, полёта. Пальчики скучали по шершавой поверхности скалы. Что же делать? И вот тогда я собрала все фотографии маршрутов с наших Ленинградских скал, маршрутов Крыма с первенств Союза и ЦС «Буревестник», а также зарисовки тренировочных маршрутов и начала дома, а потом целый месяц в больнице, пока лечила ноги, буквально часами «лазать» по фотографиям и схемам. Идеомоторное лазание, которое помогло в мышечных ощущениях восстановить процесс прохождения маршрутов, позволил мне не потерять форму. Более того, восстановившись и немного подняв уровень общей физической подготовки, я смогла в 1973 году легко соперничать на скале с моими подругами по команде, и выиграла индивидуальное лазание на чемпионате СССР. Вот и весь секрет. Я и сейчас с большим вниманием отношусь к идеомоторным тренировкам. Они позволяют «слушать своё тело», тренируют мышечную память.

чемпионат ЦС ДСО "Буревестник" в Крыму

Чемпионат СССР. На награждении с Виктором Маркеловым

- Ну, раз уж мы опять вернулись к «полосатой жизни», пожалуйста, ещё один пример решительного преодоления личных жизненных неудач.
- Сложно вспоминать какие-то неприятные казусы в собственной судьбе. О черных и белых полосках в личной жизни я говорить не буду, это не очень интересно. Однако, пожалуй, расскажу о спортивной преданности учеников. Я уже работала преподавателем на кафедре физической культуры и спорта в Университете. У меня было много талантливых учеников, которые, сделав первые шаги в скалолазании, «набирали обороты» и росли в спортивном мастерстве прямо на глазах. И вот, наступил период, когда у меня должен был родиться ребёнок, и мне пришлось на какое-то время оставить активный тренировочный процесс. Маленькие дети - это очень хлопотное и трудоёмкое занятие, поглощающее титаническую часть личного времени. Я очень скучала по лазанию, скучала по своим подопечным. Время пролетело, и я вернулась в строй. Белая полоса взлёта и как спортсменки, и как педагога резко поменяла окрас. Спортивной формы нет, несколько способных учеников ушли под патронаж других действующих тренеров. И только Володя Кауров, нынешний Президент Федерации скалолазания Санкт-Петербурга, первое, что мне сказал, когда я вернулась,:«Нина Тимофеевна, я с Вами!». Ученик со мной! Я поняла, значит надо идти вперёд, набирать и учить новых воспитанников. Так уж устроена жизнь! И всё наладилось. За чёрной полоской меня ждала белая.
на скалах Карелии с воспитанниками

- Нина, твоему спортивному долголетию удивляются многие. О нём говорят, им восхищаются. Раскрой, пожалуйста, секрет спортивного долголетия. И пару слов о скалолазке Нине Новиковой в современной жизни.
- Секрет долголетия прост. Бороться с собственной ленью! Трудолюбие, жизненный оптимизм, преданность любимому делу. До сих пор я с большим интересом учу студентов делать первые шаги в скалолазании. Учу тому, чему сама научилась за долгую спортивную жизнь. А лично сама я усердно тренируюсь, выступаю на соревнованиях российского и международного масштаба среди ветеранов.
соревнования "Ветераны Санкт-Петербурга"

- Не секрет, ты же неоднократная чемпионка Международных соревнований по скалолазанию среди ветеранов в Крыму. Кажется, что госпожа Победа, сама благоволит тебе. И медали сыплются, как из рога изобилия. Это так, или это иллюзия?
- Конечно, это не так. За любой победой стоит большой труд, вера в успех, друзья, которые помогают в спортивных достижениях. А госпожа Победа….. На последнем Международном чемпионате в Крыму, помнишь, мы с тобой уже выиграли «золото» в индивидуальном лазании. И, казалось, что в медаль в связках уже лежит в кармане. Ан, нет. Госпожа Победа, благоволила совсем другим участникам, послав нам первый номер. А потом она послала шквалистый ветер, который и лезть нормально мешал, и полностью заглушал звуки команд, которые мы пытались передать друг другу. В итоге только пятое место. Но, ничего, жизнь-то полосатая!

- Пару слов в заключении. Что бы ты пожелала тем, кто любит скалолазание, независимо от пола и возраста?

- Быть преданными любимому делу. Никогда не поддаваться на провокационные слова: «Пора бы закончить активно лазание. Возраст разрешает уже расслабиться и просто наслаждаться жизнью». Надо помнить, что активный образ жизни, способность сохранять спортивную форму, оптимизм и мастерство позволяют чувствовать себя намного моложе и счастливее в любом возрасте. Вы же знаете, что наша жизнь напоминает собой зебру. За чёрной полоской будет белая. Я желаю всем только одного, пусть длительность белой полосы намного превосходит чёрную. Всем здоровья, удачи и верных друзей. Друзей, которые помогут вам всегда, везде и во всём, независимо от цвета жизненной полосы, которую вы преодолеваете.

Напоминалка
НОВИКОВА НИНА ТИМОФЕЕВНА

Мастер спорта по спортивному скалолазанию, кандидат в мастера спорта по альпинизму, доцент Общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского университета, мама двоих детей.
Чемпионка в парной гонке, чемпионка в индивидуальном лазании и абсолютная чемпионка чемпионата СССР в 1971 году (Крым).
Чемпионка в индивидуальном лазании чемпионата СССР в 1973 году (Крым).
Чемпионка в индивидуальном лазании чемпионата СССР в 1975 году (Красноярск).
Чемпионка в парной гонке чемпионата СССР в 1977 году (Крым).
Серебряный призёр индивидуального лазания чемпионата СССР в 1979 году (Крым).
Чемпионка в индивидуальном лазании Международных соревнований среди ветеранов в 2009 г., 2010 г., 2011 г. и 2013 г.
Многократный призёр первенств ВЦСПС, ЦС ДСО «Буревестник», чемпионатов г. Ленинграда, победитель кубковых соревнований различного уровня.

Пила чай и вела беседу подруга по жизни и напарница по связке Коваль Татьяна. Фото из личного архива Нины Новиковой