Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине.

Пишет Kuzmin, 20.02.2014 17:48

Текст слов: Кузьмин Евгений.
Фотографии: Евтюхин Михаил, Кузьмин Евгений.
Обработка фотографий: Кузьмина Анна.

Хотелось новизны и разнообразия. Горы и альпинизм разнообразием не были, потому как в моей жизни уже и так, и сяк, и давно уже не я мальчик, но почему-то каждый раз, попадая в горы, мне приходилось медленно и порой мучительно подниматься вверх… А что, если попробовать двигаться по горизонтали?... И не ногами чтоб?...
Примерно так рождалась идея велопохода по льду Байкала. (Идея пусть не новая, но вполне себе свежая.)

Настоящих буйных мало, двое - я и Михаил Евтюхин темной ночью 3 марта погрузили в самолет стальных коней и походный скарб и устремились в Иркутск. Железная птица не подвела - изрядно помятые, но непобежденные и бодрые духом мы поутру оказались в столице Восточной Сибири. Куда идет наш человек в столице? – Правильно, в магазин. Так и мы – сразу в магазин за правильным зимним газом (зимний газ-это существенный момент, так как обычный газ на сибирском морозе гореть сам не станет) и недостающей едой, которой экономили вес багажа и деньги концессионеров. Растолкав пищу и алкоголь по мешочкам, рюкзакам и сумкам, мы собрали из привезенных самолетом деталей по велосипеду и, на следующий день, рано поутру, часов в пять вечера, вышли на лед и стартовали из Листвянки прямо на север, куда дружно показывали стрелка компаса и GPS.
Стояла отличная теплая и солнечная весенняя погода. Два беспечных ездока весело катились по черному байкальскому льду, привязанные сзади за велосипедом пластиковые сани с едой и алкоголем едва поспевали за нами…В южной части Байкала осадков немного и снег со льда сдувает ветер, обнажая кристально прозрачный черный лед, толщина которого достигает в марте полутора метров.(см. фото)
Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Вот так выглядит черный Байкальский лед, по которому мы сначала так весело ехали. Под метровым льдом - километр пресной воды.

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Так мы ехали, ехали, но недолго…

Тогда мы еще не знали, что нас ждет впереди… Так всегда - если все идет хорошо, значит вы чего-то не заметили… Неприятность случилась на третий день с утра, продолжилась к обеду и окончательно усугубилась вечером. Все произошло банально и просто - все так же голубело небо, сверкало солнышко, качались легким ветерком голые ветви лиственниц и одетые ветви сосен, но температура упала до -15. Разумеется, наши закаленные организмы такой незначительный катаклизм лишь позабавил бы, но с велосипедами все не так. Черный и прозрачный байкальский лед с понижением температуры стал твердым, как стекло, и наша изрядно потертая шипованная резина совсем по нему не поехала, а вовсе наоборот - стала патологически скользить. Вплоть до летального исхода. Какое – то время выручал горнолыжный принцип «прямо и быстро», но вскоре и он иссяк. Никогда я еще столько не падал с велосипеда. Гладкая поверхность льда при падении делает несущественной горизонтальную составляющую скорости (если поблизости нет торосов, можно продолжать сколь угодно долго скользить в нужном направлении на попе), но вертикальная составляющая очень дает о себе знать. Несмотря на прохладную погоду, филейные части скоро приобрели синеватый оттенок. В один прекрасный момент пригодились и 450г, которые я вез на голове. 450 грамм - это не то, что вы подумали. Это у меня не мозг, а каска. Вещи, отчасти взаимозаменяемые, но не одно и то же. До мозга же ситуация, когда есть отличный гладкий лед, чтобы ехать, есть погода, есть ноги, которые двигаются, есть педали, которые крутятся, но ехать не получается, доходит трагически трудно. Изрядно повалявшись по льду, мы, наконец, пристраиваем велосипеды на сани и понуро везем их на север. Иногда встречаются участки рыхлого или слегка заснеженного льда, по которым удается-таки ехать.
Байкал очень красив. Есть тут посмотреть и удивиться. Кроме невероятных зимних пейзажей есть фантастический черный лед и интереснейшие сосулечно-натечные ледяные образования в прибойной полосе. Кое-что можно посмотреть на фотографиях.

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Скалы в бухте Песчаной

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Торос необычной формы и полынья с зеленою водой.

Чтобы мы не заскучали, где-то день на пятый включили ветер. Довольно-таки реально сильный. До конкретности. Ветер был шквалистый и непостоянный по направлению. Трудно представить, что может твориться на водной поверхности, если такой ветер случается здесь летом. (Напомню, что летом, как мне представляется, льда на Байкале нет.) В перерывах между шквалами мы поднимались и иногда пытались ехать. Налетающий порыв резко валил велосипедиста и, вместе с велосипедом и пластиковыми санями, тащил счастливого обладателя транспортного средства по льду до ближайшего снежного пирожка или тороса, где беззаботное скольжение сменялось неожиданным торможением чем-нибудь первым попавшимся. Я не знал, что так бывает и долго каждый раз слегка удивлялся… Была в этом, однако ж, и некоторая приятность, которая заключалась в том, что ветер был скорее попутный, чем наоборот. Двигаться навстречу такому ветру вряд ли получалось бы хорошо. Несмотря на попутность ветра, такое перемещение было довольно трудоемко. Ветер утомляет, очень шумно, стучит по голове капюшон, свистят дырочки в каске и разные прочие места, приходится очень четко контролировать каждый предмет снаряжения, так как почти любая оставленная без присмотра вещь стремится немедленно расстаться с владельцем. Чтобы не обморозиться, надо внимательно следить за лицом и руками. Приходится сопротивляться ветру, даже если ничего целенаправленного не делаешь. В этот день было не очень холодно, и одеты мы были правильно. В противном случае эта прогулка по аэродинамической трубе вряд ли была б забавной.

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Ветер, однако…

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Однако, ветер…

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Ветер ветром, а обед по расписанию.

За время похода такой ветер случился один раз. Дополнительно было три ветреных дня, когда просто из-за ветра не получалось ехать на велосипеде. Идти было можно, мы и шли, везя велосипеды на санях. Вообще же в целом с погодою повезло. На непогоду не потеряли ни дня. Запомнился день, когда погода с утра не заладилась. До обеда мы ещё кое-как продирались сквозь низовую метель, а в обед задуло в харю так, что мы сдались и поставили палатку, чтобы переждать катаклизм, сварить обед и посмотреть, что будет дальше. Удобно расположившись, я достал горелку, и уже начал было выделять желудочный сок для нужд пищеварения, как ветер неожиданно улегся. Сиеста закончилась, не начавшись, желудочный сок пришлось наскоро разбавить чаем из термоса и мы продолжили путь. Резкие перемены погоды случались довольно часто. Гулять по Байкалу, не имея с собою своего «всего» (палатка, пуховка, горелка и тд), неосмотрительно. Может заколбасить не по-детски, так что и откинуться недолго.
Долго ли, коротко ли, но таким макаром пришли мы в деревню Узуры, где ждала нас наша засланная вперед сумка с едой и алкоголем, дневка в теплом доме, баня. (Узуры - небольшая деревня на севере Ольхона, состоящая из нескольких домиков и метеостанции. Размер денег оплаты труда работников метеостанции очень невелик, поэтому для поддержания штанов они занимаются размещением и «транспортно-экскурсионным» обслуживанием туристов, для чего рядом построили пару домов и юрту. Этим и живут. Получается даже оптимистично у них, вроде…) Мы неплохо отдохнули в Узурах. Некоторый осадок, однако, остался от слегка натужного и неравномерного гостеприимства хозяев. Летом Узуры место довольно пафосное, почти курортное, народу, как и везде на Ольхоне, утомительно много, поэтому у меня ощущение, что зима - более правильный сезон для поездок сюда. Надо сказать, что и зимой мы видели туристов изрядно. Много иностранцев.
Во время дневки в Узурах попытались покататься по острову налегке. На Ольхоне выпадает всего 100мм осадков в год. Для сравнения, в Москве выпадает примерно по 50мм в месяц. Снега обычно мало, но его оказалось достаточно, чтобы замести дорогу, поэтому поездка в полной мере не удалась, однако доехали до горки, на которой были и Би-лайн и МТС. Поговорили с Москвой.

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Узуры

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Юрта, в которой мы жили в Узурах.

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Вид из Узуров на Байкал

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Мыс Хобой.(северная оконечность острова Ольхон)

Из Узур двинулись на север к мысу Хобой. Мыс Хобой-одна из достопримечательностей Ольхона, всех туристов сюда возят. Мы особенной красивой необычности тут не обнаружили - скалы, как скалы. По пути мы много примерно таких видели. Может мы смотрели неправильно. Говорят, энергетика тут особая. Те, кто говорит, наверное, знают. Однако на мыс Хобой много ездят по льду из Хужира (административный центр Ольхона) и, когда беспорядочные колеи сливаются в одну, получается дорога, по которой можно ехать на велосипеде. Поэтому от Хобоя до Хужира доехали весело. То есть на велосипедах, а не наоборот.
По пути нам случилось вместо дороги забуриться на неправильно замерзшее место. У байкальских людей есть много названий для разного льда, к примеру «колобовник», «осинец», «сокуй». Не знаю, как правильно назвать то, куда мы попали. Представьте себе замерзшие волны с пенными верхушками, занесенные пудрой метелевого снега. Куда наступить – непонятно, везде бесформенные ледяные торчки, в том числе и под снегом. Мы вгорячах в это впятились и поняли, что впятились уже когда совсем по самое никуда… А вот, не упорствуйте в ошибках... Получив урок жизни, приехали в Хужир. Мы и дальше планировали ехать весело, но планам не суждено было сбыться. В этом году Малое Море замерзло неправильно. В момент замерзания был сильный ветер, который многократно ломал молодой лед, который затем вновь смерзался, образуя очень неровную поверхность. По льду из Хужира в МРС (на карте это место называется Сахъюрта) дороги в этом году нет. Кого-нибудь это остановило бы, но не нас! Носить на себе велосипед нам не привыкать - велопоносинг прочно вошел в наши ежедневные привычки. За два дня, обильно освежаемые прохладной Сармой (Сарма - название свирепого байкальского ветра определенного направления), мы дотопали до Мрс – конечного пункта нашего маршрута.

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Бивак на маленьком острове без названия.

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Буддийская ступа на острове Огой.

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)А это вид от ступы. В хорошем месте стоит…

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Зимник с материка на остров Ольхон через пролив Ольхонские Ворота. ДПС не дремлет. Строения на берегу-это то самое МРС, где мы закончили маршрут.

Вернувшись в Иркутск, накануне отлета посетили музей деревянного зодчества в Тальцах.(40км от Иркутска)

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Музей деревянного зодчества в Тальцах. Это Спасская проезжая башня Илимского острога. Ей 300лет. Когда Илим затопили Братским морем, башню разобрали и перевезли в Иркутск.

Всего за 12 ходовых дней проехали по льду 310км по одометру и прошли 100-150км пешком. (Трек не писали, поэтому километры немереные.)
Констатирую, что удовольствие получено.

PS. Напоследок хочу поблагодарить доброго иркутского альпиниста Петра Стальмакова (моб.8 9246343707 звоните - это его работа!), организовавшего наши перемещения и проживание в Иркутске-Листвянке, нашего трижды многоуважаемого президента лучшего во вселенной Зеленоградского альпклуба Наседкина Олега Юрьевича, одолжившего нам правильную палатку, и очень хорошего человека Андрея Жарова, одолжившего нам спутниковый телефон.

PSS. А вот, ежели кому любопытно, схема нашего маршрута на космическом снимке южной части замерзшего Байкала. Извиняйте за качество-какая была, такая и схема…

Рассказ о велосипедном походе по льду Байкала на скользкой резине. (Альпинизм, велопоход, лед, скользкая резина, евтюхин, кузьмин, лучший во вселенной зеленоградский альпклуб)Схема маршрута

Афигеть!!!!!
Вот это круто! я бы поехал с тобой. Супер!
так держать!

Отличное путешествие! Спасибо за отчёт

Жень, а скорость ветра вы не замеряли?

Не замеряли, конечно. Не такой уж сильный там ветер был, на ногах можно было устоять. В клоунаду это превращалось из-за того, что лед скользкий...
А вот на коньках на кайте кто-нибудь кататься пробовал?

Пробовали: http://paragliding.spb.ru/adventures/data/ic_adventures/18/

Прочитал. Спасибо.

нужно ли получать какие-то разрешительные документы на пребывание в зоне Байкала для путешествия аналогичного вашему ?

Теперь с 2014 г. по новому закону требуется разрешение (платное, конечно) хотя юристы с angara.net уверяют, что этот закон нарушает налоговый кодекс и даже вроде бы конституцию.
Тема "Информация от Прибайкальского национального парка" - http://angara.net/forum/t57662?p=57
Цитаты:
Туризм по разрешению
" Чего ждать любителям прибайкальского отдыха в предстоящем туристическом сезоне, рассказал и. о. директора ФГУП «Прибайкальский национальный парк» Юрий Захаров.

Самый большой процент нарушений, как и следовало ожидать, пришелся на незаконное нахождение, проход и проезд граждан и транспорта на территорию парка – 282 случая.
— Для усиления контроля охраны территории национального парка здесь установлено 20 шлагбаумов и 18 фотоловушек, — сообщил и. о. главы предприятия.
Одно из важных направлений — обеспечение комфортного проживания, даже если люди выбирают самый обычный, так называемый дикий отдых, размещение в палатках.
В прошлом году, как сообщил Юрий Захаров, национальный парк посетило 28 750 человек, 5,5 млн рублей составили средства, поступившие от туристической деятельности.
Без преувеличения, бичом для природы являются последствия отдыха некоторых туристов. Не все приучены убирать за собой мусор, хотя для того, чтобы справиться с этим, по всей территории национального парка установлено 40 мусорных баков, сделаны 33 мусорные площадки.

— Цель — не заработать деньги, а сохранить природу, оградить ее от непосильной нагрузки, а людям напомнить об их ответственности за сохранность лесов, рек и озера, — говорит Юрий Захаров.

Так, на Ольхоне останется только три официально разрешенных места, где можно будет ставить палатки. Возле каждого палаточного лагеря оборудуют туалеты и установят мусорные баки. Не должно быть ситуации, когда туристы, не желая идти какое-то расстояние до оборудованного туалета, на всем побережье ставят огороженные полиэтиленом «кабинки» едва не у каждой палатки.
Сокращение палаточных городков на Ольхоне, считают специалисты, поспособствует увеличению заработка местного населения, которое может организовать места для проживания туристов в своих домах.
В прошлом году Ольхон посетили 25 тысяч человек, из них в палатках проживали порядка 4 тысяч туристов.
Кроме того, с ноября 2013 года увеличились размеры штрафов. Минимальная выплата за незаконное нахождение на территории нацпарка составляет три тысячи рублей.

— На территории парка планируется развитие востребованных видов туризма: событийного и сельского, — сообщил Юрий Захаров. — Национальный парк обладает для этого необходимыми ресурсами. Это возрождение ремесел на территориях Большого Голоустного, Больших Котов, на острове Ольхон и так далее.

... Юрий Захаров. Он также напомнил, что в 2013 году были подготовлены и сданы все необходимые документы по охранной зоне вдоль границ парка, в том числе и по акватории озера Байкал."
Охранная зона - это 3 км. от берега по акватории. Но официально зоны пока ещё не утверждены (дело времени, видимо).

Фактически нацпарк превратился в крупнейшую монопольную турфирму (см. сайт его).
За ваши деньги - любой каприз!

По федеральной трассе можно бесплатно (но все равно пытаются содрать деньги) доехать до Хужира, но чуть в сторону от дороги-плати! Плата за вход - 60р в сутки (взрослому), палатка своя в одном из трех кемпингов - 200р. в сутки, нацпарковская-100р, прокат велосипеда - 500р. в сутки, за свою машину-350р. в сутки и т. д. Причем есть большие сомнения (см. форум) в том, что эти деньги используются на охрану природы, а не разворовываются.

"Использование собственных снегоходов и квадроциклов посетителями парка при перемещении по обустроенному маршруту под контролем госинспектора" " - 300р. в сутки. Местные жители (Хужир, Узуры) в шоке (при выходе за пределы нас. пункта им тоже угрожают этими поборами) - и написали жалобы в разные инстанции недавно.

Директор (и. о.) много врёт. Предыдущие директора и без этого нового закона снимались и арестовывались за воровство и прочие преступления.

Нацпарку принадлежат самые близкие, удобные и хорошие места рядом с Иркутском. Длина Байкала 600 км. и так просто и недорого далеко не добраться.

Один из форумчан написал жалобу президенту - получил ответ-отписку.
За посещение Нац. парка будут брать деньги - http://angara.net/forum/t84922?p=16

40 мусорных баков-это почти ничего... (5500000руб /40=137500-это стоимость обслуживания одного бака!??)
Несмотря на то, что на берегах лежал снег, видно что мусора ужасающе много. Почти в каждом месте, где мы ставили палатку. при разравнивании площадки обнаруживали мусор. Очень гадко было видеть оставленные на льду пивные бутылки и мусор... Из разудалой тачки с музыкой, проехавшей мимо нас около Хужира с радостными воплями выкинули на лед пару пивных бутылок...
Разумеется, средства, собранные нацпарком будут в значительной степени разворовываться, все присущие нацпарковому строительству уродливые проявления будут реализованы в полной мере в соответствии с нашими национальными же традициями, но что- то другого рецепта взять под контроль свалки на берегах Байкала не просматривается...

Мы свой мусор везли с собою. Рекомендую всем поступать так же.

Привет!

Я только что подписал(а) петицию "Президенту и Премьер министру РФ: Отменить поправки Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" на Change.org.

Это важно. Подпишете? Вот ссылка:

Спасибо!

Скорее всего законопослушно получить. Почитайте форум Angara.net. Мы ничего не получали, денег никто у нас вымогать не пытался.

Женя, с возвращением! Прекрасные и путешествие и отчёт!

Спасибо, Никита!

хорошее путешествие, зажигает :)

Жека, спасибо за рассказ! Теперь я понял, с каким монстром мне пришлось бегать в команде на последнем FOX TRAIL 2013. Какие планы на лето?

Маскировался всю гонку, чтоб никто не узнал, что монстр.
Пока не до лета http://www.xclimbing.ru/ekspeditsii-i-sbory/proekty/udarim-veloprobegom.html

жесть! Ознакомиться с видео фильмом экстремальной поездки  можно: крути педали.