The Grampians, Австралия - краткое описание района

“Лучший в мире песчаник”
Крис Шарма

Национальный парк The Grampians

- довольно обширный горный массив, где-то 50х100км, находится примерно в 250км к западу от Мельбурна. "Ворота" в Грампианс- маленький городок Halls Gap, в котором множество отельчиков,мотельчиков и караван-парк. Мне лично кажется, что понятие "горный массив" в применении к Грампианс- это преувеличение, все-таки высота всего до 1167м, но для скалолаза тут рай. Скалы, высотой до 200м, разбросаны по всему массиву. Тепло, сухо.

Если машины нет, доехать до Halls Gap можно на пригородном поезде до Ballarat или до городка с интересным названием Арарат, оттуда на автобусе, будет около $30 думаю. Однако надо заметить, что Halls Gap- не лучшее место для базы, если нет машины. Самые знаменитые маршруты- в North Grampians, а это километров 40 к северу.
Вообще надо заметить, что из-за большой протяженности массива я бы очень рекомендовал или арендовать машину, или найти компанию с машиной, например, через chockstone.org.

Общие сведения, климат, кемпинг

По слухам, массив образовался полмиллиарда лет назад. Великолепный песчаник, который, как это ни странно, немного отличается от близлежащей Mount Arapiles. Трение, пожалуй, еще лучше чем в Арапилис.
Весна и осень предпочтительнее для лазанья, хотя зимой прекрасно лазится на солнышке, а летом- в тени. В общем, круглый год можно. Климат такой же, как в Арапилис, но зимой на несколько градусов холоднее и влажнее- все-таки горы кругом.
С кемпингом вопрос интересный. В парке есть несколько оборудованных мест для кемпинга, с водой и туалетом, душа нет, берут за это немало, по-моему- $17.50 в день с машины до 6 человек. Можно бесплатно ночевать в лесу, что многие приезжие скалолазы и делают. Это все может измениться- планируют цены за кемпинги поднять, и платить придется больше, даже если в лесу ночуешь. Короче, посмотрим.В любом случае, от палаток до скал почти везде надо ехать, это не Арапилис опять же.
Очень популярное место среди скалолазов вот это http://www.mtzerologcabins.com.au Недалеко до интересных скал, и сравнительно недорого.

Природы здесь много! Весной много цветов, полно кенгуру, эму, птиц самых разных. Конечно, живут поссумы, ну и ящериц и змей хватает.

История

Массив был назван Томасом Митчеллом в 1936 в честь гор в Шотландии, сейчас часто употребляется аборигенское название Gariwerd. Кстати, аборигены пришли сюда 20тыс. лет назад.
Скалолазы здесь появились в 50-х, но по-настоящему район начал развиваться только в 80-е. Тогда же здесь началось спортивное скалолазание, появились линии, которые сделали Грампианс известными в мире, и, наверно, самая известная из них- 8а Serpentine (89г.)
В 90-е были в освоены главные скалолазные районы в парке- Hollow Mountain, Victoria Range, Mount Difficult и так далее, но до сих пор есть скальные массивы, на которых нет ни одной линии!
Кстати, я попробую рассказать о районах со спортивными маршрутами- по слухам, сейчас в Грампианс около 500 пробитых линий- а ведь еще есть тысячи (до 10000) традовых линий. Линии пробиты, кстати, интересно- многие из них комбинированные, есть и болты, и свои точки. Поэтому обязательно надо иметь с собой описание.
Категории пробитых маршрутов от 6a до 8c, причем 6a-6b очень мало. Местные считают (логично по-моему), что на этом уровне надо свои точки класть, и в основном пробивают 7а+ и выше.

Описание

Карту можно найти здесь http://www.chockstone.org/Grampians/GrampiansMap.htm

Grampians слишком большой район, чтобы описать весь в короткой статье, поэтому я остановлюсь на одной его очень маленькой части - North Grampians, район Mount Stapylton, Hollow mountain.

1. Summerday Valley, Wall of Fools

Наверно, самая популярная стена в Грампианс. 5 мин. от машины, высота около 30м, вертикаль с мелкими зацепками. Стеновое лазание, старая школа. Около 30 линий от 5b до 8a, в основном 7а-7а+. Где-то до 6с трад, более сложные линии пробиты (в основном редко пробиты). По-моему трудно себе представить более привлекательную линию для 6b+ чем Soweto, 25 метров вертикали.

2. Район Hollow Mountain

Sandinista Wall

Массив небольшой, может, метров 50 в ширину и 30 в высоту, и довольно близко к автомобильной стоянке. Поэтому пробит одним из первых- можно сказать, классический микро-район. Нависает так, что мама не горюй, ну и трудность соответствующая- полтора десятка линий от 6с+ до 8b+, в основном 7b и выше. Спорт, но один из самых интересных маршрутов как раз традовый Sandinista 6c+.

Amnesty Wall

25-метровая в высоту стена, больше 20 линий, в основном спорт. Суперпопулярна из-за того, что там могут залезть те, которые таки умеют лазить, но все же не так уж сильно. Категории от 6а до 7с, в основном 6с-7а

Cut Lunch Walls

20-25 линий в 6а+ до 7с, в основном 6с-7b, есть и трад, и пробитые. Говорят, лазание напоминает Taipan Wall, эдакие слоперы. Я не пробовал. Самая интересная линия, наверно, 7a The Snatch

Koalasquatsy Wall

Техничное лазание, полтора десятка маршрутов на вертикальной, местами немного нависающей, 20-метровой стене. Категории, как всегда, 6с+ до 7с+

Между прочим, между Cut Lunch Walls и Koalasquatsy Wall еще одна потрясающая стена, но на ней пока никто не может найти достаточно зацепок. Так что есть поле для деятельности.

Tribute Wall

На самом деле, стены две- Lower Tribute и Upper Tribute, каждая из них метров 15-20 по высоте, по полтора десятка линий, полностью спорт. Одна из очень немногих в районе стенок, где пробиты линии 6b и даже одна 5с. Потому популярна среди “пластиковых” скалолазов. Мне лично эти стенки нравятся, может, потому, что я что-то там могу залезть.

Tribute Wall Lower,By Neil Monteith

Bad Moon Rising Wall
Небольшая скала метров 20 высотой, около двадцати линий, 5b-7а

Van Dieman's Land

Классический массив, отрицательные рыжие скалы, отличные линии 6c+ до 7c. Body Count 7б, наверно, один из лучших.

3. Амфитеатр Mount Stapylton

Lower Taipan Wall

Нижняя часть знаменитой Taipan Wall. Пара десятков линий до 70м длиной, в основном трад, немножко спорта тоже есть. Если силы есть, попробуйте Gilgamesh 8b. Но, честно говоря, уж если сюда добрались, трудно будет не попробовать саму Taipan

Taipan Wall

By Neil Monteith

То, ради чего я затеял эту статью, знаменитая Taipan Wall (кстати, taipan- это змея такая, ужасно ядовитая), нависающая рыжая стена высотой до 100м. Около 80 линий. В этой песочнице играют большие дети, как говорится. Мне лично она напоминает близлежащую Mount Arapiles, только наоборот :-) Если Арапилис издалека не производит большого впечатления, то Тайпан сшибает с ног с одного взгляда. Если на Арапилис есть все- и самые простые линии для новичков, и много чего для офисных работников, выбирающихся полазать на выходные, и знаменитые во всем мире 8b+, 8c, то на Тайпан делать нечего, если не лезешь свободно как минимум 7б. Есть, конечно, линии и немного полегче, но как-то несолидно лазать на этой стене и не попробовать классические линии, такие как Sirocco или Father Oblivion 7Б+ .

часть Тайпанских линий By Neil Monteith

С другой стороны, многие так и поступают- например, отрабатывают каждое движение на великолепной Dial-A-Lama 7а+, просто для того, чтобы знать- я был на Тайпане!
Ну а самая красивая линия, по-моему, Serpentine. Если бы я родился в Мельбурне, я бы начал скалолазить только для того, чтобы на Serpentine когда-нибудь залезть. Гарантии, конечно, все равно бы не было- все-таки 8а.
Ну а кому хочется что-то потруднее- пожалуйста, у нас и такого есть. Например, The Groove Train 8c. Крис Шарма со второй попытки залез... так что добро пожаловать на Taipan Wall!