Загадочный Северный Уэльс. Юрий Круглов

Пишет robinsya, 20.12.2013 14:54

Загадочный Северный Уэльс. Юрий Круглов (Альпинизм, риск 50, районы, великобритания, горы, риск онсайт)
Сланцевый карьер в Dinowrig

Этот материал Юрия Круглова мы публиковали в "РИСК онсайт" № 50.
Спасибо автору за разрешение разместить статью здесь и сейчас.

Актуальная информация появляется у Юрия на сайте в разделе Лазание в UK

Юрий на маршруте The Savage Sunbird (E2, F6b) в Rhoscolyn

Почему Северный Уэльс? Мое знакомство с Уэльсом произошло в 1993 году, когда я провел здесь месяц, каждый день лазая по скалам. Это была любовь с первого раза. С этого момента горы Уэльса заняли в моей жизни второе место (после родных крымских). На следующий год я провел в Уэльсе уже два месяца. Затем стал приезжать сюда не только летом, но и зимой. В начале 2000-х, когда я временно переместился жить в Лондон, я проводил в горах Уэльса чуть ли не каждый свой длинный уик-энд. И сейчас я стараюсь побывать в Уэльсе несколько раз в год – спасибо работе, которая мне в этом способствует. Поэтому, когда меня попросили написать статью о любимом районе, я, не раздумывая, выбрал Северный Уэльс.
Берег в Rhoscolyn, Anglesey в прилив

Северный Уэльс известен своей особенной, захватывающей дух природой: омываемые морем горы, образованные во время последнего ледникового периода. Неудивительно, что большая часть территории – национальный парк, созданный, чтобы защитить и сохранить это естественное природное наследие. Названный в честь самой высокой горы в Уэльсе – Snowdon (на валлийском Yr Wyddfa, 1085 м), национальный парк Snowdonia охватывает территорию, на которой расположены самые известные в Великобритании объекты скалолазания и альпинизма.
Национальный парк Snowdonia

Горы Северного Уэльса – скальные массивы и береговые обрывы – идеально подходят для трэд-лазанья. Здесь есть более тысячи маршрутов на любой вкус, привлекающих скалолазов со всего мира. В пределах этой относительно маленькой географической области находится множество подходящих для лазанья массивов с абсолютно разными характеристиками: многоверевочные (multi-pitch) или короткие, крутые или пологие, простые или сложные, с легко организуемой натуральной страховкой или для бесстрашных героев трэда. Разнообразны и типы рельефа: есть маршруты на граните, долерите, кварците, сланце и известняке.
Cwm Cneifion зимой

Каждый район лазанья обладает уникальным микроклиматом. Учитывая особенности британской погоды, это очень хорошо. Часто, когда районы, расположенные в горах, поливаются дождем, погода на прибрежных скальных обрывах может быть удивительно теплой и сухой. Иногда бывает и наоборот.

Предпочтительное время для посещения Северного Уэльса – с весны и до осени. Зато зимой возможны разнообразные приключения – микстовые восхождения на Tryffan, Snowdon или по замерзшим водопадам, которых тут множество. Это если повезет. Средняя температура летом – плюс 15 градусов.

Как и куда ехать

Общественный транспорт в Великобритании не из дешевых. Поэтому, куда бы вы ни прилетели, дальше лучше передвигаться на автомобиле. Дорога в Уэльс из Лондона займет 3,5 часа, из Бирмингема или Манчестера – 2 часа. В самом Уэльсе вам тоже понадобится машина, чтобы передвигаться между разными районами лазанья и оперативно выбирать объекты для восхождений с хорошей локальной погодой. Ездят с непривычной стороны? Не волнуйтесь, через 15 минут вы полностью адаптируетесь к этому.
Главная улица в Llanberis. Все знаки и указатели двуязычны согласно закону. Синий дом – тусовочное место альпинистов и скалолазов – кафе/хостел Pete’s Eats

Что вы уже в Уэльсе, вы поймете сразу: внезапно все надписи на дороге и дорожных знаках и вывесках станут двуязычными. В 1993 году был принят закон о валлийском языке, ставшем региональным, согласно которому валлийский получил в пределах Уэльса равный статус с английским.

Горы Северного Уэльса состоят из нескольких хребтов, разделенных глубокими и широкими, с плавными формами долинами, по которым когда-то текли ледники. В каждой из долин есть районы для лазанья и деревни с туристской инфраструктурой. Но неформальным центром альпинизма и скалолазания Северного Уэльса считается небольшая деревня Llanberis.
Туристская ж/д на вершину Snowdon

Здесь есть что посмотреть. Отсюда отходит горная железная дорога на Snowdon, по которой едут древние паровозы с парой пристегнутых вагонов из прошлого. Здесь расположено производство известного производителя снаряжения – DMM, которое можно посетить. Есть музеи, сувенирные лавки и два хороших магазина со снаряжением – Joe Brown и V12. Рано или поздно большинство скалолазов оказываются в кафе Pete’s Eats (с одноименным хостелом на втором этаже), где можно не только съесть огромную порцию народной английской еды за недорого, но и найти напарницу для восхождения (здесь есть доска объявлений) или обсудить новости с маршрутов. А после этого можно пойти в бар гостиницы Heights, чтобы пропустить пару пинт пива с такими же, как вы. Гостиница находится на противоположном конце деревни на той же улице.
Типичный кемпинг скалолазов на земле частного фермера в Anglesey

Где остановиться

В Llanberis и окружающих деревнях есть гостиницы, B&B, хостелы и кемпинги. Некоторые фермеры разрешают ставить палатки на своей земле за небольшую плату. Я предпочитаю останавливаться в одном из таких мест: посередине пути из Llanberis к перевалу Llanberis Pass, у начала подъема к массиву Cyrn Las, есть живописная лужайка у реки. На следующий день к вам подойдет фермер, возьмет причитающиеся два фунта за палатку с машиной и оставит вас в покое. Но будьте готовы быть разбуженными блеянием овец.

Категории маршрутов

Все трэд-маршруты в Великобритании имеют категорию в двух шкалах. Первая – это сложность организации страховки, опасность и психологический фактор. Вторая – сложность свободного лазанья без учета сложности организации страховки, опасности и психологического фактора. Очень удобно. Обратите внимание: символы второй шкалы такие же, как и в привычной нам французской, но эти шкалы не совпадают. Например, английская 5c – это французская 6b.
Маршруты, оборудованные шлямбурными крючьями, имеют только одну шкалу категорий – привычную нам французскую. Чтобы не перепутать ее с английской шкалой сложности, в описаниях всегда используется символ F. Например, F6b – это английская 5с.
Замок в Conwy в отлив

Куда полезть?

Эта статья не может заменить путеводитель, поэтому здесь я только перечислю основные районы для лазанья. Все они хорошо описаны во втором издании путеводителя North Wales Rock. Selected Rock Climbs in North Wales, изданного в 2009 году, где есть подробные описания около 700 маршрутов со схемами, иллюстрациями и картами подходов. Купить его можно на месте. Существуют и более подробные путеводители для каждого района в отдельности.

Ogwen Valley

Горы, окружающие долину Ogwen, тесно связаны с историей альпинизма и скалолазания в Великобритании с самых первых дней. Здесь есть выбор на любой вкус. Хотите почувствовать себя, как на Никитских скалах в Крыму в разгар майских праздников, – тогда вам на Idwal Slabs. Хотите гарантированного одиночества, – тогда нужно подняться дальше, к Continuation Wall или Suicide Wall с множеством более сложных маршрутов. Многие из них считаются лучшими маршрутами Великобритании. На Suicide Wall находится мой любимый маршрут этого района – Capital Punishment (E4, 5с), классический маршрут для закалки нервов.
На вершины Tryfan и Glyder Fach проложено множество красивейших маршрутов для простых восхождений. Зимой они становятся микстовыми.
Positron E56b, Main Cliff-Gogarth

Llanberis Pass

Этот перевал с обеих сторон окружен скалами, многие из которых были ключевыми в развитии скалолазания и альпинизма в Великобритании. Здесь самая высокая концентрация маршрутов, считающихся лучшими из лучших.
Здесь есть и короткие маршруты, и трэд-мультипитчи, которые в основном расположены в боковых ущельях.
Основная долина лежит у подножья Сноудона, на который проложены превосходные маршруты для простых восхождений на эту вершину. Такое расположение позволяет весь день скрываться от солнца, выбирая для лазанья теневую сторону ущелья.
Dinas Cromlech – на крутых стенах этого массива, возвышающегося над перевалом, находятся маршруты, о которых принято мечтать каждому приличному английскому скалолазу: Left Wall (E2 5c), Right Wall (E5 6a), Cemetery Gates (E1 5b) и другие.
На противоположной стороне долины расположен массив Dinas Mot c огромным количеством длинных маршрутов разной сложности.

Cyrn Las – массив в боковом ущелье, к нему нужно подниматься от дороги примерно час вдоль горного ручья. Это Кавказ в миниатюре. Маршруты здесь имеют длину от 200 м до 250 м. Самый известный – Lubyanka (E3 6a). Мне больше всех нравится The Grooves (E1 5b), самый логичный и красивый.
Для ленивых прямо у дороги есть отличный боулдеринг. Когда строилась горная дорога на перевал, эти камни планировалось убрать. Но альпинистская общественность Уэльса оказала такое сопротивление властям, что камни оставили в покое, сдвинув дорогу на несколько метров.
Юрий Круглов на маршруте Comes The Dervish

Llanberis-Dinowrig Slate Quarry

Сланцем, добытым в карьерах Северного Уэльса, покрыты почти все крыши домов в Великобритании. В конце 1960-х, после 200-летнего периода активной выработки сланца, производство в карьерах между деревнями Llanberis и Dinowrig было окончательно прекращено. После этого старые горные выработки превратились в превосходный район для лазанья со спортивными и традиционными маршрутами всех категорий. Карьеры хорошо видны из Llanberis на противоположной стороне большого озера. Преимущество данного района – очень быстрое высыхание после дождя, так как сланец практически не впитывает воду. Популярность этого района растет, постоянно появляются новые маршруты. Самый знаменитый маршрут района – Comes The Dervish (E3 5c). Это тончайшая щель по центру гладкой, как взлетная полоса, плите. Маршрут хорошо виден из кафе Pete’s Eats, ножом из которого первопроходцы чистили щель на маршруте.

Gogarth

Это красивейшее место находится на побережье полуострова Anglesey около деревни Holyhead. Оно считается лучшим местом для восхождений среди всех прибрежных массивов Великобритании. Gogarth – это кварцитовые скалы высотой до 150 м, обрывающиеся прямо над морем.
Андрей Косенко на Castell Helen, Anglesey, Gogarth

Маршрутов – огромное количество. Для того чтобы привыкнуть к скале, сначала лучше попробовать массивы попроще и покороче – Upper Tier или Castel Helen, а затем попробовать основные массивы, такие как Main Cliff, Yellow Wall и Wen Zawn.
Main Cliff очень напоминает мыс Айя в Крыму – уже после второй веревки кажется, что под тобой только море. Маршруты здесь сложные, но зрелищные и интересные. Попробуйте Sebastopol (E5 6b).

Yellow Wall богата карнизами и нависаниями. Визитные карточки этого массива – маршруты The Moon (E3 5c) и The Cow (E5 6a).
Gogarth – это альтернатива плохой погоде, особенно зимой, потому что скалы здесь имеют юго-западную экспозицию.
Для любителей экзотики есть Parlament House Cave – это огромный грот с потолком длиной 37 м, очень напоминающий грот Шаляпина в Новом Свете. Здесь есть два жестких маршрута на ИТО – The Big Overhang (A3) и Pigs in Space (A4). На прохождение первого из них у меня ушло 4 часа и много нервов – нигде больше не видел настолько проржавелых крючьев и карабинов.
Pen Trwyn – известняковый рай для спортивного скалолазания

Tremadog

Скалистые обрывы Tremadog прямо над дорогой около Porthmadog – еще один вариант на случай плохой погоды. Долеритовые скалы имеют превосходное трение и быстро высыхают после дождя. Здесь есть несколько десятков трэд-мультипитчей.
И напоследок – для любителей спортивного скалолазания – район Pen Trwyn недалеко от Llandudno. Это прибрежные известняковые скалы с множеством маршрутов для спортивного скалолазания.

Graham Frost и Andy Scott лезут 'The Axe' E46a в Clogwyn Du'r Arddu

Удачного лазанья! Будут вопросы – пишите на yuri@kruglov.biz
Благодарю своих друзей-альпинистов Уэльса – Patrick Dobbs, Alec Williams, Andy Scott, Jethro Kiernan, Андрея Косенко, Andy McQue – за то, что поделились фотографиями из личных архивов и за маршруты, схоженные вместе.