Для любителей зимних « пятёрок».

Пишет Фрилайн, 16.12.2013 11:22

Для любителей зимних « пятёрок». (Альпинизм, альпинизм, шхельда, тбау, 5 пятёрка, зимнее восхождение, зима, горы, ледовый маршрут)
Выбор маршрутов для восхождения зимой довольно затруднительное дело - слишком много факторов против: лавиноопасность, тяжёлые подходы и т.д. В нашем клубе собралась довольно большая тёплая компания любителей поморозить себе всякие места на зимних маршрутах.
Основную часть «удобных» маршрутов уже сходили, теперь каждую осень роемся в описаниях в поисках «интересных». Хотелось поделиться впечатлениями от схоженых в этом году «пятёрок», может, кому пригодится.
Февраль этого года –мы собрались втроём с Сергеем Бутовым и Андреем Донсковым обсуждать план прохождения маршрута Кошеленко Бобок на Шхельду вторую западную - «Ночь перед Рождеством».

Нитка маршрута от первой ступени ледника

Идею второпрохождения вынашивали давно, но как-то всё не складывалось. Уже нет в живых Элвиса, первым предложившим маршрут. Он остался на Ушбе, но идея жива. Описания как такового не было - только статья Кошеленко на Риске – «Первый шаг» в проекте «Открытый Кавказ».Оказалось что в принципе вполне достаточно. Главное – нитка маршрута, ну и в остальном всё описано подробно. Совпало, в последствии, вплоть до мелочей.
К восхождению готовились основательно. Что-то случилось с нашим редкостным разгильдяем Андреем. Он за три дня оформил страховки, договорился с вертолётным клубом, нашёл наблюдателя, позаботился о радиостанциях.

Погода шептала. Какую неделю не было снега и мы самонадеянно не взяли снегоступов, о чём впоследствии не раз пожалели. В первый же день решили брать «быка за рога» и сделали заброску до границы леса, благо пограничники тропу проложили. На следующий день счастье закончилось и мы кое-как к темноте выгребли на ледник выше «улыбки». Шхельда сразу дала понять, что легко не будет. На следующее утро она казалась так рядом, но тропёжка и заброска закончились только в темноте.
Хорошо у нас был «паровоз» по имени Андрей. Было ощущение, что ему, что по асфальту, что по колено в снегу идти одинаково. Догнать его было невозможно, ну мы «старые аксакалы» собственно и не старались. Лагерь поставили, конечно же, далековато от начала маршрута, но переносить не хотелось, тем более в районе лагеря была связь. На гору вышли в четыре утра. С рассветом начали подъём по снежному взлёту к первой ступени ледника. Проход через ледник по его правому краю, вдоль скал. Одна верёвка сложная-подъём через ледовые сераки включал пару нависающих шестиметровых стенок.

Начало первой ступени ледника

Конец первой ступени ледника

Первая ступень ледника встретила нас лавиной, сошедшей с «медузы». Она начисто смела дурные мысли сократить путь через «медузу» вместо обхода справа по скалам а-ля Кошеленко. Нитка его маршрута проходит настолько логично, что к четырём часам мы чётко вышли на ночёвку-сносное место под палатку, под скалой с готовой станцией на крючьях. Весь маршрут от первой ступени до ночёвки представлял из себя траверс стены, ограничивающей первую ступень ледника справа. Стена 40-45 гр. Лазание 3-4 к.с.безопасное с точки зрения лавин, однако на подходе к стене надо пересечь кулуар в нижней части и как-то хочется перебежать его побыстрее. Двигались одновременно, для страховки хорошо идут «френды».
Практически сразу от ночёвки обещанный дюльфер -25 м. Затем долгий, нудный траверс снежного поля выше медузы влево-вверх.

Траверс ледника выше «медузы»

Ледовый и микстовый участки маршрута

Честно говоря подрезать такое поле страшновато, но состояние снега не вызывало беспокойства. Сегодня даже двужильный Андрюха сдался и уступил место тропить «дедушкам». Жадный до работы, предыдущий день он пахал первым без смены, отвечая на предложения поменять коротким «Потом». К вечеру его уже шатало, но до ночёвки дотянул чёрт упёртый.
От края снежного поля девять верёвок 50-60 градусного льда и мы упёрлись в вертикальную стену залитую льдом. Довольно сложное микстовое лазание ещё более осложнялось малым количеством льда. Тонкие замёрзшие ручейки кололись под инструментами, грозя оставить стену совсем голой. Со страховкой сложно, зачастую приходилось ограничиваться половинкой закрученного бура. Советую для этого участка взять пару буров «какие не жалко». Через полторы верёвки - обещанное место ночевки. Час работы и мы умудрились сделать почти лежачие места. Сразу замечу – на всём протяжении от первой подушки до вершины других удобных мест для ночёвок мы не заметили.
Утром от палатки 20 метров траверс вправо и ещё одна сложная микстовая верёвка по вертикальной стене. Мы на гребне, еще 100 м и вершина.

Вершина

Путь возвращения через перевал Бивуачный.

К вечеру спустились на перемычку - где-то десять дюльферов. Здесь удобное место для ночёвки. От палатки строго на юг в огромный глубокий кулуар. Он выводит на широкий заснеженный цирк. В правом верхнем углу пер. Бивуачный. Рекомендуем иметь его снимок со стороны Грузии, чтобы не перепутать. На перевале уходим вправо метров на 100 в сторону пика Профсоюзов и начинаем крутой спуск в ущелье Ахсу, далее в Шхельдинское ущелье к долгожданному лагерю, где ждёт наш наблюдатель Марьяна.
Общие впечатления о маршруте. Очень удивились когда узнали что его классифицировали как 5а. На наш взгляд по своей сложности «Ночь перед Рождеством» идентичен маршруту Томашека на в.Шхара, я бы даже сказал технически он сложнее. Любители микстового лазания получат истинное удовольствие. Маршрут исключительно зимний, в остальное время опасен-игра в русскую рулетку. Перед восхождением необходимо внимательно изучить состояние снежного покрова есть два опасных участка где приходится резать склон или делать серьёзный обход. На подходах, в лесной зоне несколько лавиноопасных склонов. Восходителям надо подготовиться к довольно долгим подходам и к достаточно трудоёмкому спуску.

Тбау Восточная 5б по Егорину.

На район Тбау рекомендуем обратить внимание любителям зимних восхождений. Он отличается сухой, устойчивой погодой даже в весеннее время. Когда вокруг бушует непогода, над Тбау всегда солнце. Убедились в этом, по крайней мере, два раза.
На Тбау собрались в марте в общем-то экспромтом. Егоринские маршруты мы уже знаем, они всегда отличаются интересным лазанием и дельным описанием. Очень соблазнительно, после Шхельды, выглядел подход – пол-часа по траве, местами по снегу. В первый же день решили обработать две верёвки. Тбау такой поспешности не приняла, в результате наш московский товарищ Миха Семёнов улетел вместе с первой же зацепкой буквально в двух метрах от земли. Нога сразу приобрела нехороший оттенок, но Миха героически отказался оставаться в палатке и все три дня восхождения оглашал окрестности громкими стенаниями, несмотря на наши саркастические замечания. Причём впоследствии оказалось, что он прошёл маршрут со сломанной ногой. Тем не менее две верёвки мы всё-таки добили, причём достаточно серьёзное лазание проходило по заснеженным скалам.

Первые две веревки

Первый бастион

Когда мы подошли к скалам на следующий день чудеса - снега не было ни грамма. Весь день прошёл в довольно интересном сложном лазании, очень похожем на крымское, если бы не снег на перемычках. Андрею повезло – Михина часть маршрута досталась ему.
Погода шептала и к вечеру мы подошли к третьему бастиону - ключевое место маршрута. Прямо под стеной место под одну небольшую палатку, втроём разместились вполне сносно. Если компания большая лучше ставить палатки на снегу на гребне метров за 70 до бастиона.

Начало второго бастиона

Утро следующего дня разочаровало нас отвратительной погодой и обледеневшими скалами. Перспектива ИТО-шить «мыльные» скалы в жутком холоде, в кошках не радовала, но делать нечего - запасного дня наши планы не предусматривали. Я одел всё, что имелось в общем гардеробе и, чувствуя себя так же неповоротливо, как космонавт в открытом космосе, подошел к скале. И тут чудо местной погоды: в мгновение ока тучи разошлись, засветило солнце и через 10 минут я лез в тапочках и трико.

Первые две веревки третьего бастиона

Пришлось правда вспомнить, что всё-таки зимнее время, когда перевалили на северную часть гребня и брели на вершину по пояс в снегу.

Внизу гребень - подход под третий бастион

Третий бастион после «ключа»

Спускались по пути подъема. Правда все спусковые станции на третьем бастионе были организованы предшественниками на одном шлямбуре. Памятуя печальный опыт группы Дорфмана в 2008 году все станции мы усилили крючьями. На следующий день закончили спуск.

Психологически сложное, интересное место после ключа

Предвершинный гребень. На заднем плане вершина

Общие впечатления о маршруте. Очень интересная скальная пятёрка. Зимняя, по причине полного отсутствие воды. Скалы почти всегда сухие, если же мокрые, то чрезвычайно скользкие. Нижняя треть маршрута – «развальня» из-за этого не особо приятная. Выше - всё монолит. Мест для организации ночёвки много, но везде надо потрудиться. На перемычках много деревьев, почти до самой вершины.
Маршрут логичен, правда пришлось немного поискать начало - ориентир табличка погибшему в 2008г Гурякову Сергею. Описание в архиве ФАР подробное, ничего не прибавишь. Из снаряжения больше всего радовали якорные крючья. Все лезется свободным лазанием, однако, на ключевом участке, учитывая погодные условия, крюконоги могут пригодиться. Базовый лагерь лучше ставить на гребне правее начала маршрута метров триста. Палатку рекомендуем не оставлять ввиду сильных ветров в этом месте. Машину удобно поставить на правительственной даче недалеко от города мертвых, прямо напротив маршрута. Правда сторож бывает не всегда.