Два новых маршрута на в. Ай-Петри Восточная (1100м.)

Пишет kolo, 29.11.2013 15:30

Осенью 2013г. по Южной стене Ай-Петри Восточная совершены первопрохождения маршрутов "Аномальный сентябрь", 6А - Загирняк, Пугачев и "Новолуние", 5Б - Пугачев, Четверик
Два новых маршрута на в. Ай-Петри Восточная (1100м., Альпинизм, пугачев, загирняк, первопрхождения, крым, горы)
Ай-Петри с дороги

«Аномальный сентябрь», «Новолуние» и ностальгия по «Глазам»

[Несмотря на громкое название, Восточная вершина Ай-Петри (1100 м.), пожалуй, самая нехоженая гора Крыма. Большинство пройденных ещё в 70-х годах маршрутов не имели второго прохождения. Вроде, далеко, вроде бы нет описаний, а лесники — злые.
Однако, вот она, хорошо видимая с шоссе Ялта-Севастополь Восточная стена. А с канатки видима просто великолепно.
А ещё мы (сборная Украины) много лет на зимних сборах совершали забеги по Мисхорской тропе, идущей на яйлу вдоль западного среза стены. С дороги хорошо видны два красно-жёлтых пятна на левой части стены. Мы пафосно называли их «глаза Дьявола». Несмотря на настоятельные рекомендации наших тренеров, никто ни разу не решился дать дьяволу в «Глаз». Стена зимой была почти всегда в снегу. Да и высоко, да и холодно, да и наутро снова бежать по тропе в снегу на Главную. (От дороги до Главной перепад – 1000 м. Примечание забегавшего неоднократно).
Однако, в весной 2006 года я со товарищи (Шилов Юрий-Кривой Рог и Игорь Добровольский - Крым) сходили маршрут, сделав второе прохождение. Мало с чем сравнимое удовольствие от познания неизвестного (ни малейшего описания). Крюк, вбитый в сосну на станции; свинцовые коперхеды с поржавевшими тросиками; красный камень с маршрута, который я попросил Юру взять для меня на память и, оказавшийся на вершине горы трёхкилограммовым булыжником (остальное при моём беглом осмотре скрылось под слоем хвои). Конечно, на вершине я расколол его молотком. Теперь у меня хранится этот «осколок глаза». Дьявола ? Нет, по-видимому. Всё случилось тогда, да и в последствии, хорошо.]
Глаза-общий вид
Глаза-верх
Добровольский-Шилов
Коперхед
Осколок
Следы до нас идущих.

Все эти причины побудили нас с моим напарником и тренером — Загирняком Михаилом Васильевичем к поиску пути первопрохода. Чем мы и занялись в конце сентября.
Сентябрь с Дьяволом
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
«Аномальный сентябрь», 6А, длина 331 м
R0-R1 (50 м, Н/К, 500)
Начало маршрута правее кулуара, уходящего влево-вверх. Вверху, выше середины стены видна большая сосна. Движение в вверх на следующую травяную полку. Станция под следующей наклонной плитой. Справа небольшая пещера-грот.
R1-R2 (15 м, II, 600), (30 м, I, 500)
От станции по простым скалам вверх, до наклонной монолитной плиты. Станция возле небольших кустов выполнена на своём снаряжении. Дальнейшее направление влево-вверх указано небольшой стрелкой - ↑.
R2-R3 (38 м, /, 750), (F6A)
От станции сложное лазание по плите с последующим переходом вправо в сторону сосны с легко организуемой страховкой. От неё вверх на полку под вертикальную плиту. Станция на 2-х шлямбурах.
R3-R4 (32 м, /I, A1, 800)
От станции движение влево-вверх (шлямбур). После шлямбура – ИТО по монолитной плите (якоря, рельефные скайхуки), движение в направлении большого можжевельника. Станция – на шлямбуре.
R4-R5 (12 м, /I+, А2, е-1шт,1000), (24 м, /I+, А2, е-2шт, 900)
От станции по разрушенной вертикальной трещине вверх 12 метров до шлямбура. Потом влево вверх по стене в направлении шлямбура. Далее – вдоль косой наклонной промоины-трещины, cтраховка в которой затруднительна (24 метра, якоря, рельефные скайхуки).
Станция выше небольшого можжевельника под большой нишей-промоиной. На шлямбуре, сблокированном со своими точками, находящимися выше и левее в направлении последующего движения.
R5-R6 (22 м, /I+, A2-A3, е-3 шт, 850), (15 м, /I, A1, 900)
От станции – по вертикальной трещине вверх под промоину. Её обходить справа. Шлямбур. Дырочные скайхуки. Потом вправо вверх по неявному небольшому внутреннему углу до шлямбура. Страховка – якоря, закладки, топорики. После – по вертикальной, впоследствии нависающей щели под небольшую сосну. Станция – выше сосны на шлямбуре плюс свое снаряжение.

R6-R7 (I/, 15 м, (F5C), 700), (28 м, /I+, А2, 1000), (12 м, II, 600)
От R6 двигаться влево-вверх по наклонной трещине под вертикальную плиту до шлямбура. Возможна организация промежуточной станции. После этого – в направлении большого дерева движение вправо и далее по простой трещине в направлении разрушенного камина. Камин нависает. Движение – вправо вдоль нависания и на выполаживание. Станция на большой сосне. Страховка – закладки, камалоты, якоря.
R7-R8 (40 м, I/, 750)
После станции лазанием по разрушенному углу и небольшим стенкам на большую травянистую террасу.
R8-R9 (25 м, /, A1, 700)
После станции – влево вверх в направлении маленькой сосны. Станция выше на большой сосне.
R9-R10 (40 м, /+, A1, (F6A), 800), (15 м, II)
От станции влево лазанием или маятником под вертикальные плиты. После этого – по косой полке вправо до вертикального камина. Желательна организация промежуточной станции. Потом – по системе щелей и травянистых полок на большое дерево. Станция на большом дереве.
R10-R11 (10 м, I, 550), (200 м, Н/К, 450)
От станции вверх на большую травянисто-лесную террасу и далее вправо-вверх, через лес на большую видовую площадку. Справа в 20-ти метрах Мисхорская тропа, по которой спуск на шоссе Ялта-Севастополь. 1-1,5 часа.
На маршрут рекомендуется: использовать двойную верёвку, молотки для обоих участников, дырочные скайхуки под диаметр 8.0 мм, рельефные скайхуки средних размеров, крючья вертикальные, горизонтальные, якорные, U-образные, закладки разных размеров. Возможно применение тросиков удлинителей для крючьев.
Станции либо на деревьях, либо на шлямбурах длинной 45 мм, диаметр 10 мм. Дополнять удобнее либо якорями, либо крючьями.
Рекомендации восходителям:
хорошая длинная шестёрка требующая от участников выполнения большого объёма альпинистских работ. Рекомендуется хорошо подготовленным связкам, умеющим использовать весь арсенал альпинистского снаряжения. Рекомендуется для прохождения в период длинного светового дня.
С маршрута можно «уйти» направо с R7 на маршрут Моногарова, или влево с R8 на маршрут «Глаз».
Участок R2
Участок R3
Участок R4-Выход на станцию
Участок R4-Перила
Участок R6-Низ
Впрочем, не только этим. Жильё в непосредственной близости от одного из заводов «Массандры» побудили нас окунуться в историю и волшебный мир обоняний и вкусовых ощущений. То есть: посещение дегустационного зала. Имели право себе позволить. Повод уже случился. Крым не только место для размахивания молотком и потения под рюкзаком!]
В подвалах Тассандры
Дегустационная палитра

Теперь описание есть. Фото есть. А классификатор откорректирован.
Что же до впечатлений от «Сентября»:
 грибная пора;
 золотая осень;
 два красных рыжика под большой сосной на полке;
 и лишь холодная и, излишне дождливая, погода заставили немного волноваться за судьбу маршрута. Но. Это и определило название маршрута.

Да, и вообще, коли сосредоточился на воспоминаниях, и это сподвигло меня на обзор Восточной стены, то решил дать и фото «Глаза», которые делал ещё плёночным фотоаппаратом, а заодно и познакомить Вас с альпинистскими раритетами (почти артефактами) того периода.

Удачных восхождений!

Михаил Загирняк о восхождении «Аномальный сентябрь»

Прошел летний сезон. В дождях и снегах пытались сходить на Чегем по новому пути, потом Джайлык по Хацкевичу.
Много борьбы. Сняли записки с двух контрольных туров на маршруте Хацкевича. Вышли на гребень. Но тут пришла зима в июле.
Обратно – по пути подъема. Весело – вверх. Грустно – вниз. «Нет в жизни счастья». Домой к делам.
Дела делами, а в горы хочется.
Едем в Крым, хотя прогнозы – дрянь.
Выше Ай-Петри технической горы в Крыму пока нет. По крохам собираем информацию об Ай-Петри Восточной до сих пор.
Ничего конкретного в письменном виде.
Всё же после продолжительных хождений под стеной останавливаемся на ее участке между «Глазом» (М. Горбенко) и контрофорсом Южной стены В. Моногарова. Кажется круто, но логично.
Работа в дождь и ветер, хуже, чем в марте.
Не помню такого сентября за много лет. Потому и «Аномальный сентябрь».
Только грибникам ни по чем. Знай перекрикиваются, такое впечатление, что прямо под ногами.
Главный ориентир на маршруте – большая сосна.
Сколько лезли, все думал, когда же она эта большая сосна. Потом оказалось, это – только половина пути. Но «сколько веревочке не виться, всё кончику быть».
Выкарабкались по лесу на верх.
Все техническое на схемах и в описании.
Удачи на маршрутах!

Впечатления от первопрохождения маршрута"Новолуние"

Четверик Станислав:
Начало ноября, а на улице тепло-тепло, даже можно понежиться на солнышке. Но не об этом. Цель визита в Крым – сделать первопроход на Ай-Петри. Организатором всех идей был Серёга Пугачёв. Для него сходить певопроход, как по мне это обычное дело ))), а для меня это МЕГА приключение! Лет пять назад я мечтал, взять снарягу и залезть туда, где еще никто не был. Мечта сбылась!
Новолуние-общий вид
Новолуние-начало
Нитка Новолуния

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
«НОВОЛУНИЕ»
гора Ай-Петри Восточная 1100 м, 5Б.

Длина всего маршрута: 460м.
Протяжённость участков 5-6 й к.тр. : 228 м.
Забито шлямбуров: 8 (Из них на станциях- 4).
Дырок: нет
Оставленного: нет
(Некоторые переходы внутри участков значительно проще, но, в большинстве случаев, движение со станции начинается с лесенки. Исключения для лиц, умеющих страховаться с лазания OS 6C и выше).

R0-R1: 150 м, от Н/К до II, 500 ;
Начало маршрута в правой части кулуара, уходящего вправо-вверх на косую террасу. Вверху, на середине стены виден нижний треугольный Мисхорский грот. Движение влево-вверх на следующую травяную полку. Выход под верхний бастион по косым каменисто-травяным полкам, чередующимися с небольшими стенками. Станция на большом дереве. Левее грота.
R1-R2: 32 м, /+, А1, 750;
От станции на дереве по простым скалам вверх чуть правее дерева, растущего в 10 м. от земли до нависающей плиты. Через неё и дальше по разрушенному склону в направлении ниши. Станция справа от ниши, выполнена на своём снаряжении. Дальнейшее направление вправо-вверх .
R2-R3: 25 м, /+, А1,850;
От станции сложное лазание по плите с последующим переходом вправо с легко организуемой страховкой в сторону сосны. От неё вверх на полку под вертикальную плиту. Станция на 2-х шлямбурах.
R3-R4: 26 м, /I+, A1-А2, 950(в середине);
От станции движение влево-вверх (шлямбур). После шлямбура ИТО по монолитной плите (якоря, рельефные скайхуки) двигаемся в направлении нависающей трещины (всё почищено). Станция на травяной полке. Направо смотрим на потолок нижнего грота. Впечатляет!
R4-R5: 32 м, /I, А1, е-1 шт,1000 (в начале);
От станции под нависающий внутренний угол вверх 12 метров до шлямбура. Потом вверх влево по стене в направлении перегиба. Далее – вдоль косой наклонной плиты на полку. Станция своя.
R5-R6: 38 м, /I+, A1-A2, е-1 шт, 1000(в середине);
От станции по вертикальным плитам вверх-влево под нависающий камин. Потом вправо вверх по неявному небольшому внутреннему углу. Через нависающую трещину до шлямбура на станции. Страховка – якоря, закладки, крупные камалоты.
R6-R7: 25 м, /I+, А2, 950(в начале);
От R6 двигаться вверх по наклонной трещине под вертикальную плиту. После нависающей впоследствии вертикальной щели в направлении на небольшую сосну (Это какое-то неизвестное хвойное дерево). Станция не доходя до сосны на своем снаряжении. (На сосне делать страшно. Ни одной иголки. И лишь крупные красные ягоды. Их с удовольствием едят птицы. Это видно. Мы не решились).

R7-R8: 28 м, /I+, А2, 950 е-2 шт; 12 м /, 750;
После станции лазанием (или осторожное ИТО) к сосне. После сосны – влево вверх по плитам в направлении разрушенного угла. По нависающему углу-камину на большую наклонную полку с небольшими зацепами. Станция своя в нише под Нависающей щелью.
R8-R9: 10 м, /,1050; 40 м I;
После станции – вверх по нависающей трещине. Выход на вершину большого откола. Далее в направлении большой сосны. Станция выше на сосне.
R9-R10: 60 м. Н/к и 12 м. I/;
От сосны влево пешком. Разыскиваем ближайший выход на крышу. Он не очень простой (Не расслабляемся. Снаряга понадобится). После выхода на яйлу, станция на большом дереве. Расслабляемся. Пакуемся. И, созерцая, вниз. В лагерь, к морю и вину на Мисхорскую тропу, по которой спуск на шоссе Ялта-Севастополь. 1,5 часа.
На маршрут рекомендуется:
Использовать двойную верёвку, молотки для обоих участников, рельефные скайхуки средних размеров — облегчат прохождение, крючья вертикальные, горизонтальные, якорные, U-образные, закладки разных размеров, камалоты до 4-го включительно (но можно обойтись). Возможно применение тросиков удлинителей для крючьев. Дырочные скайхуки не использовались.
Станции либо Полностью свои, либо на шлямбурах длинной 45 и 30 мм, диаметр 10 мм. Дополнять удобнее якорями, либо крючьями.
Рекомендации восходителям:

Хорошая оригинальная пятёрка со множеством «шестёрочных» участков, требующая от участников выполнения большого объёма альпинистских работ. Вполне соответствует «духу приключений» на всех отрезках (начиная с подхода и заканчивая обзором Мисхорских гротов). Рекомендуется хорошо подготовленным связкам, умеющим использовать весь арсенал альпинистского снаряжения. Желательны прохождения в период длинного светового дня.
Удачных (безаварийных) приключений восходителям!
Участок R1-2
Вид на гроты-Пугачев
Вид на гроты-Четверик
Мисхорские гроты

Маршрут начинается левее «гротов». Справа под начало гротов идёт хорошая тропа. Потом, во время подходов на обработку, очень красиво с неё смотреть на рассвет. Начало маршрута местами развалистое, некоторые места лезутся очень даже хорошо. Большую часть маршрута я, конечно, прожумарил, но страху натерпелся достаточно ))). Охота его снова залезть, только уже все первым, чтоб почувствовать каково оно было Сергею. Так что - до встречи на «Новолунии».
Сергей Пугачёв:
Должен сказать, что "сходить первопроход" - дело всё-же не совсем обычное, хотя уже стало привычным. Из трёх типов отношений к первопроходам:
- делай для себя;
- делай быстрее, потому, как соревнования;
- сделай, чтоб ходили.
Я в последнее время выбираю третий вариант. И большой радостью для меня является прохождение моих маршрутов. А предвкушением кошмара - что кто-то на нём травмировался. Хотя, пока кошмаров не случалось, а повторения были. Поэтому, тщательно чистим маршрут от всех живых камней и нашлёпок. Если не на проходе первого, то при повторном прохождении в процессе обработки. По этой же причине иногда ставим шлямбур помощнее (ну, в смысле надёжнее ВЦСПС-овской двадцатки), чтоб можно было вернуться с минимальными потерями, как техническими, так и эмоциональными.
То есть - маршруты "Аномальный сентябрь" и "Новолуние" - переходные от учебно-тренировочных к мастерским. А мастеров то, чем удивишь уже? Да и зачем? А вот приключений всем как раз хватит!
Что-же до личных впечатлений от "Новолуния" - редкий по своеобразию отдых. За четыре ночи(пять дней) под стеной мы не встретили ни одного человека. Ни слова, ни голоса, ни "Ау!" шального грибника! Погода - на зависть, полная противоположность "Сентябрю". Первоначальное название маршрута предполагалось - "Крик совы". Они и прочая мелкая живность будили нас по ночам. А вернувшись с восхождения, мы проспали 11 часов и уже ничего не слышали ночью.
А наутро поехали в Краснокаменку, восстанавливать утраченные скалолазные навыки.
Интересных приключений.
И не бойтесь крика совы!