Тепли

Пишет Boris Diakonov, 30.10.2013 22:16

Тепли (Альпинизм, дьяконов, киркитадзе, зюзин, осетия)

г. Тепли. Наш маршрут с Юго-Запада по кулуару Западного гребня.
Фото - Давид Киркитадзе.

Тепли. Гора в Северной Осетии. 4431 м. До недавнего времени это и знал о ней. Иногда о ней упоминали знакомые альпинисты, но особо не интересовался, ходил на другие горы. Начало октября, возвратился домой с очередной горы. Остались позади безенгийские приключения и ветренный осенний Эльбрус. Неожиданно получаю сообщение от товарища с предложением ... взобраться на Тепли в октябре! Говорит что на ней давно никого не было... с 80-х годов. Звучит заманчиво, но пока настроен скептически, ведь лето и начало осени в горах были весьма снежными. Посмотрел фото горы, красивая. Немного подумал и ответил - пробуем! Прошло немного времени, вот уже конец месяца. Звонит товарищ, спрашивает - идем? Отвечаю ему - давай завтра! Установилась хорошая погода, больших снегопадов не было. Решаем не откладывать и выезжать рано утром.
Утро, 22 октября. Давид на своем супервездеходе материализуется из утреннего сумрака и спустя несколько минут мы мчимся в горы. Через два часа мы уже неподалеку от ущелья реки Льядон, по которому подходят к Тепли. Сообщаем о своих намерениях сотрудникам МЧС, которые базируются неподалеку. Они предупреждают, что гора вся белая, скалы в снегу. Отвечаем, что будем смотреть и решать на месте. Не попробуешь - не поймешь. Немного проезжаем до конца грунтовой дороги к последнему дому в ущелье. Рядом святилище. Дом стоит пустой, видимо хозяева недавно покинули его, до следующего лета. Оставляем автомобиль под навесом, надеемся что не тронут. Вдали, в правом конце ущелья, видна наша цель. Разбор снаряжения и в путь!

Тепли (Альпинизм, дьяконов, киркитадзе, зюзин, осетия)

Ущелье реки Льядон и г. Тепли.
Фото - Борис Дьяконов.

Вверх по ущелью пересекая реку. На склоне пасутся овцы, неподалеку от них палатка-кош, слышен лай собак, но пастуха не видно. Движемся по травянистым склонам, затем по осыпям вдоль реки Льядон. Ущелье красивое, вдали снежные вершины, внизу блестящая лента реки. Неожиданно слышим голос, откуда-то сверху. Нет, не кажется. Это пастух, сидит вдали от своих овец на склоне горы. Спрашивает, куда направляемся. Услышав ответ кричит нам, что туда давно уже никто не ходит, а мы рискуем получить что-нибудь на свои головы. Однако сам сидит в камнеопасном кулуаре, на снежнике! Пастухам правила поведения в горах не писаны.
Через пару часов мы у подъема в цирк ледника Юго-Западный Тепли. Наконец осыпи сменяются снегом и мы выходим в ледниковый цирк. Час подъема по хорошему, плотному снегу и решаем поставить палатку на ровной площадке, неподалеку от большой скалы. Подход занял около семи часов.

Тепли (Альпинизм, дьяконов, киркитадзе, зюзин, осетия)

Цирк ледника Юго-Западный Тепли.

Закат над горной грядой.
Фото - Борис Дьяконов.

Остаток дня ужинаем и фотографируем горные пейзажи на закате. Засыпаем, но среди ночи открываю глаза, мысли о предстоящем восхождении не дают спать. Неизвестность и устаревшее описание волнуют. Давид тоже не спит, беседуем, решаем выйти пораньше и выбрать маршрут на месте. Варианты - маршрут по скальному гребню или по снежному кулуару. Нам больше нравится по кулуару, комбинированный, категории сложности 3Б. Еще немного сна и готовимся к восхождению, топим снег, завтракаем.
Раннее утро, выходим во тьму, слабый мороз освежает. Смотрю на гребневой маршрут и понимаю, что не хочу по нему идти. Тем более при таком хорошем состоянии снега. Выбираем кулуар. Подходим к скальному островку в начале кулуара, связываемся. Теперь только вперед и вверх!

На старт!
Фото - Давид Киркитадзе.

Вначале идем по снегу, одновременно. Поднимаемся легко, сверху не сыпет, плотный снег хорошо держит. Рассветает, появляются облака на горизонте и внушают опасения, что погода все-таки испортится. На скалах вдоль кулуара налип снег и примерз. Снежное узорное покрывало выглядит необычно и красиво. Кулуар постепенно становится круче, появляются участки льда, зимнего, твердого и хрупкого, в основном рядом со скальными островками. Крутим ледобуры, иду лидером, Давид страхует.

В кулуаре.
Фото - Борис Дьяконов.

Погода постепенно портится, в верхней части кулуара попадаем в облако. Ветер порывами сдувает со скал сверху небольшие камни и куски льда. Некоторые свистят ... мимо. Не останавливаемся, пытаемся быстро выползти из кулуара на гребень, но на скалах теряю немного времени, пытаясь найти оптимальный путь и надежный лед для ледобура. Выходим на крутой 45-градусный склон гребня. По кулуару больше десяти веревок со страховкой, по жесткому фирну и льду.

Склон гребня.
Фото - Давид Киркитадзе.

В разрывах облака иногда проступают скалы в верхней части гребня. Немного холодно, хочется думать что вершина уже близко. Проходим около пяти веревок снежному склону гребня. Впереди виден небольшой провал в гребне. Подхожу к нему, кручу бур, смотрю по сторонам, ветер словно помогает мне и разрывает тучи. Слева и справа гребень поднимается довольно высоко. Слева вроде бы повыше ... подходит Давид, идем влево. Мы не ошиблись. Вершина, в обе стороны гребень уходит вниз!

Тепли (Альпинизм, дьяконов, киркитадзе, зюзин, осетия)

На гребне в нескольких метрах от вершины.
Фото - Борис Дьяконов.

Тепли главная. 4431м. Мы.
Фото - Давид Киркитадзе.

Вершина словно небольшой остров в сером море облаков. Долго задерживаться не можем, фотографируемся, выпиваем остатки чая из термоса Давида и погружаемся обратно в облачное море. Спускаемся довольно быстро, дюльферами и лазанием вниз. Темнеет и скорость движения немного падает, но мы спускаемся по своим же следам. Остается совсем немного.

Спускаемся.
Фото - Борис Дьяконов.

В темноте у Давида неожиданно улетает в кулуар пуховая варежка, надеемся найти ее снизу, на пологом участке склона. И вот снова скальный островок в начале кулуара. Проходим бергшрунд, и уже можно немного расслабиться. Спустившись, Давид находит свою варежку. Еще немного блужданий в темноте и находим палатку. Сил на приготовление еды нет, пьем чай и заваливаемся в спальные мешки. Но среди ночи просыпаемся и подкрепляемся. Теперь сон крепок и приятен. Утром основательно завтракаем, выползаем из палатки на жаркое солнце, неторопливо собираемся и начинаем спуск. За ночь немного насыпало снега, но разогнало тучи. Погода великолепная, спускаемся по снежникам и осыпям. Проходим мимо источника с небольшим озером, отдыхаем. По травянистым склонам, вброд через реку и мы на тропе. Видим вдали дома, и вездеход Давида под навесом. Подходим. Теперь можно поздравить друг друга. С горой!

Тепли на прощание.
Фото - Давид Киркитадзе.

Счастливые и довольные, едем домой, по дороге заходим на базу МЧС. Рассказываем спасателям о нашем восхождении, нас недоверчиво слушают .. но поздравляют. Через несколько часов мы уже дома.
Тепли оказалась весьма достойной горой, восхождение на которую доставило большое альпинистское удовольствие. Маршрут оказался немного сложнее заявленной категории 3Б, с зимним льдом и жестким фирном, но весьма интересным и приятным. Рекомендую!
Давиду Киркитадзе за идею и поддержку, всем близким, друзьям и знакомым, которые знали о нашем восхождении и переживали за нас - спасибо!

Краткая информация о маршруте. Подход - 22.10, время 7 часов, ночевка под большим скальным островом. Маршрут - 23.10, 15 часов, старт в 6-00, вершина в 16-00, финиш в 21-00. Отход - 24.10. Маршрут снежно-ледовый, категории 3Б, но больше похож на хорошую 4А. Начало маршрута - 40 гр, снег, около 5 веревок. В средней и верхней части кулуара 45 гр, фирн и твердый тонкий лед, страховка через ледобуры. Около 10 веревок. Гребень - 45 гр., снег, 5 веревок. Страховка перед вершиной на понижении гребня, лед. Вершина - слева. Гребень к вершине идется по левой стороне, небольшие карнизы. Спуск - по пути подъема со страховкой до небольшого скального островка в начале кулуара. После бергшрунда можно развязываться. Рекомендуем к прохождению в осенний период, выждав время после снегопадов. Летом скорее всего камнеопасен.

Пользовались описанием из книги Наумова А.Ф. Тепли Главная с юго-запада по кулуару Западного гребня, комбинированный маршрут А. Зюзина. Стр. 212-214. В классификаторе отсутствует.