Южный полюс. 2013.

Пишет holod, 06.10.2013 22:33

Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

Ю́жный по́люс Земли — точка, в которой ось вращения Земли пересекает её поверхность в Южном полушарии.

Пару лет назад мой друг собрался осуществить свою мечту - сходить на Южный полюс. Большой опыт лыжных походов, отличная физическая подготовка, наличие финансового обеспечения и партнера - все свидетельствовало о серьезности намерений. При разговоре со мной выяснилось, что ребята хотят пройти до Южного полюса 1000 км, хотя есть варианты типа "последние 100 км". Обсуждая детали - я заинтересовался конечной точкой путешествия антарктической станцией Амундсена-Скотта. И ниже размещен, с любезного разрешения автора Сергея Доли, фоторепортаж со станции. Через год подготовки друг с партнером отказались от проекта...

СПРАВКА

Станция «Амундсен-Скотт», названная в честь первооткрывателей Южного полюса, поражает своим размахом и технологиями. В комплексе зданий общей площадью 14.800м2, вокруг которых на тысячи километров нет ничего, кроме льда, находится прямо-таки свой отдельный мир.

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыпет сваи, и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами (это обеспечивает срок службы станции от 30 до 45 лет).

Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес» со станции МакМердо на берегу и только в светлое время суток. Было сделано более 1000 рейсов.

В комплексе построены:
• 11-километровая низкочастотная антенна для наблюдения и предсказания небесных и космических бурь,
• самый высокий на полюсе 10-метровый телескоп, поднявшийся на 7 этажей вверх и весящий 275 тыс. кг
• буровая установка (глубина — до 2,5 км) для изучения нейтрино.

В 2006 году на станцию впервые были доставлены грузы по шоссе Мак-Мёрдо — Южный полюс[1].

Летом население станции составляет, как правило, более 200 человек. Большинство персонала уезжает к середине февраля, в результате чего остается всего несколько десятков человек (43 в 2009 году) зимующих, в основном это вспомогательный персонал плюс несколько учёных, которые содержат станцию во время нескольких месяцев Антарктической ночи. Зимовщики изолированы от остального мира с середины февраля по конец октября, в это время их подстерегает много опасностей и стрессов. Станция является полностью самодостаточной в зимний период, снабжается электропитанием от трёх генераторов, работающих на авиационном топливе JP-8 (10000 ГАЛЛОНОВ В НЕДЕЛЮ)

Исследования на станции включают в себя такие науки, как гляциология, геофизика, метеорология, физика верхней атмосферы, астрономия, астрофизика и биомедицинские исследования. Большинство ученых работают в низкочастотной астрономии; низкая температура и низкая влажность полярного воздуха, в сочетании с высотой более 2743 м (9000 футов), обеспечивают гораздо большую прозрачность воздуха на некоторых частотах, чем обычно в других местах планеты, а месяцы темноты позволяют работать чувствительному оборудованию постоянно.

На станции есть небольшая теплица. Различные овощи и травы в теплицах, от свежих баклажанов до халапеньо, всё производится при помощи гидропоники, используя только воду и питательные вещества, и никакой почвы. Парник является единственным источником свежих фруктов и овощей в зимний период.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

Нам не раскрыли всех научных и исследовательских секретов, однако провели интереснейшую экскурсию по жилым блокам и показали, как живут полярники…

Первоначально, при строительстве, станция располагалась ровно на географическом южном полюсе, однако из-за движения льда за несколько лет, база сместилась в сторону на 200 метров:

Это наш самолет DC-3. На самом деле он был сильно модифицирован компанией Basler и практически вся начинка в нем, включая авионику и двигатели, стоит новые:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

Самолет может садиться как на землю, так и на лед:

На этой фотографии хорошо видно, на сколько близко стоит станция от исторического Южного полюса (группа флажков по центру). А одинокий флажок справа - это географический Южный полюс:

По прилету нас встретил сотрудник станции и провел для нас экскурсию по главному зданию:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

Оно стоит на сваях, так же как и многие дома на севере. Сделано это для того, чтобы здание не растапливало лед под ним и не "плыло". Кроме того, пространство снизу отлично продувается ветрами (в частности, снег под станцией не чистили ни разу с момента ее возведения):

Вход на станцию: необходимо подняться по лестнице два пролета. Из-за того, что воздух разрежен, сделать это непросто:

Жилые блоки:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

На полюсе, во время нашего посещения, было -25 градусов. Мы прилетели в полном обмундировании - трех слоях одежды, шапках, балаклавах и т.д. - и тут нас вдруг встретил парень в легком свитерке и кроксах. Он сказал, что привыкший: пережил уже несколько зим и максимальный мороз, который застал тут - минус 73 градуса. Минут сорок, пока мы ходили вокруг станции, он разгуливал в таком виде:

Станция внутри просто поражает. Начнем с того, что в ней есть огромный спортзал. Популярные игры среди сотрудников - баскетбол и бадминтон. Для обогрева станции используют 10 000 галлон авиационного керосина в неделю:

Немного статистики: на станции проживает и работает 170 человек, зимой остаются человек 50. Кормят бесплатно в местной столовой. Работают 6 дней в неделю по 9 часов в день. В воскресенье у всех выходной. У поваров тоже выходной и все, как правило, едят то, что осталось недоеденного в холодильнике с субботы:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

Есть комната для музицирования (на заглавной фотографии), и кроме спортивного, есть тренажерный зал:

Имеется комната для тренингов, конференций и тому подобных мероприятий. Когда мы проходили мимо, там проходил урок испанского языка:

Станция двухэтажная. На каждом этаже ее пронизывает длинный коридор. Направо уходят жилые блоки, налево - научные и исследовательские:

Конференц-зал:

Рядом балкон, с него открывается вид на хозяйственные постройки станции:

Все что может храниться в неотапливаемых помещениях, лежит в этих ангарах:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

Это нейтринная обсерватория Ice cube, с помощью которой ученые ловят нейтрино из космоса. Вкратце это происходит так: столкновение нейтрино и атома производит частицы, известные как мюоны, и вспышку голубого света, называемую излучение Вавилова — Черенкова. В прозрачных арктических льдах оптические датчики IceCube смогут его распознавать. Обычно для нейтринных обсерваторий роют шахту на глубине и заливают водой, но американцы решили не мелочиться и построили Ice cube на Южном полюсе, где льда предостаточно. Размер обсерватории - 1 кубический километр, отсюда, видимо, название. Стоимость проекта - 270 миллионов долларов:

По всей базе висят приглашения на семинары и мастер-класы. Вот, например, писательский воркшоп:

Обратил внимание на гирлянды-пальмы, приделанные к потолку. Видимо тоска по лету и теплу имеет место среди сотрудников:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

Старая табличка станции. Амундсен и Скотт - два первооткрывателя полюса, которые покорили Южный полюс практически одновременно (ну, если смотреть в историческом контексте) с разницей в месяц:

Перед этой станцией была другая, называлась она "Купол". В 2010 году ее окончательно разобрали и на этой фотографии запечатлен последний день:

Комната для отдыха: бильярд, дартс, книжки и журналы:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

Научная лаборатория. Нас туда не пустили, но приоткрыли дверь. Обратите внимание на мусорные ведра: на станции практикуется раздельный сбор мусора:

Отделения для пожарных. Стандартная американская система: у каждого свой шкаф, перед ним полностью готовое обмундирование:

Компьютерный клуб. Наверно, когда строили станцию, он был актуален, но сейчас у каждого есть ноутбуки и приходят сюда, я думаю, чтобы порезаться в игрушку по сети. На станции нет вайфая, но есть персональный доступ в интернет со скоростью 10 кб в секунду. Нам его, к сожалению, не дали, и мне так и не удалось зачекинится на полюсе:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

Так же как и в лагере ANI, вода - самое дорогое удовольствие на станции. Например, смыть туалет стоит полтора доллара:

Медицинский центр:

Я поднял голову и посмотрел, как идеально уложены провода. Не так как бывает у нас и уж тем более где-то в Азии:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

На станции находится самый дорогой и самый труднодоступный сувенирный магазин в мире. Год назад тут был МОЙ ДРУГ, и у него не было наличности (хотел расплатиться карточкой). Когда я поехал, ОН дал тысячу долларов и попросил выкупить все, что есть в магазине. Я, конечно, набил сувенирами сумку, после чего меня стали тихо ненавидеть попутчики, так как я создал очередь на полчаса.
Кстати, в этом магазине можно купить пиво и газировку, но продают их только сотрудникам станции:

Есть стол с печатями "Южный полюс". Мы все взяли паспорта и проштамповали:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

На станции даже есть своя оранжерея и парник. Сейчас в них нет необходимости, поскольку есть сообщение с внешним миром. А зимой, когда на несколько месяцев связь с внешним миром прерывается, сотрудники выращивают свои овощи и зелень:

Каждый сотрудник имеет права воспользоваться прачечной раз в неделю. Сходить в душ может 2 раза в неделю по 2 минуты, то есть 4 минуты в неделю. Мне сказали, что обычно все экономят и моются раз в две недели. Честно говоря, по запаху я и так уже догадался:

Библиотека:
Южный полюс. 2013. (Путешествия, амундсен, скотт, антарктида)

А это уголок творчества. Тут есть все, что только можно представить: нитки для шитья, бумага и краски для рисования, сборные модели, картон и т.д. Теперь я очень хочу попасть на какую-нибудь нашу полярную станцию и сравнить их быт и обустроенность:

На историческом Южном полюсе стоит палка, которая не меняется со времен первооткрывателей. А указатель географического Южного полюса передвигают каждый год в связи с поправкой на движение льда. На станции есть небольшой музей набалдашников, накопленных за эти годы: