Адильбий Ахкубеков: После горы я очень веселый становлюсь

Пишет rishka, 10.09.2013 21:25

Адильбий Ахкубеков: После горы я очень веселый становлюсь (Альпинизм, безенги, спасатели мчс)

Я ждала, что и здесь появится эта статья, не дождалась и делюсь ею с вами. Этого человека знают многие и мне тоже посчастливилось быть знакомой с ним лично. Он обладает не простым характером, любит чай с чабрецом и когда я бывала в Безенги мне довелось с ним общаться. Меня он не спасал с горы, но в трудную минуту поддержал мудрым советом и добрым словом.

Фото из моего архива, его автор Павел К.

Всем знакомым альпинистам я задавала один вопрос: «Что влечет вас в горы»? Вразумительного ответа никогда не получала. А потому до сих пор мучаюсь - как объяснить стремление души, чувства, которые испытываешь? Ты оказываешься на вершине, с замиранием сердца оглядываешься и испытываешь восторг, внутренний, духовный подъем… Все переживают одно и то же или каждый – своё.… Трудно что- либо утверждать конкретно, но Адильбий часто говорит: «Всегда любопытно подняться на вершину и увидеть что там… за ней».
На свою первую гору спасатель первого класса Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России, инструктор по альпинизму 2-ой категории Адильбий Ахкубеков поднялся с Юрием Саратовым, Алием Анаевым и Евгением Гасиловым. А гора эта - пик Брно. Для новичков маршрут не из легких, до вершины четыре веревки льда, три веревки скал, сыпуха… И это первое восхождение определило его дальнейшую судьбу, теперь Ахкубеков не представляет своей жизни без гор, работает инструктором на альпинистской учебно-тренировочной базе «Безенги» и одновременно - в чрезвычайном ведомстве страны. До 2-го разряда дошел с альпклубом из Санкт-Петербурга «Штурм». Многие его воспитанники давно стали Мастерами спорта, но сам пока не дослужился: «Я абсолютно точно знаю, что мое место здесь. Мне ни к чему пиар, не стремлюсь к корочкам и званиям. Мой учитель - легендарный Ю. С. Саратов. И мое понимание альпинизма отличается от современного».
Ни одна спасательная операция в Безенгийском ущелье Кабардино-Балкарской Республики не обходится без Адилбия. Он знает здесь каждую пядь. Когда спрашиваешь, на каких вершинах побывал, затрудняется ответить, но, подумав, добавляет: «Везде побывал, в основном на спасах». Немножко лукавит, ведь поднимался на Шхару (5109м.), Джанги- тау (5051м.), Эльбрус (5642м.), многие вершины Безенгийского ущелья и Приэльбрусья. А еще был Эквадор и его Пичинча (4800м.), Леница-Сур (5125м), Каямбе (5780м), Катапакси (5897м.), Чимбараса (6310м.).
Ущелье, где Адильбий работает спасателем – самое суровое на Кавказе. Сюда стремятся все альпинисты России, ближнего и дальнего зарубежья. Маршруты самой разной категории сложности, которые даются только Мастерам спорта, альпинистам высшего разряда. А когда с ними беда - на помощь приходят ребята из МЧС. Первыми, как правило, оказываются на месте Адильбий Ахкубеков, Азнаур Аккаев… На сложнейших маршрутах, к прохождению которых именитые спортсмены готовятся годами, действия наших ребят сродни героизму. В последние годы привлечение борта МЧС сильно помогает им, намного сокращает время спасработ.
В горах Адильбий с 1996 года. Разговор о его жизни и карьере очень скоро превращается в анализ проблем развития альпинизма: «В альпинизме самое главное – правильное обращение с веревкой. Ошибка одного, не знающего технику, может привести к гибели двух мастеров спорта… Раньше, когда в горах ЧП - все снимались с маршрута, сейчас половина лагеря ходит в куртках «жетонистов», но немногие откликнутся на беду… В этом году, когда погиб Александр Фирсов из Подмосковья, ребята из Самары, грамотные альпинисты, очень помогли… Сейчас все меняется. 50% новичков - девушки. Есть парни, которые не могут подтянуться ни разу на перекладине и им, почему-то не стыдно ни передо мной, ни перед девчонками, – удивляется он. - Приезжают одни компьютерщики, ни одного комбайнера здесь не видел», - добавляет Адильбий, шутя. А для инструктора все равны. Если бы Акхубеков не работал в МЧС, возможно и отношение к подопечным сохранил бы более лояльным. Как-то написал начинающей альпинистке характеристику: «Очень уверенно себя чувствует на горизонтальных травянистых склонах». Тем не менее, новички, приезжающие в Безенги, хотят заниматься в отделении Ахкубекова. «Потому что он настоящий мужчина и спас мою подругу», - рассказывает один из них.
«Я никогда не слышал от него фразы «я должен», но в своих делах он руководствуется именно долгом, - говорит директор альпбазы «Безенги» Алий Анаев, давая характеристику своему сотруднику. - Очень любит горы и Безенги. Становится почти сентиментальным, когда видит в людях такое же отношение к горам. Как говорится, лучше зажечь одну свечу, чем жаловаться на темноту. Спасательная служба в Безенги ассоциируется с Адильбием и это заслуженно.
Когда я вижу людей с орденскими планками в парадной форме, задумываюсь о том, что Адильбий не лезет на экраны, не жалуется и не хвастается, а просто работает, жертвуя своим здоровьем каждый день. Я помню его первый юношеский восторг на вершине безенгийских гор. Он отдает работе всего себя. Он лидер, но если на спасработах формально назначен другой руководитель, подчинится его приказам. В лагере каждый человек на своем месте и Адильбия никто не сможет заменить. Все знают и видят, кто реально работает», - резюмирует Анаев.
«Работал в КСП лагеря и участвовал в ликвидации ЧС. В рельеф выше единички не лез, но помогал всегда. Ребята заметили и в 2003 году позвали в МЧС»,- продолжает Адильбий. С тех пор прошло 10 лет. Спасатель первого класса Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России, инструктор по туризму, альпинизму и ски-альпинизму Ибрагим Лелюкаев с 2001 года, выходит с Адильбием в горы очень часто. «То, чем мы занимаемся, не футбол, не шашки и не шахматы, - говорит он. - Легко с ним и это подтверждает каждый день работы и дружбы. Мы понимаем друг друга с полуслова и полу - взгляда. Он всегда готов прийти на помощь. Чувствуя ответственность за каждого подопечного, Адильбий требователен, подчас даже груб. Однажды на выходе мы спали в палатке, никуда не собирались. Вдруг кто-то будит - ищут Адильбия. Он еле протер глаза: «Чё надо»? Тут нежданный гость начинает задавать вопросы о маршруте, который запланировала его группа. Адильбий мгновенно просыпается и начинает подробно описывать дорогу… Это человек гор. Еще одна особенность - со старшим он степенен, послушен и внимателен, с детьми - игрив, но строг… Короче, настоящий балкарец. Сильная личность, исключительный человек», - констатирует Ибрагим.
«После горы я очень веселый становлюсь» - говорит, улыбаясь Адильбий. И это тоже правда! Светлана Орницан – врач лагеря «Безенги» рассказывает: «Как только выясняется, что все обошлось и жизнь пострадавшего вне опасности, он начинает шутить. Всегда очень переживает за пострадавших… На любых спасах он - первый. Скромный, закрытый, к себе подпускает не всех и не сразу… он естественный. Для меня мужчина, спасатель, балкарец ассоциируется с Адильбием. Он настоящий! Он частичка этих гор. Обучает по-своему, возможно, не всегда по правилам, но дает то, что действительно понадобится в горах. За корочками и регалиями не гонится», - говорит доктор, которой приходится работать с нашим героем все это время каждый день бок о бок.
В марте 2007 года спасатели МЧС Адильбий Ахкубеков, Владимир Гончар и Александр Коляс чудом спасли двух туристов, сняв их с вершины Джангы-Тау «Безенгийской стены». Пилот «Эльбрусавиа» на свой страх и риск поднял вертолёт на высоту 5000 метров и, зависнув там, дал возможность провести операцию буквально за 20 минут. В тот год Адильбий Ахкубеков за готовность прийти на помощь терпящим бедствие в горах, за мужество и профессионализм был удостоен звание лауреата премии Владимира Высоцкого «Своя колея». На церемонии вручения Адильбий скажет: «Двух человек нам удалось спасти, один погиб. За их жизни 4 дня боролись спасатели всего юга России. Ребята - суперпрофессионалы. Это не моя премия. Это заслуженная награда всей команды».
Еще одна история из практики спасателя, которая не нуждается в комментариях. 10 августа 2003 года при восхождении на северный склон горы Дых-Тау трое одесских альпинистов, участников международных сборов, попали под снежную лавину. У членов клуба из Одессы - Константина Леонтьева, Сергейя Лебеденко и Александра Ущаповского шансов на спасение не было. Тела двух альпинистов были вскоре обнаружены, а Александра Ущаповского так и не нашли. Друзья возвращались в Безенги ежегодно и искали, искали…. Адильбий не раз выходил с ними. А в июне 2013-го нашел тело под языками лавинного выноса на леднике Межерги. Спустя 10 лет, отец погибшего альпиниста, не сдерживая слез, благодарил Адильбия за то, что нашел его мальчика. Когда группа отправилась за телом, я видела, как спасателю было тяжело разговаривать с отцом.
«Гора Дых-Тау – одна из технически сложных пятитысячников Кавказа, и остается одной из труднодоступной и опасной для восхождения. Я ни разу не достиг ее вершины, хотя предпринимал 5-6 попыток – каждый раз мешала погода или плохое предчувствие. Но лучше сто раз вернуться, чем не вернуться один раз. Надо правильно ходить. Никогда нельзя недооценивать погодные условия и возможные риски. В горах есть объективные и субъективные опасности. Лавина – это объективная опасность. Однако в 70-80% несчастных случаев в горах причина бывает субъективной», - объясняет мне Адильбий.
Здесь бы и закончить статью, по законам жанра, но, обстоятельства не дают. К сожалению, у этой истории есть печальное продолжение… Тренер ребят Владимир Альперин, который собственными глазами видел, как они сорвались, чувствуя моральную ответственность, все эти годы искал альпинистов тщательнее других. Он возвращался в Безенги ежегодно. А в 2010 году со своим товарищем Владимиром Кривошеевым отправился на Дых-тау. Для восхождения выбрали безопасный маршрут, но… во время подъема сорвались и оба погибли. «Теперь, когда Сашу нашли, и Володя успокоится», - с горечью говорит Адильбий.
Асият Гериева,
Кабардино-Балкарская Республика
22.08.2013
© «МЧС России» 2013

Источник: http://www.07.mchs.gov.ru/press/detail.php?ID=22781

В январе 2011, слегка потрепанный после зимнего похода 2 к.с., посидел немного с Адельби и другими спасателями в "кают-кампании" в каком-то домике (темно было). Хорошо было. И в том числе - видеть тех, кто мог бы тебя спасти, если что. Огромное им спасибо! За спасенных и за работу, в том числе в труднейших условиях.

Спасибо за статью! Адельби, здоровья тебе и поменьше ЧП в горах. Настоящий спасатель, по духу, по идее.
Я помню, как дежурил в марте и был на подстраховке, когда мы малой группой с безенгийских снегах бродили. Даже невозможно себе помыслить, что Адельби может дать отбой, пока все не спустятся.
В прошлом году четко, ясно давал инструкции как пользоваться вертолетом. Спасибо!
Безенги и Адельби - близнецы-братья.

Я пью за истинных мужчин,
Но так назвать могу немногих
За тех в ком есть и "муж" и "чин"-
Умом и сердцем не убогих.
В ком ширь натуры от гусар,
От них же красота и светскость,
В ком не угас любовный жар ,
Хоть в наше время это редкость.
За тех я пью, кто никогда
Друзей на злато не меняет,
В беде и радости всегда
Любви и дружбе цену знает,
Кто знамя славное семьи
Несет над миром, как святыню,
Кто щедр и искренен в любви,
Кто видит в женщине богиню.
Я пью за вас не без причин,
За вашу нежность и участье .
Пусть мало истинных мужчин,
Но есть они, и это счастье!!!

Спасибо за статью и спасибо спасателям! Уж простите за обобщение!

Адельби! Ну уж в следующий наш приезд ты от нашей "поляны" не убежишь :-))

Сам не сталкивался, но много раз слышал от друзей хорошего, а на Риске много раз читал позитив.
Не знал, что Адельби еще и инструктор...

Спасибо спасателям, спасибо Адельби :-) Теперь хочется у него потренироваться :-)

Хорошая статья о хорошем человеке.
Спасибо

На спасах в 2011 году, в цирке Гидана, Адельби для организации надежной точки страховки забил в щель карабин... тогда я понял, что мы все здесь в надежных руках ))

В августе этого годы был на новичковой смене в Безенги. Инструктором у нас был Адельби. Точнее, он был у соседнего отделения, но мы ходили вместе, так что, можно сказать, что у нас было два инструктора - Зоя и Адельби. Оба инструктора - просто замечательные люди. Огромное им спасибо. Адельби, несмотря на свою внешнюю суровость, сразу вызвал глубокое уважение к себе, причем еще до того, как я толком узнал кто это :) Просто посмотришь на него - и сразу понимаешь: "Да, вот это настоящий человек".
А после горы да, меняется кардинально. Начинает шутить, улыбка с лица не пропадает. Смотришь на него и сам радуешься. :)
Желаю поменьше ЧС в горах! И здоровья, конечно же. Спасибо, Адельби!

Всем огромное спасибо за комментарии! За ваши маленькие истории, связанные с главным героем этого поста, за стихи.
Меня не за что особо благодарить =) Я только разместила здесь "хорошую статью о хорошем человеке", ну и добавила пару слов от себя.

Приятно читать доброе о добром. Хотелось бы, что бы такого было побольше) Спасибо автору)

"Хотелось бы, что бы такого было побольше)"
Все в наших с вами руках, т.е. в руках читателей Риска. Мы ведь не всегда только читатели, но и писатели тоже. Главное, выбрать хорошую тему и не кормить троллей))) Я довольно долго только читала, вот переквалифицируюсь помаленьку. Возможно порадую вскоре чем-нибудь ещё.