Трехглавая гора.

Пишет fear9othing, 07.09.2013 15:00

Трехглавая гора. (Альпинизм, турклуб мгту, белуха, алтай)

Тем летом мы с друзьями сходили в большой обзорный горно-пешеходный поход по Центральному Алтаю, в котором удалось охватить большую часть района. Логичным завершением наших похождений было восхождение на Белуху.
Народ собрался достаточно подготовленный для этого мероприятия, вот только сроки немного поджимали.

Подходы.

Перепаковывание барахла и продуктов затянулись, и выйти со стоянок на озере Ак-кем удалось только в 16-00. Дождь льёт стеной, но предыдущие три недели приключений под непрекращающимся ливнем выработали иммунитет к воде, текущей с неба.

Тропа от озера до Томских ночевок идет вдоль реки Ак-кем и далее по правой морене Аккемского ледника.

На морене то тут, то там расположены турики, которые вроде должны помогать движению, но их количество и хаотичность расположения только сбивают с толку. Поскакав по поросшим лишайником камням под струями воды, уже в глубокой темноте добредаем до Томских ночевок.

Боевой дух немного подорван, но ясное утро следующего дня возвращает веру в успех нашего мероприятия и в то, что на Алтае можно увидеть синее небо и яркое солнце.
Трехглавая гора. (Альпинизм, турклуб мгту, белуха, алтай)

Подсушиваем шмотьё, собираемся и идем штурмовать перевал Делоне.

На перевал ничего не висит - это избавляет от соблазна зажумарить по чужим верёвкам.

Склон не крутой и мы довольно быстро оказываемся на седловине, повесив четыре верёвки.
Трехглавая гора. (Альпинизм, турклуб мгту, белуха, алтай)

Пообедав, связываемся и идем в сторону Большого Берельского Седла. Сначала небольшой спуск с перевала на верхнее плато ледника Менсу и далее подъем на это самое седло.

По пути встречаются довольно большие трещины, поэтому не стоит расслабляться.

Через пару часов доходим до ББС. Здесь уже стоит несколько палаток, но жизни в целом не наблюдается. Ставим и мы палатки, ужинаем и ложимся спать в расчете встать пораньше и по-быстрому сходить на вершину.

Вершина.

В соответствии с планами встаем в четыре, выходим в пять. Не первый раз замечаю, что ясное морозное утро перед восхождением как бы мобилизует организм: чувствуешь прилив сил, хотя ещё вчера не было особой резвости.
Трехглавая гора. (Альпинизм, турклуб мгту, белуха, алтай)

Подъем до восточного плато пологий, но много трещин, которые, впрочем, легко обходятся.

С Восточного Плато существует три варианта подъема на Белуху. Первый - от седловины перевала ТКТ, затем траверсом по юго-западному гребню через вершину Раздельная, и седловину перевала Белухинский. Второй - по южному склону на перевал Белухинский и далее по юго-западному гребню на вершину. И третий - по юго-восточному гребню через седловину между Белухой и пиком Берельский. Первый и третий варианты пути в общем случае примерно одинаковы по сложности, второй короче и несколько проще, но южный склон в нормальные снежные годы весьма лавиноопасен и, посему, этот путь используется значительно реже.

Оценив лавиноопасность, решаем идти через перевал Белухинский.
Трехглавая гора. (Альпинизм, турклуб мгту, белуха, алтай)

В связках подходим под ледовый взлёт и, провесив три веревки, вылезаем на перевал.

Отсюда уходит пологий гребень до вершины, который идется ногами, но в одном месте жесткий фирн и есть шансы куда-нибудь улететь. На этом участке вешаем веревку.

И вот уже все вместе стоим на вершине и рассматриваем просторы, пытаясь узнать окрестные вершины и ледники, открывшиеся в новом ракурсе.
Трехглавая гора. (Альпинизм, турклуб мгту, белуха, алтай)

Созерцание просторов прерывает плотная облачность, затягивающая небо и, как бы намекает, что пора вниз. Погода в горах портится быстро - последнюю верёвку дюльферяем в плотном тумане с видимостью метров десять. Дождавшись небольшого разрыва в облачности и сориентировавшись, быстро спускаемся на восточное плато.

Отсюда по своим же следам доходим за час до палаток, где собираемся отпраздновать ударный день.

Вниз в цивилизацию.

Всю ночь и следующий день метет так, что сбивает с ног и куда-то идти нет никакого желания. К вечеру вроде стихает, а утром погода окончательно налаживается. Быстро собираемся и идем вниз по знакомой дороге через верхнее плато ледника Менсу и перевал Делоне. На Томских стоянках обедаем и направляемся в сторону Аккемского озера. Путь по морене в очередной раз выматывает вконец, к озеру спускаемся уже в темноте.
Трехглавая гора. (Альпинизм, турклуб мгту, белуха, алтай)

Дальнейшая дорога до поселка Тюнгур через перевал Кузуяк представляет из себя хорошо натоптанную конную тропу, по которой ежегодно осуществляют паломничество тысяч людей, начиная от альпинистов, собирающихся идти на Белуху, и заканчивая совсем странными персонажами, ищущими контактов с внеземным разумом.

Из Тюнгура ходит рейсовый автобус в Горноалтайск, на котором и уезжает основная часть нашей команды.

Наиболее же жадные до приключений товарищи отправляются скитаться по просторам родины на попутном транспорте.