Моё первое "соло" на Кавказе.

Пишет ФанКав, 29.08.2013 10:41

Моё первое "соло" на Кавказе. (Горный туризм)

Недавние посты Тамары и Виктора Чайки подвигли меня на выкладывание этого описания о моём первом «соло» походе на Кавказ. :) Осторожно "многа букав"!
Описание довольно сухое, хотя местами интересное, но фотографии многим понравятся, надеюсь.
В этот поход я собрался один, так как после первого посещения Кавказа меня вдруг неудержимо потянуло туда снова. Не пытаясь найти попутчиков, не планируя особо конкретную нитку, просто собрался и поехал. В планах было пройти то, что смогу для ознакомления с районом, может взойти на Эльбрус с востока, если повезёт. Возможно часть маршрута пройти с какой-нибудь попутной группой. В результате прошёл небольшой маршрут.
Нитка маршрута:
Пос. Эльбрус - дол. р. Ирик - дол. р. Ирикчат - пер. Ирикчат (1Б, 3620 м) - ледн. Джикаугенкёз - пер. Джикаугенкёз (Чаткара) (1Б, 3470 м) - дол. р. Субаши - пер. Балык (1Б, 3500 м) (рад. 1А) - дол. р. Мкяра - ледн. Мкяра - дол. р. Мукал - пер. Сылтран (н/к, 3350 м) - дол. р. Сылтрансу - дол. р. Баксан - дол. р. Курмычи (ледн. зап. Курмы) - дол. р. Баксан.
Моё первое "соло" на Кавказе. (Горный туризм)

8 сентяьря. Из г. Пятигорск, немного поторговавшись, за 1000 руб. беру такси, которое довозит меня до пос. Эльбрус в Баксанском ущелье. По хорошо набитой тропе (серпантин) поднимаюсь на первую устьевую ступень дол. р. Ирик, после чего тропа выходит на прямой участок. Перед второй ступенью встречаюсь с группой из четырёх парней (москвичи из т/к "Вестра"), заканчивающих свой маршрут. У них узнаю, что на стоянках, не доходя второго коша, стоит группа украинцев из трёх человек. Эта новость меня обрадовала. Далеко внизу слева по х. д. гремит поток р. Ирик. Погода солнечная, чудесно! Продолжаю подъём по набитой тропе на вторую (основную) устьевую ступень. Впереди "висячая" долина. Через 0,7 км с тропы открывается великолепный вид на громаду Эльбруса, в противоположном направлении, отличный вид на часть ГКХ.

Тропа проходит вдоль левого берега р. Ирик в зоне соснового леса (как пахнет хвоей!) с зарослями малины. 40 мин. и я прохожу мимо первого коша, расположенного на огромной поляне, с множеством свободно пасущихся лошадей и коров. Миную ещё небольшой перелесок и спускаюсь к одиноко стоящей палатке. До второго коша, менее 1 км. Знакомимся, мужчины из г. Светловодск, Украина (руководитель - Сергей, ещё Сергей и Витя). Сбрасываю рюкзак и ставлю свою палатку рядом. Ужин и остаток вечера провели совместно весьма бурно и весело :).
9 сентября. Утро было тяжёлым…. Знакомство с бывалыми горными туристами удалось на славу! Но, пока собирался, стало легче :). Выйти смог в 8:00. По пути прекрасный вид на верховья долины Ирик, вершину Терсколак (3800 м), перевалы Терсколак и Терскол скальный. Под ступень дол. р. Ирикчат дохожу быстро, пройдя второй кош и ручей с 5-6 метровым водопадом, стекающий с правого по ходу склона долины. Солнечно. На склоне хорошо набитая тропа. Довольно бодро поднявшись в "висячую" долину минут 15 жду попутчиков, но их всё нет. Решаю идти в одиночку до ледн. Ирикчат. Перед второй древней мореной, преграждающей долину валом огромных глыб, останавливаюсь на перекус. Купаюсь в ручье. Вокруг зеленеет травка, выше - горные вершины с ледниками и снежными шапками. Месяц назад граница снежной зоны здесь была гораздо выше. Через полчаса продолжаю набор высоты в направлении конечной морены ледника Ирикчат. По тропе взбираюсь на скально-осыпную ступень и направляюсь к площадкам над языком ледника. Да, сентябрь, это не август... Все площадки засыпаны снегом, под которым вода. Перспектива ставить палатку на мокром снегу меня не прельщает, и я спускаюсь обратно под ступень, где тепло и сухо. Нахожу оборудованное место и ставлюсь. Почти через три часа вижу, как украинская команда встаёт на ночлег на 1 км ниже по течению. Сходил к ним в гости, поболтали «за жизнь», вернулся и лёг спать.
10 сентября. Проснулся от окликов украинцев. К моменту моего выхода соседи уже прошли мимо. Утро порадовало солнцем. Через 15 мин. я был уже на верху моренной ступени, так как физическое состояние было чудесное (сказывалась августовская акклиматизация и относительно не большой вес рюкзака). Дальнейший путь до перевальной седловины, как на ладони. По тропе, вдоль ледника Ирикчат, после по оплывающей морене, забирая правее по х. д. по фирну, выходим к перевальному взлёту. Прямо перед подъёмом за месяц образовалось озеро. Приходится лезть в обход по мелкой живой осыпи, которая так и норовит съехать из-под ног. После чего выхожу на тропу, серпантином поднимающуюся на перевальный гребень. Перевальный гребень весьма обширный. Много оборудованных мест для лагеря (большинство присыпаны снегом), но воды нет. Снимаю записку, оставленную москвичами, которых встретил у нарзана. Через 1,2 часа последний из украинцев выходит на гребень (рюкзачки у них совсем не лёгкие…). Устраиваем перекус, любуемся видами (на Ю-В панорама ущелья Ирикчат с кусочком ГКХ, на Ю-З возвышается громада вос. в. Эльбруса, севернее, его фирновые поля, пик Калицкого, ледяное озеро Джикаугенкёз). Совместно с Сергеем, их руководителем идём на разведку снежно-ледовой обстановки на восточных ледовых полях Эльбруса. Производим осмотр с "Рыжего бугра". Выпавший 3-4 дня назад снег скрыл большинство трещин, решаем не рисковать и пройти в дол. р. Субаши.
Моё первое "соло" на Кавказе. (Горный туризм)

Спускаемся на ровную часть ледника, кошки не одеваем, т.к. ледник покрыт снегом и устремляемся вниз. Присклонный ледник закрытый. Снег на солнце раскис. Спускаемся траверсом вправо по х. д. (в путеводителях рекомендован спуск влево по х. д., москвичи прошли именно там). Бергшрунд в нижней части около 3 м шириной переходим по снежно-ледовому мосту. Натыкаемся на закрытую трещину шириной не меньше метра, находим место её сужения и, связавшись (всё-таки я их уговорил это сделать), осторожно выходим на пологую часть снежной долины Джикаугенкёз. Видим, как с севера наползает непогода, а впереди перевальную седловину пер. Джикаугенкёз (Чаткара). В хорошем темпе проходим до ледопада, перед пер. Чаткара. Попутчики устраивают привал, а я направляюсь к перевальному взлёту. Бергшрунд шириной менее метра перешагиваю в сужении его правой (ор) части. Перевальный взлет достаточно крут, мелкая и средняя живая осыпь покрыта снегом, угадывается тропа. Быстро поднимаюсь на седловину перевала, наблюдаю, как украинцы подходят под перевал, поднимаются.

Вся команда собралась через час. Едим шоколад, фотографируемся и на спуск. По тропе спускаемся до верхнего перевального цирка и, мимо озерца, до площадок в месте разлива одного из истоков р. Субаши. На одной из площадок встаём на ночлег около шести часов вечера. Начинается дождь.
11 сентября. Подъём в 7-30. Небольшая облачность. У моих товарищей днёвка. Я решаю подняться на пер. Балык, Сергей соглашается составить мне компанию. Завтракаем, собираем штурмовой рюкзачок и в путь. Подъём начинаем по тропе, ведущей к пер. Джикаугенкёз. Из верхнего цирка сворачиваем вправо по х. д. и по мелкой живой осыпи влезаем на осыпное ребро, разделяющее перевальные цирки. Вид замечательный! Сергей снимает на камеру окрестности, а я фотоаппарат не взял, и зря. После обходим выходы небольших лёгких скалок и переходим на осыпную седловину перевала Балык. Не доходя до нижней точки гребня, начинаем спуск в долинку ручья, очередного притока р. Субаши. Выходим на травянистые полянки, перекусываем, спускаемся со скально-осыпной ступени к потоку р. Субаши и, с небольшим набором высоты поднимаемся в лагерь. Двое оставшихся в лагере за время нашего отсутствия выспались, позагорали и вообще хорошо отдохнули. Вечером начало накрапывать.
12 сентября. Подъём в 7-00. Вокруг туман. Завтрак, выход. Спускаемся в долину р. Субаши. Украинцы сразу берут темп гораздо ниже моего, и я быстро отрываюсь, так как планы на сегодня у нас разные. Спускаюсь на пологие луга, поросшие ещё зелёной травкой. Продолжаю путь вдоль правого берега р. Субаши. Через 5 км от начала пути река уходит в каньон и далеко внизу (ещё через ~ 4 км) переходит в р. Кыртык, текущую в широкой и плоской троговой долине. Дохожу до развилки ущелий, мне направо по тропе в долину р. Мкяры по травянистому склону, вверх. Отдыхаю, устраиваю перекус. Поднимаюсь по крутому склону (крупные камни, поросшие травой) до древней морены, преграждающей путь в "висячую" долину. Завал из огромных глыб преодолеваю, слева по х. д., вдоль речки. После завала река расходится на множество рукавов. Выбираю подходящее место и переправляюсь (течение не бурное, уровень воды не высокий).
Моё первое "соло" на Кавказе. (Горный туризм)

Преодолев поток, поднимаюсь вдоль левого по х. д. склона долины до стоянок. Видимость уменьшается до 70-100 метров. Останавливаюсь на стоянке, ориентируюсь. Да, при видимости до 100 м как-то не очень видны привязки, указанные на карте! По компасу выбираю правильное направление (есть желание по возможности пройти пер. Ирик). Дождь переходит в мощный снегопад, видимость 50-60 м. Перехожу вброд поток вост. Мкяра и начинаю подъём на конечную морену ледника вост. Мкяра. Дойдя до места, где морена упирается в крутой склон, выхожу на припорошенный свежим снегом ледник, с множеством трещин и разломов. Немного побродив между разломами решаю не испытывать судьбу и попробовать обойти зону трещин по правому по х.д. склону. Ну да! Если бы видимость была чуть больше, я бы посмеялся над этой мыслью, но... Подъём начинаю по мелкой и средней очень живой осыпи с выходами монолитной скалы, крутизна склона возрастает. Поднявшись метров на 50, натыкаюсь на участок крутизной до 50-60 град. Пытаюсь преодолеть его траверсом, но не тут-то было! Весь склон одновременно начал сползать из-под меня вниз, на ледник. Не знаю, откуда у человека в экстремальных ситуациях берутся силы (да ещё какие!), но это действительно так. Пытаюсь безуспешно застраховаться ледорубом, после, как кот, сразу отталкиваясь всеми четырьмя опорами за несколько прыжков влево по х. д. (с рюкзаком ~ 30кг!) достигаю маленького снежника и останавливаюсь, переводя дух. В этом месте склон чуть положе. Поднявшись ещё метров на 15-20, выхожу на маленький уступ. Осматриваюсь. Передо мной стенка, градусов 50-60, с множеством маленьких ложбинок, по которым ежеминутно сыплет маленькой и не очень "сыпухой". Высоту определить не возможно из-за ограниченной видимости. Отдыхаю минут 10. Коротко временное повышение видимости (буквально пару минут) и я вижу часть ледника и склона напротив. Это перевал Мкярский перемёт (3А). Посмотрев вниз, выбрав более-менее пологий маршрут, решаю спускаться и возвращаться к месту разлива рек вост. и зап. Мкяра. Камни скользкие от мокрого снега, склон сползает, "веселее" этой ситуации у меня за все 16 лет походов не было! Был бы не один, конечно не стал бы подвергать группу риску, но я был один... Практически короткими прыжками спускаюсь до морены, лёгким бегом спускаюсь к р. вост. Мкяра, форсирую и вдоль правого берега спускаюсь к большой пойменной поляне, с множеством оборудованных мест. Время около 19 часов, сумерки. Снег постепенно переходит в изморось. Быстро ставлю палатку, ужинаю, ощущая небольшую дрожь (толи от холода, толи от нервного напряжения). Да, был денёк! Отбой.
13 сентября. Подъём в 6-30. Выглядываю из палатки, сказка! Мороз и солнце, день чудесный, как у классика. На конец-то увидел всю красоту окружающего пейзажа. Место действительно очаровательное, между горными вершинами, сверкающими на утреннем солнце вытекают мощные языки ледников вост. и зап. Мкяра. Завтракаю, фотографирую, собираюсь, забегаю на скально-осыпную пирамиду, разделяющую потоки зап. и вост. Мкяра.

Выход. Спускаюсь вдоль правого берега вост. Мкяры, после легко перепрыгиваю поток зап. Мкяра, и выхожу на тропу, идущую по правому (ор) склону долины. По тропе дохожу до места слияния Мкяры с Мукалом. С этого места хорошо просматривается перевальная седловина перевала Сылтран. Туда мне и дорога. Поднимаюсь вдоль левого (ор) берега р. Мукал, перешагивая несколько правых по х. д. притоков.
Моё первое "соло" на Кавказе. (Горный туризм)

По тропе подхожу под перевальный взлёт и с максимальным темпом начинаю восхождение (впереди, вверху слышу знакомые голоса, замечаю крошечные силуэты). Два силуэта движутся на встречу. Поравнялись, перебросились парой фраз, парочка из Москвы. Украинцы меня "потеряли", спрашивали у них, думали, я ушёл за Сылтран. Выхожу на перевальное плато, никого.

Забираю из тура записку, быстро фотографирую окрестности и начинаю спуск к озеру Сылтранкёль. Погода портится. По тропе, почти бегом спускаюсь к озеру и, наконец, догоняю уже почти родную компанию. Бурная встреча, куча эмоций, бутылочка коньяка к перекусу. Сергей окунается в озеро с воплями под общие восторженные крики (падают редкие снежинки). Собираемся и продолжаем спуск совместно. Снег сменяется градом. Град сменяется дождём. Спуск в долину Сылтрансу продолжаем по крутой тропе, с обеих сторон которой усматриваю кустики голубики и брусники, которую с удовольствием поедаю. В месте, где долина выполаживается и расширяется, растительность становится выше и разнообразнее, встречаем заросли малины и костяники (и конечно стада разного скота). Пройдя кош, стоящий слева по х. д. переходим поток р. Сылтрансу (переброшенное бревно) и встаём на ночёвку у границы соснового леса (около семи часов вечера). Здесь уже действует связь, оператор "Мегафон".
14 сентября. С утра солнечно. Сегодня у моих попутчиков последний "рабочий" день. Переходим на правый берег реки (по тому же бревну) и по крутой тропе, петляющей в сосновом лесу (встречаются грибы), начинаем спуск, который занял менее двух часов. В посёлке В. Баксан их ждёт местный товарищ на минивэне. Грузимся в транспорт. Спасибо Юсуфу (водитель), двум Сергеям и Вите, которые любезно согласились подвести меня до моста с фигурками львов, откуда начинается подъём в ущелье Курмычи. Настаёт момент прощанья, снова буря эмоций, обмен адресами, телефонами (бывает, когда познакомишься с людьми неделю назад, а ощущение, будто знакомы несколько лет). Они на поляну "Чегет" пару дней отдохнуть перед отъездом на родину, а я на тропу и в ущелье (мой поход ещё не окончен!). Тропа крутым серпантином уходит в сосновый лес, справа по х. д. красивый водопад.
Моё первое "соло" на Кавказе. (Горный туризм)

Менее чем через час выхожу на уступ, где градусы уклона значительно снижаются, попадаю в "висячую" долину Курмычи. Вдоль тропы снова заросли малины. За 25 мин. достигаю границы леса, передо мной остатки древней морены, на морене кош. На поляне под кошем, кусты чёрной смородины и всё той же малины. Устраиваю продолжительный перекус. Затарившись по полной программе витаминами, чуть выше, перехожу один из притоков р. Курмычи и, по травянистой долине продолжаю набор высоты. Впереди видны пики Авиации, ВМФ, 1 мая и язык ледника вост. Курмы (нижний и средний ледопады). Через час поднимаюсь до островка с чахлыми берёзками, перехожу на правый по х. д. берег центрального притока и устраиваюсь на площадке, где есть несколько оборудованных мест. Погода портится, начинает накрапывать.

15 сентября. Проснувшись, выглядываю из палатки, пасмурно, но с прояснениями. В мои планы входит разведка пути к пер. ВЦСПС (1Б), а если встречу попутную группу, то и прохождение его. Собираюсь и в путь. По центральному осыпному ребру (старая морена) поднимаюсь под пик Авиации, откуда хорошо просматривается путь подъёма на ледн. зап. Курмы. Спускаюсь немного ниже и траверсом подхожу под первую скально-осыпную ступень, ведущую к леднику. Это лёгкое препятствие, а вот вторая скальная ступенька довольно крута и повыше. Пошёл мокрый снег. Гранитный монолит ступени становится совершенно мокрым и скользким, но это не проблема, главное, это хорошая обувь, надёжный ледоруб и немного скалолазной техники! Всё это у меня было. 10 минут и я уже стою на теле ледника. Пройдя пару сотен метров по припорошенному снегом льду, слышу, как с окружающих склонов начинаются слабые камнепады. Снегопад усилился, видимость уменьшилась. Ситуация уже знакомая... Быстро разворачиваюсь и назад, вниз, по пути подъёма. Ни какой группы так и не прошло («не сезон» подумал Штирлиц и сел в сугроб…. :)) ).
16 сентября. Подъём в 7-30. На конец - то солнце. Забираюсь по вчерашнему маршруту под пик Авиации, фотографирую путь к пер. ВЦСПС и всю окружающую панораму, спускаюсь и начинаю собираться.
Моё первое "соло" на Кавказе. (Горный туризм)

Сегодня домой! До моста в долине Баксана спускаюсь по пути подъёма. Минут 25 голосую. Снова дождь. На конец, останавливается "Нива" и берёт меня до г. Тырныауз. Водитель, Али (по-русски мой тёзка) довёз меня до остановки маршрут. такси, идущей до Баксана. Когда я предложил денег, он чуть не обиделся "я тебе таксист, что ли!". Вах он маладэц! За 50 рублей (!) доезжаю до г. Баксан, оттуда на рейсовом автобусе до Пятигорска (60 руб.). Без проблем беру ж/д билет до Самары.
До следующего лета, Кавказ!