Сказ про поход в землю далекую, да на вулкан высокий.

Пишет EUG, 23.08.2013 11:18

Сказ про поход в землю далекую, да на вулкан высокий. (Альпинизм, камчатка, ключевская сопка)

Если вопрос благосклонности фортуны к Вашей персоне ещё до конца не выяснен, а узнать очень хочется, есть способ проверенный. Нужно вдаль на восток обратиться и посетить землю дальнюю Камчатку: страну дикого лосося, дымящихся вулканов, вездесущего пепла, стеснительных медведей и сильно общительных комаров. Планов желательно иметь громадьё для путешествия в эти края удивительные.

Долго ли, коротко ли составляются планы, но билеты на машины крылатые лучше купить заранее, что сбережёт ресурсы для подвигов разных.
(Перелет по маршруты Минеральные Воды – Москва – Владивосток – Петроравловск-Камчатский – Москва – Минеральные Воды компанией Аэрофлот при покупке билетов в марте на июль обошелся нам в 23 тыс руб на человека. Багажа можно 23 кг но одно место. На длинных отрезках – большие Боинги и Аэрбасы с киношками и прочими развлекушками. И с голоду умереть не дадут, хотя до Эмиратез Аэрофлоту еще расти.)
Вот с таким настроем на подвиги решили мы края далёкие посмотреть, да себя показать. По пути получилось заглянуть в город морской диковинный Владивосток. Но ничего диковинного там не обнаружили. То ли и не было ничего особенного, то ли скрылось от нас в тумане густом и показываться не пожелало.

Не прошло и трёх суток, как добрались мы до столицы Камчатки, до города Петропавловск-Камчатский, основанного в давние великие времена суровыми русскими мореплавателями. Тут пришлось ненадолго отвлечься на решение насущных бытовых вопросов с ночлегом, билетами для дальнейшего пути и закупкой топлива и пропитания на неделю, дабы не проснулись древние инстинкты и не потянуло охотиться на всякую живность. Люди в этом далёком месте живут отзывчивые, всячески помогали они нам в пути нашем, не всегда бескорыстно, но всегда по-доброму.
(Переночевать можно в гостинице или на квартире, которые сдают посуточно. Мы ночевали в квартире, которая располагается в центре около остановки «Комсомольская площадь», сокращенно КП. Считаем, что это очень удобное место по нескольким причинам. От аэропорта ходит автобус № 104 и на КП у него конечная, не промахнуться. Стоимость проезда от аэропорта 40 руб + 20 руб багаж, который водитель с удовольствием сложит в багажное отделение, что бы всякими палками-тяпками и прочим не царапать сиденья и других пассажиров. От КП можно пешком пройти до центра набережной и до рыбно-икорного рынка. Не очень далеко до автовокзала и большого супермаркета, где мы закупали продукты.)

Переночевав в городе центральном, наутро отправились мы на север, к вулкану нашему. По пути встречались нам такие же путешественники к разным красотам камчатским. Большая часть из них путь держала к вулкану огнедышащему, лаву красную извергающему. Но нам куда повыше надобно.
(Автобуc Петропавловк-Камчатский – Ключи отправляется с автовокзала каждый день в 8 утра. Время в пути около 10 часов. Стоимость билета до Ключей 1700 рублей+ 200 руб за рюкзак непосредствеено при посадке. Автобус вполне комфортабельный, останавливается каждые 2-3 часа на поесть-попить. Билеты в сезон покупать нужно заранее, минимум за несколько суток. Есть возможность купить билеты дистанционно, написав письмо в компанию-перевозчик «Оптимус» и оплатив счёт. Координаты компании optimuspk@mail.ru, autobuspk.ru 8(4152)298-198. Нам добрые люди купили билеты непосредственно в кассе. Удобно сразу купить и обратные билеты. Причём, если позволяют финансы, лучше купить билеты на несколько дней, неизвестно когда вы спуститесь в Ключи. Но тут надо с кем-нибудь из местных хорошо договориться, чтобы по мере вашего неприбытия к автобусу сдавали ненужные билеты. Если билеты сдаются за день до отъезда, то удерживают не более 200 рублей. Если в день отъезда до отправления, то 50%. Большое количество туристов едет до Козыревска и оттуда забрасывается под Толбачики)
Не успели мы оглянуться и переварить пирожки знатные, купленные по дороге, как приехали в посёлок посреди леса. Налетели тут комары общительные, каждый лично хотел познакомиться, но мази из трав пахучих ненадолго охладили пылкую их страсть к незнакомцам. Местных жителей они давно знают, посему особенно надобности в тесном знакомстве с ними не испытывают.
Здесь подобает местным ратникам показаться да в книге летописной записаться: кто такие, куда путь держите, да когда и куда обратно воротиться собираетесь. В случае чего, обещают ратники помощь всяческую и, по слухам, слово своё держат.
В посёлке этом исполняются любые желания усталых путников. Хочешь – дальше отвезут, через леса, речки и болота, в царство беспокойных вулканов, вечного льда и капризных туманов. Хочешь – накормят и спать уложат, сказку на ночь расскажут про жизнь нестоличную. Не соблазнились мы на еду пригожую и сон сладкий, манит царство вулканов неизведанное. Пересели мы на чудо-вездеход российский, и повез нас Николай через лес тайной тропкой, по которой не каждый конь пройдёт. Была с нами гостья заморская с проводником местным, да по дороге подобрали группу странников, которые пытались ту дорогу другим ходом осилить. До конца боролся чудо-вездеход с тем, что дорогой на Руси называется, но уперся в лаву застывшую.
- Не могу, - сказал Николай, - с вами дальше, теперь сами путь держите. Ну а коль воротиться захотите, свисните десятизначным числом.

(В посёлке Ключи, откуда начинается поход под Ключевскую сопку, можно переночевать в гостинице у вулканологов. Спасательный отряд МЧС, где рекомендуем зарегистрироваться, находится рядом с автовокзалом, в пожарной части. Там же можно договориться оставить лишние вещи, только хорошо упакованные, узнать, кто еще со стороны Ключей идет, да и с транспортом для заброски договориться. Мы узнали о 2-х видах возможного транспорта для заброски: либо трактор «Беларусь» с тележкой, либо камаз-вездеход Николая с кунгом. Рекомендуем камаз, особенно если были дожди и дорога мокрая. Николай очень хороший водитель и просто хороший человек. Стоимость заброски до первой базы вулканологов, «Подковы», 10 тыс руб за поездку. Если подниматься выше, до упора, то дороже. Как договоритесь. Связаться с Николаем можно по тел. +79024619332 или +79247829634)

Время было позднее, решили отдохнуть и с утра двинуться в дальнейший путь.
Утром с первыми лучами солнца показалось чудесное царство вулканов, но вскоре спряталось за облаками и туманами. Капризное оно. То откроется первому встречному, солнцем осветит дорогу к себе, то скроется и играется с незнакомцами. Препятствия всякие творит и с интересом наблюдает, справятся ли.

Непросто найти дорогу в туманах, устоять против ветра, дождя и снега, не сгинуть в оврагах. На случай туманов была у нас вещица заморская, сама положение определяющая и путь подсказывающая, когда всё скрывалось из вида, когда уводили силы нечистые от пути настоящего и сомнения вселяли. С остальными напастями пришлось бороться по мере поступления с переменным успехом.
Нагрузились мы своими запасами разными и пошли в сторону домика, в снегах затерянного между вулканом Ключевским и горой, что Камнем зовётся. По пути остановились в избе странной, цельно-бетонированной, что стоит на краю кратера небольшого, и зовется «Цирковая 1». Не иначе, как для охоты на Змеев-Горынычей построена. Здесь в первый раз посетил нас соблазн великий, пойти по дорожке прямой и короткой, прямо на вершину вулкана Ключевского. Но не эту дорожку мы выбрали, пожелали хотя бы через часть царства пройти, другие вулканы посмотреть, с Камнем поздороваться. Не поддались искушению, пошли своею дорогой, длинной, по увалам и снежникам, ледникам и полям пепельным.

Целых четыре дня шли мы вокруг вулкана Ключевского, духи которого всё никак нас пускать не хотели. То туманы плотные на нас нашлют, то грозу учудят. Видя упорство наше, все же сжалились и пропустили на перевал.

По пути встретили мы троих добрых молодцев из Петербурга, послушали историю их путешествия. Поняли, что не одиноки мы в этом заброшенном богом месте, что не такое уж и страшное это дикое царство, что если им удалось заглянуть в самое сердце Ключевского, в его кратер, то и мы попробуем. Поведали путники и о скитальце швейцарском Матиусе, что в домике ждёт погоду чудную, чтобы на вершину подниматься.
Домик на перевале появился неожиданно и оказался совсем небольшим, всем в него никак не уместиться. Пришлось свой походный шатёр ставить, да снежные стены возводить против ветра колючего.

Пообщались мы с Матиусом на смеси русского и аглицкого языков. Осознал он, что погода чудесная в этом месте бывает только по большим камчатским праздникам, о которых только местные шаманы ведают, и ждать её можно неделями. Решили мы на следующее утро счастья попытать, вместе подниматься на вершину вулкана.
(До домика на перевале вулканологов у нас был скачанный из уже неизвестного места трек… Реальный наш путь несколько отличался от этого трека и проходил по точкам. Если кому надо, пишите - поделимся. Вулканическая активность Ключевского в этом сезоне довольно низкая, поэтому наш трек проходит близко к склонам на высоте примерно 2700м. При движении по нему необходимо опасаться камней со склонов. Вполне реально дойти от «Цирковой» до перевала Вулканологов за 2 - 2.5 дня. На всем пути можно практически в любом месте организовать ночёвку. Вода есть практически везде, только с разной концентрацией пепла. Домик на перевале маленький, максимум на 4 человека. Учитывая популярность места, ночёвка в палатке практически неизбежна. Дует на перевале прилично, строили снежные стенки.)
Вот уже неделю над Камчаткой светит солнце, поражая обитателей невиданной доселе жарой. Ни дождика привычного, ни облачка залётного. На Ключевском же эти радости природы были в полном достатке. Тут к вашим услугам и прохлада зимняя, и ветер, со стаями туч не расстающийся. Но делать нечего, решились идти. Посмотрев ещё раз рисунки с тропинками невидимыми, взяли вещицу заморскую, собрали узелок с едой немудрёной и выдвинулись в путь.
Рассказывали нам бывалые здесь люди, что нелёгкий путь нас ждёт, но в конце пути фумарольные поля должны показаться, тепло идёт от них, так что ногами через любую обувь чувствуется. Не обнаружили мы это чудо вулканическое, спит нынче Ключевской, снег и лёд лежит почти до самого кратера. Особого ноговыверта добавил подъем по осыпям из легких камушков вулканических, больно уж они легкие и шершавые и не притаптываются и не скатываются. Поднялись мы на край кратера все инеем покрытые, внутрь посмотрели. Но уж больно густые облака осадили наш вулкан, почти ничего не видно. Пришлось друг другом полюбоваться, запахи характерные ощутить и вниз направиться.

Чуть вниз приспустившись увидали дырки в земле, из которых теплым воздухом дуло, фен такой природный. Одна уж больно вонючей оказалась, а другая ничего – оттаять, погреться можно немножко. В очередной раз помогла нам вещица заморская, путь обратный подсказала, к домику привела. Тут уже не страшен был ветер и стужа. Изрядно подкрепившись, все пошли досматривать прерванные сны и копить силы на обратную дорогу.
Былое желание гору Камень посетить исчезло без следа, все мысли пребывали уже в тепле и уюте домашнем.
(Восхождение у нас заняло, как и написано в описании, около 10 часов – 6,5 часов вверх, остальное вниз. Высота кратера по GPS 4850 м. Набор высоты около 1600 метров. Маршрут не сложный, если проходить по ключевым ориентирам. При отсутствии видимости очень выручает навигатор, или хотя бы часы с высотомером. При подъеме можно отмечать высоты, на которых траверсируешь с одного «гребешка» на другой. Погода была плохая. Пригодились кошки для снежно- ледовых склонов и смёрзшейся пеплоосыпи.)

На следующее утро покинули мы перевал, стих ветер, иногда стало проглядывать солнце, и нас радостно поприветствовали знакомые овраги. Попытались мы мимо них пройти, другую дорожку приятную найти, да не вышло ничего. Пришлось возвращаться испытанным путем и только посматривать вниз, на белую ровную полосу, где, как нам думалось, все путники проходят без труда.

На второй день обратной дороги показались вдали зеленеющие холмы, речка и посёлок наш, в который воротиться обещали. Ключевской прощался с нами солнечной погодой и красивыми видами. Вот уже и домик цельно-бетонированный, и первые истосковавшиеся комары. Медведи общаться с нами не пожелали, предпочитают рыбку половить на озёрах да на реке. Мы на них за это не обиделись. Встретились нам только люди учёные, которые всяких мошек собирают, комарам хоботы измеряют, а попутно просто наслаждаются жизнью походной.
Нас ждали приятная ровная дорога к деревянной избушке, и Николай со своим чудо-вездеходом у избушки той. Чудилось нам, что пока мы в снегах и высотах пребывали, пришло сюда лето камчатское: каждая травинушка и кустик расцвести пытаются, серый пепел во все цвета раскрасить.

Спустились мы в поселок знакомый, пришло время нашим желания исполняться. Не успели поселить нас в дом добротный, как тут же икрой свежайшей отпотчевали, а чуть позже и вода горячая из крана появилась. Спасибо главному ратнику-спасателю за приём тёплый. Но вот с оказией до столицы накладка вышла, уж больно много желающих. Пришлось провести целый день в ничегонеделании праздном, по улице бродя до речки Камчатки и обратно. При большом желании можно было на вулкан огнедышащий съездить, да мало нас было желающих, и накладно это всё выходило.

Далее возвратились мы в город столичный, и стал перед нами вопрос великий – где запастись дарами камчатскими, чтоб в родные края гостинцев привезти. Помогли нам тут люди добрые из путешественников местных, да еще и печать сургучную в документы поставили в подтверждение наших подвигов.

Прогулялись мы по улицам центральным, помочили ноги усталые в бухте Авачинской, подивились подвигам русских, которые в столь далеком от Крыма краю в Крымской войне участвовали. Ну а далее птицы крылатые повезли нас по городам нашим привычным, вспоминать приключения наши и походы новые придумывать.

Ноги топтали, да сказ сказывали
путешественники Владикавказские: Гуденко Наталия, Гуденко Евгений, Киркитадзе Давид,
да Брянские: Головко Ольга.

08-20 июля 2013г.

PS. Выражаем благодарность всем знакомым и незнакомым людям, помогавшим нам.
Особые благодарности
Ивану Бенедык, его супруге Наталье – за помощь всяческую и гостеприимство в Петропавловске,
спасателю Алексею Шичанину – за консультации и тёплый прием в пос Ключи,
водителю камаза-вездехода Николаю – за его профессионализм за рулем и доброту по жизни,
гиду Андрею, американке Мелани из Анкориджа, швейцарцу Матиусу, группе из Санкт-Петербурга – за встречу на нашем пути.

PS2. Приглашаем всех к нам в Осетию и Грузию на Казбек. (кстати тоже вулкан)