20 ЛЕТ НАЗАД ПОГИБ ВАЛЕРИЙ ХРИЩАТЫЙ (23 декабря 1951 – 04 августа 1993 г.)

Пишет balabanoff, 04.08.2013 00:55

«Он внес большой вклад в мировой альпинизм»
Крис Бонингтон
20 ЛЕТ НАЗАД ПОГИБ ВАЛЕРИЙ ХРИЩАТЫЙ (23 декабря 1951 – 04 августа 1993 г., Альпинизм, пик победы, эверест)

Мастер спорта СССР (1978)
Мастер спорта международного класса (1982)
Заслуженный мастер спорта СССР (1982)

4 августа 1993 г. Ледник Южный Иныльчек. Валерий Хрищатый вышел на свое 50-е восхождение на семитысячник. Он шел с тремя британскими альпинистами – Патриком Уэстом, Робертом Гаем и Полом Поттером. В группе был Илья Иодес – друг и коллега Валеры. Восходители направились к вершине пика Хан-Тенгри. Маршрут классический - через ледник пика Семеновского, отделяющий Хан-Тенгри от соседнего пика Чапаева (6371 м), далее к перемычке между горами, а затем подъем по юго-западному склону Хан-Тенгри. Это наиболее популярный и хорошо изученный маршрут восхождения (5Б) на вершину. Десятки раз в июле-августе 1993 г. группы альпинистов пересекали участок между Ю. Иныльчеком и перемычкой. Место – потенциально опасное, здесь собираются лавины и с Хан-Тенгри, и с пика Чапаева, как талая вода в желоб водостока.
4 августа, 11:20. Валерий Хрищатый и трое англичан поднялись до отметки примерно 5200 м. Наиболее опасный участок был пройден. Сняли рюкзаки, решили отдохнуть. Валера пошел к отставшему Иодесу, чтобы помочь ему поднести рюкзак. Он спустился метров на 50, когда услышал грохот наверху. Несколькими сотнями метров выше из-под вершины пика Чапаева оторвался гигантский кусок льда и снега. Это была не лавина, это был сокрушительной мощи ледовый обвал. Пока гигантская масса устремилась вниз, Валерий успел крикнуть англичанам, чтобы они бежали вверх. А сам устремился к своему другу, в самое пекло… Пол Поттер единственный остался живым. Он не помнит, чтобы за ним бежал еще кто-то. Пола обвал задел чуть-чуть. По его соотечественникам - ударил краем. Роберт позже будет найден в толще льда и снега, увы, мертвым. Валеру Хрищатого, Илью Иодеса и Патрика Уэста найти не удалось, несмотря на поиски в течение 5 дней силами 36 спасателей.

Лучшие восхождения:
1980 г. Южная стена пика Коммунизма
1982 г. Эверест по новому маршруту. Ночное восхождение
1984 г. Восточная Победа. Северная стена
1986 г. Пик Коммунизма. Зимнее восхождение
1988 г. Пик Ленина. Зимнее восхождение
1989 г. Канченджанга, бескислородное восхождение на три вершины
1990 г. Пик Победы. Зимнее восхождение
1990 г. Траверс 15 вершин от пика Победы до Хан-Тенгри.
1991 г. Дхаулагири
1992 г. Эверест по СВ гребню
1992 г. Хан-Тенгри. Зимнее восхождение

По материалам книги Валерия Хрищатого "Мы растворяемся в стихии" (Алматы, 1998)

Так, все-таки, что имело место быть, случайность или роковая ошибка? В интервью Казбека Валиева звучало, что подобное предвидеть невозможно и все произошло случайно, однако, в одном из видео с Денисом Урубко, касаясь этих событий, Денис сказал, что (не дословно) даже дети малые знают, что в это время туда соваться не следовало. Кто-нибудь может что нибудь пояснить?

Я был там тогда.Копали,не нашли.А по тактическому плану они должны были уже проскочить горловину к тому времени,но Илья Иодес шёл медленно.И вот...

Тот год был аномальным по динамике ледников. У нас на языке Туюксу был отмечен положительный баланс(в обычный год поверхность стаивает более метра). Туюксу - единственный ледник в СНГ где проводятся такие наблюдения и замеры. Но и эти данные стали известны только осенью по итогам наблюдений. Вполне вероятным было накопление критических масс по всем ледникам Тянь-Шаня. Предвидеть такое на месте восхождения вряд-ли кто-то мог.

Гибель Валерия Хрищатого - невосполнимая потеря для казахстанского альпинизма, ощутимая для мирового и незаживающая рана в сердце К.Валиева, который после смерти друга закончил свои спортивные восхождения. На средства коммерческой организации Валиева, других организаций и пожертвования альпинистов в Малоалма-атинском ущелье построен Мемориал памяти альпинистов, погибших в горах. Среди памятных таблиц находится и аншлаг, посвященный памяти Хрищатого. Каждую осень, в сентябре-октябре, к Мемориалу памяти собираются альпинисты, горные туристы и отдают дань памяти погибшим альпинистам. Вечная им память…
Большая часть расходов на проведение этих мероприятий ложится опять-таки на организацию Валиева.
Что касается Вашего поста, то считаю это вбросом мяча в игровое поле для развития дискуссий по этой тематике и внесением яблока раздора между слонами. Но слоны на то и слоны, чтобы равнодушно отмахиваться от дешевизны подсовываемого.
Зная Дениса и его богатый опыт по проведению спасработ, с уверенностью можно сказать, что не то он имел ввиду. И уж, конечно, никак не собирался принизить геройский поступок Хрищатого. Не холодный расчет, а веление сердца часто заставляет людей бросаться, рискуя своей жизнью, на спасение своих близких, друзей, партнеров по связке в горах и просто случайных людей, погибающих на дороге. И многие гибнут при этом. Никто не усомнится в величии их поступков. А вот разборки на поминках принято вести только в фильмах о «Крестном отце», у приличных людей – не принято.

в какую-то неправильную сторону Вас занесло... Единственная цель, которую я преследовал, размещая свой пост-вопрос - это услышать мнение таких очевидцев, как alex13, чтобы отбросить всякие досужие домыслы. Никакие "разборки" мне не нужны.
Да, спросил сегодня, а когда ещё спрашивать? Часто звучит фамилия Хрищатого на риске? Был пост к юбилею траверса Победа-Хан? Вот и получается, что люди-то приличные, но вспоминают только на поминках, а в повседневной жизни - тишина.
Извините, за резкозть, слишком уж возмутили меня ваши обвинения во "вбросе".

Иногда задним числом только дите малое не заявит о "роковой ошибке". Но на то оно и дитя, чтобы не думать наперед. Классика с юга - потенциально опасный маршрут. Т.е. элемент рулетки при прохождении "бутылки", "мышеловки" присутствует всегда. Причем ее вероятность растет пропорционально с глобальным потеплением. Через 11 лет погибнет почти в несколько раз большее число людей. Причем произойдет это еще в темноте на рассвете , т.е. явно раньше, чем в случае Хрищатого). И те, кто опоздают с выходом - останутся в живых. Горы живут своей жизнью, т.е. - меняются.
Уверен, что сам Хрищатый с его скоростными данными идя без недостаточно подготовленных друзей и клиентов вполне мог бы убежать от обвала. Но не в его правилах оставлять своих товарищей. Однако за необходимость включать в наши репертуары песни со словами "Парня в горы тяни, рискни..." иногда приходится платить очень дорого. Достаточно вспомнить грузинскую экспедицию на Победу 1963 годва с двумя Мишами Хергиани.
Ну а сам Валерий Хрищатый, конечно, - уникум советского и казахского альпинизма.

казахстанского

Катастрофические обвалы с пика Чапаева не зависят от времени суток, т.к. здесь действуют различные факторы, зачастую не связанные с восходом солнца. Случаются они редко, но предугадать их невозможно. Думаю, знает об этом и Урубко. Видимо, Вы неправильно его истолковываете.

Кумир целого поколения. Кстати, в начале 90-х, по-моему, желоб так не "работал", как в последние годы.

А заглавную фотографию надо развернуть зеркально.Так правильно будет.

Спасибо, поправил.

1993, август, дней 10 спустя.
Старый слайд.

Совсем недавно перечитывал его книгу "Мы растворяемся в стихии", не к годовщине, а просто - как то понял, что пора перечитать.
Помним. Спасибо ему, траверс Победа-Хан навсегда изменил мои представления о возможностях человека.

Валерий был удивительным человеком!
Не перестаю благодарить свою альпистскую судьбу, которая сводила меня с ним дважды...
Мало кто знает, что Забег на Эльбрус, который мы уже много лет делаем, задуман и создан, в том числе и при участии Валерия... и в каком-то смысле international Elbrus Race является своеобразным памятником и ему...
Приезжайте 20 сентября в Приэльбрусье на Забег - сможете лучше узнать себя и может быть лучше понять "зачем же они бегали"

Именно после траверса в 1990 году Валерий зашёл а наш лагерь, Пятигорской экспедиции на Победу.
Худой, измождённый но герой! Конечно мы его обступили и всё слушали, слушали, не часто в те годы
общались с такими знаменитостями! Вечная память!

Книга Валерия "Мы растворяемся в стихии" произвела на меня огромное впечатление. Светлая память этому удивительному человеку, благополучия его семье!

Я благодарен судьбе, что знал его лично. Играли в футбол. Я стоял на воротах. Он подошёл, спросил, не нужен ли защитник, я ему - держи левый угол.

Он в меховых сапожках был. Вижу - ступни коротковаты, не знал, что пальцы были ампутированы. Ну, мы тогда ни одного мяча с ним не пропустили, потом три дня бешеную в нарды гоняли, а представились друг другу на четвёртый день. Удивительно было -мы заочно уже друг о друге знали. Уже в Америке узнал - погиб на Хане, в ледовом обвале. Юра Федотов сообщил. В 73 г. проходилось там без проблем. Стихия. Светлая память

Не, там всегда опасно было. Этот карниз на Чапаева всегда висит, редко, но время от времени падает. Там тропа как раз в обход трещин ледопада к склонам Чапаева прижимается. Гибель группы Хрищатого - это первый случай, второй - в 2004-м 11 погибших. Там и пылевые лавины по стене нередко на тропу сходят, но если падает большой карниз - без вариантов.

В 86-м, если память не изменяет, один из друзей, Виталя Куропаткин, погиб там же, под обвалом. Не нашли.