Западная стена пика Погребецкого

Пишет DGO, 24.07.2013 22:05

Западная стена пика Погребецкого (Альпинизм, памтяи даши яшиной, гена дуров, пик погребецкого, первопроход, экспедиции, горы)

О своих планах на этот сезон мы писали здесь.

Целью этого года мы избрали северо-западную стену пика Погребецкого. Ну или варианты, стена, гребень, или как будет безопаснее. Но это должна была показать разведка.

И вот все началось: 25 июня 2013 г.
Небольшое лирическое отступление.

И в горы ринулся поток людской
И нету сносу ботам…
И речь толкнули: - «Кто ж из нас герой…»
Все дружно промолчали.
Героев нет, есть дальний путь,
Драконов нет, есть зубы скал и дыры ледников.
И знает каждый кто идет, что ждет не легкий путь.
Но нет желания назад и нету сил свернуть.
………….
Мы уходим пыхтим, мы сбиваемся с сил…
Даже в пору не лесть на рожон…
Мы идем покорять, покоряемся сами и горам и стихиям!
…………..

Первопроход он труден каждый,
И в каждом есть свой важный шаг.
Кто силы мерит, кто красоты зрит
А ищем мы лишь путь к себе.
У каждого своя дорога.
У нас стена и прелесть скал.
Закаты красными чертами
окрасят склоны в сотый раз.
И мы идем к вершине в небо,
Мы ставим четко каждый шаг.
И мы найдем свою победу,
Ведь цель у каждого из нас.

Вот мы и в Бишкеке. Первая пристань на пути к новому, через непростое проверенное.
Путь наш лежит на Южный Иныльчек. В гостеприимный добрый лагерь фирмы Аксай-Тревел. Где бессменный начальник Дима Греков всегда даст дельный совет, как жить и как выжить. Акклиматизироваться решили на склонах пика Хан-Тенгри. Первый выход наметили на 9.07., постепенно набрав высоту до 6400 м, но это наши планы. А гора и погода как всегда диктуют свои условия.

05.07 я в очередной раз ступил на знакомый ледник. Эмоции переполняют. Ностальгия по прошлым экспедициям. Ну и как говорится лучшая акклиматизация это активные действия. Так что после распаковки баулов мы принялись помогать в обустройстве лагеря. В котором нам предстояло провести незабываемые дни.

После 3 дней разнообразной увлекательной работы в базе мы начали первые выхода для акклиматизации. А точнее, поскольку мы первые в сезоне то нам предстояло наитии путь к первому лагерю и промаркировать его, найти путь через «бутылку» к лагерю 2, на высоте 5300 м и далее к перемычке. Хорошо хоть не в двойке, а то вытоптать столько снега в двойке не простое занятие. Работать по обработке маршрута к перемычке начали в четверке, Я, Мурат, Виталя и Ильдар.

Славная была прогулка. Погодка каждый день преподносила сюрпризы, ну и гора не давала нам времени расслабиться. Первый выход через ледопад был солнечным. Нам удалось «распутать» ледопад до 5000 м, попутно расставив вешки и провесив перила на особо опасных трещинах. Спустившись в первый лагерь, довольные проделанной работой мы отпивались чаем и спали. На следующий день по плану со всеми вещами подняться до лагеря 2. На высоте 5300м.

4 утра 10.07. мы вышли с первого лагеря, почти даже вовремя, пройдя 20 минут, и повернув на прямую по направлению к «бутылке», и зайдя, слава богу не сильно далеко в ледопад. Как увидели стремительно несущуюся к нам лавину, поняли, что она нас достанет. А чем и в какой мере - уже решил случай. Нас накрыло мелкой, ледяной дробью размером с крупный снежок. Все самое интересное нам на удачу легло метрах в 30 слева от нас. Выдохнув….., отряхнувшись мы пошли по «асфальтированному » ледопаду прямо вверх, вешек, как и веревок, конечно же, не было, но прямая дорога и отсутствие тропежки многим нам помогло, до места нашей заброски мы домчались легко, но отсутствие, точнее, заваленность места заброски нас не порадовала……. Гора берет свое, подумали мы, и пошли дальше.

Спустя пару часов мы нашли проход через бутылку и добрались до второго лагеря. Установили палатку, приготовили кисель, и тут нас настигло произошедшее в полной мере……..! Уставшие после пережитого и перетоптанного мы быстро улеглись и заснули, утро-то как всегда предстояло быть ранним! День следующий не представлял ничего сложного - переход по плато к перемычке. Единственная сложность - это лишь глубокий неустойчивый снег, с которым мы справились за несколько часов и уже в 8 утра мы сидели в мульде на перемычке подставив спины лучам солнца и устремим взгляды на перемычку и вершину Хан-Тенгри. По рации нам передали что к 11 часам к нам прилетит вертолет, что бы закинуть веревки и для него нужно вытоптать площадку, задача еще та. Если учесть что высота 5800, снегу валом. А как выбраться на седло не представляли.

Попив чаю пошли на поиски старой веревки, которую нашли довольно таки скоро. Пути все отлажены, кони запряжены. Поев, полезли на седловину. Про ожидания на ветры полтора часа и писать не охота, а вот про то как Шаимбек, пилот вертолета, с третьей попытки все же посадил вертолет на седло, можно писать и писать. Ведь в условиях не очень хорошей видимости и при порывистом, не слабом ветре посадить вертолет на 5800 м - это достойно уважения. Нижайший поклон таким героям неба.

Вмести с веревками. Наши милые дамы с кухни нам передали вкусняшки. Поели вдоволь, попили. Работа сделана - дорога пробита, палатки установлены, вертолет встречен. И с чувством выполненного долго все занялись делами своими насущными, ведь до вечера далече. А утром ранний подъем и спуск в любимый лагерь.
Где после трех дней отдыха мы пойдем за чем приехали. К пику Погребецкого для прохождения первопрохода по западной стене.

Наш поход памяти Даши Яшиной начался 15.07 в 14.45, после обеда. Причем очень вкусного. Мы покинули лагерь Аксай-Тревел с напутственными словами Димы: Главное, ребята, не гусарьте!....

После утреннего снежка, которому, казалось, и конца не будет, вышло солнышко. И под его лучами пошли на встречу неизведанному. Задача на остаток дня дойти в первый лагерь под пик Хан-Тенгри. А на утро идти под западную стену пика Погребецкого. Там провести разведку нашего спуска. Ну и, конечно же, подъема, который предстоял быть прямым, логичным, красивым - подстать названию. Да и выбрали его, потому что он смотрит он на место ее исчезновения из нашей реальности.

Выйдя из базы нас по обыкновению накрыло местной «кучевкой» и потрепало малек снежком с ветром. Но в 20.00 мы увидели гору в лучах заката…. красота……..!

День второй прошел так себе. За 5 часов мы сделали все что планировали. И с 12 часов на солнцепеке лежали под горой наблюдая как солнце играет на его ледяных склонах.

День третий!
Три ночи, еда не лезет. Мороз добрый, настрой так себе! Хотя в промерзшей палатке в три ночи, мало у кого иначе. Затолкав в себя невесть что, пошли! Первые 400 метров шли одновременно, но после все как-то стало нависать и отбрасывать©. Дело пошло медленнее. Ну а нескончаемый поток лавинок не давал расслабиться. На 19й веревке нас еще накрыло и непогодой. На поиски места для сна пришлось отстраниться на пару веревок влево. Но это ничего, главное, что есть где укрыться. После трудодня мы лишь напившись воды завалились спать, как то не до еды было. А день следующий начался в 5!!!!!!! Ох уж эти горы. Вернувшись на намеченную траекторию, начали искать путь к вершине. Тут и натерпелись!

Все залито тонким льдом. Пройти удалось по левой стеночки, перебиваясь то лед то скалы. Весь день ушел на 6 веревок и выход на гребень….. но это еще пол дела, вопрос оставался в спуске! А пока лежим на гребне в палатке, мысли вперемешку, с порывами ветра. Лишь музыка возвращала в строй. И мысли о спуске в базу, лишь бы получилось…!

Утром вставать ни как не хотелось, будильник прозвонил пол часа назад. Реакции тела по нулям, открыв глаза смотрю в потолок, с которого от порыва ветра сыпет крошка изморози на лицо…, напарник гляжу лежит так же! И не хочется вставать!

Собравшись в кучу, первый вылез из спальника, натянул гортекс, полез греть воду. Мурат лежит, я его понимал! Но даже если идет снег и дует ветер……идти надо, на такой высоте смысла сидеть нет ни кокого. И понимая это, мы принялись за сборы и завтрак.

Спуск оказался на много более эмоциональным, всего и не передать. Поскольку на сайт не напишешь ни тех слов, что были, ни того, что происходило, чтобы не напрягать родных….. оставим легкую загадку в этом деле. Но как факт остается:
19.07.2013 пройдена западная стена пика Погребецкого, маршрут посвящен Даше Яшиной. Это малое что мы могли сделать чтобы осталась хоть какая то память о друге.

Красивые первопрохождение нa Пик Погребецкого в Тянь-Шане. Посвящается памяти Даши Яшинoй. И у меня есть еще одна причина, в будущем, чтобы попытаться подняться на эту красивую гору. Геннадий и Мурат принадлежит вам большое спасибо. Поздравляем!

Даша... Ребята, огромное вам спасибо.

молодцы! А спускались, похоже, там же, где и мы в 91-м. Нам тогда спуск тоже ну очень запомнился.

а нам очень, прокатились на славу........!

вах, прокатились, повезло вам значит! Между прочим, интересное совпадение- мы тоже в 91-м акклиматизировались на перемычке на Хане, и в бутылке попали в лавинку. Правда, проехались по-настоящему.
А в конце стены, похоже, вы как раз на ребро вылезли, где у нас последня ночевка была, там, где снежные подушки начинаются. А на спуске нам запомнились фирновые наклонные поля над стеной, их траверсировать надо, а один участник с поломанной ключицей и ледоруб нести не может. А потом такой аккуратный траверс в одну веревку над сбросами, под таким айсбергом. Потом да, по снегу вниз, не дыша. Интересное место в общем.

В пост добавлено видео...

Поздравляю с красивым восхождением!
К сожалению, по фотографиям не могу понять, где эта СЗ стена.
Было бы интересно разобраться, т.к. у меня дома висит бронз. медаль
Чемпионата СССР 1980 г. за первоВОСхождение на п.Погребецкого
по З. стене команды "Спартака" (Фрунзе-Новосибирск, Е.Стрельцов - рук.,
Л.Алибегашвили, В.Будянов, И.Мешков). Кстати, на первом фото
показан точно наш маршрут.
Тем не менее, мои горячие поздравления!
Ребята, сможете - пhишлите фото с маршрутом, а я вам наш.
Мой e-mail: meshkov@jinr.ru

Здравствуйте, это означает, что Геннадий и Мурат не сделали первопрохождение? Я правильно понял? Если они не сделали первопрохождение это не имеет большого значения. На Пик Погребецкого они пошли с очень красивую идею.

Дорогой Somoni,
Поэтому я и прошу у ребят фото - по приведённым фотграфиям не могу понять, где они шли. А спускались, видимо, как и мы. Там на спуске была ловушка - снежно-ледовый склон над сбросами. Но мы усмотрели ледовую полку, по которой и прошмыгнули.
В любом случае, восхождение красивое, с чем я их и поздравил.
И.Мешков

Дорогой Somoni,
Посмотрел я сайт внимательнее, даже имел уже переписку с Геннадием и
Александром Аргентовым, команда которого прошла стену в 1991 г.
А потом посмотрел ещё и выложенный на сайте фильм Геннадия. Моё
заключение: все три маршрута разные. МаршрутАргентова (1991) выводит
на наш (1980) в верхней части (он и сам об этом пишет). Маршрут Геннадия
Дурова - полностью отличный от двух предыдущих.Так что - полноправное
первопрохождение!
С чем его и его партнёра поздравляем!

Гена завтра уезжает в горы.
Не уверена что до отъезда успеет с вами связаться.
Уверена, что вам имеет смысл лично пообщаться, в частном порядке.

ух ты, как интересно! А я всю жизнь думал, что мы в 91-м ваш маршрут 80-го почти повторили, ну с вариантами может. Мы лезли вот так

Там, где треугольник (на гребне, мы туда со стены вылезли, слева), нашли вашу записку, думали что вы туда примерно той же дорогои шли. Я об этом восхождении здесь написал. http://www.risk.ru/users/silver/4611/
А в этом году ребята пролезли за углом справа, там, действительно, уже другая стена получается. В конце концов, видимо, они на тот же гребень вылезли, но выше.

Интересно, а как вы шли? А то я тогда заметку вашу в каком-то журнале читал, но там деталей не было.

Дорогой Silver,
Приятно узнать,что стена "живёт". Да, вы шли левее, а мы в лоб по ребру. Оно только в профиль ребро, а на нём сплошные отвесы. Спра наверное ещё "круче". Здорово, что вы нашли нашу записку - значит, вы вылезли на ребро.
И спускались вы, похоже, как мы. Там на спуске была ловушка - снежно-ледовый склон над сбросами. Но мы усмотрели ледовую полку, по которой и прошмыгнули. В 91-м вы её нашли?
В любом случае, и ваши, и их восхождения красивые, с чем я их и поздравил.
И вашу команду тоже поздравляю!
И.Мешков

Silver! Пришли свой e-mail - вышлю фото с маршрутом. Оно у меня в pdf, а как на этот сайт вставить pdf, я не знаю. Мой адрес meshkov@jinr.ru. Только subject пиши попроще (например, Тянь-Шань 1980-91), а то институтский сервер может выбросить, приняв за спам.
Всего доброго!

Вот здорово, это ж через 20 лет выясняется, что мы наполовину первопроход сходили, спасибо!
А спуск в жизни не забуду, у нас 2 участника сильно уставших были, и один с треснутой ключицей, как я упоминал уже. Так что, если бы мы этой ледовой полочки не нашли (скорее фирновой) - пришлось бы нам вверх идти и через Дружбу как-то спускаться, не знаю чем бы это кончилось. Но я же вашу заметку читал, и помнил, что вы как-то здесь пробрались, за 11 лет до нас нашли что-то. Это нам сильно помогло, спасибо еще раз!
Интересно, получается, что на Погребецкого уже 4 группы были, классно.
e-mail послал, всего!

Вроде разобрались в частной переписке с пройденными линиями :-)
Итак, вот они. Фиолетовая- Красноярск 2006 http://www.risk.ru/users/robinsya/2/ , зеленая- Алма-Ата 91, синяя- Новосибирск/Фрунзе 80 (первовосхождение), красная- "Даша Яшина", Гена/Мурат 2013.

4 восхождения- 4 маршрута.

Спасибо за внесение ясности. Может, будущим поколениям пригодится:))