Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013

Пишет Irina Morozova, 18.06.2013 09:37

В эти выходные, 15-16 июня, на акватории Невской губы состоялась Парусная регата «Кубок OrlovADesign & RedFox», которая проходила в Невской губе к западу от входного буя Петровского фарватера.

Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013 (Вода, акула, глобус)

Человек - рында. Фото: Александр Рожков



Прогноз погоды на 15.06 предполагал шторм с порывами до 20м/с, по порту Санкт-Петербург висело «штормовое предупреждение». Оргкомитет и судьи уточнили последовательность своих действий: при ветре до 13 м/с старт будет дан вовремя, если сильнее, старт откладывается на 2 часа, если за это время не стихнет, гонки отменяются. К счастью грозный циклон начал распадаться, в метеорологии это называется ОККЛЮЗИЯ. Утром 15-го средний ветер 11 м/с избавил организаторов от сомнений – регата состоится, старт будет дан вовремя.
По положению было заявлено по три гонки в день. Дистанции ставились петлями вокруг трех буев – по два круга для более быстрых парусников, стартовавших первыми, и по одному кругу для более медлительных, чтобы уравнять общий финиш, т.к. старт растянулся на 20 минут из-за того, что одновременно стартовало несколько классов яхт («Четвертьтонники», класс Santer 760, класс SB20 и Драконы).

Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013 (Вода, акула, глобус)


В субботу погода для участников регаты была, образно говоря, не скучная. С самого утра на море слегка штормило. Периодически небо то оказывалось затянуто низкими облаками, то прояснялось, и тогда начинало светить яркое солнце, в лучах которого открывалась живописная картина: подпрыгивавшие на волнах белые парусники на фоне темных грозовых туч.

Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013 (Вода, акула, глобус)


К началу третьей гонки с севера все же пришла большая туча с ливнем, и к брызгам волн через борт добавилась вода, лившаяся сверху, испытывая экипажи на прочность. Как только «четвертьтонники», стартовавшие первыми, пересекли стартовую линию, ветер вдруг резко стих, и сначала установился штиль, а потом подул легкий ветерок, но уже с другой стороны, так что всех развернуло налево. В итоге третья гонка, выражаясь парусным сленгом, получилась «трамвайной», и победили те, кто сразу выбрал левую сторону. Переводя на общедоступный язык, «трамвайная» гонка – это когда у лодок нет необходимости идти против ветра и делать повороты, т.е. менять галсы, и они выстраиваются одна за другой, а поскольку скоростные характеристики у них очень близкие, то одна яхта просто не может обогнать другую. Поэтому такие гонки обычно не интересны соревнующимся. Чтобы гонка не получилась «трамвайной», нужно правильно установить дистанцию относительно ветра.

Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013 (Вода, акула, глобус)


Михаил Чайкин, главный судья соревнований, прокомментировал, почему так вышло: «Стартовали с одними ветряными условиями, а потом ветер очень сильно поменял направление и задул с другой стороны, а дистанция осталась прежней. По-хорошему мы должны были отменить старт и переставить дистанцию в соответствии с новыми ветровыми условиями, но в данной ситуации мы приняли решение не делать этого, потому что были сильно ограничены во времени».

Да уж, останавливать гонку, чтобы переставить дистанцию, и начинать старт заново, когда снизу штормит, а сверху поливает ливень – это наверняка еще меньше пришлось бы всем по душе. Тем не менее, именно третья гонка в этот день стала самой непредсказуемой. Во время нее ливень прекратился, снова выглянуло солнце, и ветер неоднократно сменил направление, периодически переходя от штиля к легкому бризу или очередным порывам.

Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013 (Вода, акула, глобус)


Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013 (Вода, акула, глобус)


Во второй день погода была практически такой же, что отнюдь не помешало лидерам сохранить свои позиции. Вообще, лидерам, как правило, ничего не мешает – ни погода, ни ветер, ни шторм, ни «трамвай».
Так например, Акула (Акула – это прозвище капитана яхты «Глобус», которого зовут Андрей Никандров) даже с порванным парусом во второй гонке умудрился прийти в лидерах. В промежутке между финишем и стартом третьей гонки они заклеили парус, и в третьей гонке каким-то образом заранее заняли правильную сторону, так что «трамвай», как и дырка в парусе, не стал для них помехой.

Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013 (Вода, акула, глобус)


Одна из судей, Аня Вавилова, прокомментировала это так:
— Сколько раз было – индивидуальный ветер, персонально господину Акуле. Он как будто его постоянно предугадывает, хотя всем рассказывает, что ничего не знает, что оно само получается, что он тихо едет туда, где есть ветер. «Я, – говорит, – не могу объяснить, почему туда пошел. Я не могу объяснить, почему поменял паруса». Бывает, спрашиваешь: «Почему ты поменял парус?» А в ответ: «Не знаю. Почувствовал».

Секрет этой интуиции раскрыл Сергей Язиков, рулевой и владелец яхты класса Дракон «Rus 78», обладатель кубка «OrlovADesign & RedFox» 2012 года, поделившись своим мнением за счет чего можно выиграть на таких коротких дистанциях:

— Здесь гоняются практически одинаковые яхты – разница в скорости хода у них ничтожна. Выигрываешь, во-первых, за счет правильной установки парусов, причем никакой теории по этому поводу никто даже не пытался писать, потому что ее невозможно вывести. Нет правил, все делается на ощупь: на глаз настраиваются паруса, правильные углы, правильные твисты под волновые условия, которые постоянно меняются. Во-вторых, за счет разницы в уровне действий экипажа при маневрах. Одна яхта может быстро повернуть, не меняя скорости, другая при поворотах теряет скорость, и вот, пожалуйста, – 5-10 метров на каждом повороте, и к концу гонки оказывается, что метров сто одна яхта потеряла относительно другой. Это уровень отрыва между первым и последним. 100 метров – очень много в этой группе, потому что дистанция небольшая. Ну и в-третьих, за счет того, что кто-то умеет понять ветер, ведь он не постоянный, он все время вправо-влево меняется, причем градусов на 5-10, и кто-то либо заметил это вовремя, либо предугадал, потому что признаки изменения направления ветра существуют. Те, кто нормально гоняется, предугадывают изменения ветра и, естественно, выигрывают. Сам процесс управления яхтой очень простой: через час объяснений на воде вы сможете плыть. Однако ваша скорость процентов на десять-двадцать будет отличаться от скорости такой же яхты, у которой за рулем буду я, и в гонках вы не выиграете никогда.

Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013 (Вода, акула, глобус)


— Яхту надо чувствовать, – добавила Аня Вавилова. – Например, на яхте Дракон с номером 23 капитаном идет Никита Брилиантов. До того, как сесть на Дракона, он ходил на классе L6 и всегда приходил первым. А вот с Драконами у него пока не получается, хотя он на нем ходит уже второй или третий сезон.

Зато у Никиты другая военная тактика – у него получается взять наблюдательностью и внимательным изучением стартовой документации. Именно яхта 23 подала протест на 24-й номер за то, что те обогнули буй слева, а не справа, как было положено по правилу дистанции (Буи надо было огибать левым бортом, стало быть проходить справа от буя, – прим. ред.).
При разборе протеста судейской коллегией капитан яхты 24 объяснил это тем, что принял зеленый судейский флажок за левую дистанцию, как на европейских гонках. Но в гоночной инструкции «OrlovADesign & RedFox» было прописано, что красный флаг означал одну петлю, а зеленый – две. Количество, а не направление. Так что четвертым пунктом в тактику выигрыша можно добавить внимательность к документации, потому что яхта 24, к сожалению, была дисквалифицирована в первой гонке за неправильное прохождение дистанции.

В заключение хочется сказать словами Сергея Язикова, что «OrlovADesign & RedFox» – это одна из регат, ставших традиционными для питерских любителей парусного спорта. Она, пожалуй, первая в сезоне, которая собирает достаточно большой флот, и с каждым годом в ней принимает участие все больше яхт.

Репортаж с питерской регаты на Кубок OrlovADesign & RedFox 2013 (Вода, акула, глобус)



Результаты


Общий зачет

1 место – яхта «Глобус» (RUS 250)
2 место – яхта «Квартет» (RUS 297)
3 место – яхта «Фиджи» (RUS 2215)

Группа «Драконы»

1 место – яхта «Белая ночь» (RUS 24)
2 место – яхта «Киви» (RUS 78)
3 место – яхта «Estro» (RUS 23)

Группа «Cантер»

1 место – яхта «Bravo» (2)
2 место – яхта «Golf» (6)
3 место – яхта «Delta» (3)

Группа «Легкие «Четвертьтонники»

1 место – яхта «Фиджи» (RUS 2215)
2 место – яхта «Бемби» (RUS 1117)
3 место – яхта «Ветер» (RUS 379)


Репортаж: Ирина Морозова
фото автора

74


Комментарии:
1
"Выигрываешь, во-первых, за счет правильной установки парусов, причем никакой теории по этому поводу никто даже не пытался писать..."
вот уж расскажет он о секретах победы в парусных регатах.
Основные секреты:
1. Внутри каждого класса яхт существует поправочный коэффициент результатов обмера мореходных свойств - "мерилка", это такой коэффициент,
на который умножается результат по времени и записывается в протокол. Мерилка - сложная процедура и есть много способов её "улучшить",
мастера в этом москвичи и питер, т.к. специалисты у них и они владеют алгоритмами.
2. Старт яхт производится не с места, они крутятся возле стартовой линии, и если стартующий благоволит какому-либо экипажу, он может
подгадать под него выстрел, и тот получит фору, а если со старта гонка идёт против ветра, то такую фору практически можно запросто удержать
до конца этапа (особенность нарушения ламинарного потока ветра парусами яхт).
3. Местные знают особенности ветров и волн, поэтому грамотнее прокладывают маршрут.
4. Парусов всего 3: грот, стаксель, спинакер. Грот и стаксель оптимально работают, если верхняя треть паруса слегка заполаскивает, надо просто
постоянно мониторить парус и работать шкотом. Спинакер - это такой мешок (на фоте, где яхта легла на борт), его нужно мониторить особенно
тщательно, самый неустойчивый парус, используется только при попутном ветре. Основная тонкость на рулевом, он должен держать
правильный курс, а матросы добросовестно мониторить паруса, в крейсерской гонке успех складывается из каждой секунды работы экипажа и
грамотном курсе, проложенным штурманом и реализуемым рулевым.

Самые объективные результаты, когда яхтсмены проводят регату в незнакомом месте

1
"Старт яхт производится не с места, они крутятся возле стартовой линии"

Почему бы до старта не поставить всех на якорь?

2
Никто не пробовал, при малом ветре вполне возможно, только надо поставить поплавок и отдавать якорный канат по выстрелу, а обслуга потом
по поплавкам будет выбирать якоря. При сильном ветре создаст проблемы яхтам вплоть до серьёзных аварий.

А вообще вряд ли что-то будут менять, предстартовое состояние яхтсменов - это такой драйв и азарт, напряжённое ожидание, постоянный
мониторинг судейской лодки и соперников, потом старт и А-а-а, давай-давай...

0
1. До начала старта яхты не крутятся рядом со стартом. Они крутятся на достаточно удаленном расстоянии. Первый флажок означает пятиминутную готовность к старту, вот только после него яхты начинают двигаться к стартовой линии. И тут для них главное суметь грамотно расчитать тактику, ветер/скорость, так как если они слишком рано начнут движение, то проскочат стартовую линию раньше стартового сигнала и их штрафуют. Если запоздают, то займут менее выгодную позицию.
2. Как правило в регатах стартуют несколько классов яхт друг за другом. Соответсвенно от начала общего старта дальше флажки сменяют друг друга ровно по часам. Пятиминутная готовноть - старт первой группы стартующих, снова пятиминутся готовность - старт второй группы стартующие и так далее.
Таким образом судья никак не может подгадать выстрел под своего фаворита. Даже если стартует один класс яхт, то все равно есть пятиминутная отсечка, отсчитываемая по секундомеру, за время которой яхты занимают позиции.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru