Прохождение перевала Шхельдинского

Пишет old-vix, 26.09.2007 21:35

* * * * * * * * * *
Категория сложности перевала Шхельдинский - 3А, высота -3700м, снежно-ледовый.
Расположен в ГКХ между вершинами Бжедух и Вуллей.
Прохождение перевала Шхельдинского (Альпинизм, центральный кавказ, перевал шхельдинский)

Подъём на перевал с ледника Чаалат выполнен с предварительной обработкой ключевого
участка (бергшрунда) и навешиванием перил вдоль скал на подходе к перевальному седлу.
На выполнение этой задачи из бивачного лагеря на леднике Чаалат вышли две парные связки
(фото 24). Навешивание 350м перил от скал Бжедуха до основания бергшрунда связки затратили
5 часов.

Утром следующего дня по протоптанным накануне ступеням, группа пошла на перевал в полном
составе. Первую стену открытого льда обшли манёвром вправо. (Крутизна подъёма до
30 градусов). Через 200м резкий поворот влево с последующим выходом на выполаживание.
Вторую зону открытого льда выполнили тем же манёвром. По снежному мосту преодолели нижний
бергшрунд и выбрались на третье выполаживание. Здесь достаточно полого, но всюду следы
схода лавин и камнепада со стороны Бжедуха.
Увеличиваясь в крутизне, склон подходит ко второму верхнему бергшрунду. Разница
стен бергшрунда 4 метра (фото 25). Лавинный конус надёжно засыпал широкую подгорную
трещину, но для преодоления ступенчатой стены бергшрунда требуется кошки с передними
зубьями и аис-фии.

Используя навешанные накануне перила, группа не снимая рюкзаков быстро преодолела бергшрунд
и 170 метров снежно-ледового взлёта, крутизной 40-45 градусов(фото 28) до скал
Бжедуха.

Далее, с применением крючьевой страховки и скальных перил вышла к заключительному
двадцатиметровому снежному взлёту в 60 градусов, за которым было перевальное седло.
Подъём от бивака на леднике Чаалат до перевального седла по навешенным накануне перилам
группа преодолела за 4 часа.
Перевальное седло - заснеженное плато шириной в 200м (фото 32).

Со стороны ледника Двойного
есть скальный островок. на котором можно установить две палатки (фото 33). Талой воды нет,
седловина продувается ветрами.

С седла Шхельдинского перевала просматриваются несколько коротких маршрутов на Пики Кавказа.
Спуск с перевала - крутой ледово-снежный скат длиной метров 500 и крутизной в 40 градусов.
Он выводит вдоль скал, разделяющих ледник на два рукава, к поясу сильно разрушенной каменной
гряды. Камнеопасно! Прижимаясь к скалам ещё 50 м вниз к зоне трещин на теле открытого
ледника. Здесь есть некоторое выполаживание (можно чуть расслабиться), но вскоре ледник
начинает увеличивать крутизну, переходя в почти отвесный сброс.
Надо обойти этот отвес траверсом с правого плеча ледника на левый. Отсюда - 100м перил
спуска к наклонной трещине, где вся группа стала на самостраховку (фото 35).

На этом участке крутизна ската 30 градусов.
Далее - самый сложный и опасный участок спуска. 130 метров натёчного льда, бомбардируемого
камнями со стороны массива Вуллея. Крутизна достигает 50 градусов (фото 36).

Склон ледника сильно подогреваем солнцем. Вытаивая, камни устремляются с верхних границ
ледникана на этот участок движения подскакивая и непредсказуемо рикошетя в разные стороны
с переодичностью в 20-30 секунд! Хаотичный путь камней совпадает с направлением дюльфера.
Очень камнеопасно!!! По команде наблюдателей: "Камень!" дюльферирующий вынужден останавливаться,
следить за очередным "подарком" горы, а, при необходимости, уклоняться или даже убегать в сторону быстрым маятником.
Подгорную трещину обошли манёвром вправо (фото 37)

и по снежным выносам старых лавин
по склону в 25 градусов быстро спустились на выположенное плато ледника Двойного.
Далее по крупнокаменной морене можно перебраться на тело Шхельдинского ледника или
повернув влево вдоль каменистого отрога спуститься к Немецким ночёвкам.
На спуск с перевала было затрачено 8 часов.
Рекомендации по прождению. Подъём на перевал и спуск с него лучше совершать в утренние
часы, пока не начало пригревать солнце. Желательно иметь стометровую верёвку. Её применение
сократит количество оставляемых после дюльферов ледобуров и ускорит время спуска.
Снаряжение, изготовленное участниками похода.
В 1984 году проблематично было достать лёгкое оснащение. Изготавливали
его сами из титана, собранного на свалках металлургического предприятия Донецка. Никто тогда такие свалки не охранял и можно было набить рюкзаки пластинами и трубами из титана нужной толщины.
Вот несколько фотографий, где всё от кошек до лепестков и кулачков "самопальное":
Кошки

Аис-фифи

Кулачок-зажим

Лепесток

и так далее, включая ледовые молотки, ледобуры, скальные крючья, снежный крюк и палатку-бочку, присутствующую на одной из фотографий этой статьи.

Спасибо! :)

Вообще-то, ребята, вы плоховато подготовились к прохождению перевала. Еще в 80-м мы прошли его по безопасному пути. На спуске - 300-400 метров вперед, налево через пологий гребень пика Вуллея и , ножками-ножками в связках до самой Шхельды. :)

Перевал пройден по "классике".
Вот фото О.Фомичева, для пер Плечо Вуллея: http://caubasephotos1.narod.ru/photos/cau_3232_of.jpg
При малом снеге, в конце лета, по южной ветви л Двойного часто летают "пропеллеры" (плоские камни малого и среднего размера). Тогда, на л Шхельдинский, наверное, лучше спускаться через пер Плечо Вуллея.

SOTу > Путь через гребень пика Вуллея группа обсуждала перед спуском с перевала ( сделана визуальная разведка), и был отвергнут из-за высокой разрушенности скал, прикрытых снегом. К тому же, оставался неясен окончательный спуск по скалам к леднику Шхельдинский. Авантюризм в горах не уместен. Спуск по леднику имел технические сложности, но был ясен от и до.
Кроме того группа тяготела к снежно-ледовому варианту из-за большей подготовленности участников в этой технике. Дальнейшее показало, что принятое решение было верно.
Как горник, Вы знаете, что год на год снежно-ледовая обстановка в горах не повторяется. И каждый раз приходится искать свои пути движения. Ваше "...плоховато подготовились..." принял с непониманием. В горах бесконечное множество ниток маршрута не только на вершины, но и на перевалы...

За рекомендацию Вашего пути спуска с ледника Двуйной, спасибо!

:) "Плоховато подготовились" - ознаает, то в библиотеке Московской МКК с 80-го года лежал отчет с детальным описаним этого спуска. Там нет "разрушенных скал". Там кулуар под 30 градусов. А кулуары они не исчезают,обычно. У нас был заснеженый. в другие годы может быть осыпной. Далее по плоскому леднику вправо, затем вниз на Шхельду по льду до 30 градусов. Все прошли в связках, хотя на последнем спуске по льду можно было закрутить пару крючьев.
Так вот. Отчет был довольно широко известен в те времена. Я получил за несколько лет с полсотни писем с вопросами Но это потому, что там же было описание первопрохода в Шхельдинской стене.

SOTу> К сожалению библиотека Московской МКК в 1984 году для переферийной части Украины была так же малодоступна, как и Киевской. Да и нечего было так далеко копать, когда будучи в а/л Эльбрус несколько сезонов подряд ущелье Шхелды знал почти по-домашнему.

Согласен с тем, что могут быть разные варианты прохождения одного и того же перевала. В данном случае путь спуска с Шхельдинского перевала во многом зависит от дальнейшего направления пути. Если дальнейший путь вниз по Шхельдинскому леднику, то ледовый вариант спуска вполне логичен. Если далее идти на Ужбинский перевал, то спуск по западному гребню (через гребень) к Шхельдинским ночевкам более предпочтительный. Этим путем мы (команда ЛЭТИ, Ленинград) прошла в 1974 г.

Несомненно, что так оно и есть. Но мы шли по крокам полученным нашей визуальной разведкой снизу с Шхельдинского ледника, на который делали предварительную заброску из а/лагеря "Шхельда". Другой путь спуска просто не просматривался.
А в сторону Ужбинского, к Немецким ночёвкам (они же Ужбинские) подход был коротким и простым: открытый ледник и небольшой набор на гребень правой морены.

Хороший первал. Мы его шли в ВИПе таким же путем в 1988году. Только разрывы ледника быбыли больше со стороны лед.Чаалат. Подходили под скалы, а потом уходили вправо и по центру вверх. Ночевали на верху на камнях. Спуск почти такой же, как на фотографиях, только с не большим отклонениями из-за состоянии самого ледника. Снаряжение было ВЦСПС. не ахти но ходили. До сих пор помню этот перевал, красивый техничный. Спасибо автору.

Спасибо!
Неужели и кошки те что на фото тоже самопал? С выштампованными усилениями на зубьях?
Решпект!
У меня одно время были тоже титановые кошки, было здорово на них ходить по снегу-льду. Но они не так тщательно были сделаны.

Ребята,
это же группа с Новокраматорского машзавода!
Таких заводов посчитать, пальцев одной руки много будет.

Ага!... :-)))

и вот этими ручками... :-)))