Две легенды. Легенда 1 - Николай Черный
О молодых (и возможно будущих легендах) судьях Red Fox Elbrus Race, я вкратце рассказала. Пришло время поговорить немного о прошлом...
Николай Черный был организатором забегов на Эльбрус еще в советское время, когда это был не фестиваль, а один из этапов отборок в гималайские экспедиции.
Сейчас дядя Коля уже который год участвует в Red Fox Elbrus Race, как член судейской бригады, дежурящий во время скоростного восхождения на скалах Пастухова, и оказываясь рядом с ним, неизменно начинаешь ощущать спокойствие, освобождаться от суетности всего преходящего, пустого.
Николай Черный. Фото: Кирилл Корабельников
Николай Черный был организатором забегов на Эльбрус еще в советское время, когда это был не фестиваль, а один из этапов отборок в гималайские экспедиции.
Сейчас дядя Коля уже который год участвует в Red Fox Elbrus Race, как член судейской бригады, дежурящий во время скоростного восхождения на скалах Пастухова, и оказываясь рядом с ним, неизменно начинаешь ощущать спокойствие, освобождаться от суетности всего преходящего, пустого.
Николай Черный. Фото: Кирилл Корабельников
Даже его спокойный голос с чуть заметной полуулыбкой, полунасмешкой в интонации, окутывает теплом. С ним всегда приятно поговорить, хотя разговоры свои он никому не навязывает, будто невзначай перекинется парой слов где-нибудь, присев на тропе под "косой", или на солнышке перед отелем.
Вот и в этом году среди бешенного темпа, в котором приходилось жить все 10 дней фестиваля мне удалось на полчаса остановиться, замереть, и посидеть с дядей Колей на солнышке. А заодно и задать ему несколько вопросов.
Николай Черный, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, участник первой советской Гималайской экспедиции на Эверест в 1982г.
Какие у вас впечатления от нынешнего мероприятия?
Я участвовал еще в 2008 году, когда оно впервые проходило, а так же в прошлом году и в этом. Видно что все это развивается, количество участников растет, количество стран расширяется, уровень организации улучшается, и несмотря на местный колорит с каждым годом все лучше и лучше.
Замечаете ли вы какое-то развитие или, скажем так, некую трансформацию этих скоростных восхождений на Эльбрус по сравнению с тем, что происходило тогда, когда забег проходил в качестве отборок в гималайскую сборную?
Это совершенно разные вещи. Там люди бились за место под солнцем. Вот я конкретно проводил забег на Эльбрус перед Канченджангой. Это был январь месяц, зима, голый лед, никаких кроссовок и шиповок, все в двойных ботинках, в кошках, проверяли даже насколько они наточены, потому что лед, как стекло. Перила, да, были. Мы два этапа проводили, один налегке от Мира до Приюта. Затем отмерили по альтиметру километр по высоте, поставили палатку, все участники накануне поднялись туда и оставили свои штаны, пуховки, теплую одежду. Хотя бежали не голые, все-таки зима, но все равно без пуховок. Мы с Сергеем Ефимовым остались в той палатке ночевать, чтобы ее не сдуло. Утром они прибежали, каждый оделся и уже в спокойном темпе – на Восточную вершину.
На самом деле для высотного альпинизма это совершенно не показательно. Ну да, Букреев феномен, он бежал впереди всей планеты. Было три таких лидера – Букреев, Балыбердин и Шейнов – они с большим отрывом бежали, где-то за 1 час 07 минут километр, а последний, условно Вася Елагин, приполз за 2’20''. Но тем не менее Вася высотник не хуже всех остальных. Основной показатель – это досье: где он был, куда ходил. Во всем мире так. Но поскольку это был Советский Союз, а деньги были казенные, мы не могли сказать – ты, ты и ты, нужны были объективные критерии. И вот один из критериев – это забег на Эльбрус. Были еще соревнования, которые тогда же проходили, надо было пройти четыре скальных маршрута около Тырныауза, один из них в кошках. Зима, январь, холодно, все натурально (смеется). И главное мы имели кучу кандидатов из кого выбирать. Два года назад на зимнюю К2 – нет желающих. Можно было взять еще двоих человек, но не было кандидатов подходящего уровня, которые реально понимают на что они идут и имеют на это желание.
Возвращаясь сюда в сегодняшний день…
Если победитель скайраннинга оказывается хотя бы КМСом в альпинизме и имеет за плечами семитысячник, то он первый кандидат на поездку на хорошую гору, на восьмитысячник. Потому что здоровье не купишь – оно либо есть, либо нет, оно от Бога.
Нынешнее событие, в отличие от отборок, – массовое, в нем не только спортсмены участвуют, которым важны результаты, баллы, рейтинги, но и люди, которые просто хотят подняться на Эльбрус и сделать это в рамках такого официального мероприятия потому, что на нем обеспечивается безопасность. В чем для вас интерес после организации спортивных и высотных экспедиций участвовать в судействе вот такого массового Фестиваля?
Мне все интересно, поскольку вся жизнь прошла вокруг да около этих гор. Я приезжаю сюда встретить знакомых, друзей, как сейчас говорит молодежь, потусоваться. Здесь для этого прекрасные условия – и старые люди, и новые появляются. Ты в курсе всех событий. Куча старых друзей, начиная с вождей РедФокса, которые когда-то были в сборной. Конечно мне интересно. Скайраннинг новый вид спорта, я не знаю к чему его отнести, это не легкая атлетика и не альпинизм, что-то среднее. Дай Бог ему развиваться, чем он хуже всех остальных марафонов.
Фото: Кирилл Корабельников
Какая, на ваш взгляд, основная задача у судейской бригады?
Чтобы все, кто побежали вверх, прибежали вниз, чтобы количество ушедших равнялось количеству пришедших. Вверх то они все бегут, а вниз некоторые не могут, надо отпаивать, уговаривать, может пинка дать под зад. Это главное. Ну, конечно, зафиксировать время, это же теперь официальный вид спорта, разряды по нему могут присваивать, звания, поэтому нужны результаты. А вообще задача судей, чтобы все прошло безопасно.
189
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
минусаторы :)) эх, прямо как дети. в крестики и нолики с детсва не наигрались
чтобы количество ушедших равнялось количеству пришедших Пусть будет так! Всегда!
И для меня №1
Плиз, не обращайте внимание на минусы - это "борьба добра со злом" тех кто в компьютерные игрушки ещё не наигрался :-)
для меня действительно №1
- Меня в базлаге окружили человек 20 иностранцев с одним вопросом, покажи кто из русских Черный.
Я указал на Николая Дмитриевича, который стоял в отдалении - вот Черный. Галдеж смолк, толкотня кончилась, наступила тишина.
Была в этом какая-то остолбенелость, которая случается среди видавших виды, нечасто.
Несколько лет назад на Эвересте сорвался и погиб один известный шерпа, который перед этим взошел на эту Гору раз 16 и, если не ошибаюсь, владел рекордом скорости восхождения. Я при случае спросил Дмитрича о том, как это произошло. Он ответил просто: "Типичной смертью альпиниста. По собственной глупости. ..." (подробности опускаю). Весьма жестоко, но верно. Увы, применимо ко многим случаям.