Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года.

Пишет Stavros, 24.05.2013 15:41

После предыдущей попытки восхождения на Эльбрус минуло почти 4 года.

Тогда, в июне 2009 Эльбрус жестко «отругал» меня и напарника – самонадеянных и уверенных в своей непобедимости остолопов. После тех приключений я стал готовиться к Горе более осознанно – покупка качественного снаряжения, регулярные походы (в том числе и зимние), в которых акцент был на «ишачку», бег 10-15 км, бассейн, велосипед. Только пиво не мог забросить…
Скорее всего, для Горы я созрел в прошлом году, но... вмешалась теща – вдолбила жене, что я езжу в горы для того, чтобы заниматься сексом и исключительно в грязных его проявлениях. И жена, каким то боком поверила. Понятно, что мнение свое она позже поменяла – но, время было упущено, отпуск прошел.
Весь прошедший год Эльбрус не покидал моих мыслей. Может это было и к лучшему – пробежки и катание на велосипеде стали более продолжительней и регулярней. Но вот не задача – нет напарника. Был готов идти один, но бросил клич на Риске – откликнулся Серега из Мин-Вод. Он был на Эльбрусе дважды с Севера и один раз с Востока. И это хорошо… Один может и пошел бы…
11 мая. День 1-й.
Я приехал в Мин-Воды в 7-00. Прямо на вокзале Олежек передал мне свою модно-мощную американскую горнолыжную маску. Сюда же приехал и напарник – Сергей. Мы договорились, что он встретит меня на вокзале и, после закупки продуктов, на его машине мы выдвинемся в сторону Эльбруса. Все прошло практически, как задумывали за небольшими заминками, на которых не стоит останавливаться.
На въезде в Баксанское ущелье как всегда довольно укрепленный пост полиции. Но, что меня удивило, в каждом селении по 1-2 поста – стоят солдаты с БТР-ми или просто так – с автоматами и пулеметами человека по три. Ну, думаю, нормально мы едем… Потом, как выяснилось, в субботу и воскресенье в связи с увеличением потока туристов в Приэльбрусье, с целью минимизировать бандитские выходки армия увеличивает здесь свое присутствие.
Приехали в Терскол, сразу зарегистрировались в МЧС – на первый выход на Чегет (хотели переночевать на 3400 пару раз, потом все поменялось). Метров на 100 выше поселка нашли кемпинг по 100 рублей с палатки (чистая вода, дрова и относительная безопасность включены), здесь и остановились. Поставили палатку, сходили в поселок, я купил себе 2,5 Терека, Серега отказался, сказал, что Стрижика пригубит у костра. Ну, Стрижика, так - Стрижика.
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

Понравилась Серегина горелка MSR Reactor – литр воды закипает меньше, чем за три минуты, правда в режим реактора переходит он как то странно. На всякий пожарный я взял запасную горелку Kovea Camp 1. Сидим, балдеем. Пришли соседи – Питерцы. Ходили на Обсерваторию. Вчера ходили на Чегет, сил хватило до второй очереди – дальше поехали не канатке. Их трое – одна девушка и два парня. Горный опыт только у одного – Фишт или Тхач, не помню… Завтра собрались на Бочки.
Потом подходит к нам парень, предлагает 2 воблочки, говорит, они на более крепкие напитки перешли уже, вобла не в тему. Разговорились, оказывается – это земляки со Ставрополя и Светлограда. Парни выбрались то ли на четыре, то ли на пять дней, с учетом короткой акклиматизации на Эльбрусе дотянули до 5100. Димон, который даже матерился не хуже меня, говорит, что над Скалами Пастухова лед присыпан десятисантиметровым слоем снега и, в принципе, связываться не обязательно. Душевно с мужиками посидели, я не удержался, и сверху пива принял Стрижика с Димоном по полбутылки.
Ну, да ладно, завтра решили идти на Чегет без ночевки, также до 3400, на следующий день – на Эльбрус до Приюта 11-ти.
12 мая. День 2-й.
Встали, позавтракали, собрались и пошли лесочком за Терсколом вдоль речки на Чегет. После получаса подъема, понял, что Стрижик вчера был лишний. Куда деваться, идем… Увидели где-то на 2600 запрещающий знак – непонятно, то ли для лыжников, то ли запрет входа в пограничную зону. Решили пойти в лоб, станцию канатки уже было видно. Идем, вижу - Тетрис лежит. Подхожу, беру в руки, о, да это ж навигатор Garmin GPS 76. C палеолита похоже здесь лежит… Вставили батарейки – работает, меню на английском, подсветка чисто зеленая. Надо разбираться – на Эльбрусе пригодится (так и не разобрались, уже дома скачал инструкцию, надо освоить).
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

На второй очереди посидели за столиком, выпили чая, попросили местного мужика, чтобы сфоткал нас, да пошли дальше (выше). На верхней очереди фоткались уже со мной – две женщины, сказали, что им не поверят, что они видели альпинистов с большими рюкзаками, если они не предоставят доказательства. И пошли дальше (выше). Снег уже почти сошел, а я в пластиках. По крупной осыпи идти не прикольно. Серега то в трекингах, ему проще. В общем, дошли до 3350-3400. В пластиках идется не ахти. На обратном пути встречаем дядьку, общаемся, советуем начать спускаться – канатка работает до трех или четырех, а спуск, как оказалось бесплатный, даже если поднимались ногами, как мы.
До второй очереди спустились – а дальше молодой местный говорит, типа по 150 рублей давайте и езжайте. Вышел мужик, который нас фоткал, сказал, наверное, «не наглей» ему. И мы поехали. Погода подпортилась, срывается снежок, усилился ветер. До закрытия канатки полчаса, а наверх едут туристы – в городских куртках и т.п.
Пришли в лагерь, все на месте. Правда, это все – почти пустая палатка и машина. Шмотки из палатки мы в нее перекинули для надежности. Питерцев нет - остались ночевать на Бочках? Поужинали, я опять по Тереку и спать.
13 мая. День 3-й.
Встали, позавтракали и на канатку – от Азау до Мира (2400 – 3500 м) стоит 500 рублей – старая, новая - 800. С нами подымаются немцы или австрийцы, не пойму. Они на скитурах, с ними гид – Сергей Фурсов. Победитель скоростного восхождения на Эльбрус года 3-4 назад. На Мире зима. Одеваемся и вверх.
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

До Бочек (3700) дошли за час. До МЧС, чуть выше Приюта (4100) – еще за час пятнадцать. Посидели, погода не очень.

Прошли вверх еще метров 100 по вертикали и – вниз. Идется в общем то получше, чем вчера.
Спустились, сразу в МЧС – снялись с учета по Чегету и стали на Эльбрус. Контрольный срок 19 мая. Спасатель сказал, что если есть нормальная одежда, то все будет нормально.
Пришли Питерцы, одному похеровело ночью и решили спуститься. Завтра собираются снова на верх в Бочки, решили к нам на хвост упасть. А сегодня намылились в баню. Я им говорю, что не стОит, сейчас попаритесь – завтра расслабляться, как суслики будете. Не послушались… Поужинали, я по Тереку и спать.
14 мая. День 4-й.
Проснулись в половину седьмого, позавтракали, начали перепаковывать шмотки – что внизу оставляем, что берем наверх. Один из питерцев вылез из палатки только к девяти, когда мы отчаливали. По его виду было видно, что сегодня он никуда не пойдет. Ну, каждому свое…
На стоянке у ЦСКА переобулись, оставили машину и на такси поехали в Азау. Там канатка, Кругозор и Мир. На Мире встретили гида Аню и двух автрийцев, хотел поздравить их (австрийцев) с Днем Победы, чего то не дошло. От Мира до Бочек доехали за сто рублей на двоих на креселке. От Бочек до МЧС под рюкзаками дошли за час сорок пять – на полчаса дольше, чем налегке. Хорошо это или плохо – не знаю. Ставим палатку недалеко от вагончиков спасателей. Погода такая же, как и предыдущие четыре дня, то ветер, то солнце, то снег. Как говорят гиды сан-клаудс. Предлагаю Сереге пройтись повыше – пробздеться, он категорически против, типа мы программу на сегодня сделали уже. «Программу» - кто ее написал эту программу. Но, тем не менее, сам никуда не иду. Хотя, Аня и австрийцы сегодня собирались до 4800, другой гид – Александр с клиенткой Катей тоже сегодня поднялись с Азау и идут до Пастухов, ночуя в приюте Мария. Но, у нас «программа» – с Серегой спорить бесполезно, за все время мероприятия он ни разу мне не уступил ни в чем, вообще. Не мое.
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

Завтра выход на акклиматизацию выше Скал Пастухова. Мне хотелось бы дойти до 5000, а там – как получится. По пути сюда встречали дядьку, которого видели на Чегете, он с приятелем тоже на Эльбрус собрался. Но у них более по буржуйски все – выходы на верх, ночевки в гостинице в Азау… Общаемся с народом – пока по времени сколько занимало вниз вверх от Мира до МЧС и обратно мы довольно неплохо смотримся на общем фоне. У Сереги начала барахлить горелка. Погода опять не очень, по прогнозу такая будет еще два дня, потом окно – в него мы и собираемся сходить на вершину.

14 мая. День 5-й.
Всю ночь болела голова, сон не очень. С утра выпил таблетку аспирина, вроде помогло.
Все по старой схеме. В семь подъем, завтрак и в девять выход. Одеваем кошки около палатки и - наверх. По прогнозу сегодня самая плохая погода – 14 сантиметров снега за день. Похоже, так и есть. Туман, метель, видимость до ста метров. Как в горах.
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

Серега идет первым, но темп у него слишком высокий для меня. Периодически он останавливается, дожидаясь меня и отдыхая. Я подхожу – и он наверх, отдохнуть я толком не успеваю. И тут засада… Где-то на 4500 у меня сильно сбивается дыхание и сердечный ритм. Снимаю рюкзак, сажусь, делаю глубокие вдохи-выдохи, не помогает. Сердце колотится как сумасшедшее. Причем, сбой произошел мгновенно, в какие-то десять секунд, и опомниться не успел. Пытаюсь идти вверх – на каждый шаг делаю по три вдоха-выдоха а состояние все хуже и хуже. Пару минут и уже шагу вверх сделать не могу. Ну, что ж такое. Минут пятнадцать посидел на рюкзаке, выпил валидола, подышал – не помогает. Что делать – пошел вниз. Настроение отвратительное. Такая засада на 4500, а вершина 5600 с копейками, и все это за два дня до восхождения. Серега пошел дальше…
Кое-как добираюсь до палатки, заваливаюсь и на полчаса засыпаю. Проснулся – сердце более-менее. Настроение отвратительное. Столько готовился, время, деньги, мысли, разговоры… Через три часа пришел Серега, говорит, что дошел до 4900, видел гидов Аню и Александра с клиентами.
Горелка сдохла окончательно. Хорошо, что взял запасную.
Думал, думал, что же делать. Решил, что завтра в день отдыха схожу до 4800-4900 один, что ж делать. Посмотрю, как организм себя будет вести. Если нормально – иду на вершину, если хоть на мизер недомогание – сижу в палатке и обдумываю дальнейшие планы относительно «высоты». А отдых – я по физухе все равно не запариваюсь.
15 мая. День 6-й.
Спал лучше, голова не болела, выспался. Все по старой схеме. На выход решил кошки не одевать. Вчера выпало довольно много снега, думаю, и так пройду. Это первый день нашего пребывания в горах, когда хорошая погода. Прогноз не обманул – началось «окно». Ну, пошел я.
Иду не спеша. Ноги переставляю не больше, чем на стопу. И удивляюсь – идется на порядок лучше, чем вчера. В плеере слушаю «Барбаросса» Пикуля. Погода класс, иду и наслаждаюсь, никакой гонки, дабы догнать Серегу. Вчера, похоже, просто «рвать» не надо было. Надо темп держать ровный. До 4600 дохожу за два часа - лучше, чем вчера.
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

Дыхание – на три шага вдох-выдох. Почти у самого верха Скал Пастухова ноги начинают проскальзывать – под десятисантиметровым слоем снега видно лед. Еще метров сто побуксовал, тщательно следя за дыханием, посидел чайка попил и вниз. Видел МЧС-овский вертолет, похоже, делал облет Эльбруса. Вылетел из-за Восточной вершины, улетел – за Западную. Надеюсь, что ничего плохого не приключилось, просто облет.

На обратном пути встречаю дядьку с Чегета со товарищи, тоже идут на Пастухова. Поболтали – и я вниз. Потом встретил Питерцев – дошли максимум до 4400, зато нашли гида за 5000 руб. – чисто за восхождение. Нормальная картина:
- Вы гид?
- Да.
- Отведите нас на вершину. Мы уже акклиматизированы.
- Где были?
- На Чегет не дошли, воспользовались канаткой, потом сходили до Обсерватории, потом на Бочках поплохело, потом не дошли до Пастухова.
- ОК, договорились, только деньги –вперед. Одному станет плохо – спускаемся все.
Я б тоже так сводил…
К палатке пришел в хорошем настроении, понял, что вчера переусердствовал, гоняясь за Серым. Отзвонился своим, сказал, что завтра ночью выходим на Вершину – держите за меня кулаки.
Сереги нет, похоже, гулять ушел. Часа через полтора он пришел, был на Марии – общался с Александром, они с клиенткой выходят в час ночи. Серый предлагает мне выйти одновременно с ними, а он выйдет на час позже. Типа, все равно догонит. Куда ж нам…
16 мая. День 7-й.
В полночь проснулся, выпил чайку, туда-сюда… В час ночи на Марии темно, только в минут двадцать второго зажегся свет. Серега начинает истерить, типа, что ждешь, Ты как будто за них переживаешь… Да успокойся, говорю, сам же советовал с ними идти, вот и жду. Короче, истерика нарастала, и, чтоб он отстал – минут в тридцать пять я вышел один. Иду не спеша. Даше плеер не стал включать – слежу за дыханием. Сразу решил, что пойду своим темпом – гнаться за Серым не буду. Хватит ума – подождет, нет – пусть бежит.
Читал, что многие альпинисты, совершая восхождения в одиночку, чувствовали чье то присутствие и подсознательную помощь на Горе. Не знаю, что это было, недосып, горняшка или что-то еще… Но, это было. Было, и я этого не забуду.
Через полчаса после моего выхода показались два фонарика около Марии и один фонарик с нашей стороны. Иду не спеша. Когда выходил из палатки - было -14 градусов (покупали термометр по дороге в Приэльбрусье). Свежо. На небе миллионы звезд, млечный путь…
Серега догнал меня в нижней части Скал Пастухова, но я темп не увеличиваю. Про себя постоянно повторяю «Следи за дыханием» и еще – личное, писать не буду. Все, только две фразы на протяжении всего восхождения.
В верхней части Скал Пастухова нас нагнали два снегохода – на них Аня и двое австрийцев. Альпинисты высадились, а снегоходы – вниз. Так получилось, что Серега пошел первый, потом они втроем и я замыкающий. Все в системах. Я одевать не захотел, все равно веревку в палатке оставили. Зачем Серый одел свою и взял буры я так и не понял. Минут сорок Серый полидировал, потом стал в хвост, так мы и шли оставшееся время. У меня начали подмерзать ноги, не то, чтобы сильно – однако… На первом привале народ начал утепляться – поверх курток поодевали пуховки, поддели вторые рукавицы. Я не стал, мне и так было нормально – термобелье, легкая флисовая куртка и пуховик Bask Valdez. На ногах термобелье и полукомбинезон Red Fox Mont Blanc. На руках рукавицы Bask Creative Mitten. На ногах – пластиковые ботинки Lowa Civetta. В общем, не замерзал особо, только ноги чуть-чуть. Сколько было градусов – не знаю, но, когда чай из термоса наливал – капля застывала на наружной стенке, не успевая докатиться до донышка и упасть на снег. И термос хороший – стенки не теплые и мороз тоже хороший…
В прошлый раз, когда ходили мне Косая полка более пологой показалась. Аня тоже говорит, что для соревнований по скоростному восхождению на Эльбрус тропу сместили и сделали более «в лоб». Но, идем по вешкам – тропа есть тропа, безопасность есть основа в горовосхождении. Рассвет был незабываемый. Внизу ковер из облаков, пики вершин торчат из под этого покрывала. Все в фиолетово-розовых красках. Короче, не описать всего. Кто был – поймет. А кто не был – советую.
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

Иду и постоянно повторяю две своих фразы… Во рту все пересохло, горло аж болит. Да чтоб я сюда еще… Да никогда… Да ни за что. Походики в лес, в Архыз, не напрягаясь, не холодно, без ветра, туда-сюда, костерок.

Незаметно вышли на горизонтальный участок тропы, а вскоре и спустились на Седловину. Дошли до границы тени от Восточной вершины и солнца, перекусили и в бой…

Недалеко от тропы видели остатки первого приюта Red Fox – купол почти замело. А куда деваться, без неудачного опыта постройки первого приюта не был бы построен второй, спасший не одну жизнь.
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

Он, кстати, виднеется на скальной гряде в северной части Седловины ближе к Восточной вершине. Аня говорит, еще два часа и – Вершина. Два часа – ерунда. Тут мне в голову влезла песня «Ну где же вы, …ляди», конечно, в тему, ничего не скажешь. Минут за 50 вышил на предвершинное плато, потом двадцать минут и долгожданный пупырь – Вершина Европы 5642 метра. Не сказал бы, что шел из последних сил, но было тяжело – вдох-выдох на каждый шаг. Постоянно говорю себе «Следи за дыханием».
Я здесь. Мечта жизни. Что дальше? Раньше была Цель – Эльбрус, а теперь? А кокой вид от туда… Видно Бештау и Бермамыт, с другой стороны – только облака и лишь пики самых высоких вершин упираются в космос. Это было незабываемо, феерично… кто был – поймет. Пофоткались – вниз. Аня с клиентами убежали, мы с Серегой решили идти сами.

Я достал ледоруб. В одной руке палке, ледоруб к склону. Так и спускался до низа Пастухова. На выходе с Седловины встретили Александра с клиенткой. Ей поплохело – сердце. Предлагаю нитроглицерина (брал для себя – мало ли что, после позавчерашних проблем с мотором), но она им уже вкинулась и ей полегчало. Советую идти вниз, Гора еще постоит, подождет, а жизнь одна. Потренируйся, позанимайся – и все обязательно получится. Рассказываю про опыт отступления примерно с этой же высоты четыре года назад. Ну, все – мы в низ.
Периодически жду Серегу. Идет слабовато. Это он до 5000 конь, как выяснилось… На 5100 он говорит, что один глаз ничего не видит. Солнце забивало сбоку под очки, похоже, что снежная слепота… Тут я пересрался не на шутку, начал материть себя, что не положил систему с веревкой хотя бы в рюкзак. Вот, сейчас второй шар ослепнет – делать то чего? Одеваем ему поверх очков еще лыжную маску, хер с ним с одним – лишь бы второй не ослеп. Так и спустились…. Жара, пар со рта как у паровоза, а ультрафиолет испепеляет.
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

Пот льется, жажда, глотать больно, и не ветерка. Чем ниже спускались, тем… парадокс… было прохладнее, по всей видимости, из-за снижения интенсивности излучения.
На Пастухова зашли в сильный туман – опять, как и на акклиматизации идем от вешки до вешки, дальше ничего не видно. Здесь я хочу попросить будущих восходителей на Эльбрус – не забирайте вешки на память. Помните лучше, что каждая вешка – это возможно жизнь человека.
Спустились до МЧС, пока подымался до палатки – останавливался раза четыре отдыхать. Ненавижу подъемы на спуске… Снял кошки, и на камень – своим звонить, успокаивать, радовать. Дополз, сел на него, и сижу… Полнейшее моральное и физическое опустошение, просто вакуум внутри и все… Сижу, и ноги дрожат, просто дрожат… Набрал маме – начал говорить, а голос сел. Наверное от сухости воздуха… Позвонил, еще минут пятнадцать сидел в изнеможении собирался с силами и мысдями позвонить жене и сестре. Что дальше? На Эльбрус взошел, а дальше что? Сестра задала тот же вопрос…
Потом подошел Серега. Наехал на меня, типа, зачем я воду подогрел, он руку обжег. Смеюсь как ненормальный – только пил, и думал, как бы ангину не подхватить, вода ледяная. А он руку обжег… Подошли, попробовали – вода ледяная. По ходу его горняшка накрыла… Весь оставшийся день топили снег - пили чай, топили снег – пили воду, топили снег…
17 мая. День 8-й.
Ночью опять шел снег. Мы поймали свое окно в погоде…. Собрали палатку, спустились до Мира, снег идет не переставая.
Восхождение на Эльбрус в мае 2013 года. (кавказ, май)

Собрались спуститься на канатке – молодой парень, говорит «у вас билетов нет, вы на старой подымались». Какая разница – спуск бесплатный, что у вас, что у них. Он понял, что мы в курсе и отстал. На этих двух примерах мне показалось, что молодежь здесь более падкая на деньги, может возраст, может недостаток воспитания… Чисто субъективно.
Спустились, опять полно военных – выходной. Зашли в МЧС, снялись с учета. И поехали. Чуть ниже Терскола заехали на нарзан, в кафешке поели хычинов, поговорили с хозяином кафе. Оказалось он – родной брат Абу Эльмезова, двукратного восходителя на Эверест, президента федерации альпинизма КБР. Он угостил нас ревнем – вкус как у щавеля, только насыщеннее. Оказывается, когда балкарцев выселяли в Казахстан, они его (ревень) сюда и привезли и он здесь прижился. Попили очень вкусного нарзана, сфоткались в папахе и поехали домой…

А что дальше? Уже знаю, но пока говорить не стану…
Понятно, что сейчас найдется много советчиков и умников – как не надо было делать, как надо… Уже сделано… Сделано, и все сейчас хорошо.