Казбекиада 2012 (Август 19-26)

Пишет Валерий Кочиев, 21.05.2013 19:47

Казбекиада 2012 (Август 19-26, осетия)

Открыть оригинал если обнаружили неточности в маршруте на аэрофотосьемке, пишите
Казбек 2012 (август 19-26) в рамках Казбекиады 2012 http://www.risk.ru/users/rmf/194844/
Давно вынашивал идею восхождения на Казбек, навеянную мне моим другом Сосланом.
День - подготовки
Я никогда не готовился по продуктовой раскладке, не обладал снаряжением для восхождения на 5000, не имел представления, что такое горная болезнь но обладал кое чем , что меня туда подняло – мысли о близких и мой товарищ Рафаэль восходивший со мной.
В районе 20:00 еду с девушкой в магазин за продуктами, скачав какую-то мудреную раскладку, мысли о Казбеке меня не покидали я был полон сил, был максимально сконцентрирован и понимал, что это выльется потом в ужасную усталость.
Набрав продуктов, я двинулся к Сослану за снаряжением, он ведь у меня скалолаз – альпинист. Рюкзак, каримат, кошки, ледоруб, горелка, баллоны, даже посуду я брал у него. Его семья в тот вечер была особенно уютна, дети с умными глазами, жена заботливо готовила сыновей ко сну, Сослан уравновешенно что то рассказывал. Забрав снаряжение, услышав пару опытных фраз, я двинулся домой.
Готовился до 4 утра, упаковывал продукты, раскладывал палатку, пропитывал обувь, проверял лямки будто с утра штурм. Все спать…
День 1 (эх ты альпиноид):
Опоздав на официальный автобус «Казбекиады», сижу на бордюре и совершаю лихорадочные звонки. На такси доезжаю до заставы погранцов (остаюсь должен еще таксисту, хотя это я думаю было просто из за его встревоженного мозга от дороги ливень, туман, высота, в конце концов, я думаю - он меня принял за приезжего) вытащив рюкзак из багажника я даже с моим опытом понимаю - это неправильно собранный рюкзак.
Звоню Сослану, он говорит, что мне теперь топать часов 6-7 до базового (ванны) там меня будет ждать Рафаэль. Мои мысли забегали: как 6-7 часов, сколько идти до базового, я с таким рюкзаком не дойду. Но в физ. подготовке я своей все же был уверен более ли менее.
Начинаю возиться с рюкзаком, оформляю пропуск, тут же вижу оживление на дороге возле нивы и УАЗика, за 1000 рублей везли рюкзаки на верх (до «будки», наблюдательный пост пограничников) . Ух ты вот и привалило счастья, открываю паспорт там - 40 рублей вот и весь бюджет.
Ко мне подходит парень лет 27-30 (Спартак): - «Слышь давай рюкзак, довезу», спортивный парень выхватывает у меня рюкзак и суёт в НИВУ
Я за ним и объясняю на осетинском языке, что у меня нет денег, и прошу вернуть рюкзак.
Незнакомец: - «Ничего не надо, я и сам иду на гору»
Все становится понятно – тут есть добро, последняя проверка и в путь до с. Тменикау
До будки я шел первые 30 минут один, наедине с мыслями, что вдруг я разминусь с Рафаэлем, где-нибудь сорвусь и никто не заметит, я не взял воду, а сколько еще топать не понятно, где красная нива, может они украли мой рюкзак.
По пути знакомлюсь с Вадимом Назаренко (http://www.risk.ru/users/kropins/about/) и его спутником Димой, сразу заметил, что Вадим идет в подъем ,что то рассказывает и у него совсем нет отдышки. Вообщем он задает нам темп и мы быстро доходим до будки. Начинается легкий дожд. Я с радостью встречаю красную НИВУ, получаю рюкзак и знакомлюсь с добрым человеком, его зовут Спартак, надеюсь я с ним еще встречусь после всего.
Молча и быстро одеваю пончо, рюкзак и боясь отстать от Вадима быстренько выхожу на нижнюю тропу, фух не разминулись… Шли средним иногда быстрым темпом, ели малину, шутили. Я удивлялся почему я не устаю причем без палок.
На «песчаном береге» (насыпь у реки) я присел догнав Вадима, который общался с пожилой группой идущих до базового лагеря и тут я ловлю себя на мысли, что хочу посидеть еще немного, не придаю значения, встаю и иду по крупному сланцу – начинаю очень уставать. Дождь льёт сильнее. Меня начинает накрывать пелена какая то, я все грешу на голод, отстаю от Вадима и Димы на 200-300 метров меня это начинает угнетать, остановившись достаю перекус не понимаю что со мной идти дальше просто – не могу, меня успокаивала мысль что я автономен и могу ночевать на любом подходящем месте. Ем, упаковываюсь иду дальше… Пройдя 30 метров, сажусь опять на камни, достаю опять провиант, решив что не достаточно утолил «голод» ем и вспоминаю песчаный берег и ту пожилую группу, так уютно поставившую свою палатку и их чайник на «Шмель» -е. Принимаю решение двигаться обратно на «песчаный берег», завтра поднимусь надеюсь догоню всех. Под ливнем быстро собираюсь и забываю каску и фонарь Petzl, термуху (все восходители видели их лежащими там же где я и принял решение идти назад, если кто нашел и не знает как вернуть красную каску Petzl, с инициалами внутри ТС, то пишите bijouone@yandex.ru, ну или желаю хотя бы кому ни будь быть в ней в защищенным )
Дохожу до песчаного берега, по пути встретив пару групп – сказал им что у меня сбился настрой. На самом деле не понимая, что у меня началась отчетливая горная болезнь. Под ливнем раскладываюсь, топлю горелку, раздеваюсь, завариваю чай и стряпаю бульон с лавашом, фух… лучше. Выпив 2ую чашку чая начинаю засыпать в районе 21:30.
В 23:00 голос снаружи: - «А, ты здесь что делаешь скажи мне пожалуйста», думаю ошибся кто то и пока расстегиваю палатку понимаю, что это Рафаэль, ведь он не раз ночевал в оранжевой палатке Сослана и хорошо ее знает. И тут я вижу его у себя в тамбуре мокрого замерзшего, а ведь он пробегал мимо меня вниз ранее…
Я : – «я вернулся назад, восстановиться»
Рафаэль: - «Одевайся, пойдем на базовый»
Я понимал, что это лишнее, но я чувствовал себя в долгу перед ним и начал собираться. Пройдя метров 500, он забрал у меня рюкзак так как я был без фонаря и без палок , я понес его штурмовой. Дошли быстро, в базовом отыскали площадки которые он забронировал еще с утра. Поспрашивав о своей каске у копошащихся альпинистов и подумав о Вадиме с Димой ,я разложился и мы пошли принимать ванны, а я все думал куда делась та непонятная усталость, которая днем меня просто заморозила на камне под ливнем. После бесед о том о сем иду в палатку и под мысли о любимых людях, засыпаю.
Казбекиада 2012 (Август 19-26, осетия)

День 2 (ожидание погоды):
В 8: 00 Проснувшись от стука дождя по палатке, медленно прихожу в себя. Надел мокрую одежду, вздрогнул и начал готовиться к спуску к месту утери снаряжения. По пути встретил несколько групп, не дошедших до нас и обрадовал их, что им надо пройти 300-350 м (вспомнил и свои 30 тяжких метров). Ничего не найдя вернулся неплохо размявшись – все были на улице чем то занимались, кто то встретил знакомых с прошлых экспедиций, кто то обсуждал перспективы погоды, кто то занимался ботинками, но все одновременно готовили поесть, где Рафаэль, Вадим, Дима подумал я. Все нашлись, все поели и день прошел в сыром ожидании погоды. Вечером были дебаты по поводу старта, но Казбек Хамицаев (организатор и руководитель Казбекиады 2012), получив прогноз, велел ждать еще 1 день и не рисковать. Была даже версия что будет создана штурмовая группа для 100% восхождения, ну и меня обрадовали, что я тоже пойду если что. Рафаэль сварил знатный суп из овощей и мы перед сном даже пытались сушить ботинки на горелке.

День 3 (малина – природный аспирин):
О, уже легче просыпаться и дождя нет, значит можно посушиться. Был туман и было непонятно какое там небо, солнце было еще за горами. Когда я увидел голубое небо через разрывы в тумане, я начал быстро фасовать мокрые вещи и особенно мне сильно докучали мои ботинки, которые стали в два раза тяжелее от воды. Солнце так и не появилось, но дождя тоже не было, я как мог сушился. Ходил босиком по лагерю, Есентукская команда смотрела на меня как на кандидата на пневмонию, тыча пальцем. Днем появилась команда с горы, угрюмые, казалось каждый молчит о своем, что же за гора такая если люди оттуда такие приходят, подумал я. Ближе к вечеру Рафаэль не обнаружил у себя флагов для фото на вершине, снаряжаем его и он убегает в с. Тменикау, человек он феноменальной выносливости и быть может если не восхождение на Казбек, то на забеге на г. Эльбрус были бы иные результаты он там пришел третьим. (http://www.risk.ru/users/lalena/195365/)
Приготовив поесть на себя и руководство я заметил что воспалено горло, и зря я вообще босиком «пижонил» по лагерю. К моему ужину появляется и Рафаэль, с кустами мяты и полной кружкой мелкой малины, я все съедаю и делаю чай на остатках. Засыпаю я крепко, нам сообщили что след день будет солнечным и его объявили днем сушки и акклиматизационного выхода.

День 4 (жара):
Даже через туман чувствовалось что будет солнце! Горло после малины прошло. Все готовили снаряжение к сушке, лагерь выглядел очень красиво – пестро. Все ушли на акклиматизацию и тренировку по преодолению ледяного отвеса на морене. Я в свою очередь пошел по тропе вверх от лагеря почти на ту же высоту что язык и посидев там с полчаса понял что я в порядке (люди в лагере раскрыли мне тайну моей усталости). Жара стояла такая что высохло все кроме ботинок Рафаэля. В дали по камнепаду я заметил волчицу, спускалась к реке и думал неужели такую можно застрелить, это ведь такой достойный зверь, выживает в этих суровых местах среди ледников, скал, непроходимых рек и штормовых ветров. Утром решили идти, у меня была тревога о пути, я вспоминал молчаливую группу.
Казбекиада 2012 (Август 19-26, осетия)

День 5 (выход из БЛ):
Встали в 4 утра, собирались очень долго, помогали некоторым участникам ну и знали что всех догоним я был полон сил, шутил. Вышли в районе 10 утра, даже я понимал, что мы не сможем бросить некоторых участников позади и при их темпе будем в лагере не раньше 10 вечера. Залезли на морену без проблем, без кошек на жумарах. Догнав первую кучку Рафаэлю поручают спустить альпиниста с горной болезнью, это на меня вообще никак не повлияло я чувствовал себя как конь, я не думал о том, что же будет со мной. Пока он спускал человека по сыпухе, по отвесу прошло около 1,5 часа, я тем временем перетащил наши рюкзаки на язык Майли, спускался туман и я пошел вниз расставляя туры, встретив Рафаэля мы уже понимали что конкретно опаздываем, а впереди еще веревочные перила. Туман снизил видимость до 5-7 метров, около пяти раз мы бегали на разведку в конце концов я нашел тропу на перила. Я еще с базового лагеря просматривал предполагаемый маршрут и четко отметил себе крупный снежник под скалой. Преодолев перила мы пошли гораздо медленнее. Перекус печенье со сгущенкой были нарасхват, я чувствовал, что присутствует напряжение в группе и пора перекусить и немного пошутить. Изморось сделала свое дело: сыпуха ехала сильнее, камни надо было проверять несколько раз. У одного из участников группы усугубилась спортивная травма, что замедлило темп, я был без фонаря шел по чужому свету. Рафаэль начал отрываться, понимая, что надо добраться до 2го лагеря ( 3500 крест), позже и я попытался, но не смог подняться в темноте по крутому кулуару и спуститься тоже уже не мог - я не видел куда наступать. Группа пошла по другой тропе не заходя в мой кулуар, мой свист слышали, но решили что я где то наверху и даю ориентир. Мои мысли завертелись: приплыл ты альпинист, помнишь ты думал сорвешься и никто не найдет, давай садись сиди до утра, спустился я на ощупь и у меня был опять конский тонус, догнал группу. Старший группы поручил искать площадки, найдя отличные ночевки мы принялись их выравнивать, ледоруб оказался славный. Согревшись смесью чая со спиртом из аптечки мы разошлись спать, ко мне на ночь заселился альпинист Алан, чему я очень радовался, потому как мой спальник был экстрим +5. Ночью получился смешной случай: выход палатки был от обрыва, а глухой тамбур был в сторону обрыва в нем я и сложил рюкзак и т.п. ночью Алан начал ворочаться, и получил от меня не слабый удар рукой, я просто сквозь сон подумал, что выкатывается рюкзак в сторону обрыва. Замечательный день…

День 6 (Встреча со Спартаком):
Утро было подарком, все ждали солнца из за скал. Алан траверснул за водой в кулуаре, по которому я не смог подняться, потом и я сходил и увидел сколько я бы прокатился и камни, которые составили бы мне компанию тогда ночью. Спустился Рафаэль, я был рад его видеть, рассказал о том какие и с ним вещи происходили. Собираемся опять долго, но я уже не суечусь я был в каком-то другом месте я сидел на камне, вдыхал одиночные холодные струи ветра, вбирал тепло солнца и смотрел на скалы, освещенные утренним солнцем, я заряжался чем-то полезным. Собравшись мы двинулись в 2 ем отдельно от основной группы с другим участником Эдуардом ( у него родился сын и он нес капсулу с посланием). Шли по турам, расставленным какими то странными альпинистами, некоторые участки лезли на пальцах (я матерился), но мы срезали много и вышли на лагерь 2 (3500 «крест») раньше, остальных. Тут началось самое интересное: рюкзаки начали пустеть, баллоны, колбаса, консервы, крупы, макароны все начали вытаскивать и делить вес, спальные места – мне это так понравилось, все на какое то время стали друг друга понимать. Хорошо облегчив рюкзаки мы двинулись дальше на штурмовой лагерь 3 (4200 ОЖД). По пути встретил Спартака, спросил о самочувствии, поздравил с горой и мне в ответ пожелали покровительства Святого Георгия мы разошлись. Спускались они бодро, как будто не устали совсем, на лице я заметил отражение бегущих у него в голове мыслей наверное о спуске думают подумал я. Пока Спартак. На подъеме я поймал ритм и злился когда мне его сбивали частыми передышками и я вышел вперед, тут мы опять пошли по иным турам, в лоб, по фирну, по скрытым скользким участкам, но это уже не останавливало я видел гребень через который надо перевалить и понимал что там лагерь, срезали мы порядочно. Площадку от снега я чистил чужой каской, сходил за водой и приготовил нам поесть – гречка без соли, мне понравилось. Вечером были названы связки, время выхода и т.п. Ночью замерз, хоть и лег в серединку, спал поджав колени к подбородку уже не знал как согреться. В моменты когда плохой сон, снов бывает больше ой что я только не видел там, и срывы и разорванную от ветра палатку, нормальное такое кино было.
Казбекиада 2012 (Август 19-26, осетия)

День 7 (штурм):
Утром быстро экипируемся и идем без связки. Перегнав все группы, находим время на фото. Утренний снег и скользящие по поверхности лучи солнца идеальные условия для выхода, я даже иногда улыбался сам себе. Один из наших вырывается вперед так как был без кошек, на косой пришлось громко орать что бы он уже надел кошки. На косой уже идет конкретный набор высоты, дыхание сбивается, идем… Достигаем карниз, выходим на седло, короткий передых, фото. Остались тяжелые метры до восточной вершины (5033), на вершине были около 40 минут. Я чувствовал себя не очень хорошо, гудела голова, но я понимал что это норма. Уходим. Спуск был долгим, снег стал кашей. Я снял кошки, думал о воде, и сне. Дошел до штурмового лагеря, моментально скинул с себя всю одежду, встретил всех своих приходящих водой, вынес каримат накрылся другим и проспал 1,5 часа, проснулся с головной болью. Решил идти сразу в низ на 3500 и уговорил своих спутников Алана и Эдуарда, спускался я совершенно не по тропе, благо я лыжник и просто по сыпухе дугами … ботинки правда жалко было. Спускался я так же бодро как тогда Спартак, я ни о чем не думал просто я не понимал еще что было, что будет - я просто был в данной секунде как будто я ее растягивал или останавливал. Вообщем встретили нас чаем на мяте Рафаэля, рассказали, что видели огни ночью в хижине напротив (потом как я узнал это был некий Олег, эту хижину он построил сам и работает он тут для иностранных гляциологов), так же замечали какие то вихри странные словно материальные, вообщем я хотел чай! Спали крепко!

День 8 (пинок):
Утро было просто прекраным! Сходили за водой, снарядились. Отправили всех в низ и сами начали собирать мусор, рюкзаки были как новогодние елки от мусора, кто больше, кто больше… спускались бегом (хотя умные люди предупреждали меня о коленных суставах), достигли перил и я чуть было не спустился без восьмерки, глупо было бы создавать себе и кому то трудности. Спустив всех по перилам, начинаем размечать веревки, что то возимся. Группа ждала нас снизу, с одной стороны правильно, с другой нет, что и вызвало не нужные эмоции и трату драгоценного времени, группу мы просто обошли и двинулись по языку. Начинает темнеть, туры разрушило ветром мы с Рафаэлем, ускоряемся, что бы найти веревку на ледяном отвесе. Часть дороги я помнил, потом увы мы пошли по чужим турам и не свернули там где надо и пошли вниз чисто инстинктивно тут то и началось самое интересное. Склон был ледяным, замерзший твердый лед с каменными островками местами и так мы проползли метров 40-50 вниз и поняли что ниже уже обрыв метра 3-5. Как то одеваем кошки, на ледорубах идем вниз и нужно было сделать траверс метров 5 что бы внизу не попасть на трещину. На последних метрах у меня начинают ехать кошки и такое чувство, что и ледоруб не достаточно врезается я встал.
Я: -«Рафик, я не пройду»
Рафаэль: - «почему?»
Я: - «кошки едут, давай бур крути»
Рафаэль: -«**я, я сейчас быстро подожди только»
Пока проходит это все мероприятие появляется фонарик снизу прям под нами, это из базового к нам подтянулся Эдик, заподозрив, что то не ладное.
Врезаться мне не давала мелкая сыпуха и отсутствие опыта ледолазания, но я знал слово ледобур!!! Даже шутить умудрялся, но понимал что если сорвусь - сам до лагеря не дойду. Рафаэль носился, крутил бур как будто в масло. Все веревка встегнута в беседку можно грузить, я спустился, собираемся.
И тут появились фонари отставших участников прям над нашим отвесом, мы давали команды что бы не в коем случае ни шли вниз на данном участке, развернули их обратно. Найдя веревку поднялись вывели всю группу на спуск. Организовали подсветку точки спуска, просили всех молчать, отойти от зоны камнепада. Мокрая веревка с прилипшим к ней мелким сланцем резала мне руки до мяса при спуске рюкзаков и подъеме – я просто не почувствовал этого ничего. Это был поучительный урок от мудрой горы Казбек я считаю.
Отправив всех до лагеря мы спускались в базовый лагерь и каждый молчал о своем.
Казбекиада 2012 (Август 19-26, осетия)

Все фото Вадим Назаренко(на фото)
п.с. давайте соблюдать чистоту на маршрутах