Антарктида в изложении альпиниста
Сразу сознаюсь, что я в Антарктиде не была и почти не альпинист. Это стихийный рассказ от Максима Богатырёва, который иногда сваливается мне на голову с кучей невероятных историй и свертком растений, выкопанных им откуда-нибудь с границы вечной мерзлоты, которые к следующему его приезду благополучно загибаются.
Историй накопилось уже такое количество, они настолько необычны, что ими нужно делиться.
Максим уже бывал в Антарктиде. И знает ее довольно хорошо: как-то просидел месяц в палатке в 600 километрах от берега в ожидании группы. На этот раз предвиделось что-то еще более впечатляющее, на пределе возможностей: вроде объединения в одной экспедиции плавания Беллинсгаузена с Лазаревым и похода Руала Амундсена. Но больше получилось "Винни-Пух идет в гости" в очень плохую погоду.
Автор рассказа остался жутко недоволен поездкой. Но для такого экстремала-лайт, как я, пингвинов с касатками хватило для полного восторга.
Итак, рассказ.
"Мне кажется что в России можно было бы ввести какую-нибудь награду типа «Заслуженный Раздолбай России», можно по степеням. Можно и покруче назвать, только это уже некультурно будет, но зато очень в цель… Плывем мы на теплоходе "Полярный Пионер". Мы плывем. Это моряки ходят. А мы именно плывем. Потому что обещали нам, что мы будем в экспедиции, обещали нам, что у нас будет программа. А в результате мы плывем и вся программа у нас как у того, что плавает.
А чтобы никто еще не бухтел лишнего, то гражданин начальник всех спаивает, щедро выдавая напиток невнятного происхождения и розлива, накупленный им же в типа Дьютифри аэропорта Буэнос Айреса. Ну и в общем в каюте со мной плывет, так же как и я, заслуженный Полярник нашего отечества. Начал он заслуживать это звание еще при социализме, а продолжает уже при нынешних временах. Виктор Федорович. Но так как вид у него бывалый и вполне добродушный, то зовут его просто все Федорович. Его любимое занятие на сегодня - это клеить марки на конверты и потом ставить печати на те конверты. И притом наставляет он их обильно и качественно, чтобы было прочитать на них все буковки. А печати те не просто печати, а печати со всех можно сказать полярных станций, сувенирных магазинов и даже почты местной. Это такое у него увлечение. А так как конвертов там что-то около пары сотен, то и занимает то увлечение большую часть его и нашего вообще длинного судового дня.
И слушаем мы с Федоровичем Самоцветы, да Сябров, и рассказывает Федорович свои истории про полярные приключения, про то как всю жизнь он проходил с сосулькой на бороде и ресницах, в 8 надетых на него штанах…
Когда наши станцию Восток сожгли, эта та которая самая удаленная от всего живого на материке Антарктическом, наши же не смогли оказать им ни помощь, в виде хотя бы самолетного сброса экипировки, ни тем более вывезти погорельцев с материка. Почему сожгли? Ну надо думать что от того самого раздолбайства. А температура в тех местах, да полярной ночью, достигает без малого минус 90 градусов. Об этом каждый пионер в эпоху хренового совдеповского образования знал, да не каждый отличник в эпоху современного образования с ЕГЭ может даже слышал… Ну и уплотнились полярники тогда в каком то чудо уцелевшем после пожарища бараке и героически перезимовали зиму. Ну ругались - не без этого, но в принципе молодцы мужики. И дали им за это еще награды. Хотели к Героям представить, представили только к трудового ордена Красного Знамени, что тоже в общем-то неплохо. Вот такой рассказ рассказал Федорович. Про то как мы лихо создаем себе трудности, а потом не менее лихо, и что характерно, героически их решаем, а потом за это же ордена нам вручают…
...А тут мы плывем. И на борту нашего судна вездеход, названный в честь героя Советского Союза, ветерана ВОВ - Колошенко Василия. И везем мы тот вездеход полярникам, почему-то украинским в подарок. Хрен его знает по каким таким причинам везем не нашим, а украинским, но видимо так виднее голове… Вездеход на воздушной подушке нам доставили со своей станции Арцовский поляки, у которых он хранился уже год. Они его привезли на другом вездеходе. Надо сказать, что поляки оказались не ленивыми, и когда с первого раза вездеход при попытке подъема на наш корабль, начало кренить на бок, они его снова на берег отвезли, придумали систему подвесную и привезли еще раз. После этого вездеход удачно перегрузили с польского вездехода на корабль. И волнение на море было приличное, но все сделали по человечески.
Потом мы приплыли к полярной станции «Академик Вернадский». Это уже украинская станция. И тут как раз уже поляков то не было, начали наши чудодействовать. Сгрузили вездеход на воду. А он на воздушной подушке. И должен как по воде, так и по суше прилично передвигаться. Зацепили его тремя зодиаками - это лодки надувные такие, с двигателями японскими лошадей по 50-60 каждый. И попробовали тянуть вездеход к берегу. А он начал воду набирать на корму. Полярники это заметили и попытались его обратно к корме Пионера подтянуть, чтобы вездеход подняли на борт и разобрались в причине того, почему он ко дну стремится. На корабль его не стали почему-то грузить, небольшие переговоры, и зодиаки потянули вездеход к берегу. А он все больше и больше приходил в подводное положение. Ну чудо машина. Не токо по морю и суше, ще и блин, под водой!!! Короче запхали в кабину несколько бочек, чтоб не затонул Колошенко, и в почти подводном состоянии притянули его не к базе, откуда можно было бы его поднять на берег, а туда, куда смогли. А смогли к острову, в полукилометре от базы. Как его там закрепили, я уже не знаю. Знаю что его береговым прибоем превратило в гору металлолома. Фотографии видел. Не удалось даже двигатель спасти.
Можно теперь организовывать вторую героическую экспедицию по вывозу металлолома и очистке Антарктиды. А всем участникам экспедиции обещают теперь награды от 4 ведомств вручить, грамоты там, дипломы… Вот я не пойму только какого порядка? Можно было бы гражданину начальнику например вручить почетный знак Раздолбай России, а всем остальным по мере заслуженности- степенные. Хотя если быть честным, то миру то мы доказали, что наше - в воде тонет, а значит- ХОРОШЕЕ."
107
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
http://news.mail.ru/inregions/south/1/society/13167921/
Могу пояснить.
Пожар возник на ДЭС - дизель электро станция - по сути сердце станции. Пожары на антарктических станция частое явление.
Бывают фатальные - электризация, искра и есть чему гореть, бывают и по вине раздолбаев, обычно, они погибают в пожаре или с ними случается суицид.
Помочь погорельцам Антарктической зимой невозможно.
Расстояния огромные, ураганы ежедневно, т.е не летная погода каждый день.
Радиосвязи и навигационной поддержки у пилотов нет. Вылететь могут только самоубийцы.
Буря не только на земле, но и в эфире. Температура на ст. Восток зимой низкая, но, конечно, не -90 градусов каждый день.
У поверхности - 60-70С, но выше 60 метров, наверно, будет и под -100С Ветер на куполе метров 5 в сек.
Самолеты, конечно, исключены.
Транспортные тягачи - могут пройти на Восток только весной.
Тоже из-за суровости ежедневных ураганов у побережья. Штормовой ветер с купола 20-40 м/сек с мелкой пудрой.
Кинетическая энергия такого потока огромна. Бульдозер может снести и, конечно, не для самолетов.
Выживали погорельцы с аварийным маломощным дизелем.
Энергию берегли. Заглохни он - всем конец.
Но ребята друг друга не сожрали, дали пример выживаемости в аварийной ситуации и где? Там где нет дров и угля - на куполе Антарктиды.
Это надо помнить, что и с водой у них были проблемы - воду питьевую надо было еще растопить, а энергии и без того мало.
Так что они, на мой взгляд, вполне заслуживают высоких наград.
Будете погибать, Вы вспомните их подвиг выживания и Вам это придаст уверенности и сил - это верный признак подвига.
Рассуждения альпиниста о самолетах и раздолбаях - автор явно был в Антарктиде летом.
Летом там тоже не курорт, но что творится зимой вообразить нормальному человеку невозможно - надо пережить хоть один ураган.
Касательно марок - это явный приработок бывалого полярника или поручение друзей.
Конверты с марками, пришедшие из Антарктиды, в цене у коллекционеров, а каждая зимовка уникальна.
Как фотограф-любитель отмечаю удачные снимки, умничка. Поймать в кадр кита, восхититься красками неба, суровостью моря
и переживать драматизм транспортных операций - все это говорит - полярник из него состоялся.
"Восток" горел не один раз.
в 88-м в Узунколе Велло Парк был командиром отряда новичков в Узунколе. Интересный мужик! И не скажешь по внешнему виду, что он пережил ту самую зимовку с пожаром. Наш инструктор еще у него спрашивал, не присочинил ли чего Санин в своей книге в духе Поволяева? Так Велло отвечал, что нет, вцелом все описано близко к истине :-))
Насчет инженеров и утонувшего вездехода- это был экспромт. по спуску на воду СТАРОГО вездехода. Наверняка, все придумывалось на ходу. Тут ошибки неизбежны. Вот если бы сия процедура была опробована раз 50, прописана в документации, и при этом вездеходы тонули через одного- тут да, виноваты инженеры, а так- мало ли что я тут придумаю на ходу...
А вообще - полярные широты- это дейтвительно источник подвигов. Потому как каждая экспедиция уникальна, и всего пердусмотреть нельзя. Все и техника, и люди работают на грани. Все равно, что испытатели. а во время испытаний аварии неизбежны :-((
В качестве примера выживания- там же, но на 60т лет раньше- Ппристли, антарктическая одиссея, 6 чел перезимовали вообще безо всего, без дизелей, с минимумом еды, в снежной пещере... Правда, не на куполе, а на побережье,но тоже невероятно
книгу можно скачать здесь
Максим зимой в Антарктиде не был. Он был зимой на К-2. Кого-то спасал. Вот этот рассказ хочу из него вытащить, но что-то пока увертывается. А фотографирует он правда классно. Особенно - цветочки. Таковы они, суровые полярники))