Чатын. Разведка боем.

Пишет Jen, 17.03.2013 21:43

Лончинский Алексей:
Наконец-то Ладожский вокзал. Жду Петю Кузенкова, мы вместе с ним должны отправиться в Новороссийск. Спасибо моему другу, Сереге Ипатову, который оказался со мной в трудную минуту, так как у меня с собой были пять огромных баулов (Владимир отдал нам основную часть своих вещей), которые мы с Серегой тащили и грузили в поезд. Я распечатал электронные билеты, и до отправления поезда оставалось 40 минут. Тем временем, Петя по пробкам прорывался к месту отправления. В конечном итоге так случилось, что на поезд он всё-таки опоздал. Я решил тронуться в путь один, рассчитывая, что Петр догонит меня на следующем поезде. Путь лежал до Города Героя Новороссийска. Там я встретился с Сашей Гуковым и Лилей. Погрузив вещи с поезда в Делику Алескандра, мы тронулись в Нальчик.

Остановились мы у Али Хусеича (начальника АУСБ Безенги). Наутро встретили бодрого Петю, который своим ходом добрался до Нальчика, и, наконец-то, двинулись к границе Россия-Грузия. На российской таможне мы узнаем, что грузины могут нас не пустить без генеральной доверенности на машину, которая осталась, конечно же, в Новороссийске(будьте Внимательны!). Также, перевал Верхний Ларс (единственный логичный путь на автомобиле из России в Грузию) засыпает снегом, и его закрывают.
Чатын. Разведка боем. (Альпинизм, сванетия, чалаат)

До окончания непогоды и расчистки он будет закрыт. Так как печати на российской таможне были уже проставлены, нам разрешили попытать счастья на грузинской таможне, но предупредили, что нас могут не пустить по выше упомянутой причине. На грузинской таможне нам повезло и местные таможенники пошли нам на встречу, попросив больше не забывать документы, и взяли с нас слово, что даже если окажется, что перевал закрыт, мы будем ждать его открытия. Подъехав к перевалу, мы обнаружили, вышеизложенное, и откроется, может быть, завтра, но только после того, как сойдут лавины и техника уберет снег. Мы начали свое ожидание открытия перевала.

Надо упомянуть, что наша команда была не в полном составе: еще один член нашей экспедиции – Владимир Молодожен, уже ждал нас в Тбилиси. Надо упомянуть, что вся эта ситуация довольно печальна, так как Верхний Ларс является единственной связью между Россией и Арменией, где большинство ожидающих открытия перевала - граждане Армении, ехавшие транзитом через Грузию. Нам было относительно комфортно, так как мы жили в машине, в которой хватало места на нас четверых, а по вечерам мы спускались в селение Казбеги для дегустации местных вин.

Наконец-то, на четвертый день, перевал открыли, и мы смогли продолжить наше путешествие. В этот же день мы добрались до Тбилиси. После радостного воссоединения с Володей, он повел нас по местам, которые успел изучить до нашего приезда. Надо упомянуть, что он был очень рад нас видеть, так как наше отсутствие ставило под вопрос дальнейшую часть путешествия. Наутро, мы двинулись в Сванетию.
Чатын. Разведка боем. (Альпинизм, сванетия, чалаат)

По пути заглянув в местный мега-маркет - типа нашей Ленты, где докупили провизию(там можно достать практически всё что и у нас, ценник тот же). Сначала мы ехали часов шесть по трассе, а потом трасса сменилась горной дорогой, ведущей непосредственно в край тысячи башен. Дорога была хорошей, хотя местами заснеженной и нечищеной, и кое-где лежали недавно упавшие острые камни, о которые можно было пробить колесо, либо повредить подвеску. В три часа ночи мы прибыли на мксто, где нас радушно приняли в семье Гоштелиани. На следующий день мы познакомились с Зауром Чартолани. Большое ему спасибо за консультацию по району и поддерживание с нами связи во время нашего восхождения: он сообщал нам прогноз погоды и получал от нас информацию о нашем продвижении и планах.

В первый день мы вышли к леднику Чалаат на разведку и сделали небольшую заброску снаряжения. Из-за времени, проведенного в ожидании открытия перевала, время нас уже поджимало. На следующий день мы вышли на подход к цели нашего путешествия – северной стене Чатына. В первый день мы подошли под первую ступень ледопада, под ней и заночевали. Снег был глубокий, шли в снегоступах.

Умудрились прожечь на сквозь один из 2-х Джет-боилов, будьте бдительны когда топите снег! Ночевали в верхних палатках от платформ, в которых планировали совершать восхождение. Для их установки приходилось выкапывать ямы, но они были хорошо растянуты, в них было комфортно вставать на бивак. Изготовитель этих однослойных ,частично мембранных тентов - Андрей Варваркин.
Чатын. Разведка боем. (Альпинизм, сванетия, чалаат)

В ночь выпало много снега, что существенно замедлило наше продвижение: нам приходилось челночить, так как за раз взять все снаряжение мы не могли. На подход мы планировали затратить три дня, но по факту получилось семь. Наше продвижение затруднял глубокий снег, а также незнание зимнего прохождения встречающихся трех ступеней ледопада.

Мы предполагаем, что у нас был зимний первоподход. Конечно же, на Чатын ходили зимой, но обычно это делали со стороны России через перевал. Подойдя и выкопав пещеру в часе ходьбы от маршрута, мы поняли, что не укладываемся ни по времени, но по запасу газа. Весь подход был лавиноопасен, склоны были перегружены.

Несмотря на это, мы решили «потрогать» стену, провесили первые веревки и долезли до камина (маршрут Мышляева). От нашего наблюдателя мы получили информацию, что по телевизору и интернету у нас обещается 5 дней непогоды и выпадение большого количества осадков. Было принято волевое решение возвращаться.
Чатын. Разведка боем. (Альпинизм, сванетия, чалаат)

Хоть на этот раз гора нам не покорилась, наша команда непременно вернется сюда еще раз, чтобы попробовать всё снова!
Большое спасибо от всей команды нашему незаменимому питательному спонсору – магазину спортивного питания Strongart.ru за вкусную и необходимую поддержку!
Изотоники и батончики были очень в тему.

Молодожен Владимир:
В целом, хронометраж всего нашего предприятия уже выше описан Лехой, и добавить можно только всякие короткие, впечатлившие лично меня, штрихи.
Собираясь в Сванетию, и копаясь в задворках памяти, всплывало только одно – как в бородатом 1999 году, в рамках какой-то туристкой пятерки мы вывалились в не очень, в то время, мирную Сванетию аккуратно в день солнечного затмения, и тихонько, стараясь не привлекать внимания местных, уходили обратно через какие-то масштабные ледопады. Это было весьма сильное впечатление от района, в голове оно густо перемешивалось с книгами про советский альпинизм, прочитанными в свое время от корки до корки, где Сванетии уделялось много страниц… и вот такая ядерная смесь должна была пополниться более современной информацией.
Грузия впечатлила до глубины души. Пока я в Тбилиси ждал ребят, 4 дня героически прорывавшихся через снега на границе, удалось вдоволь погулять, пообщаться с очень разным народом – редко где встретишь такую открытость и доброжелательность, без навязчивости. Подсознательно, я готовился встретить реалии, более или менее напоминающие наш северный Кавказ. На самом же деле, как это не странно звучит, меня не отпускало ощущение, что все вокруг меня больше напоминает северную Италию, чем привычную Кабардино-Балкарию.
Особой статьей стоит вспомнить полицейских. Если у вас какие-то проблемы, начиная от непонимания как добраться до площади свободы, спущенным колесом машины, заканчивая потерянными документами – можете смело обращаться к ближайшему полисмены, он вас не отпустит, пока действительно вам не поможет. Нет, не выцыганит у Вас всю наличность, и не поугрожает посадить за отсутствие регистрации – а действительно поможет.
Чатын. Разведка боем. (Альпинизм, сванетия, чалаат)

В общем, дорога к горам (а так же отъезд из гор) у нас получились насыщенные. Тут и общение с новыми грузинскими знакомыми, и вино, и лопнувшее, а потом отвалившееся вовсе, колесо у машины, обогнавшее машину и отрекошетив от отбойника прилетевшее обратно, итог разбитое вдребезги лобовое стекло, чудом оставившее меня в живых, и опять вино, и потрясающий прием в Местии, приютившие нас Адоли с Экой и семейством, Заур беспокоившийся и помогавший всем, (про вино я уже писал?), Афи Гигани с консультациями, монастыри и церкви вокруг, серный бани, старый Тбилиси. И, кстати, вино – как я мог про него забыть!..

Про спортивную часть мероприятия – написать, что мы совсем не огорчились, конечно, значило бы соврать. Как не утешай себя объективными моментами – и снега много, и ледопад мало не покажется, и погода подкачала – в глубине души остается маленький червяк.

Можно сказать только одно – горы Сванетии впечатлили. Особенно печально, что этот потрясающий, и так хорошо освоенный в советские времена район сейчас почти заброшен. Радует, что нашего брата-альпиниста все больше с каждым годом, но это все равно капля в море по сравнению с возможностями района. Так что, делать нечего – летом придется ехать и давить этого ментального червяка, взращенного зимой.
На этом и сойдемся.
А пока пойду повспоминаю хинкали в Тбилиси… и Саперави ночью.