НА ПЛОТУ 005

Пишет rsk, 02.03.2013 23:08

НА ПЛОТУ 005 (Путешествия, смородина, первый медведь, гальюн, глубокая экология, чванство)


Другим нашим блюдом на многие дни стала СМОРОДИНА.



СМОРОДИНА поразительно крупная росла всюду по берегам реки.
САМА_РОДИТСЯ – вот происхождение названия этой ягоды.
Ягоды прекрасно снабжали нас витаминами.
Часто, завидев красные ягоды, мы направляли плот к берегу и кидались на самые крупные грозди.

Однажды мы подкатились к густым кустам смородины, усыпанным крупной ягодой.
Плот почти остановился. Внезапно кусты раздвинулись как занавес в театре.
Огромный медведь с удивлением рассматривал нас.
Мишка стоял во весь рост и дышал нам в лицо. Мы оцепенели.
Помню, от медведя шел такой дух, словно, он давно не чистил зубы.

Первой опомнилась река. Течение потащило плот, подальше от зверя.
Мы медленно стали приходить в себя. Ноги были такие, словно, их отсидели.
Да, и тело было скованное. Сейчас бы я сказал – остеохондроз во всем теле, но
молодые люди могут это не понять.
Некоторое время мы не могли пошевелиться, как кролики под взглядом питона.
Хорошо, что мишка был предан своей диете.

- Ты чего не стрелял – накинулись мы с Юрой на бедного Валеру.
Валера из белого стал красным как смородина – так оно у меня заряжено на рябчика – сказал он
и живо перезарядил ружье пулей 16 калибра.

Но это я забегаю вперед.
А пока мои друзья стругали «греби» - весла для плота, я ходил по тайге недалеко от зимовья с биноклем в поисках рябчиков.
Тайга была какая-то гнилая.

НА ПЛОТУ 005 (Путешествия, смородина, первый медведь, гальюн, глубокая экология, чванство)


Образ тайги с обилием деловой древесины у меня стал меняться.
Работая в ССО, в городе Находка, я видел составы с деловой древесиной.

НА ПЛОТУ 005 (Путешествия, смородина, первый медведь, гальюн, глубокая экология, чванство)


Весь порт был ими забит. Суда грузились. Кругляк шел на экспорт.
Глядя на карту Сибири можно подумать, чего-чего, а древесины у нас много.

Реально оказалось большие площади тайги, словно, болели.
Хороший сосновый, еловый или кедровый бор попадались
как пятна на огромной скатерти. Есть еще проблема вывоза древесины.

Так что думать, что тайга вдоль рек – сплошные заросли деловой древесины
ошибочно.

Однако 7 бревен для плота мы сумели найти.
Проблема была вытащить их из тайги.

Даже для трех человек одно бревно представляло большую тяжесть.
Обе руки заняты. Пот смывал диметилфталат. Не получая отпора, гнус обнаглел до геноцида.

Помню, тогда мне пришла в голову мысль построить кадр – «ведро полное гнуса».
Скинув бревно с плеч, мы яростно начали бить слепней и кидать в ведро. Пол ведра набралось быстро.
Целое ведро - не получалось. Очухавшиеся насекомые активно начали выползать
из ведра по своим собратьям.

Наконец, плот был построен.
Отправление было назначено на утро.
Шоколадная ярость реки прошла. Водичка была чистой. Течение спокойно.

НА ПЛОТУ 005 (Путешествия, смородина, первый медведь, гальюн, глубокая экология, чванство)


Я позволю себе остановиться на одной конструкции, не характерной для плота – это гальюн.
Гальюн (морской термин) — морской термин, обозначающий:
1) Площадку, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением.
Служила отхожим местом экипажа. (с) Википедия.

НА ПЛОТУ 005 (Путешествия, смородина, первый медведь, гальюн, глубокая экология, чванство)


Мы порадовались мудрой предусмотрительности нашего предводителя.
Радость была не долгой.

Мы вышли на фарватер. Перебили всех комаров и слепней, которые за нами увязались и предались, редкому на земле блаженству. Живописные картины берегов и загадочные повороты реки.

Наконец-то можно было без воплей и чертыханий провести обмен веществ с природой, что и сделал капитан.
Кругом стояла такая девственная лепота.
Не хотелось даже разговором осквернять звуки райского сада.
Мы только пили воду, осторожно черпая ее кружкой за бортом.

Примеру капитана последовал дежурный помощник.
Он с удивлением обнаружил – наши дары природе аккуратно держались в очке клозета. Они плыли вместе с нами!

Вот так всегда в природе – думаешь, выкинул окурок, плюнул под ноги и ты чист.
Нет! Ты живешь в дерьме таких же, как и ты! – шепнул внутренний голос – мусор выносить-то некуда!
С ним надо бороться всем вместе!

Помимо экологии, гальюн напомнил мне одну постыдную черту российского военно-морского флота.

Случай был гораздо позднее, в Североморске.
Наивный детский идиотизм Гобачева коснулся флота.
В военно-морскую базу были приглашены два американских военно-морских корабля с дружеским визитом.

Встречно, посещая американцев, я спросил – что больше всего произвело впечатление
на наших современных эсминцах, оснащенных особо-точным артиллерийским оружием?

Американцев оружие не волновало. Они были поражены нашими гальюнами!
Оказалось их поразило – конструктивно в новейший проект заложено
три типа гальюнов. Для офицеров, для мичманов и для рядового состава.
Нас это удивляет – говорили американцы - перед мощью океана все равны!
Зачем тратить лишние деньги?!

Стало ясно – американцам не понять нашего чванства.
Мы и сами не понимаем, почему мы это терпим – традиция с царских времен, наверно?! – подумал я.

Вопрос загрязнения планеты, оказывается, имеет решение.
Человечество сможет жить на планете не сотни лет пока есть нефть и газ, а миллиарды лет!
Это потребует от жителей планеты беспрецедентного роста культуры. Сегодня это представляется задачей из разряда больших.

Сравнительно недавно появился термин – ГЛУБОКАЯ ЭКОЛОГИЯ. Если коротко – это жить СЕГОДНЯ так,
чтобы не прибавлять проблем будущим поколениям. Но тогда мы об этом только-только стали задумываться.

(Продолжение будет)

191


Комментарии:
3
Интересно узнать подробности постройки плота и его характеристики: сколько дней строили, как и чем крепили бревна, какова масса плота, каково расположение бревен (все комли к корме, а вершины к носу, или попеременно), из какого дерева строили плот.

0
А зачем вам тактико-технические и ходовые данные плота? А может плавучесть бревна, водоизмещение плота?!

2
хочется как-нибудь самому повторить что-то подобное.

0
Трижды ходил на деревянном плоту по рекам Приполярного Урала (2 раза Щугор, 1 раз Кожим). Плот делали без гвоздей, 2 поперечных трапецевидных бруса, в брёвнах пропил "ласточкино гнездо", деревянными клиньями уплотняли. 2 сухих 6-метровых бревна на 1 человека. Комлями назад. Подгребицы приподнятые на 1 м. На постройку уходило 3 дня, половина времени на поиск и подтаскивание брёвен. Кожим запомнился хорошо.


4
Могу только добавить:
1. Бревен было семь. Мы еще спорили стоит ли еще добавлять - теряется маневренность.
2. Бревна были сырые, не сушняк как планировалось. Юра (ГИП-гл.инж.проекта) опасался, что бревна набухнут еще до конца путешествия и грузоподъемность плота упадет. Действительно, в конце путешествия вода "гуляла по палубе".
3.Комли попеременно
4. Крепили несущие стволы поперечной планкой на здоровых гвоздях 150 или даже 200 мм. Такую тяжесть тащили из Питера :((
5. Строили плот меньше недели, точно уже и не помню.
Плот получился управляемый, даже хорошо управляемый двумя гребями. Против течения он двигаться, конечно, не мог, но от берега к берегу и держаться на фарватере - без проблем.
6. Из какого дерева? - сосна. Может быть была еще сушнина одна еловая.

1
Как долго привыкали ваши мозжечки к "уплывающей" точке опоры?
После нахождения в течении долгих часов на воде первые дни, при сходе на берег тебя продолжает "качать"
Так же интересно как вы потом жили первые дни, недели без плота (комплекс потери матери :))?

5
Эти тонкости я совсем не помню. Нас не качало на плоту. Плот представлял на ровной воде стабильную платформу. Была у нас одна глупость - мы однажды решили и ночью идти на плоту.
Вот это было страшно. Ночью все звери идут на водопой. Кромешная тьма. Резкие звуки, треск сучьев, топот шарахающего зверья - все довольно шумно в ночи. Иногда плот налетал на мель или тыкался в берег. Тут мы, действительно, теряли опору. Мы совсем не выспались за эту ночь. Твердо было решено - НОЧЬЮ НИ-НИ, спать только на берегу. Комплекс потери матери мы не испытывали. Не испытывали даже после утраты продуктов - мы готовились. Я, например, прочитал книжку "ОДИН НА ОДИН С ПРИРОДОЙ" П.Несбит Военное издательство МО СССР 1965 г. Книга знакомила как следует действовать в сложных условиях после вынужденной посадки самолета в ненаселенной местности. Из нее я понял, что кушать можно почти все и условия в тайге у нас будут проще, чем у пилота в джунглях или пустыне. Так и вышло.
=
Как потом жили без плота? - напишу еще. Это не конец.

0
Для общей информации:

смородина
Искон. Суф. производное от сморода, того же корня, что и смердеть, смрад. Название растению было дано по сильному и терпкому запаху черной смородины.
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

3
Спасибо. Это познавательно. В очерке я привожу мнение местных жителей. По берегам Нижней Тунгуски черную смородину мы не встречали. Красной - полно. Я интересовался - кто ее разводит? Мне ответили местные жители дословно - Сама родится от того и название.

2
Деловая древисина все-таки несколько южнее, Братский, Нижнеилимский.. Катангский район - это Крайний Север: вечная мерзлота, тундра начинается, местность заболоченная. Поэтому и гнуса много.

2
Говорю спасибо за медведя и смородину, очень сильно зацепило. Хорошо что не выстрелил, убить не убил бы, но ранив серьёзно разозлил бы...
Гальюн, на плоту, не реке? Наверное другое название стоило бы дать, потом избавились от него как не нужного элемента?

4
Избавились! :)
Общий принцип, к сожалению, такой - дерьмо надо пропускать вперед!
Прижимали плот к берегу. Фарватер быстро уносил дерьмо вперед по течению.

6
Вообще очень познавательно написано. Кое-что почерпнул для себя.
Книга наверное интересная, 1965 год и автор иностранец... В инете не нашел, нашел только ссылку на диссертацию, где она среди использованной литературы. Почему ищю, просто меня всегда в девстве одолевала мысль: а возможно ли построить хоть что-то из описанного в романах Жюля Верна?) Любопытно чем интересовалась молодежь 60-х, что читала, сейчас-то немного другие авторы преобладают.


1
Пару-тройку раз сплавлялись в Эвенкиии (Путорана), компания была смешанной, посему для дел природных приходилось приставать к берегу. Но нам было проще - на плоту стоял мотор. Надувные камеры+каркас с транцевой доской сзади+настил из жердей+палатка по центру.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru