Сказ об упавшем со скалы баране и альпинистах сомневающихся...

Пишет lomiga, 28.02.2013 04:35

Сказ  об  упавшем  со  скалы  баране  и  альпинистах  сомневающихся... (Альпинизм, ущелье арг, днепропетровские сборы, 1979год)

Решили как-то раз альпинисты побывать в ущелье по прозванию "Арг", что в Фанских горах находится.
Навезли туда продуктов всяких консервированных,чтобы питаться было чем полтора месяца.

А нести самим-то груз тяжело - вот и погрузили на ослов местных.

Поднесли ослики грузы куда надо и ушли себе восвояси.
А альпинисты стали лазить по ущелью везде , да приключений себе искать на место одно, известно какое. На вершину Сахарная Голова забрались - посмотреть есть ли там сахар взаправдашний.

На Арг залезли, на Вильнюс поднялись, на блок вскарабкались и ещё кой-куда - везде приключений искали.

Надоело там искать - повалили всей гурьбой многочисленной через перевал, что "Двойной" величается, на соседнее ущелье поглазеть, да полазить там на вершины. Озеро Большое Алло там увидали - красы невероятной и с берегами сказочными и растениями редкостными.

Корень золотой, что Родиолой-то розовой правильно величается. растёт там в изобилии пребольшом. Сказывают люди, что настоять на спирту корешок такой - вещь знатная. Силу предает необыкновенную зелье сё человеку уставшему.

Залезла самая сильная братия из пришедших туда на вершину Зиндон, что по-нашему "тюрьма" кличется, да обратно потопали к вещицам своим в лагерь, что "базовым" именуется.

Пришли туда а консервы так уж надоели всем, что сил никаких нету. Свежего бы мясца откушать - вот о чём все мечтали ежечасно. Да и барашки с овечками везде по склонам травку щипали и блеяли соблазнительно. Только охраняли барашков тех пастухи несговорчивые. Никак не хотели хоть одного барашка альпинистам изголодавшимся ни продать ни поменять на верёвки подранные. Заскучали горько альпинисты от тоски по мясу свежему и шашлыкам несбыточным.
Но не долго скучали - пришёл один пастух по имени Абай-ага и слова молвил такие альпинистам закручинившимся:
"Баран скала упал. Баран умрал. Забирай баран. Мясо баран пропадать будет. Абай-ага не съесть много мяса."
Побежали молодцы барана того разделывать и мясо то перетаскивать в лагерь базовый.

Радоваться все стали и веселиться - прошла печаль-тоска у людей альпинистских. Но недолго радовались младые и борзые. Подошёл мудрый альпинист по имени Костя Рыбалко, весельчак неунывающий везде и завсегда, и молвил он слова дельные:
"Добры молодцы! А вдруг этот барашек "умрал" сначала а потом "упал" со скалы той придуманной пастухом? Вдруг больной барашек был, а мы откушать его все хотим? Подозрительно щедрый пастух-то вдруг стал. Ранее-то был не сговорчивым..."
Закручинились все сразу. Дело Костя бает. Вдруг и вправду сначала "умрал" а потом "упал". Снова стало грустно народу повеселевшему. Долго спорили и гадали, что же сперва было: "упал" али "умрал"( что с таджикского на русский как "умер" переводится).
Да порешили - не пропадать же добру - вымочить в марганцовке баранье мясо. Вымокло оно в растворе ядовитом десяток часов и вариться стало в казане огромадном. Сварилось мясо: много-много его получилось. Но никто откушать его не отважился. Один добрый молодец Костя Рыбалко наелся мяса досыта и посмеивался над другами своими. Остальное мясо высыпали подале от лагеря базового в кучу мусорную. До сих пор лежит оно там с 1979 году непонятно какого барана мясо: больного али здорового?.
А Костя Рыбалко поутру на гору полез со товарищи как ни в чём ни бывало. Бежал впереди всех аки баран моложавый.
Знать правду Абай-ага молвил про барана того: упал он однако сначала. а потом "умрал"!

Отлично! В избранное!

Башкавитый аднака, Костя Рыбалко:)

Светлый человек был Костя Рыбалко! Светлая и память ему и вечная! Лежит он на Победе с несколькими товарищами. совсем чуть-чуть не дойдя до вершины. Помянем добрым словом память его и дела его хорошие!

Хорошо, что Вы его помните и пишите, как о живом!

Здорово, что Вы пишете о нём, как о живом...Спасибо. Мне это близко.

Мудрый альпинист - сытый альпинист.
ПиаР компания образца 1979 года.

Действия Коли последовательны и логичны: предупредил товарищей об опасности, они реализовали меры предосторожности, поел мяса. Но действия остальных логике не поддаются. Зачем вымачивали и варили, чтобы потом выбросить?

реализовали меры предосторожности
***
вымочить в марганцовке баранье мясо

Ее в советское время еще и пили при кишечных недугах.

Ведущим синдромом хронической марганцевой интоксикации является паркинсонизм. Для марганцевого паркинсонизма, помимо замедленности движений, характерно грубое дрожание конечностей, головы, иногда и туловища. Свойственно нарастание неустойчивости при ходьбе с частыми падениями, застываниями. Нередко первыми проявлениями марганцевой энцефалопатии являются нарушение речи и глотания. Также марганцевый паркинсонизм сопровождается нарушением мышечного тонуса с формированием патологических поз и болезненными мышечными спазмами.

Часто возникают психические расстройства. В острых случаях наблюдаются спутанность, галлюцинации и другие психотические нарушения. При более постепенном развитии интоксикации возникают частые перепады настроения, быстрая утомляемость, снижение памяти, внимания, речевые нарушения. У многих больных отмечаются вегетативные нарушения (импотенция, слюнотечение, себорея, расстройства потоотделения) и нарушение сна.

Даже после прекращения поступления марганца в организм полное восстановление происходит крайне редко. Более того, прогрессирование заболевания может продолжаться даже после того, как накопление марганца прекращено.

Science News
Link Found Between Parkinson's Disease Genes And Manganese Poisoning
Feb. 2, 2009

Надурил вех, однако, Костя Рыбалко.

Новосибирские сборы в Ак-Тру, Горный Алтай, сентябрь-октябрь 1981 года.

Почти месяц жили, ходили из лагеря в лагерь на вершины, на Караташ, на Радистов, даже на Ак-Тру,
пекли в печке на улице хлеб, топили тогда еще живую баню у ручья, пили компот на жимолости.
Но все же в закромах продуктовых образовалась пустота.
Уходить вниз, уезжать домой еще не хотелось.
Собрали по карманам гроши и два гонца в один день длинный, сбегали в Курай, за рисом и сахаром.

Но заскучал народ на рисе и чае, хотя и с сахаром.
Собрались как то после обеда инструкторы да начучи немногочисленные,
во главе с Сергеем Николаевичем Кургиным, да вооруженные одним гладкоствольным,
да еще одним пулевым малокалиберным стволом, на охоту.

В темноте кромешной притащили почти волоком на веревке солидного такого рогатого Козла.
Глаза его дико блещут зелеными прожекторами в лучах наших фонариков
Бравые охотники бахвалятся, говорят- На скалы загнали и руками голыми взяли Козла!
(шепоток прошел - за 1 б. водки и кусок веревки в Курайской степи выменяли)
- Козла сторожить, сказал торжественно Сергей Николаевич. Это он нам нескольким разрядникам на предстоящий день отдыха.
- А мы всеми инструкторами поведем значков на штурм УПИ-2Б, закрывать им 3 разряд.
- Вернемся, устроим праздник с расстрелом Козла!

Утром, в темноте, дикий топот сборов отряда на УПИ.
Когда как бы все говорят шепотом но постоянно топчутся по тебе, и светят фонариками прямо в глаза
Мы жили в большой комнате домика Томского универа.
Наконец то все утихло. И вдруг через пару часов сновидений тревожный крик !!!
- Козел умирает!!!
Выбегаем на улицу. Козел был привязан к кедру веревкой. На рогах была петля удавка.
Он всю ночь крутился и довертелся - похоже веревка настолько сдавила рога.
В общем череп от сдавливания рогов треснул (показало вскрытие)

Как несколько городских альпинистов успели (извините добить) и освежевать Козла упустим...
Через два часа, у ручья, в двух больших алюминиевых 40-литровых кастрюлях,
в ледяной водице лежал Козел в виде полуфабрикатов.

Уже смеркалось. На тропе показалась унылая толпа полу- восходителей (не далась вершина УПИ).
- Бараньи лбы... пошел снег..., мы сделали все что могли... Бла-бла-бла... Жаль конечно. Грустно
- Ну ладно! Где Козел?! Где мое ружье!
- Понимаешь Сергей Николаевич, Козел ждал Вас, ждал, не выдержал и полез на крышу, чтобы первым Вас увидеть!
Подскользнулся, сорвался, полетел - Бац - разрыв сердца! Вон он уже в кастрюлях, к шашлыку готов!
Эх! Достались последние стратегические запасы спирта, и уже скоро сборы запели!

Наутро вышли на гору УПИ всеми сборами!
Пропахали снег, обошли бараньи лбы и закрыли таки значкам Третие разряды!

Поучительные сказания древних и мудрых. =)

Хорошо хоть, что не "старых и мудрых" (как у Искандера)))))

1990 год. Горная тройка в Фанах. Только забрали заброску на Искандеркуле и идем вверх по р. Каракуль (следующий перевал - Гридлик). Казалось бы не голодаем, но нашему великану в группе - Вите Б. (198 см) по его словам постоянно не хватает. Постепенно вживляет в сознание наиболее нестойких (тех, кто по-моложе) что нужно украсть или , в крайнем случае, купить барана. Пообедали возле переправы на правый берег и подходим к древнему завалу, за которым разлив реки, называемый озером Каракуль. Последний кош - ниже на левом берегу. Желудочно неудовлетворенный вдруг хватает монокль, долго смотрит в сторону коша и резко возбуждается. По его словам пастух только что зарезал барашка и тот еще трепыхается. Шлю Витю с еще одним бойцом и наперебой, выхватывая друг у друга монокль, наблюдаем за развитием событий. Пастух машет руками с чем-то явно не соглашаясь. Река шумит, до коша далековато и нам ничего не слышно. Все трое уходят куда-то за камень, после чего наши двое начинают возвращаться, явно что-то неся в обеих руках. В общем, пастух кроме шкуры оставил себе еще печень, половину ребер и курдюк. За все остальное наши переговорщики заплатили 100 рублей. Делать нечего - назначаю дневку на озере. Ставим лагерь на живописной поляне прямо над завалом. Отправляю троих к одиноко стоящей высоко на северном склоне арче. Завхоз ворчит, отказывается выдать лук и крупы (дневка не запланирована, есть продукты на запасной день, но впереди еще 4 перевала, один из которых - предполагаемый первопроход (теперь известен как перевал Юность, хотя мы назвали его Консесусом), другой - Сарымат - янво выше номинальной 2-А) и планирует как нас накормить только мясом. Мяса много, но едоков тоже хватает (12 человек). Рискуя распечатываем бензиновый НЗ ( в отместку за это несли потом дрова под последний перевал - Сарымат Западный). Находим и обзываем петрушкой и укропом похожие по виду и "вкусу" травы и (ура!) - целую поляну дикого лука. Шурпа, (при)копченые ребра, "шашлык", просто жаркое, опять шурпа. Утром после дневки обгладываем последние кости и с трудом выдвигаемся из лагеря. Зато Витя заметно повеселел, на завхоза больше не ворчит и не канючит.

А нам в 1987 году в Аксу Эльчибеков В.А. выделил на мясо живого барана в подарок. Зажаренного впрок в Ташкенте мяса было навалом, даже выбросили в речку мясо из 40-литровой кастрюли: не полностью укрыли его жиром, и оно пропало. Поэтому барашка живого мы не съели, увезли в Ташкент в закрываемом тентом от гаишников на постах грузовике. В дороге в жару разжиревший на горной травке Бяша, ставший совсем ручным, под тентом охотно, но часто портил воздух, а открываться толпе было нельзя. Кое-как доехали, а через несколько дней взяли его с собой в Дугобу, на второй сбор. На «пупе» Сельского Бяша вообще бегал за нами, как собачонка. В конце сбора, в последний вечер, его участь неохотно, но решили: не везти же опять в Ташкент! Вечером в общей палатке делились его силой: «тебе – печень друга, тебе – его глаз, тебе – его ножку, тебе – его язык - и т.д.». Было весело… Однако, Бяша всем отомстил: мяса мы облопались, но до шикарного туалета на отшибе под «пупом» уже не успевали – всю ночь у ближайших «точек» горемыки - «братоубийцы» маялись животами. О баранах в горах много историй...

"О баранах в горах много историй..." - Это уж точно... Никогда не забуду, как в 1987-м в Артуче пришли пастухи торговать У МЕНЯ наших девок... (девочки, простите, это, ей-Богу, не моя терминология и не моё мироощущение). При том, что я был просто участником... Думал, может, у инструкторов уже пробовали покупать - так ведь нет, явились адресно...

В восемьдесят восьмом, итальянцы забрасывались в АкСу вертолётом, таки двоих своих сотоварищей пешком отправили добираться, за ради того, чтобы корову живую с собой в вертолёт взять.
Мы потом с головы той бедной бурёнки такой плов сотворили...

Да уж, "в основе спорта-альпинизма ВСЕГДА стоял вопрос ЕДЫ".

Тоже в АкСу, только в 84-ом, пасли-пасли 2 баранов, съели по очереди, нам же их на еду дали, не играть. Жалко конечно... Но никто не болел, ребята умельцы, все правильно делали, хоть и городские.

80-ми десятые годы. Работаю в контрольно спасательном пункте Эльбрусского района. Поздно вечером приезжает водитель и приносит сбитого машиной зайца. Мне, как бывалому охотнику, выпадает честь его освежевать и приготовить. К двум ночи вся процедура окончена, а на следующий день, прихватив с собой зайчатинки, выходим на перевал ВЦСПС, чтобы размяться на 4Б Авиации и район заодно проверить на соответствие стандартам безопасных восхождений. Такая вот служебная командировка. Поставили на перевале палатку, основательно закусили свежатинкой, поспали и с утра выдвинулись в снежно-ледовый кулуар маршрута с твёрдым намерением в тот же день спуститься с горы и убежать вниз в КСП. И бодро так шли, часа четыре. Уже и гребень вершинный показался, но вдруг раздался трубный глас "Аа.." Это вышибло дно первому, самому нестойкому члену нашей команды. С криком "Бл..ха муха" в сторону полетели беседка и всё остальное, мешающее уединённому общению с природой. Посмеялись, но интим только набирал обороты. Через некоторое время радость общения с этой самой природой на снежно ледовом склоне стала всеобщим достоянием. Порывы энтузиазма не затихали. К вечеру, обессиленные выползли на вершину. В КСП в тот день мы так и не вернулись. В общем поели зайчатинки. А водитель, в результате, был принужден к покупке специального противоинфекционного средства в ближайшем продуктовом магазине.))

В 1976 году на Северном Тянь-Шане в ущелье Чон-Ак-суу, сильно оголодав за 20 дней маршрута, подошли к кошу и увидели вывешенные шкурки сурков. Я решил, что из них можно сшить шапку. Стал торговаться с хозяином и случайно обратил внимание на две вздувшиеся фиолетового цвета тушки сурка, над которыми роились мухи. На мои вопросы, что он с ними делает, и кто их ест, он ответил прямо: «Собаки эту дрянь не едят, хотел уже выкинуть, но тут смотрю вы идёте. Может, заберёте?». Уговаривать меня не пришлось – внутренне я давно был согласен. Возник вопрос – кто их будет потрошить. Сильный пол сразу ослабел, а вот наша единственная девушка по кличке "Тигрица гор" взяла нож и начала деловито их разделывать. При первом же операционном надрезе, некоторым мужикам схужело, а остальные предпочли отвернуться. Чтобы привести себя в психическое равновесие, стали активно нажимать на кумыс. Когда «хирургиня» вымыла тушки, они приобрели вполне аппетитный розовый цвет и уже не вызывали первоначального отвращения. Засунув их в автоклав, мы пошли вверх по долине. Правда, далеко уйти нам не дали крепкий кумыс, ударивший не только в головы, но и в ноги, и мысли о предстоящем ужине. Наверное из-за кумыса про марганцовку я не догадался, поэтому интоксикации мы благополучно избежали. Развели примуса и начали ждать приготовления, коротая время за преферансом. Через час проявились первые признаки нетерпения, но вскрытие автоклава показало, что никаких подвижек нет. Мясо, каким было жёстким до варки, таким и осталось. Пришлось пойти на крайние меры. Я закрутил намертво стравливающий клапан, включил на полную оба примуса и стал с интересом наблюдать, что же будет дальше. Глядя на мои манипуляции, картёжники бросили игру и с любопытством присоединились ко мне. Минут через десять клав начал приподниматься и изменять свою ориентацию в пространстве. Причина была видна невооружённым глазом – дно бидона начало выпучиваться. На всякий случай мы залегли за естественным бруствером из камней. Разгорелся спор, что произойдёт раньше: оторвёт крышку или лопнет автоклав. Оба варианта грозили нам потерей ужина. Тем временем у него начали раздуваться бока, но смельчаков подползти и выключить примуса не нашлось – видно у всех пропал аппетит. Ещё пару минут, раздался хлопок, крышка изогнулась и из под неё начала хлестать струя перегретого пара. Этот принцип работы крышки в качестве предохранительного клапана через десяток лет Витя Николаев положил в основу своей конструкции автоклава. Поняв, что бидон уже не взорвётся и ужин спасён, я подошёл к примусам. Манометр показывал рекордное давление – две атмосферы! Последние минуты ожидания были самыми томительными. Терзаемые муками голода, все хотели немедленно приступить к обжорству. И чудо свершилось – праздник живота начался. Оказалось очень вкусно. Мясо напоминало по вкусу кролика, но по жёстче и будто немного поперчённое. Наелись до отвала и улеглись в палатку, в ожидании признаков отравления – всё-таки тушки были не первой свежести. Разгорелся спор о том какую крышку сорвёт первую: снизу или сверху. Я на всякий случай вогнал красную ракету в пускач, чтобы при первых же симптомах успеть подать сигнал SOS. На удивление всё обошлось.

Свежее мясо сурка имеет не очень приятный вкус. Один охотник как-то посоветовал в Караколе отмочить его на ночь в проточной воде. Неприятный вкус исчезает - пробовали несколько раз.

Под Революцией местные пастухи охотились на сурков из-за жира. Они их свежевали, жир обдирали для применения в медицинских целях, а тушки меняли у нас на сахар. Готовили мы их по простецки, варили со всякими специями. И помниться, было очень аппетитно.

Супер!
"Королева в восхищении!" (с).

И ведь - именно ТАМ и именно ТОГДА всё сложилось, по обыкновению, к лучшему: "закрыли таки значкам Третие разряды!".
"Мы таки не можем ждать милостей от природы. Таки взять их у неё - таки НАША задача!".
Вот откуда он - неизбывный оптимизм взращённых в СССР!

Классные байки вы тут травите, вспомнились все бараны, сурки, козлы, благодаря которым "таки закрывали разряды". Веселая им память!