Шамони-мечта под крышей неба
Ореол легендарности устойчиво приклеился к Шамони, много слышал об этом месте еще до приезда. Что же в нем такого необычного?
Для меня познание Шамони растянулось на два года, первый раз приехал сюда прошлой зимой, что бы провести здесь неделю и покататься пять дней. Наша боевая подруга Аня Ханкевич, снимала в Ле Туре маленькую комнату на сезон, любезно уступила ее на время своего отсутствия. На вокзале нас встретил Андрей Британишский, который (случайно ли) то же проводил сезон в Шамони и отвез в Ле Тур. Там нас встретил Виктор, который снимал большой дом, вбивая очередной гвоздь в вопрос, что же привлекает сюда всех этих людей?
Тогда, год назад, я записал пару произошедших со мной историй, пожалуй пришло время их опубликовать.
2012: Посмотрел Шамони, все тут очень нравится. Большие горы пугают своей высотой. На крышах кучи снега, много людей, место супер популярное. Можно встретить кого угодно: местные альпинисты это не тот самый «советский» бородатый образ, в Шамони это молодые падонки, наркоманы и хиппи, вон мимо пошел со ски-туром мужик в рубашке и джемпере. А вот и русские туристки, в малиновом комбинезоне со стразами.
2013: В этом январе уже чувствую себя как дома. Нас заботливо встречает Аньез Дюкро, представитель офиса по туризму. На этот раз селимся почти в центре, в известном «розовом» доме у хозяйки мадам Жоржет, ей 84 года, но она выглядит на 15 лет моложе, играет в покер и пьет Бренди с подругами. Открыв деревянные ставни у окон открывается вид на Монблан, облака цепляются за зубья. На центральной улице как обычно снуют люди, здесь зазывают покупателей магазинчики всех уважаемых мировых брендов, заметен упор на фрирайд снаряжение. После катания все барчики заполнены людьми в лыжных ботинках с пивными бокалами в рукам. Здесь можно встретить кого угодно, Шамони мекка мировых лыж. Как раз в это время здесь проходил этап Фрирайд ворлд тура, с прямой интернет трансляций заездов и долгой и шумной церемонии награждения в конце. Местная достопримечательность, житель Шамони, двукратный чемпион мира по фрирайду Орельен Дюкро падает на бэкфлипе, я расстроен.
Особенность Шамони, фактически это пять самостоятельных (не объединенных подъемниками) курортов расположенных в долине.
Агюль-Дю-Миди экскурсия на самый высокий в Европе подъемник, из Шамони с 1035 на 3842 метра. Спуск в Белую долину или экстремальные кулуары на северной стороне.
Бревент-Флежер, самая большая область на солнечной южной стороне горы, там всегда много людей, подняться можно прямо из Шамони или из деревушки Ле Праз. Именно там на пиках горы проводится этап FWT.
В сторону Женевы первым по дороге вас встречает Лез Уш, семейный курорт, подъемники всего до высоты 1800 метров, но именно здесь больше всего трасс для новичков. Тем не менее со склонов Лез Уша стекает одна из самых знаменитых в мире трасс для скоростного спуска-Кандагар, входящая в кубок мира, а еще отсюда начинается восхождение на Монблан по классическому маршруту.
В сторону Швейцарии первым лыжников встречает Ле Гран Монтес или Аржентьер с перепадом 1252-3275 метров. Второй по высоте в Шамони. Это место считается самым фрирайдерским, в результате вся гора покрыта раскатанными буграми. Зато отсюда начинаются самые любопытные фрирайдерские спуски, через гору в сторону Белой долины, они сопряжены с трудным выходом внизу через обледеневшие кулуары, иногда не обойтись без веревки. После полуторачасового подъема возможен спуск на другую сторону горы в Ле Тур, мимо одноименного ледника. Когда уже нигде нет снега, здесь он будет, это приятно.
Ну и совсем одной ногой в Швейцарии Ле Тур 1462-2270 и Валорсин 1264-2270 метров. С одной стороны тут большой полигон для новичков, огромная пологая гора с бугелями, на которые отдельный «щадящий» ценник, а с другой это отличное фрирайдерское место, где всегда меньше людей, а значит больше не раскатанного снега. В сторону Валорсина множество крутых спусков, но и не проезжаемых скал.
Такая разбросанность курортов кому то может не понравится, но повторюсь, это как отдельные места объединенные общим ски-пассом, на машине этого совсем не замечаешь, без нее можно передвигаться на удобном бесплатном ски-бассе, который в часы пик ходит каждые 10-15 минут. Но если жить не в Шамони, то нужно помнить что например из Ле Тура в Лез Уш, или наоборот час езды на автобусе.
2012: История о разнице в менталитетах. Встаю 7 утра, еще темно, за окном освещает горы огромная луна. На затрак яишница с помидорами и сыром, кофе, все складывается удачно. Планирую спуск в белую долину и поэтому хочу приехать на ски-басе к 9 на подъемник, для этого нужно успеть на автобус в 8.25 ведь ехать полчаса, а следующий только в 9 утра. От дома до остановки нужно в обратную сторону пересечь автостоянку метров 300. Выхожу и вижу как автобус отходит на пару минут раньше расписания. Бегу в расстегнутых ботинках наперерез, успеваю к выезду с парковки. Вокруг абсолютно пустынно и свежо, я в Ле Туре на конечной остановке, с лыжами в горнолыжных ботинках. Стою напротив знака кирпич на выезде, следующий автобус через полчаса, сквозь огромное лобовое стекло водитель автобуса журит меня пальчиком и проезжает мимо! Вот скажите, вы можете представить такое в России? Что бы общественный транспорт чутко не притормозил? А кто еще считает водителя идиотом?
…Выслушав эту историю Аньез Дюкро закурила тонкую длинную сигарету и щурясь сквозь круглые очки только и произнесла «вот дурак!»
На обратном пути ситуация переменилась с точностью до наоборот. Феномен продолжился. Случайно сев не в тот автобус, водитель догнал другой автобус и по рации вызал водителя, тот приторморзил, и терпеливо ждал пока я перебегу одного в другой. Тут надо упомянуть что (помимо прочего) автобус вообще то бесплатный. А такую заботу о туристах вы можете представить?
В Шамони два вида ски-пасса, «Шамони Ле Пасс» (в него не входит Агюль Дю Миди и Лез Уш) и куда более любопытный «Монблан Анлиметед», в него наоборот дополнительно входит Итальянский Курамайор и Швейцарский Вербье. В Вербье примерно 64 км пути ходит автобус за 23 евро, в Курмайор несколько бесплатных по ски-пассу автобусов в день, через уникальный 11 км тоннель под Монбланом, дорога занимает полчаса. Таким образом можно совершить сафари по трем странам. Я катался во всех этих местах и могу сказать, даже совершая два-три уникальных фрирайдовых спуска в день в течение двух недель подряд, вы ни разу не повторитесь! Но настоящая звезда Шамони, «самый длинный спуск в мире», 23 км пути – «Белая долина».
2012: История вторая. Белая долина-ледяное царство Шамони.
Автобус из Ле Тура тарахтит полчаса, и вот я уже в самом центре Шамони, у подъемника Агюль Дю Миди 1035. Оказывается это не так просто, сначала пришлось полчаса подождать вагончик, сам подъем до высоты 2300, длится всего 8 минут, пересадка и практически вертикально вверх, без единой опоры еще за 8 минут вагончик выходит на 3777 метров, еще немного на лифте, и ты оказываешься на остроконечном пике 3842 метра. Температура -22 свежо, пальцы мерзнут даже в перчатках, просто от того что ты сдавливаешь в руках камеру. Горизонт сходится с небом и землей километров через 100. Под ногами на Шамони отбрасывают тени остроконечные пики. С Монблана рекой течет ледник…
Самое сложное в спуске по белой долине это дойти до начала спуска 200 метров вдоль пропасти, держась за канат (как говорит Аньез, тропинку специально поливают водой, иначе она просто рассыпется от сотен лыжников каждый день) лыжи под мышку и крепко схватишись за веревку лезу вниз. Мимо идет группа с гидом в кошках связанная веревкой, становится не по себе…
«Сноубордист снял доску провалился и умер», таких историй полно в Белой долине, поэтому обязательно нужно делать такую прогулку с гидом, использовать обвязки, веревки и карабины.
Один за другим стартуют лыжники и потом просто исчезают на огромном поле, словно превратившись в муравьев, маршрут идет прямо по леднику. Кое где приходиться преодолевать натечный лед, затем поле на котором сходятся две долины.
Подъем пешком по ступенькам выводит на финальный траверс назад в Шамони, делающим этот спуск таким рекордным по расстоянию.
В этом январе условия совсем другие, меньше людей, больше снега, тропинка к началу спуска мягкая и безопасная, никакого стресса. Мы с Андреем Британишским прокладываем путь по более сложному и крутому маршруту через укрытые толстым снежным одеялом ледники. Здесь сам спуск представляет большую спортивную ценность.
Выбравшись наверх из Белой Долины попадаем в Монтенвер 1913. Сюда ведет уникальный поезд с зубчатым приводом, открытый еще в 1908 году. Давно хотел оттуда скатиться, на пути удачно встречается тоннель-укрытие в котором едет поезд, дроп с него украсил видео и фото.
Слово уникальный сквозит через всю эту статью, что тут говорить, если вы еще не были в Шамони-вы не увидели Альпы. Мог бы еще много рассказать о роли Шамони в истории альпинизма и горных лыж, но это слишком долго в рамках этой статьи, просто обязательно посмотрите видео.
Автор: Иван Малахов (Columbia, Head, Giro, Actioncams.ru)
Фотограф: Андрей Британишский (www.andreybritanishskiy.com)
Огромная благодарность за помощь в подготовке этой статьи канатные дороги COMPAGNIE DU MONT BLANC, OFFICE DE TOURISME DE CHAMONIX и лично Agnes Ducroz!
Ознакомиться с дополнительной информацией можно на сайте: www.chamonix-montblanc.ru
19
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий