Каникулы в Грузии

Пишет Mishgan, 22.02.2013 14:39

Каникулы в Грузии (Ски-тур, грузия, отдых, ски-тур, гудаури, сванетия)

Как-то раз, собрались Настя с Леной пойти на Хана. И пошли. А пока шли, познакомились с двумя Грузинами. Сходили они на Хана вместе, а затем Нико с Афи приехали к нам в гости в Бишкек. И много интересного про Грузию рассказывали. Да еще в гости зазывали. «А почему бы и не поехать» - подумали мы. И поехали.

Лето у нас время горячее, работы много. Поэтому ничего не оставалось, как ехать туда зимой. А что можно делать зимой в Грузии? Правильно – кататься на лыжах. Купили себе чехольчик для лыж (раньше как то без него обходились), упаковали всем, чем надо, и в путь.

Сборами и подготовкой к поездке мы решили себя сильно не обременять, надеясь на помощь и советы друзей из Грузии. Так он и вышло.
Основным консультантом у нас был Нико. С его рекомендаций, перед поездкой нам нужно было, только, определится с основным местом пребывания в Грузии. Вариантов было предложено три. Первый – Бакуриани. Со слов Нико – хорошее место для семейного отдыха, с детьми и т.п. Ну это не для нас. Дочка остается с бабушкой и дедушкой дома. Так что сразу минус один вариант. Второй вариант – Гудаури. Большой курорт с подъемниками, километрами трасс и прочими радостями для отдыхающих. Третья опция предлагала посетить загадочную Сванетию – хорошо известное место с чудесной природой и большими возможностями для скитура. И вроде как новую лыжную базу там построили.
Каникулы в Грузии (Ски-тур, грузия, отдых, ски-тур, гудаури, сванетия)

Нико нас очень уговаривал поехать в Гудаури, мол, там здорово будет. Но слово «большой курорт» нас немного смущало. В мыслях сразу возникали толпы чайников сбивающих тебя на трассах, раскатанные в хлам склоны и т.п. А нам хотелось красивых видов, нетронутых склонов, леса, Сванских селений с башнями. И стали мы метаться как юная разведчица, в поисках нужного решения. Но задача, похоже, была не решаемой. И в итоге мы решили принять самый надежный план: «Ай, хрен с ним, на месте разберемся!». Только на всякий случай в Тбилиси проживание забронировали. В этом нам хорошо помог Tripadvisor. Хвала ему!

Летели мы из Алматы в Тбилиси. Билеты купили всего за несколько дней до вылета, и удачно попали на акцию Эйр Астаны. Так что билеты в два конца обошлись нам всего за 293 американских денег. В аэропорту Тбилиси, очень порадовали нас пограничники. Все прошло быстро, без очереди и толкотни, с улыбкой на лице и пожеланиями приятного путешествия. А за зданием аэропорта нас встретили, сначала свежий ветерок, затем не менее освежающий дождик и наконец слегка назойливые, нагловатые таксисты. Впрочем, эти товарищи, по-моему, везде одинаковые. А может это просто работа у них такая. Недолго торгуясь, мы уселись в такси и помчались в Тбилиси. Прогулки по узким мощеным улицам старого города окончательно нас уморили после бессонной ночи, и мы пошли отдыхать.

Вечером нас разбудил звонок Нико, который уже освободился после работы. Вместе мы поехали на встречу с Грузинской кухней в одном из местных кафе. Хинкали, хачапури, саперави, шашлык и еще забавные разноцветные котлетки из овощей со специями, название не помню, но это не важно. Важно то, что все было очень вкусно и всего было много. Здесь же мы впервые, познакомились с грузинским гостеприимством и его особенностями. Нико, совершенно не скупясь, все заказывал и заказывал новые порции еды и вина. Мы были даже слегка ошарашены. Платить за все удовольствие нам, конечно, просто не позволили. Но когда мы вроде бы досыта наелись и напились, поняли где подвох. Нико объяснил, что если вы уж пришли в гости и хозяева вам рады, то отказываться от угощения НЕЛЬЗЯ. А если уж отведали угощения, то и оставлять на столе ничего тоже НЕЛЬЗЯ. Все что вам предложат, а в особенности вино и прочие спиртные напитки, должны быть использованы соответствующим образом. Все конечно было сказано шутя, но как все знают – в каждой шутке есть доля правды. Поэтому, через час-полтора, с трудом доедая шашлык и допивая чудесное грузинское вино, мы выкатились из-за стола и поползли к набережной Куры. Прогулка на свежем воздухе после такого ужина, была просто необходима.
Каникулы в Грузии (Ски-тур, грузия, отдых, ски-тур, гудаури, сванетия)

На следующий день мы продолжили культурную программу поездки. Посетили пантеон, где захоронены известные люди Грузии и прогулялись на вершину горы Мтатсминда (Священная Гора) возвышающейся над старым городом. На вершине горы, в сосновом бору, построен огромнейший детский парк. Сразу проскочила мысль – «была бы доча с нами, и нам отсюда не уйти». Интересно, как там бабушка с дедушкой сейчас поживают, улыбнулись мы, и побежали по аккуратно вымощенным тропинкам. От парка через бор и далее по холмам проложен маршрут для отдыхающих длинной в несколько километров. Здорово вот так прогуливаться на высоте птичьего полета над городом. По пути то и дело встречаются спортивные площадки. Похоже народ тут и бегает. Хорошая тренировка будет, если оббежать весь маршрут.

После обеда Нико повез нас на экскурсию к старому монастырю Джвари и в древнюю столицу Грузии – Мтсхету. Возраст и красота этих мест очень впечатляют. Мы говорим Нико, что у них интересная, богатая историей страна, много замечательных памятников сохранилось. А он смеется, - «говорит что в Грузии смотреть нечего, везде все одинаково – храм, монастырь, кладбище». По-моему только ради этого и можно ехать в Грузию. Но только не в этот раз.
Вечером еще успеваем съездить посмотреть на ближайшую лыжную базу (всего 15 км от города), забежать в местный болдеринговый зал, даже зайти в гости к президенту Грузинской Федерации Альпинизма. Но после того как нам сказали что есть чача, мы поняли что дело плохо. Отказываться ведь НЕЛЬЗЯ…)))
Каникулы в Грузии (Ски-тур, грузия, отдых, ски-тур, гудаури, сванетия)

Следующим утром мы собрались ехать в горы. Нико все же уговорил нас поехать в Гудаури, и надо сказать не зря. Потому что Гудаури это супер. Гудаури – key to Good Aura, как гласит один из слоганов.
Бюджет на поездку у нас был скромный, и на такси до Гудаури мы особо не расчитывали, поэтому в шесть утра мы штык были на вокзале и дожидались своей маршрутки. 5 лари с носу и поехали. Неудачно сев на задние места нас изрядно укачивало. Вдобавок к последствиям принятия вчерашней чачи вся дорога превратилась в борьбу с тошнотой. Но вот осталось пару десятков километров до курорта. Пейзаж за окнами буса приобрел исключительно белый цвет, замелькали склоны, кулуары, гребни. Тошноту как рукой сняло. Мышцы напряглись, глаза увлажнились, чувства обострились, как у хищника перед решающим прыжком. Так и у нас в предвкушении катухи.

Маршрутка высадила нас у гостиницы Марко Поло. Пока мы переодевались, Нико успел достать нам скипасы на два дня. Халява, сэр! Мы сели на подъемник и полетели. На конце второй очереди появился небольшой деревянный домик. Из-за метровых сугробов выглядывает лишь крыша да пара окон – это Хижина, наше пристанище на несколько дней, которые мы собирались провести в Гудаури. Построили Хижину в восьмидесятых годах, когда создавался курорт. Она мне очень напомнила альпийские хижины, которые я видел в Швейцарии и Австрии. Очень уютное местечко. На первом этаже расположен бар-кафе, куда в течение дня собираются толпы катающихся на обед. На втором этаже три комнаты. В каждой от трех до шести кроватей. Туалет на этаже. Не отель, конечно, но зато уютно и недорого. С нас взяли по 30 долларов за ночь с завтраком. Вечером в хижине становится тихо и спокойно. Все отдыхающие, за исключением тех кто живет в хижине, исчезают в направлении поселка Гудаури расположенного на 500-600 метров ниже. Вечером сюда уже не приходят, так как подъемники останавливаются в 4-5 вечера. Вот тогда и начинается идиллия. Можно посидеть в баре у камина, почитать книгу. Для любителей потупить в интернете. На всем курорте работает халявный wi-fi. Особо романтические натуры могут просто выйти на улицу и наслаждаться безумными красками закатов на фоне кавказских гор. Тишина и спокойствие - если это то, что вы ищите, то хижина вам обязательно понравится.
Каникулы в Грузии (Ски-тур, грузия, отдых, ски-тур, гудаури, сванетия)

В первый и последующий день в Гудаури с погодой нам не повезло. Практически все время стоял туман, лишь изредка открывая небольшие окошки ясного неба. О скитуре естественно не было и речи. И мы, не сильно унывая, посвятили себя беззаботному катанию по безупречно гладким вельветовым трассам. Оных там столько, что даже после второго дня катания я с трудом ориентировался, где и куда ехать. Временами я с Нико выезжал за трассы, в надежде найти хоть немного целика, и почти каждая такая попытка превращалась в выживание. Корка и борозды оставленные предшественниками не оставляли никаких шансов на получение удовольствия от катания.
На третий день прогноз обещал нам хорошую погоду, и мы начали мысленно готовится к скитурной вылазке куда-либо. Больше всего хотелось прогуляться к монастырю Ломиси. На Риске перед отъездом я прочитал очень красочный и позитивный отчет об этом маршруте. Нико сказал что он не очень сложный и займет 2-3 часа подъема. Как раз то, что надо.

Затем всю ночь шел снег. Насыпало сантиметров 15 снега. Не очень много и, пожалуй, не критично в плане лавинной опасности. Но облачность стояла низкая, по склонам плавал туман, и видимость была ограниченной. С местностью мы не знакомы, карты района у нас тоже не было, и мы решили отменить поход, дабы не искать приключений на одно место. Взяли скипасы на один день, и пошли кататься на трассы. Пару раз мы съехали по нижним трассам, которые раскатывали два дня подряд. Но ощущения были совершенно новыми после свежего снегопада. А ближе к обеду все разъяснилось. Включили верхние канатки. И тогда я познал всю прелесть катания в Гудаури. Две горы Садзеле и Кудеби. Садзеле по масштабам сравнима с Каракольской горой, Кудеби немного поменьше, но тоже очень интересная. И в отличие от Каракола, там абсолютно нет никакой растительности. Т.е. мест для катания ничем не ограничены вовсе. Разве только небольшимим скальными поясами и гребешками. Экспозиции можно выбирать любые. На Садзеле только северный склон недоступен, так как ведет в другое ущелье. А какой был снег наверху… Сверху свежий пухлячок, нижние слои достаточно плотные, и образуют хорошую подложку, так что даже новичкам кататься не трудно. Короче накатались мы в этот день так, что на ногах еле стояли. Оторвались за все три дня.
Каникулы в Грузии (Ски-тур, грузия, отдых, ски-тур, гудаури, сванетия)

Вечером после ужина решили прогуляться. Что-то наскучила нам эта идиллия за последние дни. Надели лыжи и поехали вниз в поселок. Там зашли в гости к другу из Украины. Вова уже сначала зимы работал инструкторами в компании Snowlab. Звал нас жить к себе в небольшой хостел. Говорит недорого у нас, можно жить и питаться примерно за 20 долларов в день. Условия конечно соответствующие. Но зато весело. Там у них постоянная тусовка, и народ свойский. Поболтали, посмотрели фильмы и начали обратно собираться. Кто-то пошел на вечернее катание, а мы приклеили камуса и пошагали наверх. До хижины набор 500 метров, время - десятый час, и как назло холодный ветер включили, продувает до костей. Через полтора часа, при свете фонариков, стуча зубами мы добрались до хижины. Вот оно спасение, казалось бы. Но как это обычно бывает в таких случаях, когда вроде бы все сложности позади. Я подхожу к двери резко дергаю её, и совершенно неожиданно получаю сокрушительный удар в лоб. Засов выпирающий из двери в этот раз почему то оказался на уровне моей головы. А раньше днем я ещё заметил что он был замотан тряпкой, которой в тот момент не оказалось на месте. Похоже я был не первый)).

Заключительный день погода совсем наладилась. С вечера у нас была еще мысль сделать небольшой скитур на Бидару. Эта гора просто манила своими белоснежными формами. И туда запросто можно было пойти на полдня. Но из-за сильного ночного ветра многие склоны оказались задутыми. Это могло оказаться сложностью для Насти, да и для меня тоже. Еще я побаивался возросшей лавинной опасности из-за ветровых переносов снега. К тому же ночные похождения окончательно отняли силы у моей напарницы. Настя осталась отдыхать, а я умчался на Садзеле, что бы в заключительный раз взглянуть на Казбек и попробовать новые склоны.
На этом закончилось чудесное время в Гудаури. В два часа мы загрузились в маршрутку, и отправились обратно в Тбилиси. Но это еще не конец. От возможности посетить Сванетию мы не отказывались. К тому же это было у нас приоритетное направление передвижения в Грузии. Нико с нами в этот раз уже поехать не смог, но в Местии нас уже ждал в гости Афи. Добратся до Местии можно было двумя путями – по земле и по воздуху. Туда регулярно летает небольшой Канадский самолетик и всего за 75 лари можно купить билет в одну сторону. Беда только в том, что регулярность вылетов сильно зависит от погоды в Местии. И рейс могут запросто отменить за 15 минут до вылета. Наземный же путь представляет собой 10 часов сидения в тесной маршрутке, боли в коленях и онемевшей задницы. Маршрутки отправляются из Тбилиси каждый день в 6 утра. И становится понятным, что поймать двух зайцев не получится. Если самолет не полетит, то и на маршрутку мы не успеем. А лишних дней у нас нет. Выход один – едем на маршрутке.
Каникулы в Грузии (Ски-тур, грузия, отдых, ски-тур, гудаури, сванетия)

С утра пораньше, запася бутербродов и чая в термосе мы покинули автовокзал на плотно набитом людьми и посылками мерседесе. По правде сказать я совсем не жалею что мы выбрали именно этот путь. Дорога была очень интересной. Мы проезжали ущелья и реки, поднимались на перевал. Затем подъехав поближе к Черному морю, оказались как будто в другой стране. Пальмы, мандарины, теплынь. Дома совсем не похожие на наши, и все как братья похожие друг на друга. Двухэтажные, с мансардой и витой лестницей. Для меня это все в новинку было. По пути было много остановок, и одна из них в небольшом городке под названием Зугдиди. Там мы набрали местных мандаринов, и лопали их всю оставшуюся дорогу. А дорога тем временем вновь начала забираться в горы и виться серпантинами. На пути много оползней, но работает техника. Похоже это природное явление здесь не редкость.

В Местию мы приехали к 4 вечера. Знаменитые Сванские башни сразу бросаются в глаза. Вокруг только горы поросшие лесом и снежные вершины над ними. Центр Местии совсем недавно обновили. Построили или реставрировали старые дома, вымостили улицы. Видно что деньги на развитие туризма сюда вкладывают немалые. Думаю если дело не застрянет скоро Местия будет походить на какую-нибудь милую Швейцарскую деревушку в Альпах.
Как только мы вышли из маршрутки, нас сразу встретил Афи. Объятия. Мы с Настей заметили что все у них горячо друг друга приветствуют. Люди на улице обнимаются и целутся при встрече. Неважно мужчины или женщины. Всегда улыбаются проходя мимо друг друга. К нам тоже все относились очень доброжелательно. Часто мы слышали «Здарова», вместо привычного «Гамарджоба». «Почему?» - спросили мы у Афи. Дело в том, объяснил он, что это приветствие осталось еще со старых советских времен. Когда здесь ходило много русскоязычных туристов. Сейчас туристов в Местии наверно не так много, но люди привыкли к этому, и до сих пор пользуются.
Каникулы в Грузии (Ски-тур, грузия, отдых, ски-тур, гудаури, сванетия)

Жили мы у Афи дома. Сам он родом из Сванетии. И к тому же опытный альпинист-высотник. Он знал все окрестности как свои пять пальцев. Поэтому лучшего проводника нам было не найти. Вечером мы вместе выехали на дорогу, ведущую в Ушгили, и прокатились до ближайшего поселка. Афи показал нам, где нахдоится его родовой дом. А на обратном пути нас застали сумерки, и мы издали увидели красоту вечерней Местии. Все старые постройки и башни были специально подсвечены, и все селение будто сверкало желтым пламенем. Незабываемый вид. Вечером мы и семья Афи, жена Лейла и два сына Миша и Ислам собрались на кухне. Трещат дрова в печке, на столе лежат хачапури приготовленные Лейлой. Афи разливает настоящее домашнее грузинское вино. За встречу, за друзей, за все хорошее … любят пить вино в Грузии. Так закончился наш первый день в Сванетии. В теплой домашней атмосфере.

Планы на следующие два дня были однозначными – скитур. Ради этого все и затеивалось. Надо было наверстывать упущенное. Решили начать с простого. Доехали до горнолыжной базы. Сели на подъемник и поднялись на вершину гребня оттуда несложный путь вдоль гребня до небольшой вершины с телевышкой и обратно тем же путем. Для катания не очень интересно, зато посмотрели на весь район. С гребня хорошо видны ближайшие ущелья, вершины и ледники. Вдалеке массив Шхары, чуть поближе Тетнульд, и совсем рядом Ушба. Как много я слышал и читал про нее. И вот она прямо передо мной.
С гребня хорошо было видно, что деревни находятся совсем недалеко друг от друга. И можно было бы ходить на лыжах из одной деревни в другую. Только было бы, где остановится.
Во время этого похода я уже присмотрел следующий маршрут. Нужно было подняться по крутым склонам севернее Местии и подняться на плато, протянувшееся по направлению к Ушбе. А там уже насколько сил хватит. Об этой идее мы поведали Афи, и он одобрил её. На следующий день утром он отвез нас на окраину села, и показал дорогу, по которой можно было бы преодолеть крутые поросшие лесом склоны. Пройдя немного, мы обнаружили следы снегоступов и лыж. Не знаю, были ли это местные любители экстрима или приезжие, но тропа была сделана грамотно и удобно, поэтому мы с радостью решили воспользоваться ей. Тропа привела нас окраину плато, откуда открылся замечательный вид на Ушбу.
Каникулы в Грузии (Ски-тур, грузия, отдых, ски-тур, гудаури, сванетия)

Там мы устроили пикник, немного фотографировали, затем прошли еще немного и наконец преодолели километровый набор высоты. Настя уже подустала. Пора разворачиваться. Спуск дался нелегко. В верхней части еще удавалось найти пухлый снег. Но как только мы спустились в зону леса, начались беспощадные коряки. Лыжа то у дело проламывала наст, и ныряя под него. Лыжи не слушались. Большую часть пути пришлось спускаться техникой поворота упором. Под конец Настя даже сняла лыжи и пошла пешком. Ей в этот день досталось по полной программе. Но все хорошо, что хорошо кончается. Спуск обошелся без падений и травм. Хорошие фотки и положительные эмоции тоже при нас. А больше ничего и не надо.

На заключительный день мы решили уже ни куда не ходить. Подустали, да и погода начала портится. Погуляли по Местии, накупили сувениров домой. Побывали в музее Михаила Хергиани. А на ужин устроили вечер азиатской кухни, для хозяев.
Утром снова в маршрутку до Тбилиси и на самолет. До свидания загадочная Грузия, до встречи дядюшка Кавказ. Хотелось бы вновь увидеться с вами. Теперь может летом или осенью.
Большое спасибо друзьям за радушный прием и гостеприимство.