Пишет lomiga, 09.01.2013 02:14

Ретро. Не традиционное приземление на параплане в ущелье Псыган-Су.Центральный Кавказ. (Альпинизм, суган, ершов)
Случилась эта история около 20 лет назад...

В ущелье Псыган-су, под склонами пер. Зюзина расположился базовый лагерь Днепропетровской экспедиции. В кармане между мореной и осыпным склоном было относительно ровное пространство. Там среди травянистых полянок и стояли палатки альпинистов. Ближе к маршрутам ничего более подходящего для обустройства лагеря уже не было.
В экспедицию поехал Юрий Артемьевич Ершов – легенда днепропетровских экстремалов старшего поколения. Помимо достижений в альпинизме он перепробовал и перезанимался ещё как минимум 80-ти видами спорта. Водные лыжи, парашют, коньки, горные лыжи, дельтаплан, танцы- легче назвать то, чем Ю.А. не занимался.
В те годы стремительно набирал популярность парапланеризм и Ю.А активно включился в пропаганду этого увлекательного занятия среди днепропетровских альпинистов. Он нелегально привез в экспедицию свой параплан с тайной надеждой спуститься на нём с какой-нибудь вершины. Нелегально – потому что руководство альпиниады отрицательно смотрело на подобный способ спуска, как на потенциально опасный.
И вот в первый же ясный день Юрий Артемьевич объявил постояльцам лагеря о своём первом пробном полёте. Он поднялся на пару сотен метров вверх по склону, поймал нужный поток и удачно взлетел над ущельем. К радости зрителей Ю.А. стал закладывать вираж для спуска. Приземление он запланировал на небольшом свободном пятачке земли с мягкой зелёной травкой. Всё остальное пространство было непригодно для посадки. Там стояли либо палатки, либо островки крупных камней, либо ручьи с ледяной водой.
Как это нередко бывает в горах, восходящий поток неожиданно пропал. Ю.А. направил свой летательный аппарат на выбранный заранее «аэродром». Но он не учёл желание местного скота (вездесущие коровы и грациозные лошади) в этот ясный денёк пощипать сочной зелёной травки. А росла эта самая травка в изобилии только на месте базового лагеря. И особенно буйно – на месте предстоящего приземления нашего отчаянного парапланериста.
Увидев ,что место занято, Ю.А. сверху стал отдавать приказы: «Уберите корову!», «Уберите лошадь!» Но времени на выполнение этой просьбы у зрителей уже не осталось… Изменить траекторию спуска и найти новое безопасное место приземления –тоже. Ю.А. из двух зол – корова или лошадь- выбрал первое, и смачно приземлился прямо в корову. Та от неожиданности бросилась было наутёк. Но погасший купол параплана вкупе со стропами не позволил ей это сделать изящно и быстро. Видевший всё это безобразие местный пастух естественно предъявил «ноту протеста» руководству альпиниады. И во избежание международного скандала утром следующего дня в распоряжении по лагерю был зачитан пункт: «Воздушное пространство ущелья Псыган-Су закрывается для полётов летательных аппаратов впредь до особого распоряжения.»
Юрий Артемьевич сказал: «Вы ничего не понимаете в парапланах».Собрался и вскоре уехал на склоны Эльбруса. Там он продолжил опасную игру с восходящими и нисходящими потоками.
Кстати , не смотря на своё первое 80-летие Юрий Артемьевич Ершов продолжает ездить по белу свету в самые экзотические места . К параплану он несколько охладел, но зато с неиссякаемой энергией пробивает сейчас в администрации области свой проект постройки подвесной канатной пассажирской дороги вместо неудавшегося днепропетровского метрополитена…
P.S. Днепропетровское метро получилось согласно книге рекордов Гиннеса самое короткое – всего 4 станции…
Вид на Суганский хребет: Нахашбита, Малая Нахашбита, Допах.
Вид базового лагеря.
Снега в Сугане о-о-о-чень много.