Bergamo Alps 2012 май

Пишет nastasjab, 07.01.2013 00:17

Приближается весна, и если кто-то планирует пребывание в районе Бергамских Альп (Лекко), то эта информация будет полезна. Рассказ был опубликован ранее, но на Риск решила выложить только сейчас. Статья больше практичная, чем художественная.

На майские праздники была запланирована поездка в Италию, а вместе с ней и планов громадьё: спортивные маршруты, альпинистские маршруты и мультипитчи. Но их подкорректировала погода. Центральным событием было восхождение на Grignetta (Grigna Meridionale) по маршруту Cresta Segantini (AD-).
В статье я постаралась изложить полезные факты, дать важные ссылки, которые использовались в процессе подготовки, но и без личных впечатлений не обошлось. ;)

Bergamo Alps 2012 май (Альпинизм, lecco, grignetta, grigna meridionale, cresta segantini)

30 апреля
Воспользовавшись бюджетными (как это сделали мы :) ) авиалиниями и прилетев в аэропорт Бергамо, добраться до центра (ж/д вокзал) можно автобусе, остановка которого расположена прямо при выходе (метров 30) из аэропорта. Билет покупается прямо на остановке в аппарате и стоит 2 евро. Автобус идёт без остановок, поэтому рассчитывать на остановку напротив торгового центра "Oriocenter" не стоит (мы прождали там 45 минут). Главная задача была купить в Бергамо газовые баллоны. Их можно найти в магазине Cisalfa Sport по адресу Via XX Settembre, 75/77 . Там продаются баллоны только фирмы Campingaz (прокалываемые и Easy Clic).

Добраться до Lecco можно на поезде, который ходит каждый час и стоит 3.2евро. Билет покупается либо в кассе, либо в газетном киоске, либо в эл.аппарате. Не забудьте купленный билет пробить в компостерах расположенных на вокзале. Поезд идёт 40 минут. По обыкновению продуктовых магазинов мало и работают они не дольше 20:00. Прибыв в Лекко после 8 вечера, мы и не надеялись, что они будут открыты, так и было. Благодаря опыту предыдущей поездки, мы уже знали, куда идти и где ставить палатку. И хотя других мест под палатку хватает, это место оптимальное, т.к. близко вода. Перед нами пролился немалый дождь, но сейчас хоть не лило, и, поставив на старом месте палатку и выпив чаю, легли спать.

1 мая
В первый день мы сразу решили уехать наверх в посёлок Resinelli под Grigna Meridionale (Grignetta), поэтому подъём предстоял ранний — в 5 утра. Первый из 2 автобусов уходил в Resinelli в 6:30, а до него ещё надо было дойти. В 6 утра на улицах было пустынно, настолько, что мы обратили внимание на отсутствие не только нашего автобуса , но и любых других. Оказалось у них тоже сегодня праздник, а в праздничные дни (Festivo) автобус непонятно ходит ли вообще туда.

В итоге дошли до магазина, который работал сегодня тоже по сокращённому графику до 2 дня, закупились продуктами и прогулялись до стены Corna di Medale, которая находится на севере Лекко и видна почти из любого места в городе. Чтобы добраться до туда, есть несколько вариантов.
1. Из района Laorca. До этой окраины Лекко можно добраться либо на машине, либо на автобусе №7, либо пешком. Последний вариант не удобен тем, что часть пути проходит по узкой дороге, где ходить пешком не очень приятно.
Далее, когда вы прибыли туда, ориентироваться можно по церкви, октуда примерно и начинается маршрут. На выходе из посёлка справа будет кладбище, а потом удобная бетонная тропка, которая проходит мимо нескольких домов. Этот путь есть тут (на моей схеме это синяя линия)

2. Если вы всё же решили идти пешком, то можно зайти и с другой стороны, не доходя до Laorca. Идя по улице Via Padre Domenico Mazzucconi слева можно будет увидеть каменную пешеходную улицу уходящую наверх, это будет улица Via San Martino, в конце которой вы найдёте указатель наверх к Corna di Medale. Там же, на перекрёстке Via San Martino и Via Quarto есть небольшая стояночка для машин. Наверх уходит широкая дорога для машин (на моей схеме рыжая линия). К Corna di Medale можно подойти как слева, так и справа, поэтому идя по широкой бетонной дороге, можно встретить 2 указателя, первый (заход к подножью Corna di Medale слева) на Medale и Antimedale и второй минут через 15 (заход к подножью Corna di Medale справа) на Medale. На моей схеме обе тропы обозначены жёлтой линией. Здесь же при заходе справа к подножью есть развилка на спусковую тропу с Corna di Medale)

Вообще вывод сделанный после недельного пребывания там: ходить надо по схеме троп, всё уже продумано и придумано, пути короче не будет :) кстати схема троп есть по ссылке1 и ссылке2

На этой стене много серьёзных маршрутов, но нас интересовал самый лёгкий из них Via Cassin (D+/III/5b/A0), который планировалось пройти в один из последних дней пребывания в Лекко. Многие маршруты подписаны, на некоторых частично стёрлась краска, но, если на руках есть схема стены с подписанными маршрутами , то можно разобраться, где начинается тот или иной маршрут. Конкретно Via Cassin названия мы не нашли, но начало маршрута обнаружили, как мне кажется. Позже, внизу у отворота с главной тропы, мы нашли тур. Не зря он сложен тут, что ещё раз указывает на поворот на один из популярнейших маршрутов. Вернувшись к месту лагеря и поставив платку, начался сильный дождь, который шёл 12 часов не переставая и не затихая. Не знаю как, но 2 итальянца лазали рядом по стене. Сначала думали, что уйдут сразу, ведь невозможно лазить под ливнем. Но нет, часа 2-3 ещё лезли.

2 мая
Ночь прошла беспокойно, всё время крутились мысли, что дождь не утихнет и, пока мы доберёмся до автобусной остановки, промокнем до нитки. Но ровно в 4 он прекратился и до подъёма в 5 утра всё высохло. Автобус №7 (Lecco-Resinelli). Ходит 2 раза в день, но приезжает сразу в посёлок. Расписание тут. Насколько мы поняли Festivo – это праздничные и воскресные дни (в расписании). Билет купить можно либо в автобусе (1.5 евро только монетами и без сдачи), либо в любом газетном киоске (1.3 евро). Удивительно, но за эти деньги он поднялся более чем на 1км по высоте и при этом считается городским автобусом. В то утро мы одни и ехали в нём. Вообще автобусами там пользуются преимущественно школьники, поэтому общественный транспорт часто завязан именно на них.
Ещё есть вариант регионального автобуса D35 (Lecco-Ballabio). Ходит часто, но надо потом подниматься вверх пешком до Resinelli почти 700м.

Посёлок Piani Resinelli (1200м) расположен у подножья Grignetta, и там заметно холоднее и пустыннее, чем в Лекко. Сразу по прибытию мы отправились к приюту Carlo Porta. От большой стоянки в начале посёлка надо пройти слегка назад, откуда дорога уходит наверх. Там же есть и указатель к приюту. Метров через 100 слева от дороги, т.е. почти сразу, есть магазин, который снаружи выглядит, как кафе. Думаю это единственный магазин в округе. Мы его нашли не сразу. А вот хижину найти просто, если никуда не сворачивать с дороги. Фактически это дорога там и заканчивается, у приюта. В приюте был только хозяин, который рассказал, что комнаты они сейчас не сдают, т.к. зимой у них был пожар и последствия ещё устраняются, но палатки без проблем разрешил поставить рядом. В приюте мы потом брали воду, т.к. больше её здесь нигде и не было.

Поставив палатку, мы пошли разведывать гору по самому лёгкому маршруту Cresta Cermenati (E). Надо отметить, что тропы здесь размечены хорошо, поэтому, имея схему троп и читая таблички, заблудиться сложно. Не спеша достигли вершины Grigna Meridionale (2177m).

Ferrario bivouac на вершине

А спускаться решили по более сложному (EE), но всё ещё пешеходному маршруту Sentiero Cecilia + la Direttissima путь осложнялся наличием снега, на котором даже не было видно следов, поэтому маркировка тропы не всегда была видна сразу. Но надо сказать спасибо тем, кто делал эту тропу, всё-таки красно-белые точки были так часто, что даже в условиях лёгкого тумана и снега, мы находили дорогу, пусть и не сразу. Везде в опасных частях провешены цепи. Эта дорога однозначно интереснее, чем был путь подъёма.

Правда, ходить здесь лучше в касках, особенно если работают группы на гребне Segantini. Погоду на завтра обещали благоприятную, поэтому по возвращению мы стали готовиться к выходу на гребень Cresta Segantini.

3 мая
Опять ранний подъём, чтобы пораньше оказаться у начала маршрута. До начала маршрута шли по Direttissima, тем более что путь уже известный.

На тропе есть единственная развилка, где дорога направо уходит к нужному перевалу colle Vasecchi, а налево к хижине Rosalba. Этот перекрёсток оборудован указателями. Нам направо. Уже на перевале colle Vasecchi, если пройти в сторону вершины, есть табличка с указанием начала маршрута. Маршрут обозначен буквой А, что значит чисто альпнисткий маршрут, треккинг закончился.
Уже практически с первой вервёки стало понятно, что легко не будет. Работа начинается сразу. Изначально решили, что Олег пойдёт первым, я сзади с рюкзаком, а потом поменяемся. И в этот день для меня было первое откровение. Довольно сложно, и сложно скорее психологически, меняться посредине дня ролями. Тот, кто работает первым, врабатывается в режим не сразу. А тут получается, только вработался и надо меняться. Поэтому именно с такими ролями и прошли весь маршрут. Сам гребень интересный. Кроме привычного подъёма необычно много траверсов и спусков.

Это только кажется, что в Европе всё цивилизовано и ничего интересного нет, а когда оказываешься вдвоём на таком гребне и никого рядом, то понимаешь, что это не так. Иногда идти приходилось по северной стороне гребня, а там ещё царствовал снег, хорошо хоть он был свежий и ещё не успел превратиться в лёд. Но один снежно-скальный траверс я запомню надолго :D Вспомнила всё за те мгновения. Хорошо у Олега терпения хватило, а у меня решимости. Помню ещё одну верёвку, где нашей 50ки хватило еле-еле. В такие моменты единственное чего ждёшь, это отдалённого крика «Сааам!», и больше ничего не надо. Ну, честно говоря, этой команды ждёшь при любой страховке.

Понятно почему там ходят в основном на короткой верёвке: очень много перегибов. Мы шли страхуясь то одновременно, то попеременно. В некоторых ключевых местах можно найти стационарные крюки. Скалы и зацепки хорошие, несыпучие. Весь машрут протаскали кошки, но так их и не одели. Хозяева хижины рассказывали, что за неделю до нашего приезда снега было значительно больше, поэтому нам просто повезло, что уже успело основательно стаять.

Побил нас и дождь, и град в тот день. Полпути передвигались по мокрым скалам и в облаках, которые мешали ориентированию. Кстати почти до конца маршрута есть красные точки, и при хорошей видимости практически всегда видно по ним куда идти. В тумане без знания маршрута могут возникнуть сложости. А потом к самому концу маршрута они пропадают. Смотрю по ГПСу, уже почти дошли до конца, метров 30-50 осталось, а впереди стенка. Тут было две возможности обойти или лезть вверх. Поскольку не знали обходить слева или справа, то решили идти в лоб. Лазание ещё то в дождь, по непростым мокрым скалам. Опыт будь здоров. Но в итоге после трудного кусочка оказались у вчерашнего перешейка, куда приходит Cresta Cermenati.

На часах 6 вечера, долго же мы его шли. Когда спустились, нам уже шла навстречу обеспокоенная жена хозяина приюта. Но к счастью, мы успели до того, как они начали серьезно волноваться. Гостей в приюте не было, кроме нас. И хозяева проявили особо тёплое гостеприимство. Мы ужинали со всей семьёй за одним столом, общались, а потом они ещё предложили воспользоваться душем, на что мы уже совсем не расчитывали в этой поездке. Очень приятные люди в rifugio Carlo Porta!

4 мая
На утреннем автобусе мы уехали в тёплое Лекко.

Сегодня запланирован отдых после нелёгкого восхождения. Отдых состоял в поедании свежих булочек с молоком и клубникой, и ленивом лазании по скалам Lariosauro, благо они от места дислокации недалеко. Скалы мне эти нравятся, рядом с каждыми есть легенда, что за маршруты, сами маршруты подписаны и ухожены. Внизу есть тенёк, но вот после обеда на самих скалах, как на сковородке. Думаешь как бы быстрее пролезть маршрут. Лазание по скалам было в рамках подготовки к запланированному мультипитчу Via Cassin на Corna di Medale, но этим планам не суждено было сбыться, оба последние 2 дня с переменным успехом лил дождь. Может оно и к лучшему, и стоит начать с мультипитчей полегче, тем более этот шёлся в большей степени на своих точках, а это требует ещё больших усилий и подготовки. Но линия очень симпатичная!

5 мая
День начался дождём, поэтому решили осмотреть город. Уже после 2 часов гуляния я чувствую, как городской ритм и бесцельное шатание вытягивает все соки из организма. Срочно на природу! Сев на автобус #7, доехали до Laorca и решили снова прогуляться до Corna di Medale, но теперь ещё и зайти наверх по тропе. Почти всё время, как приехали в Laorca, нас что-то оберегало от дождя, даже выглянуло солнышко, но по дороге домой всё равно слегка накрыло. На следующий день думали сходить на Monte Barro. Маршрут начинается из соседнего городка Galbiate, но оказалось, что многие автобусы заточены под школьное расписание, и поскольку в воскресение школьники отдыхают, то и большинство автобусов не курсируют. Monte Barro отменялся.

6 мая
Поскольку и на сегодня обещали дождь, надежда на прохождение мультипитча растаяла. Коль поездка к Monte Barro также невозможна, то решили подняться к хижине, которая находиться над Лекко — Chiesetta S.Martino in Agra (rifugio Piazza). Изначально думали подняться по маршруту 53, спуститься по 54, но только при выходе заметили, что обе отмечены категориями EEA, что значит феррата. Тут нужны, как минимум, система, самостраховка и каска, ничего из этого у нас с собой не было. Опыт, приобретённый за предыдущие дни говорил, что нельзя легкомысленно относиться к обозначениям, поэтому в итоге мы выбрали дорогу номер 52 и не прогадали. Эта тропинка была выложена камнями прямо до самой хижины камнями. Обычно в воскресение здесь прогуливается очень много людей, но дождь отпугнул большинство. Как только дошли до хижины полил ливень. А мы как раз хотели отведать местной кухни. Очень удачно. Порции были огромные, по штук 8-10 рёбрышек. Я так и не осилила всё. За весь заказ — 2 порции мяса, одна порция горошка, 2 пива — с нас взяли 15 евро, очень дёшево, даже по Латвийским меркам. Изначально, правда, послышалось 50 евро :D, так что потом шутили, что 35 сэкономили. Ну уж очень не верилось, что всё это стоит 15 евро. На обратной дороге дождь на нас отыгрался за все те дни, когда нам удавалось от него ускользнуть, а в этот раз промокли до нитки. Зато по пришествию «домой», дождь прекратился, и началась великая сушка.

7 мая.
Путь домой.

Вот ещё некоторые полезные ссылки:

Поезд Bergamo-Lecco http://www.trenitalia.com/
Массив Grigne
http://www.hikr.org/tour/post32303.html , http://www.hikr.org/tour/post43919.html
http://www.camptocamp.org/routes/57629/fr/grignetta-grigna-meridionale-cresta-segantini (ГПС)

Хижины

Варианты треккинга
1. Grigna Settentrionale (из Somana) http://www.hikr.org/tour/post48442.html (ГПС)
2. Треккинг на левобережье Лекко, Monte Barro http://www.hikr.org/tour/post48017.html
3. Треккинг Cornizollo (южнее Лекко) http://www.hikr.org/tour/post48949.html (ГПС)
4. Треккинг по Resegone ( южнее Лекко) http://www.hikr.org/tour/post44352.html (ГПС)

Multipitch (Antimedale)
Как найти http://larioclimb.paolo-sonja.net/falesie_lecco/access/sanmartino.html
ГПС трек http://www.giscover.com/tours/tour/display/9547
Маршрут VIA CHIAPPA

Multipitch (Corna di Medale)