Sierra Nevada для чайников

Пишет tatapcku, 22.10.2012 16:48

В этом году мы с женой в качестве отпуска затеяли поездку в США, с прицелом на посещение Калифорнии. В поисках опций для активного отдыха я начал изучать сеть. При упоминании Калифорнии на ум сразу приходит парк Йосемити - Мекка всех горных и скальных восходителей. Однако Йосемити в частности, и Калифорния в целом - не место для любителей спортивного лазанья. Гранитные скалы и чистый трэдовый стиль, а так же море болдеринга - вот что, за небольшим исключением,ждет вас при посещении этого штата. Учитывая состав нашей команды, а так же травму пальца, досаждающую мне с начала лета, болдеринг и суровые трэдовые маршруты пришлось отмести с самого начала. Оставалось либо найти какой нибудь спортивный сайт, либо переключиться на другие идеи. Однако приезжать лазать спорт в Калифорнию - это все равно, что заказывать пиццу в рыбном ресторане. Чем бы еще заняться? "А не сходить ли нам на гору!", внезапно подумалось мне. Идея показалась интересной.

Sierra Nevada для чайников (Альпинизм, скалолазанье, путешествия, сша, сиерра, альпинизм)

Я начал искать подходящую кандидатуру. Сначала мне почему то попалась гора Grand Teton в штате Wyoming, но по мере изучения материала начал проясняться один простой но интересный факт - собственно говоря, через пол штата с северо-запада на юго-восток простирается горный массив, называющайся Сиерра-Невада. Всемирно знаменитый Йосемити затмил в большинстве источников информации менее яркие и впечатляющие, но вместе с тем прекрасные и в общем легкодоступные для восходителей горы Сиерры. Чем дальше я "копал", тем больше привлекательных маршрутов на гранитные пики высотой 3-4т. метров появлялось в списке потенциальных кандидатур на восхождения. Вдобавок ко всему, начало осени является самым стабильным с точки зрения погоды сезоном для горных восхождений в Сиерре. За все три недели пребывания в горах на нас не упало ни капли дождя.

Для начала немного географии. Если брать за точку отсчета Сан Франциско, то к северо-западу от него примерно в четырех часах езды находится озеро Тахо (Tahoe) (1897м) - место красивое, с массой опций для активных развлечений, от каяков и скал до горных лыж (зимой, разумеется). На юго-восток от Тахо, с заездом с западной стороны массива, находится знаменитый на весь мир парк Йосемити. Шоссе проходит через парк Йосемити на восток через места, называемые Тулумн Мидоуз (Tuolumne Meadows), и через перевал Тайога (Tioga pass) проходит на восточную сторону гряды. По восточную сторону гряды пейзаж более пустынен, и шоссе выводит вас прямо на большое соленое озеро Моно (Mono lake) - в своем роде уникальное место, безусловно стоящее посещения. Горный массив к юго-востоку от парка Йосемити административно пренадлежит парку гигантских секвой и королевского каньона, а так же национальному лесу Иньо. Многочисленные горные пики Высокой Сиерры (High Sierra) имеют доступ в основном с восточной стороны гряды, вдоль которой идет шоссе 395. Шоссе идет от озера Моно через такие места, как горнолыжный курорт Mammoth Lakes, известный своим болдерингом Bishop и мелкий городишко Lone Pine, в котором однако же находится так называемый портал Витней (Whitney 4421м) - доступ к самой высокой горе Калифорнии. На западную сторону с востока можно попасть только объехав всю гряду с юга, либо вернувшись через Йосемити. С западной стороны массива находится вход в парк гигантских секвой - еще одно место, безусловно заслуживающее посещения.

Однако начнем с Йосемити. Не посетить Йосемити мы конечно не могли.

900-метровая мега-скала Эль-Капитан:

Уж сколько раз видели ее на фотографиях и в кино, а при "личной встрече" дух захватило в самом прямом смысле:

Вид на долину - на переднем плане Эль Кап, на заднем - Half Dome:

Многочисленные грызуны - мыши, бурундуки и белки встречаются повсеместно и не особо боятся людей.

Водопады осенью не так величественны, как весной, но все равно стоят того, чтобы пройти несколько километров:

"Младшая сестра" Эль Капитана - скала Half Dome (что в вольном переводе означает пол купола):

Однако, при всех красотах и уникальности Йосемити неизбежны и недостатки. Во первых, долина заполнена туристами под завязку, и атмосфера складывается соответствующая. Во вторых, для простых смертных Эль Капитан - это скорее мечта или цель, требующая серьезной подготовки, а не потенциальный проект на "залезть походу дела". Можно удовольствоваться и меньшим - скал в Йосемити хватает, но, как уже было сказано, черезвычайная популярность места влияет на все. Очереди на станциях и зализанные скалы - вот что с достаточной степенью вероятности ждет вас на популярных маршрутах в разгар сезона.

Тем, кто собирается посетить Йосемити, стоит заранее озаботиться вопросом проживания - кемпинги и отели в сезон обычно забиты под завязку, и заказывать кемпинг стоит за несколько месяцев.
Не все однако же знают, что в часе езды от Йосемити находится гораздо менее людный, более высокогорный и обладающий большим потенциалом для восхождений район Тулумн Мидоуз.

Йосемитский парк включает себя не только долину Йосемити, но и более высокогорный район с труднопроизносимым названием Тулумн Мэдоуз (Tuolumne Meadows - луга Тулумн). Название Тулумн пришло из языка проживавших когда то в этих местах индейцев. Район находится на высоте 2000м+ - разница в километр с долиной Йосемити, что соответствующим образом сказывается на растительности и окружающих видах. Яркие краски долины уступают место пастельным тонам серых скал, золотистых лугов и приглушенно-зеленым оттенкам зелени хвойных деревьев.

В отличии от Йосемити, здесь значительно меньше людей, зато много скал, невысоких горных пиков и возможностей для однодневных походов по дикой природе. Здесь нет гостиниц и основной вариант ночевки - кемпинги.

Полудневный пеший маршрут с дороги в Тулумн до перевала Моно(3230m), откуда открывается вид на озеро Моно. Мы сходили его для первоначальной акклиматизации на высоте:

Один из самых популярных и несложных скальных маршрутов для восхождения в Тулумн - это Southeastern buttress of Cathedral Peak (3325m). У нас получилось 7 питчей несложного и разнообразного лазанья (4+-5fr). 5 километров подхода с набором высоты не отпугивают многочисленных желающих сходить маршрут, и на некоторых станциях пришлось постоять в очереди. Мы были на маршруте в будний день, и даже страшно подумать, что творится там на выходные :)

Вид на Кафедральный пик с дороги:

На первой станции:

Непосредственно вершина Кафедрального пика - это пупырь величиной где то с большой кухонный стол. Забраться на него можно, преодолев метров 5 лазанья 4-4+(fr).

В одном из интернет ресурсов можно найти следующее описание: "Спуск без страховки с вершины может показаться страшным, но Джон Муир* сделал это в 1869 году, а значит вы можете сделать это тоже". Деваться было особо некуда, так что пришлось спускаться, что было не столько сложно, скольк стремно - вылаз очень даже "exposed" :)

* Джон Муир (John Muir) - известный исследователь гор Сиерры и защитник природы.

С вершины Кафедрального пика открывается красивый вид на скальную иглу Eichorn Pinnacle - еще один популярный маршрут, который можно совместить с восхождением на пик, если осталось время после просиживания пятой точки в очередях на маршруте.

В северной-восточной части Йосемитского парка находится гора Коннесс (mt. Conness, 3837м). Мы решили взобраться на гору по северному гребню. Большинство восходителей стартует с озера Садлбег (Saddlebag lake), где можно остановиться за ночь до восхождения в кемпинге.

Осуществляем планирование и рекогнесцировку на местности в кемпинге Садлбег:

Кстати, в руках у меня гайдбук фирмы Supertopo - рекомендую, очень подробные и точные описания и координаты GPS.

Вечер перед восхождением - на 3000м по вечерам прохладно :)

Чтобы ускорить подход, мы договорились с хозяевами на лодочной станции озера, и уже в 5:30 утра, в совешеннейшей темноте, пересекли озеро и высадились на западном берегу. Орентируясь по GPS (Suunto Ambit и координаты из гайдбука сработали безотказно), вышли к озеру Гринстоун и продолжили к озерам Коннесс.

Подход к маршруту достаточно долгий и утомительный, поэтому стоит выйти пораньше.

Наконец мы подошли к гребню и леднику Коннесс:

Осталость только забраться на гребень по кулуару, и весь маршрут перед нами:

Маршрут проходит в основном по 3-4 fr сложности скалам, на несколько веревок достаточно вертикально стоящим, чтобы простым смертным типа нас захотелось подстраховаться. Первая башня по дороге обходится слева. Со второй башни нужно сделать 2 дюльфера (или спускаться лазаньем скалы сложности 4+ - 5- fr), после чего несколько весьма вертикальных веревок (у нас получилось 5 с половиной полных питчей по 50м) 4 - 5- fr лазанья приводят вас на вершину. В целом маршрут простой, но протяженный, на высоте, да и мы не особо скоростные восходители, так что на вершину мы вышли уже около 3 дня. Впереди нас ждал еще спуск, занявший у нас около 3 часов.

После Йосемитского парка мы решили посетить Мамонтовы озера (Mammoth Lakes) - горный район с восточной стороны Сиерры, и одноименный городок - лыжный курорт. По пути можно посетить соленоводное озеро Моно.

Известняково-туфовые образования:

Разговор чаек:

Вид на горы Сиерры с востока:

395-е шоссе между Мамонтовыми озерами и озером Моно:

Мамонтовы озера - горный район и одноименный городок, находящиеся с восточной стороны Сиерры. Очень приятные места, вдобавок в городе есть хороший магазин горного снаряжения и отдел California Welcome Center, в котором вам могут дать советы по пешим маршрутам в округе и выдать разрешение (пермит) на ночевку на природе, в случае, если вы хотите совершить многодневный поход, или восхождение с ночевкой под горой. Вообще с охраной природы в районе Сиерры все довольно строго, и в сезон может быть не так просто получить разрешение на некоторые мероприятия. Однако во второй половине сентября - начале октября количество желающих уходит на спад, и получить пермит можно без проблем, особенно в будние дни.

В районе Мамонтовых озер находится небольшой горный пик или даже скорее скала, называющаяся Crystal Crag (3163м). Мы решили сходить ее по северному ребру - маршрут где то на пол дня.

Северное ребро проходится за 3-4 простых питча (до 5- лазанья), выводящие на гребень, по которому нужно пройти еще несколько питчей - мы шли их в стиле simul climbing. Пару раз попадались 5-шные шаги, но в целом гребень оказался достаточно прост. Правда, дул очень сильный и холодный ветер, что слегка замедлило наше продвижение. Все таки это горы, хоть и сравнительно невысокие, так что грех жаловаться.

Crystal lake - озеро у подножья Crystal crag:

Огромный блок кварца при выходе на гребень, давший название скале и озеру:

Вид на северное ребро и гребень:

Мы долго сомневались, какой горой завершить наши чайнико-альпинистские изыскания в Сиерре. С одной стороны, хотелось чего то высокого, с другой, чего то немного техничного, с третьей хотелось горы с подходом, так, чтобы заночевать в базовом лагере на дикой природе. Вдобавок общая усталость от походов и переездов сильно снижала желание куда либо идти вообще. В результате наш выбор остановился на восточном гребне горы Расселл (mt. Russell, 4294m). Тому было несколько причин:

- мы решили, что нести скалолазное снаряжение на высокую гору нам не хочется, так что маршрут должен был быть достаточно простым
- мы все же не хотели переть наверх совсем пешком, значит маршрут должен был иметь хоть какую то техническую градацию
- гора Расселл находится прямо рядом с самой высокой горой Калифорнии - горой Витней (mt. Whitney, 4421м), уступая ей в высоте всего лишь 100 с лишком метров. Район горы Витней по описаниям звучал весьма привлекательным, хоть и требовал специального пермита, (из-за наплыва восходителей на практически пеший маршрут на Витней). Гора Витней, с первого взгляда самый почетный выбор для завершения сезона, однако, не имела умеренно сложного маршрута - на выбор был либо пеший вариант, либо стена с множеством питчей не самого простого уровня.

Для того, чтобы взобраться на гору Расселл, необходимо было сначала доехать до городка Lone Pine, находящегося с юго-восточной стороны от Сиерры на 395 шоссе, и получить там пермит на ночевки на дикой природе в районе Витней. Далее, мы отправились в так называемый портал Витней - ущелье, через которое осуществляется доступ к горному району. Там мы заночевали в кемпинге, и на следующее утро отправились в базовый лагерь, который мы решили поставить у озера Upper Scout Boy Lake (3450м).

Озеро Lower Scout Boy Lake:

Гора Расселл вдалеке справа, вид с озера Upper Scout Boy Lake:

Закат в горах:

На следующее утро рассвет застал нас уже на подходах к началу маршрута. Подход оказался очень длинным и утомительным подъемом по сыпухе:

Подъем вывел нас на плато:

Подойдя к началу гребня, за перегибом мы обнаружили дивной красоты горное озеро:

А за ним и еще одно:

Восточный гребень Расселла - маршрут достаточно простой и короткий. Время от времени встречались подлазы сложности 3-3+ fr, местами над обрывами весьма устрашающими, но на надежных скалах, так что обошлись без страховки. Можно смело сказать, что ключ маршрута - длинный набор высоты по сыпухе на подходе, и поиск простых вариантов прохождения на самом гребне.

Валя на восточной вершине:

Запись в реестр на настоящей вершине:

Семейный портрет:

Спустились в лагерь мы уже в 2 дня, но решили остаться там еще на ночь, чтобы насладиться окружающей нас природой и уединенностью - кроме нас на озере ночевала пара альпинистов, в тот же день сходивших длинный и непростой скальный маршрут на Расселл, и вернувшихся далеко затемно.

Утром нас порадовал сурок, решивший послужить моделью для фотосессии:

Вид сверху на Lower Boy Scout Lake:

Вид на долину с подхода:

Пересекаем ручей по дороге вниз:

Возвращение в Lone Pine ознаменовало конец наших альпинистских приключений в Сиерре.