От Сауксая до пика Ленина. Перевалы Прижимный, Раздельный и Ленина.

Пишет Leb, 19.10.2012 09:19

(Разделы 3.9 - 3.11 отчета о походе в районе Заалайского хребта в августе 2012 г.).

От Сауксая до пика Ленина. Перевалы Прижимный, Раздельный и Ленина. (Альпинизм, перевал ленина, перевал раздельный, ледник дзержинского, перевал прижимный, сауксай, малая саукдара, пик ленина, маи)

3.9. Перевал Прижимный (4515, 1Б) расположен в южном отроге вершины 6305, ориентирован с запада на восток и соединяет долину ледника с перевала Горлова (на западе) и ледник Вали (на востоке). Координаты седла: 39° 16.66'С 72° 44.04'В.

Перевал служит для обхода на Сауксае прижима Крыленко - знаменитого прижима, который был описан в [23]. В 1929 г. Крыленко и Бархаш облезали этот прижим по скалам два дня!

Мы не пошли к прижиму Крыленко, но сфотографировали его издали, а именно, от устья ручья с перевала Горлова.

От места нашей ночевки в точке с координатами 39° 16.29'С 72° 40.14'В до устья ручья с перевала Горлова мы шли два перехода. Еще час поднимались по ручью на север до поворота на перевал в точке 39° 16.65'С 72° 43.26'В.

Западный склон перевала Прижимный виден из долины Сауксая. Справа от седловины хорошо заметно характерное рыжее пятнышко.

Вход в долину ледника Горлова осуществляется по короткому каньону. Во второй половине дня, когда много воды, здесь может оказаться проблематично.

Затем долина расширяется. От точки поворота на перевал уже недалеко язык ледника.

Подъём на перевал начинается по руслу маленького ручья. А на середине склона удобно отклониться от этого русла вправо (по ходу) и подниматься по крупной осыпи.

Олег Силин и Валдис Пуриньш на седловине пер. Прижимный (4515, 1Б).

Спуск с перевала на ледник Вали проходит в два этапа. Сначала по мельчайшей мягкой осыпи до кармана правобережной морены, которая тут же обрывается А потом по каменистому руслу сухого ручья с выходом в карман ледника.

3.10. Перевал Раздельный (6052, 3А) расположен в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет ледник Дзержинского (на юге) с ледником Ленина (на севере). Координаты седла: 39° 21.585'С 72° 50.24'В.

Спуск с перевала на ледник Ленина почти всегда осуществляют по тропе классического маршрута на пик Ленина. т. е. через восточное плечо (6120) рядом стоящей вершины Раздельная (6140). Несмотря на проставленную в Перечне высокогорных перевалов 3Б к.т., этот перевал, в последнее время, зачастую проходится в горных походах 5 к.с. и заявляется, как 3А. Основную сложность перевала составляет ледопад ледника Дзержинского.

При движении по долине Сауксая с запада необходимо заблаговременно свернуть из долины и подняться в карман ледника Дзержинского в обход конгломератных обрывов его морены и нагромождения сераков его языка. Точка начала подъёма из долины Сауксая имеет координаты: 39° 14.694'С 72° 46.723'В. Здесь в северном борту долины имеется кулуар с камнями среднего размера, весьма удобными для подъёма. Из под осыпи в пойму Сауксая вытекает ручей.

От места нашей ночевки на леднике Вали с координатами 39° 16.305'С 72° 44.745'В до ручья на повороте к леднику Дзержинского мы шли три перехода.

Начало подъёма из поймы Сауксая.

Подъём по карману до выхода на гребень морены, с которого открывается вид на ледник, занимает два часа и проходит по безводной местности. В верхней части пути мы обнаружили следы высохших озер. И лишь перед самым выходом на гребень морены мы обнаружили в точке с координатами 39° 14.635'С 72° 48.086'В небольшой ручеёк, около которого устроились на обед.

Наконец, с гребня морены мы увидели удручающую картину деградировавшего ледника. Очевидно, что после последней подвижки 2002-2003 гг. он так ни разу и не подвинулся.

Мы поднялись по гребню морены до склона вершины 5402 и вошли в карман между склоном и мореной. В годы активности ледника в этом кармане проходит самый быстрый путь к ледопаду. Не следует выходить на ледник даже там, где карман прерывается осыпными склонами орографически правого борта. Но это - в годы активности.

В нашем же случае ледник был необычайно ровным, поэтому утром следующего дня мы вышли на ледник и стали плавно подниматься сначала по серой морене, а потом по вот этой мраморной.

Однажды зашли на более правую (по ходу) коричневую морену. Но потом опять вернулись на мраморную.

Так, по мраморной морене, мы и подошли к ледопаду.

Ледопад оказался тоже попроще в этом году. Обычно его ходят так, начинают от мраморной полосы, а потом уходят по ходу вправо и вверх, но к орографически левому борту близко не подходят — там очень широки финальные разломы. Так мы и сделали. Вот только финальных разломов мы особо и не приметили.

В ледопаде, мы любовались безымянным и непокоренным шеститысячником в южном отроге пика Дзержинского.

Заночевали на плато после ледопада и наследующий день устремились к верхнему ледопаду.

Второй ледопад обычно проходят по карману между ним и склоном орографически левого борта.

За этой стенкой верхний ледопад заканчивается.

Поднявшись в верхний цирк ледника Дзержинского мы повернули направо. Впереди снежно-ледовый взлет на перевал Раздельный.

На седловине перевала мы встали на ночлег. За этот день мы поднялись (с 5010 до 6052) более, чем на тысячу метров, и даже вкусный ужин был не в состоянии восполнить наши огромные энергозатраты. Миша Бабич и Валдис Пуриньш на перевале Раздельный.

3.11. Перевал Ленина (6433, 3Б) расположен в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет ледник Малая Саукдара (на юге) с ледником Ленина (на севере). Координаты перевала: 39° 21.22'С 72° 50.65'В.

Перевал Ленина находится в западном плече пика Ленина, и спуск с перевала на ледник Ленина проходит по тропе классического маршрута на вершину, т. е. через восточное плечо (6120) вершины Раздельная (6140).

Основную сложность перевала составляет ледопад ледника Малая Саукдара. Наш путь не проходил по этому ледопаду, мы, лишь, спустились в верхний цирк Малой Саукдары. Поэтому в зачет команде предлагается отнести связку 3А к.т. перевалов Раздельный и Ленина.

Полное описание перевала от долины Большой Саукдары до ледника Ленина можно посмотреть в [1]. Следует учитывать, однако, что описание это дается по результатам прохождения в год подвижки (2009 г.) ледника Малая Саукдара. Спустя несколько лет после подвижки ледник становится значительно проще.

Подъём с перевала Раздельного на западное плечо пика Ленина производится по обледенелой тропе, которая серпантином вьётся среди осыпных выходов на гребне (фото А.Лебедева 2001 г.).

По выходу на плечо, почти сразу, а именно, из точки 39° 21.22'С 72° 50.65'В начинается спуск по пологому желобу на ледник Малая Саукдара.

Вот так выглядит этот путь с юго-западного ребра западного гребня пика Ленина с высоты около 6700 м. На спуске приходится обходить трещины.

От перевала Раздельный до плато 5900 на леднике Малая Саукдара мы дошли к обеду. Вторую половину дня мы отдыхали, набираясь сил перед восхождением на пик Ленина.