“Нафигачили болтов на Морчеке мы, почирикали чуть-чуть и уехали” – американцы на Морчеке

Пишет Blondie, 27.09.2012 13:38

Предыстория: 21 сентября, вечер, дождь, сижу в палатке под скалой Парус. Звонит американец Сидар Райт, который с командой Нордфейс приехал окрыть для себя Крым.

- Американец: “Я делаю новый маршрут на Морчеке, который идёт по твоему Скайвею (маршрут 1997 года) по ключевой верёвке от большой сосны, и после нависания уходит траверсом влево. Можно ли мне забить болт для станции рядом с твоим маршрутом?”

- Я: “Насколько близко к Скайвею тебе нужно забить болт?”
- Американец: “Метр-полтора”.
- Я: “Насколько он там нужен?”
- Американец: “Я там без него не могу свободно пролезть, мне нужно делать станцию перед траверсом”
- Я (дословно): “I have no objection against you placing a bolt unless it changes the spirit of Skyway. The route has been spoiled many times by the other parties who added bolts, skyhook holes and other shit since we climbed it 14 years ago.”. (Перевод: Я не против того чтобы ты забил там болт при условии того что дух маршрута Скайвей не изменится. Маршрут уже испорчен многими кто его ходил после нашего первопрохода 14 лет назад путём забивания болтов, дырок под скайхуки и прочего дерьма)
- Американец: “Спасибо большое”
- Я: “Ты сейчас под Морчекой?”
- Американец: “Нет, я в Форосе на квартире”
- Я: “Тогда приезжай сегодня или завтра ко мне на Парус, такие вещи лучше обсудить не по телефону, а очно, заодно пообщаемся”
- Американец: “Да, хорошая идея, обязательно приеду”

Американец на Парус не приехал.

А вчера я узнал что вместо реболтинга (замены старых болтов новыми) на четвёртой верёвке Скайвея американцы с Нефёдовым сделали ретроболтинг, фактически повредив маршрут. Что там ещё наделали пока не совсем понятно исходя из информации, которая мне попалась на глаза вчера – только на двух участках они набили порядка 20 шлямбуров.

Кроме того, маршрут был сделан перфоратором сверху вниз - что вообще не разрешено на Морчеке. И на момент разговора с американцем всё, оказывается, уже было сделано.

Вот выдержка из блога Сергея Нефёдова:

"Сидар начал с того, что захапал себе два пожалуй самых привлекательных питча, верхний (в итоге разделили на два), и веревку маршрута Скайвей от Центральной сосны вверх. Это еще не беда. Проблемы начались, когда я предложил проверить альтернативную нитку справа от этой веревки, чтобы не трогать Скайвей, и не заниматься реболтингом. Я-то свою версию пролез, и его версию пролез, но Сидару было пофигу на другое мнение, он начал работу над тем, что ему приглянулось, даже не попробовав мой вариант. Мой вариант для меня ценен тем, что это чисто новые 50 метров, а не свободное прохождение чужого маршрута в рамках “первопрохода”. Потом он уперся на последних 15 метрах в почти непроходимый участок, и заложил сильный траверс влево в сторону Мачомбо. Вбил 2 болта для станции прямо на ключевом участке ключевого питча Скайвея. Я когда увидел, чуть не упал. Юрий Круглов кому угодно бы свинтил голову с шеи, узнай о таком злодеянии. Объяснив ситуацию Сидару, я сказал, что единственная надежда не убирать станцию – это получить разрешение у Юрия. Причина, почему эта станция нужна здесь – это логичное место перед траверсом, с полочкой под полступни, всяко не болтаться на голом монолите. Траверс начинается с сильно равновесных движений, и заканчивать ими предыдущую веревку чтобы отнести станцию со Скайвея – очень тяжело. Но станция посредине места, где на веревке Скайвея самый большой пролет между болтиками – значит убить легенду о том самом крюке, что вбит в нашлепку снизу вверх, и что занимает целый абзац в эпическом описании этого места в гайдбуке.
Сидару повезло, национальностью и известностью вышел, и Юра разрешил все оставить как есть. В итоге маршрут идет где-то 35 метров по Скайвею. В итоге маршрут идет где-то 35 метров по Скайвею, потом еще 20 в сторону Мачомбы и выходит на свою станцию. То есть это 4 и 5 веревки, ключевые… При этом Сидар нашпиговал на 4 и 5 (верёвках) просто кучу, может 20 всего, может больше, практически это спортивная дорожка, с парой старых крюков и одним камалотом."

Американцы с Нефёдовым уедут, убирать за ними придётся нам. Но я, честно говоря, поражён отсутствием уважения местной этики восхождений этими гостями. Делать “первопроход” по чужим маршрутам, портя их, – это конфликтует с их же определением “Climbing ethics dictate that a climber should attempt to complete the climb in the same style as the FA(первопроходец), or better. This means that they should use the same type of protection without adding any extra bolts. Retro-bolting is the act of adding additional bolts to a climb that the first ascentionist never needed/added hence making the route either easier or less dangerous.”

Разговаривая с американцем по телефону, я полагал что имею дело с опытным восходителем, который знает что такое “climbing ethics”. На деле оказалось что я ошибся, доверив человеку…

Обновление от 7.10.2012: На деле оказалось что идея пробить маршрут сверху вниз принадлежала Сергею Нефёдову, который ввёл в заблуждение Сидара Райта, о чём в последствии Сидар Райт написал в своём обращении к общественности восходителей на Морчеку.

В данном инциденте есть 2 прецедента - 1 маленький и 1 большой.

Маленький - испортили существующий маршрут.

Если этот прецедент оставить без внимания, то скоро все наши маршруты окажутся окружёнными подобными проектами, поскольку Морчека не резиновая. Посему данный прецедент без внимания не будет.

Декларация сообщества восходителей на Морчеку

Upd 7.10.2012: На данный момент инцидент с командой The North Face team является исчерпанным.

Письма Седара Райта в переводе и оригинале - смотрите статью Морчека. Правильные вещи.

Послесловие к инциденту - "Морчека - конец "Холодной войны" (Факты без эмоций)"

Upd 10.10.2012: болты Cold War спилены полностью.

Сидар гость. Спрос с "принимающей стороны". Хотя, наверное, удобней всего - свалить всё на Сидара. Не хорошо вышло.

А кто был "принимающей стороной"?

Юра, ты слишком хорошо знаешь английский. Здесь хватило бы трех слов: НЕТ, ИДИ ДОМОЙ.

ой, лучше не начинать, это все можно повернуть кому как нравится.
может наоборот сказать спасибо "принимающей стороне", т.к. без нее не 20, а 120 болтов было бы.

гость-не гость, а вопросы этики никто не отменяет.

Это действительно замена старых слабых болтов на новые, без добавления новых ранее не существовавших. Вопрос только в станции. Свое отношение я описал в блоге, "как оно есть" и предложил Сидару это исправить. Что было дальше - описано вами.

Наш первопроход: Первая веревка по Центру (6в+) или Боевому стимулу (7в), вторая новая веревка 50 метров, 1 шлямбур (6с+), третья новая веревка 35 метров 3 шлямбура (6в+), дальше 35 метров по Скайвею (7в+). Пятая новая - и приходит на новую станцию (7в). Четвертая веревка содержит столько же болтов сколько и Скайвей, т.е. практически спортивная трасса, + пара ваших старых крючьев и место под камалот. Этот участок Марчеки - слегка подвисающий в начале монолит без трещин, и что Центр, Мачомбо, Скайвей - все одно: болт за болтом. Так что про 20 шлямбуров (примерно, еще не считал) на двух участках общей протяженностью в 55 метров - это не показатель того, что он набил чего- то лишнего. Если бы я работал над этой веревкой, то я бы вбил примерно столько же. Шестая наполовину новая веревка, вверху соединяется с Классикой, 50 метров 6с три болта, седьмая и восьмая новые, примерно 5 болтов на их 60 метров, 7а и 6с+ соответственно. Американцы все эти Крымские категории что я тут даю опишут минимум на + выше, а то и на букву.

Если Сидар что-то не так понял по телефону, думаю что по причине других понятий о "приезжай, поговорим", то я думаю что он готов перенести станцию, не вопрос. Я всю этику реболтингов и всех других положений объяснял им несколько раз, уважаю чужие маршруты и мнения и ни в коем случае не желаю чтобы эти вопросы перерастали в скандалы.

Хотелось бы увидеть приезжего ,,перца,, с перфоратором в Йосемити на пройденных кем то маршрутах....

Похоже на принцип - нельзя, но если никто не видит и по яйцам не даст - то можно.

спилить все новое, прислать спиленное американцу почтой :)

проблема будет расти. перфораторы становятся все доступней ( и не только у буржуев )
нужны мощные аккумуляторные "болгарки"

В данном инциденте есть 2 прецедента - 1 маленький и 1 большой.

Маленький - испортили существующий маршрут.

Большой прецедент - то, что случилось - это первый и единственный проект на Морчеке когда маршрут сделан сверху-вниз, а не снизу-вверх. Нарушено негласное соглашение о том что Морчека - территория свободная от таких проектов. Если этот прецедент оставить без внимания, то скоро все наши маршруты окажутся окружёнными подобными проектами, поскольку Морчека не резиновая. Посему данный прецедент без внимания оставлен не будет.

Негласное соглашение настолько негласное, что никто о нем не слышал. Извините, но если со станцией я на вашей стороне, то тут мне непонятно, чем лучше будет сделать маршрут из дырок и шлямбуров и занять место на стене, нежели найти линию для лазания с дюльфера, сделать облаз и поставить болты только там, где они действительно нужны. Поставить долгоживущие глубокие болты перфоратором, чтобы они не сгнили за 10 лет, чтобы маршрут могли лазать другие люди безопасно и получать удовольствие от лазанья, а не от слесарной работы?

Это бесконечная тема всех мировых форумов, и у каждого есть свое мнение на эту тему. Я не собираюсь считать свое мнение превыше всех остальных, я считаю что каждый волен делать маршрут так, как ему кажется это правильным и в том духе, который лучше всего подходит для данного рельефа, стиля и прочее. На нашем маршруте болтов скорее всего меньше, чем на Скайвее, и идет он не по голому монолиту в лоб, а привязываясь к лазовому рельефу. Проложить маршрут так с лазания на известняке Морчеки практически невозможно уже, без долбежки дырок и других шлямбуров (плохих, но быстно долбимых, или спитов, а потом свинчивая уши, их мало кто найдет).

Если так не делать, сверху, то получится Мачомбо, где надо раскорячиться чтобы достать и вщелкнуться в шлямбур, потому что он забит не привязываясь к рельефу, а привязываясь к дырочке под скайхук. И летать 10 метров с жестким рывком на станцию, получая травму спины. Так нечего лазать свободно, скажет кто-нибудь, это же маршрут для ито. Но рельеф то занят, а он есть там, вопрос только в том, где этот болт, который и так забит - там, где он нужен для ито или для лазания?

Это не мультипитч, это просто маршрут, который сделан изначально для свободного лазания. Пусть его итошат, и скорее всего надолбят дырок под скаи, потому что многие пролезть без них не смогут.

Показать комментарий

Юра а ты не суда а на супертопо напиши. Примерно с таким заголовком. Американцы такой подход оочень не любят, Сидара заклюют. А ему мнение своей публики очень важно - он же не на свои деньги приехал. Без спонсоров такие ребята обычно идут в кафе столы убирать.

Напишу обязательно. И в ukclimbing тоже. Я думал подождать их отъезда чтобы оценить ущерб. Может они уберут за собой сами - время есть.

Знаете, как это выглядит со стороны?
Парень сделал ошибку, я сказал ее исправить, как только это увидел. Вопрос в двух болтах станции, а не "глобального вмешательства злобных захватчиков на священную вершину". Он позвонил вам и сейчас он полностью уверен в том, что вы дали разрешение. О чем вы там говорили, никто кроме вас не знает, а трактовать это можно по-любому в любую удобную сторону. Если бы вы не разрешили, он бы перенес станцию и все, что связывает наш маршрут и Скайвей - это была бы замена "консервных" шлямбуров на новые. Я недавно спустился по вашему маршруту "Дана/Луноход" на Челеби, и там эти болты сгнили совсем, маршрут в таком состоянии "мертвый" и потенциально опасный, я про веревку по голому шелушащемуся пузу с дырочками под скаи. На Скайвее они в лучшем состоянии, но кажется год прохождения у обоих маршрутов очень близкий?

Теперь начинается "охота на ведьм" и выплескивание непонятного негатива в сообщество. И это очень некрасиво. Сидар еще несколько дней здесь, рад, что получилось пройти лазанием очень интересный маршрут, с ним можно связаться десятком способов через интернет, через меня, созвониться с ним через меня и так далее. И он не прочитает этот пост на Риске. Я просто скажу ему что вы друг друга не так поняли и что ему все-таки придется перенести станцию и замазать дырочки от болтов.

Это больше похоже на желание "перемыть кому-то косточки", чем решить вопрос по-человечески.

на супертопо народ говорит следущее:
1) надо уважать местные традиции. Do great things, leave no trace
2) а кто вообще там лазил? (имена фамилии)
3) чет про спонсоров не относящееся к делу

Показать комментарий

фраза "Сидару повезло, национальностью и известностью вышел, и Юра разрешил все оставить как есть" говорит о том что Юра должен был (если бы хотел чистоты) настоять чтобы срезали за собой.
Возможно не так - обьясните!

"Сидару повезло, национальностью и известностью вышел, и Юра разрешил все оставить как есть" - это не так. Читайте как было дело на самом деле с самого начала. Я однозначно виноват что не послал открытым текстом, а стал объяснять что нужно соблюсти местную этику, применяемую на Морчеке. Как оказалось - на момент разговора болты уже стояли. Кроме того они умолчали много вещей, в том числе и то, как их маршрут делался.

Юрко. Вопрос двух шлямбуров на Марчеке и стиль создания машрута американцем - явно не стоит той бодяги, которую ты пытаешься взмутить.
Мотив то понятен - но консервировать гору под 14 летней давности уровень - уже явно не получается

Видели сегодня двух американских ковбоев у Ковалева в "КОШКЕ" покупали уши-анкера. Убежали что то сверлить счастливые и радостные.

Эх побьют американцев, не добер час, побьют.

Новый сложный спортивный мультипитч на Кастропольской стене, скорее всего.

Показать комментарий

вообще то я с нетерпением ждал результатов проекта американцев в Крыму, следил за постами Сергея
на фейсбуке и тд.
вот скоро выйдет фильм, думал я, и они еще раз потрясут скалолазный мир новыми маршрутами и чистым отчаянным стилем лазания,
и там Крымчане будут коментировать это с широко открытыми глазами..
в какой то мере мои ожидания исполнились, видимо глаза у некоторых широко открылись..
Сидар с монстрами были на песчаных башнях Чехии и Германии, а вот там между большими пролетами
узловых закладок им и в голову не пришло забить болт, не решились бы пролезть, чем неуважать этику местного лазания..

А вообще я недавно был приятно удивлен что не только организации вроде AAC, BMC итд. строго соблюдают этику скалолазания особенно по вопросу неуместно ставленных болтов, но и UIAA
www.theuiaa.org/upload_area/files/1/UIAA_Policy_on_preservation_of_natural_rock_for_Adventure_Climbing_-_2012_paper.pdf

Проблема актуальна сейчас в Армении тоже, в основном не реболтинга или ретроболтинга, а пробивки новых маршрутов.
Вот недавно умники ставили кучу боплтов на скале на которой есть солидные трещины с низу до вершины, в районе
где делается инвестиции для развития туризма. И по их циничным заявлениям, им плевать на этику скалолазания и прочее, сделали и все, значит это правильно.. пока что сам не ездил и не видел где и какая линия болтов, но думаю мне тоже понадобится аккумуляторная болгарка ))

все же в крыму куча нетронутых скал которые было бы очень здорово освоить. сделать еще один маршрут на морчеке, где и так их полно, нарушив существующие в районе (маршруты, правила и т.п.) какими бы спорными они не казались и вести полемику, что так и надо... ((( не респект!

НАПРИМЕР СКАЛА "РЫЖАЯ" В ЛАСПИю ( КРЫМ )
ГОТОВНОСТЬ МОРШРУТА - ОКОЛО 80%
ДО БЛИЖАЙШИХ ТРЕД МАРШРУТОВ - МЕТРОВ 20

когда будет готово, не забудьте кинуть описание на риск, плз)

Кстати, рабочее название проекта - Via Herculesa. Высота ~125 м, предварительная оценка трудности 7А-7А+. Может, и чуть больше (3я веревка). А вот так выглядит 5я веревка. Планируемое завершение линии 7 октября.

на песчаных башнях Чехии и Германии, а вот там между большими пролетами

там другая ситуация вообще. там в принципе никто ничего не бьет. пользуются только уже существующими кольцами. а Крым осваивается активно, пробиваются новые маршруты, обновляются старые, шлямбура бьются и ,ессно, возникают споры об их местах, как бывает во всех других активно развивающихся районах по всему миру. на самом деле по-моему ничего особенного, кроме дисконнекта, не случилось. мне кажется, что не стоит по этому впадать в "за державу обидно". все вменяемые люди, все можно порешать, чего скандалить сразу?

подобная ситуация привела бы к конфликту в любом месте независимо от "державы". а так как район активно развивается, публично поскандалить в данном случае уместно. ихмо

по первому пункту - именно.
по второму - я скандалов вообще не люблю, и считаю их неуместными в любом случае. они возникают, когда собеседникам лень потратить пару лишних минут и уточнить, что собственно произошло. а, как правило, происходит какое-то недопонимание. настоящих злодеев, которые "все буквально поправ", на свете не так много, имхо.

Кстати, насчет резать диском (болгаркой). 10мм болты вполне сносно ломаются молотком. Позагибаешь их молотком в разные стороны, он и ломается...

Уважаемый, Юрий.
Ваши лозунги: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст", "Бей жидов! Спасай Марчеку!", и т.п., уже услышаны...
Уже ходят молодчики под скалами и спрашивают, где им найти Нефедова?
Вам не стыдно?
Людей меняющих сгнившие шлямбура на маршрутах, делающих по сути Вашу работу, очень мало.
Вместо того, чтобы их поддерживать, Вы поливаете их грязью!
Ведь многие не понимают, что это просто политика...
Вам мало быть известным в Крыму, Вам хочется, чтобы о Вас узнали в Мире!
Не слишком ли большой ценой Вы добиваетесь известности?

Уважаемый, (я, к сожалению, не заняю как Вас зовут).
Мне понятна позиция Сергея, изложенная в его статье и нравится стиль его изложения, однако я не думаю, что согласие или не согласие с другим мнением даёт нам право оскорблять опонента, тем более человека, которому есть что сказать по поводу скалолазания в Крыму. Посмотрите статью Сергея - там нет и тени перехода на личности, а лишь отстаивание собственной позиции.
Идёт смена поколений, выработка новых стилей и, если хотите, - формирование философии современного лазания. Я думаю, что все стороны должны быть услышаны.
Поэтому обвинения человека, высказывающего другую позицию, в претензии на мировое господство мне кажутся неуместными.

Меня зовут Саша.
Я уважаю, и более того, восхищаюсь всеми, кто делал маршруты на Марчеке.
Приношу свои извинения за слишком резкий комментарий.
Но тот факт, что под скалами появилась решительно настроенные ребята, это прямое следствие агрессивного тона статьи Юрия.
Такой опытный человек, должен понимать к чему приводят призывы поделить альпинистов на гостей и ХОЗЯЕВ...
Очень надеюсь, что победит здравый смысл.

ни к чему скандальть, ругаться и ссориться!!! что мы делим?
пожалуйста, оставьте новую линию на Марчеку! не рубите сгоряча
Обращение к толерантности, разумности и возможности свободы выбора в современном многополюсном мире скалолазно-альпинистского сообщества

Война перешла на супертопо :-)
user: garikgarik
Gym climber
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Russian Spell Check

Привет,
Я тут новенький и зарегистрировался только для того, что бы представить другую сторону конфликта которая не представлена на этом форуме, что является важным моментом для понимания, а существуют ли ту этические проблемы вообще?
Я считаю, что этика, как такова, не была нарушена и никакого вреда скалам не было причинено, единственное что пострадало, это громадное эго Юрия Круглова когда маршрут Cold-War был создан.
До момента создания маршрута Cold-War, единственый способ лазанья на Марчеку был 40 % скайхукинг (исскуственные отверстия) и 60 % лазания ........ (автор чет хотел сказать но не сказал), в то время как маршрут Круглова "Скайвей" который был нарушен всего одной станцией, ничем не отличается, это линия из искуственных отверстий, представьте себе "Kompressor". Сергей с Сидаром предварительно позвонили Юрию и получили разрешения от Юрия на установку станции.
Теперь есть маршрут который можно пройти чистым лазаньем. Маршрут интересен, нов и никогда не был пройден до этого момента.
Мистер Круглов является главой местной альпинистской государственной организации и пытается управлять и царствовать в данном регионе (звучит больше как разделять и властвовать). Он лично противостоит другой скалолазной деятельности в регионе, особенно тем, кто способствует развитию региона для иностранных спортсменов, тем, кто не готов заниматься проделыванием дырок в стене под скайхуки и созданием искусственных точек, тем кто чинит старые маршруты, он противостоит в виде рутинной бюрократической машины .
Для многих местных скалолазов давно уже ясно, что Мистер Круглов хочет заморозить любую активность и инициативность в регионе, по крайней мере на уровне когда он сам был альпинистом, используя все возможные причины такие как этика лазанья и окружающая среда.
Какая этика была нарушена и что стоит за этикой и нарушение в данном случае? Я не понимаю как создание нового, свежего и чистого маршрута может навредить кому либо.
Единственное с чем я готов согласиться с Кругловым, так это то, что он не хочет что бы эти скалы стали "скалодромом", сейчас это рай для "скайхукинга" и отличное место для отработки альпинистами своих лазательных навыков.

С уважением

Здраствуйте Юрий!
Я не знаю всей истории с скайвеем но ведь это маршрут был тоже ошибкой пройденной с верху вниз и его сохранили потому что оно уже есть. Сергей с вами посоветовался прежде чем делать станцию вы дали согласие. Сейчас выходит что вы друг друга не поняли и Сергей готов перенести станцию. Оставьте это маршрут в покое он уже есть. Если вы хотите срубить его, с рубите за одно и свою ошибку скайвей. Вы же не маленький мальчик, Вы взрослый человек президент ФАИС. То что вы сейчас делаете породит только еще больший конфликт.
С уважением Ханов Григорий.

В этом вашем комментарии, Юрий Круглов, сквозит неприкрытая радость. Даже, скорее, злорадство. Как-то даже неприятно.

Фюрер новорожденный.
Показательную порку устроил? Очень достойно!
Либо дурак, либо сволочь. Тьфу...
А ведь имел шанс остаться уважаемым человеком и влиять на формирование молодёжи, развития Крыма и выработки стиля ....

Юрий прошу прошения по поводу скайвея, Над мной кто-то давно подшутил, по поводу его прохождения сверху вниз. Но в любом случае, я считаю что маршрут Сергея стоит оставить, много людей хотело бы его пролезть. А из этого сыр-бора я думаю все поняли все сделали выводы.
П.С. Я думаю чтобы такой прецедент больше не повторился на стоянка стоит поставить информационную доску с декларацией. Еще раз приношу свои извинения по поводу скайвея.

"Отличный результат!"
- и даже еще лучше: теперь о Нефедове и Круглове знает вся Америка - 5 страниц обзора скандала в Рок-энд-Айс + еще письмо Нефедова : http://www.rockandice.com/news/2296-cold-war-professional-climbers-rap-bolt-crimea

Photo Cedar Wright. из той же статьи

Я не знаю всей истории с скайвеем но ведь это маршрут был тоже ошибкой пройденной с верху вниз и его сохранили потому что оно уже есть. Фраза для анекдота.
Для Ханова Григория. Маршрут Скайвей пройден в классическом стиле снизу вверх

Привет Сергей!
Давно был убежден, что его прошли именно так. Кто-то сыграл со мной злую шутку. Но даже если это так то это все равно ничего не меняет все все поняли. Не нужно этого срача.

Для образования, кто-нибудь просветит, буду благодарен. Fly down(1993) и Cold War(2012) это единственные маршруты сделанные с нарушением альпинисткой этики за более чем полувековую историю крымского альпинизма? Или ещё есть альп. маршруты в Крыму сделанные также сверху вниз.

Да полно. Круглов срач поднял вовсе не из-за этого. На Морчеке их не было, и это было правильно.
Идея была благородной - сохранить дух Морчеки, это действительно особенная гора. Был прецедент - согласен, надо пресекать.
Но методы, которыми он этого добивается, не выдерживают никакой критики. Тут, похоже, на первый план вышла уже личная неприязнь, а прецедент - только повод.

1) Нефёдов "подставил" американцев North Face, себя среди местных альпинистов, а свой бизнес на Морчеке убил.
4) Гудбай болты - так закончится Холодная война.

Я бы отнёс это к позору, а не к достижениям. Особенно если учесть вклад Нефёдова в развитие крымского альпинизма.

5) Больше ни один заезжий умник с перфоратором на Морчеке не появится - прививка ещё на 10 лет.

Вот вовсе не факт. Скорее начнётся война перфоратора и болгарки.

Все просто. Теперь еще 10 лет будут вспоминать Круглова.

Отличный результат!©

Вопрос только в том - как вспоминать?

Из книги Круглова "Морчека: Забытая гора"
Страницы 44-45 http://s49.radikal.ru/i123/1210/14/d8b1a8c37578.jpg
Страницы 46-47 http://s58.radikal.ru/i160/1210/c6/000479ff2d23.jpg

Для тех, кому лень смотреть сканы, приведу здесь содержание раздела "Шлямбурные крючья" из главы "Полезная информация".
Как я понимаю, именно это Круглов преподносит как "декларацию".

"Для ВСЕХ маршрутов на Морчеку шлямбура НЕ НУЖНЫ.
Они имеются в достаточном количестве в нужных местах. Клуб морчекистов тщательно следит за тем, чтобы Морчека избежала участи "пробивания", как это случилось на Форосском Канте. Одна из задач Клуба - оберегать маршруты и поддерживать их в том виде, в котором их оставили первопроходители. Старые шлямбура постепенно заменяются на новые в тех же местах. Если у Вас на каком-нибудь маршруте возникло желание забить шлямбурный крюк, значит Вы к этому маршруту не готовы. Не портите его, а сходите что-нибудь попроще! Иначе мы не сможем представить насколько "круты" были альпинисты-первопроходители."

По-моему это не похоже на публичную декларацию, о которой говорит господин Круглов. В частности, здесь ничего не сказано о подготовке маршрута сверху-вниз, и о перфораторе тоже ни слова.
Похоже, уважаемые люди из "Клуба морчекистов" думают, что все остальные телепаты и должны знать о том, о чем они договариваются сидя перед костром.
А еще они пытаются продвинуть свою декларацию задним числом.

то Kkot: Что вас смущает в данной декларации. Краткость? Вы считаете, декларация должна быть на двадцати листах? Или оговаривать все мыслимые и немыслимые действия людей? Возможно когда то кому то придётся делать и в таком варианте, чтобы не было разночтений.
Про частности:"В частности, здесь ничего не сказано о подготовке маршрута сверху-вниз, и о перфораторе тоже ни слова."
Простите меня за любопытство: о какой "подготовке маршрута сверху-вниз" может идти речь при альпинистском первопроходе? Это предполагается набивание каких то точек по пути первопрохода? Или что то другое? Никому в голову не приходило чтобы альпинистский первопроход делали с предварительной подготовкой сверху. Это было бы не первопроходом, а подлогом. Нам не требовалось предполагать, что все остальные телепаты. Мы априори считали, что вокруг альпинисты не нуждающиеся в мухлёвстве.
Что касается задним чилом, то это уже третья попытка продвинуть в люди идеи декларации. Потому что первая попытка была зафиксирована в начале 93-его там же под Морчекой. Причина. появление на маршруте Классика новых шлямбуров.
Кстати если у вас наготове "камушек" в мой адрес, не на Морчеке я пробиваю скалолазные (не альпинистские) маршруты с провешиванием сверху вниз, перфоратором. Но Морчека то одна и далеко не гигантских размеров, как некоторым людям кажется.

У меня нет для вас никаких камешков.
Мне кажется, что данный маршрут нельзя рассматривать как альпинистский первопроход, Сергей подготовил тредовый маршрут. Это не скалолазный мультипитч, но и не олдскульный ито-шный маршрут. Где вы увидели мухлеж? Было заявлено, что маршрут был подготовлен сверху-вниз, никто вас не обманывал.

Далее про краткость "декларации". Когда Круглов заявляет о том, что декларация, как нужно совершать первопроходы на Морчеку есть в его книге, значит это должно там быть. Ответьте мне, пожалуйста, это там есть?

Вы априори считали - это вы все-таки считали остальных телепатами, мысли одних людей могут очень сильно отличаться от мыслей других, причем без всякого злого умысла.

Вы продвигаете эту идею под Морчекой в ограниченном составе лиц, причем остальной мир об этом не знает, при таких условиях нельзя задним числом публиковать декларацию и говорить о том, что это ваша проблема, что вы ее не знали. Потому что это не закон, а по сути джентльменское соглашение.
И обязанностью джентльменов из клуба является донести всему сообществу о своем соглашении и предложить сообществу его соблюдать.
А у вас получается, что все должны либо быть телепатами, либо приходить к мэтрам, сидящим как собака на сене, и просить их посветить в эти джентльменские соглашения.

Мистер Круглов заканчивает участие в полемике следующим стейтментом:

...
4) Гудбай болты - так закончится Холодная война.

фантомные боли феодализма. интересно, что человек и правда думает, что "право имеет". дичь.

*дичь
Скорее, бред.

Он пытается уничтожить прецедент подготовки маршрута сверху вниз. Он его уничтожит. Но тем самым он создаст прецедент уничтожения маршрута. И к чему это приведёт на морчеке с её густотой линий - неизвестно. Уже сейчас вижу - хочешь проложить новую красивую линию - сруби существующую. Всё равно там только дырки да грилые болты. Даже ИТОшить неинтересно.

Показать комментарий

С.Нефедов - молодец. Может, не в Крыму, но в Каравшине уже и другие ребята занялись современным альпинизмом.
А Морчека в Крыму - одна. Что же делать, если её изгадили ито-шными маршрутами... которые не оправданы на монолитную и не нависающую (в основном) стену.