Пишет ris-ma, 28.08.2012 01:12

Все ли доплывут? Недалеко от г.Магнитогорска прошли соревнования по кросс-триатлону. (Мультигонки)
Все ли доплывут, с тревогой подумал я, глядя на волны на поверхности озера и ощущая на своём лице сердитые порывы теплого ветра. Невдалеке от берега, борясь с болтанкой, пытался стабилизировать своё положение в пространстве Саша Дрёмин – наш спасатель на моторной лодке. Он – часть плана по обеспечению безопасности на спринтерской дистанции кросс-триатлона, на участке «плавание».

И с его стороны изредка доносились непечатные выражения, общий смысл которых сводился к фразе «зачем эти классные ребята хотят плыть толпой в такую чудесную погоду».

Но главный идейный вдохновитель мероприятия – Дима Филиппов - оставался невозмутим и уверен в успехе, его короткая успокаивающая фраза «не бзди» полностью сняла все мои сомнения в том, что первый в истории г.Магнитогорска кросс-триатлон на озере Сабакты(Чебачье) состоится благодаря усилиям дружной команды организаторов: Димы Филиппова, Юры и Наташи Кургановых, и всех наших друзей, которые откликнулись и приехали провести выходной, следя за безопасностью и фиксируя прохождение этапов участниками.
На берегу перед стартом, кроме болельщиков и судей собралось 24 участника, и после короткого представления схемы трассы – 750 метров плавание, 16 км велосипедной гонки, и около 5,5 км. бега по пересеченной местности, - главный судья Галибузов Иван Павлович зычным голосом громко скомандовал участникам выдвинуться к месту старта – береговой линии. Спортсмены послушно выдвинулись, по щиколотку зайдя в воду. В 375 метрах от берега маячил «буй» - вторая лодка с нашими волонтерами, которую необходимо обогнуть участникам, после чего развернуться и плыть назад.
Прозвучала команда «старт», после которой я понял, что жив не только рок-н-ролл, но и гопак: участники, виляя бёдрами и высоко поднимая колени, стремительно набирали глубину, стараясь опередить соперников и занять лидирующие позиции.
Я тоже принял активное участие в этом рывке атакующих аллигаторов, пробежав около 10 метров. Дальше пришлось все-таки плыть, стараясь не глотать встречные волны и не сбиться с курса.
Когда огибал долгожданную лодку-буй, услышал подбадривающую фразу Валеры Тимофеева – капитана этого судна – мол, нормально, Андрюха, 4м плывешь, давай-давай. Я и «давал». На обратном пути плылось уже легче – по ветру.
Когда выбегал на берег, подумал о зрелищности триатлона – наверно, если бы скалолазы выступали в мокрых плавках и купальниках, скалолазание тоже включили бы в программу олимпийских игр.
Возможно, одни из самых волнующих моментов триатлона для спортсмена – перемены вида деятельности - с плавания на велосипед, затем – бег, как отреагирует на это тело и мозг – до конца не знаешь. И в значимом для триатлона 1974 году, когда в споре между пловцом на длинные дистанции и бегуном – родилась идея провести соревнования, включающие подряд все три изматывающие дистанции было до конца не ясно, смогут ли спортсмены выдержать этот сумасшедший триатлон и преодолеть супердистанцию, которую впоследствии назвали «Iron Man».*
Наша дистанция раз в 10 короче, но среди нас нет суперспортсменов, и это - испытание с непредсказуемым результатом для каждого участника.
Я бегу к парковке велосипедов, с трудом втискиваю мокрые ноги в кроссовки, полминуты теряю, пытаясь натянуть номер, и наконец снимаю велосипед с парковочного бруса и стартую в сторону холмов: рок-н-ролл продолжался на суше.

Промаркированная красной сигнальной лентой трасса соскучиться не давала: грунтовая дорога петляла между холмами, и крутые, «на зубах», подъемы сменялись лихими спусками, колея, корни и камни на дороге заставляли прижимать вспотевшими от напряжения пальцами рычаги тормозов. На одном из таких спусков на моих глазах «навернулся», подняв тучу пыли, один из лидеров Кирик Сергей. Он махнул рукой, отказавшись от помощи, и позже я узнал, что ему пришлось сойти с дистанции. После финиша я встретил его с заклеенной переносицей и шиной на пальце руки – без неприятностей не обошлось.

По словам Димы Филиппова, переход с велосипеда на бег на сленге триатлонистов называется «кирпич». Ощущение в забитых во время прохождения велоэтапа ногах на первых метрах бега – словно в мышцах два тяжелых кирпича: бежать непросто. Поэтому этот этап – ключевой, лидеры могут легко быть «съедены» спортсменами, у которых еще «остались» ноги.
И я убедился в этом, когда на последних 300 метрах до финиша меня мощным финишным рывком обошел Лапин Александр. Он и стал победителем соревнований среди мужчин.
Однако мужики не были одиноки на пьедестале: добавили зрелищности и остроты мероприятию изящные и очаровательные, Надежда Затонских и Катерина Демидко. Они прошли все испытания, опередив некоторых представителей сильного пола. Третья участница – Кальянова Лариса – на велоэтапе проколола колесо, и к сожалению, не смогла пройти дистанцию до конца.
Среди наших героев хочу отдельно отметить Субботина Владимира – мальчишка 12 лет наравне со взрослыми прошел дистанцию с начала до конца, заслужив всеобщий почет, уважение и награду -кружку с подарочной гравировкой.

Несколько слов от Дмитрия Филиппова: Наша дистанция спринтерская. Время от 1ч.20мин. до 2ч.15мин., думаю многие могут осилить, побороться или просто комфортно пройти гонку. Триатлон это не только супер длинные дистанции, в основном это зрелищные спринты, что и получилось у нас. Не всегда тот, кто первым выходит из воды побеждает в гонке. На финише я был седьмой, но очень счастливый. Радовался рукопожатиям друзей и единомышленников.
Хотелось бы выразить благодарность - С.Солдатову, С.Беседину, А.Чупину, Т.Шмыревой, врачу - Л.Задирака, гл.судье И.П.Галибузову, секретарю Л.Таракановой, и всем остальным людям, кто откликнулся и помог сделать этот хороший старт, спасибо зрителям и участникам соревнований, отдельное спасибо спонсорам: магазину «Триал-Спорт», фитнес центру «Другое измерение». Воспоминания о жарком дне 12 августа 2012 года согреют нас промозглой поздней осенью и холодной зимой.
25 сентября день рождения современного короткого триатлона, хорошо бы и в этот день организовать соревнования!

*Историческая справка: Согласно данным историка триатлона, чемпиона Ironman Hawaii Скотта Тинлея (Scott Tinley) корни триатлона базируются на гонках, проводимых во Франции в течение 1920 — 1930-х годов, которые назывались «La Course des Debrouillards» (дословно — «Гонка находчивых»). В наши дни эта гонка проводится каждый год во Франции около Joinville le Pont, недалеко от Meulan и Poissy. Впервые о соревнованиях наподобие современного триатлона можно было узнать в 1920 году из французской газеты «L’Auto», где сообщалось о соревновании, названного «Les Trois Sports», такие данные: 3 км бег, 12-километровый велосипед и пересечение вплавь канала Марнэ. Эти три части преодолевались без всякого перерыва. Есть также упоминания в французских газетах о гонке в Марселе в 1927 году. В 1934 году статья о «Les Trois Sports» (три спортивных состязания) в городе Rochelle сообщала о соревновании на дистанции, состоящей из трех компонентов: пересечение канала (200 m), соревнование на велосипеде (10 км) вокруг гавани Rochelle и парка Laleu, и пробеге (1200 m) по стадиону Andre-Barbeau. Таким образом, можно сказать, что концепция современного триатлона зародилась именно тогда.

Начиная с середины 1930-х годов информации о состязаниях по триатлону практически нет вплоть до 1974 года, когда недалеко от залива Сан-Диего в Южной Калифорнии (США) группа друзей-спортсменов различной специализации организовали клуб и начали тренироваться вместе. Среди них были бегуны, пловцы и велосипедисты, и вскоре тренировочные сессии превратились в неофициальные гонки. Руководимый и задуманный Джеком Джонстоуном (Jack Johnstone) и Доном Санааном (Don Shanahan), первый триатлон залива Mission Bay был проведен 25-го сентября 1974 года с участием 46 атлетов. Эта дата и отмечается как день рождения современного короткого триатлона. Супердистанция (3.86плавание,180.2-велосипед,42.2) бег, которую впоследствии назвали «Iron Men» родилась из споров бегунов и пловцов. Первыми соревнованиями на классической дистанции триатлона (2.4 мили (3.86 км) плавание, 112 миль (180.2 км) езда на велосипеде, и 26.2 мили (42.2 км) бег, были соревнования на Гавайях Hawaiian Iron Man Triathlon, идея которого возникла во время церемонии награждения победителей Oahu Perimeter Relay (командная гонка бегунов) в 1977 году. Среди участников были многочисленные представители клубов бегунов Mid-Pacific Road Runners и плавания Waikiki Swim Club, члены которых долго спорили, какие атлеты более физически выносливые — бегуны или пловцы. В связи с этим один из атлетов, морской пехотинец Джон Коллинс (John Collins) указывал также на статью в журнале Sports Illustrated, в которой говорилось, что Эдди Меркс, легендарный бельгийский велосипедист, имел самый высокий зарегистрированный показатель «максимального потребления кислорода» среди всех когда-либо измеренных атлетов, и таким образом именно велосипедисты являются наиболее физически крепкими и выносливыми спортсменами. Сам Коллинс был не новичок в триатлоне, он и его жена, Джуди, принимали участие в триатлонах, организованных в 1974—1975 гг. клубом San Diego Track Club в Mission Bay (Калифорния), а также в соревнованиях Optimist Sports Fiesta Triathlon в Колорадо. Некоторые другие военные атлеты также принимали участие в этих соревнованиях, так что они согласились, когда Коллинс предложил решить этот спор прямо на трассе гонки, объединяющую три уже существующих соревнования на длинные дистанции: соревнования по плаванию в открытой воде Waikiki Roughwater Swim (2.4 мили/3.862 км), гонку на велосипеде Around-Oahu Bike Race (115 миль); обычно проводились в два дня и Марафон Hanolulu (26.219 мили/42.195 км). До того дня велосипедная гонка проводилась в два дня, поэтому дистанции велогонки была сокращена на 3 мили чтобы поместить дистанцию между финишем плавания и стартом марафона. До старта гонки каждый атлет получил три листа бумаги с несколькими пунктами правил и описанием дистанции, а также надписью на последней странице: «Проплыви 2.4 МИЛИ! Велогонка 112 МИЛЬ! Пробеги 26.2 МИЛИ! Гордись этим всю оставшуюся жизнь!». В честь одного из местных бегунов, который был известен своими изматывающими тренировками, Коллинс сказал, что «кто бы ни финишировал первым, мы назовем его Iron Man (Железным Человеком)». И рано утром 18-го февраля 1978г. в соревнованиях приняло участие пятнадцать мужчин, двенадцать из которых закончили гонку, а всемирную славу первого Ironman’а получил Гордон Халлер (Gordon Haller), закончивший дистанцию за 11 часов, 46 минут и 58 секунд.